Конспект НОД для детей 5-6 лет по познавательному развитию "Наша Масленица"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД для детей 5-6 лет по познавательному развитию «Наша Масленица»
Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица.
Задачи:
• Знакомить детей с историей, традициями, русского народа.
• Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями.
• Знакомить с русским народным фольклором, используя заклички, скороговорки, народные песни, пословицы, просилки, хороводы, детское народное творчество.
- Развивать все виды памяти.
• Продолжать обогащать и активизировать словарный запас.
• Воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю.
• Воспитывать нравственные чувства через русское народное творчество.
• Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя русскую народную музыку, репродукции картин русских художников, иллюстративный, видео материалы, а также сюрпризные моменты.
Оборудование: ИКТ, презентация «Масленица»;русская народная музыка и песни; репродукции картин русских художников; иллюстративный, фото, видео материалы; рисунки; логоритмическое упражнение «Дом и ворота»; заклички; чучело Масленицы, карусель с лентами,
Ход занятия
Воспитатель: В доме к празднику все прибрались.
Все готовы? (Да).
Ну, тогда ворота отворяйте, да гостей привечайте!
Логоритмическое упражнение «Дом и ворота»
Дети: На поляне дом стоит,
(Пальцы обеих рук делают "крышу").
Ну, а к дому путь закрыт.
( Руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота").
Мы ворота открываем,
(Ладони разворачиваются.)
Всех вас в гости приглашаем.
(Кланяются гостям. Дети садятся.)
Воспитатель: - Дети, какое, сейчас, время года (зима)
- Какие вы знаете зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)
- Какой народный праздник мы отмечаем в феврале? (Масленица)
- Что это за праздник (Это время, когда зима встречается с весной).
- Что является символом Масленицы (блин) .
- Почему? Правильно, ребята! В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком.
Воспитатель: К нам масленица идет кривошейка,
Встретим мы ее хорошенько.
Мы сегодня позабавимся,
На весёлой карусели покатаемся!
Ленточками украсим,
Ленточками не простыми,
Ленточками праздничными.
Что ни ленточка - то денёчек
Сколько дней в неделе, столько и ленточек.
(Воспитатель показывает яркий обруч и 7 разноцветных лент)
- Издревне люди в деревнях к празднику сооружали соломенное чучело Масленицы, и по улицам торжественно его катали на санях. Нужно и нам позаботиться, все как положено сделать. (Вносят чучело Масленицы на санках )
Физкультминутка
«Малечена-калечина»
Выбирается ведущий. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова и одновременно катают между ладошек палочку.
Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера, до зимнего?
После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.
Воспитатель: В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.
(Дети читают стихи)
1-й: Широкая Масленица – Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
2-й: Дорогая наша Масленица!
Дуня белая, Дуня румяная!
Коса длинная, трёхаршинная!
Лента алая, двуполтинная!
3-й:Платок беленький, новомодненький!
Лапти частые, головастые!
Ух, красавица!
4-й: Ой, Масленица, протянися!
Ты за дуб, за колоду зацепися!
Ой, сказали - нашей Масленице семь годков,
А всего у Масленицы семь деньков.
Воспитатель:: Ребята, а как называются семь деньков нашей Масленицы – семь дней недели? Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье
Итак, начинается Масленица в понедельник — первый день недели — «Встреча Масленицы». Пекли маленький блин и давали детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова:
"Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками".
(Привязаваем вместе с детьми ленту к карусели, проговаривая слова) .
— Второй день — вторник, звался «Заигрыши».
В этот день начинали собираться игрища да потехи.
Вот и мы с вами поиграем в игру «Крыночки».
(Показываю детям крынку и объясняю её назначение)
— В таких крынках хранили молоко и сметанку. Для игры нам надо выбрать котика, который любит полакомиться сметанкой.
Считалка: Шёл котик через мост:
Вот и лыпы, вот и хвост.
Вот глаза, а вот и грудь,
Выходи, водящим будь!
На выбранного котика одеваем шапочку.
— Вы все будете крыночками, садитесь в круг. Я вас накрою платочками, чтобы котик не добрался до молока и сметаны. А когда кот заберёт у вас платочки, и вы услышите слова: «А за это — кулачок!», догоняйте его и отбирайте платочки. Тот из детей, кто оказался самым ловким в игре, привязывает ленту к карусели.
— Третий день — среда «Лакомка».
— Ребята, а кого или что можно назвать лакомкой? (ответы детей). Понятно. Это когда что-нибудь вкусненькое. Любите вкусненькое? Вас тоже можно назвать лакомками. А у тебя, Масленица, и корзинка полная! На всех хватит. Карусель соберём, а потом и за лакомство примемся. Масленица — кривошейка,
Встретим мы тебя хорошенько!
С блинцами,
С каравайцами,
С вареничками!
( Проговаривая слова вместе с детьми , привязать третью ленточку)
— О русской Масленице сохранилась поговорка: «Не житьё, а масленица». Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей).
— Так говорили потому, что на масленой неделе все ходили друг к другу в гости, угощались блинами с маслом, мёдом и сметаной вволю.
— Четвёртый день — «Широкий четверг», «Широкая масленица». Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой. В этот день веселились, устраивали ярмарки, катание с гор, а песни, да частушки звенели с утра до вечера.
( Подготовленный дети поют частушки, остальные подпевают):
Эй, девчонки — хохотушки, Возле речки, возле быстрой
Запевайте-ка частушки, Все фиалочки растут.
Запевайте поскорей, Без частушек прожить можно,
Чтоб порадовать гостей! Да чего — то не живут.
Воспитатель — В этот день ещё устраивали соревнования. А ну-ка кто складнее, да быстрее скороговорку выговорит! Только такой уговор: важно скоро сказать да только важнее — правильно.
Скороговорка: «Из печи калачи в окошко мечи».
— Слово «мечи» — значит бросать метко. Кто лучше скажет , тот и привяжет ленту к карусели.
— Пятница — «Тёщины вечеринки». Вся семья на блины к бабушке шла.
(Воспитатель сама привязывает ленту к карусели).
— Суббота — «Золовкины посиделки» В эти дни к тетям и дядям шли на блины, звали к себе в гости и угощали всякими вкусностями.
(Воспитатель сама привязывает ленту к карусели)
— А в воскресенье — «Проводы Масленицы» и «Прощёный день». Дети шли к родителям и со словами: «Прости меня, пожалуй, если в чём виноват перед тобой», кланялись друг другу и целовались.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.
Ты пришла с добром,
Со блинами, пирогами
Да со оладьями.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари,
А сегодня, в воскресенье,
Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,
Наша Масленица!
После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.
А прощёным этот день назывался не только потому, что просили друг у друга прощения, но и прощались с зимой и звали весну:
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай солнышко — колоколнышко,
Приноси урожай в наш родимый край!
— Давайте вместе позовём весну закличкой.
(Привязываем последнюю ленту.)
— Давайте — ка прощаться, за последнюю игру приниматься.
Воспитатель отмечает, что дети были внимательны на занятии, дружно и активно участвовали в украшении карусели.
Игра «Карусель»
Еле — еле — еле — еле
Завертелись карусели
А потом кругом — кругом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра.
Воспитатель: Вот пора заканчивать, Масленицу сжигать.
Угощу вас блинами.
А теперь, взрослые и детвора, всем на улицу пора!
На улице сжигают Масленицу и кричат:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Чтобы все метели разом улетели,
Чтобы птички пели, травы зеленели.
Угощайтесь, гости дорогие!
Вот блинчиков пара,
Ешьте — с пылу, с жару!
Все румяны да красивы!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Наша масленица | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в старшей группе «Наша Масленица»
Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица.
Задачи:
• Знакомить детей с историей, традициями, русского народа.
• Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями.
• Знакомить с русским народным фольклором, используя заклички, скороговорки, народные песни, пословицы, просилки, хороводы, детское народное творчество.
- Развивать все виды памяти.
• Продолжать обогащать и активизировать словарный запас.
• Воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю.
• Воспитывать нравственные чувства через русское народное творчество.
• Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя русскую народную музыку, репродукции картин русских художников, иллюстративный, видео материалы, а также сюрпризные моменты.
Оборудование: ИКТ, презентация «Масленица»;русская народная музыка и песни; репродукции картин русских художников; иллюстративный, фото, видео материалы; рисунки; логоритмическое упражнение «Дом и ворота»; заклички; чучело Масленицы, карусель с лентами,
Ход занятия
Воспитатель: В доме к празднику все прибрались.
Все готовы? (Да).
Ну, тогда ворота отворяйте, да гостей привечайте!
Логоритмическое упражнение «Дом и ворота»
Дети: На поляне дом стоит,
(Пальцы обеих рук делают "крышу").
Ну, а к дому путь закрыт.
( Руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота").
Мы ворота открываем,
(Ладони разворачиваются.)
Всех вас в гости приглашаем.
(Кланяются гостям. Дети садятся.)
Воспитатель: - Дети, какое, сейчас, время года (зима)
- Какие вы знаете зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)
- Какой народный праздник мы отмечаем в феврале? (Масленица)
- Что это за праздник (Это время, когда зима встречается с весной).
- Что является символом Масленицы (блин) .
- Почему? Правильно, ребята! В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком.
Воспитатель: К нам масленица идет кривошейка,
Встретим мы ее хорошенько.
Мы сегодня позабавимся,
На весёлой карусели покатаемся!
Ленточками украсим,
Ленточками не простыми,
Ленточками праздничными.
Что ни ленточка - то денёчек
Сколько дней в неделе, столько и ленточек.
(Воспитатель показывает яркий обруч и 7 разноцветных лент)
- Издревне люди в деревнях к празднику сооружали соломенное чучело Масленицы, и по улицам торжественно его катали на санях. Нужно и нам позаботиться, все как положено сделать. (Вносят чучело Масленицы на санках )
Физкультминутка
«Малечена-калечина»
Выбирается ведущий. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова и одновременно катают между ладошек палочку.
Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера, до зимнего?
После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.
Воспитатель: В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.
(Дети читают стихи)
1-й: Широкая Масленица – Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
2-й: Дорогая наша Масленица!
Дуня белая, Дуня румяная!
Коса длинная, трёхаршинная!
Лента алая, двуполтинная!
3-й:Платок беленький, новомодненький!
Лапти частые, головастые!
Ух, красавица!
4-й: Ой, Масленица, протянися!
Ты за дуб, за колоду зацепися!
Ой, сказали - нашей Масленице семь годков,
А всего у Масленицы семь деньков.
Воспитатель:: Ребята, а как называются семь деньков нашей Масленицы – семь дней недели? Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье
Итак, начинается Масленица в понедельник — первый день недели — «Встреча Масленицы». Пекли маленький блин и давали детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова:
"Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками".
(Привязаваем вместе с детьми ленту к карусели, проговаривая слова) .
— Второй день — вторник, звался «Заигрыши».
В этот день начинали собираться игрища да потехи.
Вот и мы с вами поиграем в игру «Крыночки».
(Показываю детям крынку и объясняю её назначение)
— В таких крынках хранили молоко и сметанку. Для игры нам надо выбрать котика, который любит полакомиться сметанкой.
Считалка: Шёл котик через мост:
Вот и лыпы, вот и хвост.
Вот глаза, а вот и грудь,
Выходи, водящим будь!
На выбранного котика одеваем шапочку.
— Вы все будете крыночками, садитесь в круг. Я вас накрою платочками, чтобы котик не добрался до молока и сметаны. А когда кот заберёт у вас платочки, и вы услышите слова: «А за это — кулачок!», догоняйте его и отбирайте платочки. Тот из детей, кто оказался самым ловким в игре, привязывает ленту к карусели.
— Третий день — среда «Лакомка».
— Ребята, а кого или что можно назвать лакомкой? (ответы детей). Понятно. Это когда что-нибудь вкусненькое. Любите вкусненькое? Вас тоже можно назвать лакомками. А у тебя, Масленица, и корзинка полная! На всех хватит. Карусель соберём, а потом и за лакомство примемся. Масленица — кривошейка,
Встретим мы тебя хорошенько!
С блинцами,
С каравайцами,
С вареничками!
( Проговаривая слова вместе с детьми , привязать третью ленточку)
— О русской Масленице сохранилась поговорка: «Не житьё, а масленица». Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей).
— Так говорили потому, что на масленой неделе все ходили друг к другу в гости, угощались блинами с маслом, мёдом и сметаной вволю.
— Четвёртый день — «Широкий четверг», «Широкая масленица». Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой. В этот день веселились, устраивали ярмарки, катание с гор, а песни, да частушки звенели с утра до вечера.
( Подготовленный дети поют частушки, остальные подпевают):
Эй, девчонки — хохотушки, Возле речки, возле быстрой
Запевайте-ка частушки, Все фиалочки растут.
Запевайте поскорей, Без частушек прожить можно,
Чтоб порадовать гостей! Да чего — то не живут.
Воспитатель — В этот день ещё устраивали соревнования. А ну-ка кто складнее, да быстрее скороговорку выговорит! Только такой уговор: важно скоро сказать да только важнее — правильно.
Скороговорка: «Из печи калачи в окошко мечи».
— Слово «мечи» — значит бросать метко. Кто лучше скажет , тот и привяжет ленту к карусели.
— Пятница — «Тёщины вечеринки». Вся семья на блины к бабушке шла.
(Воспитатель сама привязывает ленту к карусели).
— Суббота — «Золовкины посиделки» В эти дни к тетям и дядям шли на блины, звали к себе в гости и угощали всякими вкусностями.
(Воспитатель сама привязывает ленту к карусели)
— А в воскресенье — «Проводы Масленицы» и «Прощёный день». Дети шли к родителям и со словами: «Прости меня, пожалуй, если в чём виноват перед тобой», кланялись друг другу и целовались.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.
Ты пришла с добром,
Со блинами, пирогами
Да со оладьями.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари,
А сегодня, в воскресенье,
Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,
Наша Масленица!
После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.
А прощёным этот день назывался не только потому, что просили друг у друга прощения, но и прощались с зимой и звали весну:
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай солнышко — колоколнышко,
Приноси урожай в наш родимый край!
— Давайте вместе позовём весну закличкой.
(Привязываем последнюю ленту.)
— Давайте — ка прощаться, за последнюю игру приниматься.
Воспитатель отмечает, что дети были внимательны на занятии, дружно и активно участвовали в украшении карусели.
Игра «Карусель»
Еле — еле — еле — еле
Завертелись карусели
А потом кругом — кругом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра.
Воспитатель: Вот пора заканчивать, Масленицу сжигать.
Угощу вас блинами.
А теперь, взрослые и детвора, всем на улицу пора!
На улице сжигают Масленицу и кричат:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Чтобы все метели разом улетели,
Чтобы птички пели, травы зеленели.
Угощайтесь, гости дорогие!
Вот блинчиков пара,
Ешьте — с пылу, с жару!
Все румяны да красивы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: «Что такое воздух?»
Цель: Создать условия для развития любознательности детей, через ознакомление с особенностями и свойствами воздуха.Задачи:Развивать познавательную активность детей в процессе опытов.Сформировать предс...
Конспект НОД» для детей 2 – 3 лет по познавательному развитию. Тема: «Петушок и его семья»
Цель: знакомить детей с понятием «семья», рассматривание игрушек: курочка, цыплята и петушок, развивать навыки общения...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Моя малая родина - Комсомольск-на-Амуре»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию ...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию "Хлеб всему голова"
Познавательная информация о хлебе....
Конспект игрового занятия с детьми раннего возраста по познавательному развитию "Наши игрушки".
На данном игровом занятии воспитатель обогащает активный словарь детей словами-названиями игрушек, формирует устойчивые представления о величине, форме, цвете, количестве., учит детей составлять...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию детей "Портрет земли"
Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с картой мира, ее обозначениями. Знакомство с различными картами....
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию (математическое развитие)
Тема: «Число 0. Цифра 0.» ...