Конспект НОД для детей 5-6 лет по познавательному развитию "Наша Масленица"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мамонова Елена Валентиновна

Конспект НОД для детей 5-6 лет по познавательному развитию «Наша Масленица»       

Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица.

Задачи:

• Знакомить детей с историей, традициями, русского народа.

• Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями.

• Знакомить с русским народным фольклором, используя заклички, скороговорки, народные песни, пословицы, просилки, хороводы, детское народное творчество.

- Развивать все виды памяти.

• Продолжать обогащать и активизировать словарный запас.

• Воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю.

• Воспитывать нравственные чувства через русское народное творчество.

• Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя русскую народную музыку, репродукции картин русских художников, иллюстративный, видео материалы, а также сюрпризные моменты.

Оборудование: ИКТ, презентация «Масленица»;русская народная музыка и песни; репродукции картин русских художников; иллюстративный, фото, видео материалы; рисунки; логоритмическое упражнение «Дом и ворота»; заклички; чучело Масленицы, карусель с лентами,

Ход занятия

 

Воспитатель: В доме к празднику все прибрались.

Все готовы? (Да).

Ну, тогда ворота отворяйте, да гостей привечайте!

Логоритмическое упражнение «Дом и ворота»

Дети: На поляне дом стоит,

(Пальцы обеих рук делают "крышу").

Ну, а к дому путь закрыт.

( Руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота").

Мы ворота открываем,

(Ладони разворачиваются.)

Всех вас в гости приглашаем.

(Кланяются гостям. Дети садятся.)

Воспитатель: - Дети, какое, сейчас, время года (зима)

- Какие вы знаете зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)

- Какой народный праздник мы отмечаем в феврале? (Масленица)

- Что это за праздник (Это время, когда зима встречается с весной).

- Что является символом Масленицы (блин) .

- Почему? Правильно, ребята! В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком.

Воспитатель: К нам масленица идет кривошейка,

Встретим мы ее хорошенько.

  Мы сегодня позабавимся,

 На весёлой карусели покатаемся!

Ленточками украсим,

Ленточками не простыми,

Ленточками праздничными.

Что ни ленточка - то денёчек

Сколько дней в неделе, столько и ленточек.

(Воспитатель показывает яркий обруч и 7 разноцветных лент)

- Издревне люди в деревнях к празднику сооружали соломенное чучело Масленицы, и по улицам торжественно его катали на санях. Нужно и нам позаботиться, все как положено сделать. (Вносят чучело Масленицы на санках )

Физкультминутка

«Малечена-калечина»

Выбирается ведущий.   Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова  и одновременно катают между ладошек палочку.
Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера,  до зимнего?
После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Воспитатель: В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

(Дети читают стихи)

1-й: Широкая Масленица – Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

2-й: Дорогая наша Масленица!

Дуня белая, Дуня румяная!

Коса длинная, трёхаршинная!

Лента алая, двуполтинная!

3-й:Платок беленький, новомодненький!

Лапти частые, головастые!

Ух, красавица!

4-й: Ой, Масленица, протянися!

Ты за дуб, за колоду зацепися!

Ой, сказали - нашей Масленице семь годков,

А всего у Масленицы семь деньков.

Воспитатель:: Ребята, а как называются семь деньков нашей Масленицы – семь дней недели? Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье

   Итак, начинается Масленица в понедельник — первый день недели — «Встреча Масленицы». Пекли маленький блин и давали детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова:

"Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками".


(Привязаваем вместе с детьми ленту к карусели, проговаривая слова) .

—   Второй день — вторник, звался «Заигрыши». 

В этот день начинали собираться игрища да потехи.

Вот и мы с вами поиграем в игру «Крыночки».

(Показываю детям крынку и объясняю её назначение)

—        В таких крынках хранили молоко и сметанку. Для игры нам надо выбрать котика, который любит полакомиться сметанкой.

Считалка:   Шёл котик через мост:

                      Вот и лыпы, вот и хвост.

                      Вот глаза, а вот и грудь,

                      Выходи, водящим будь!

На выбранного котика одеваем шапочку.

—        Вы все будете крыночками, садитесь в круг. Я вас накрою платочками, чтобы котик не добрался до молока и сметаны. А когда кот заберёт у вас платочки, и вы услышите слова: «А за это — кулачок!», догоняйте его и отбирайте платочки. Тот из детей, кто оказался самым ловким в игре, привязывает ленту к карусели.

—        Третий день — среда «Лакомка».

—        Ребята, а кого или что можно назвать лакомкой? (ответы детей). Понятно. Это когда что-нибудь вкусненькое. Любите вкусненькое? Вас тоже можно назвать лакомками. А у тебя, Масленица, и корзинка полная! На всех хватит. Карусель соберём, а потом и за лакомство примемся. Масленица — кривошейка,

 Встретим мы тебя хорошенько!

  С блинцами,

  С каравайцами,

  С вареничками!

( Проговаривая слова вместе с детьми , привязать третью ленточку)

— О русской Масленице сохранилась поговорка: «Не житьё, а масленица». Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей).

—   Так говорили потому, что на масленой неделе все ходили друг к другу в гости, угощались блинами с маслом, мёдом и сметаной вволю.

 

—   Четвёртый день —  «Широкий четверг», «Широкая масленица».  Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой. В этот день веселились, устраивали ярмарки, катание с гор, а песни, да частушки звенели с утра до вечера.

( Подготовленный дети поют частушки, остальные подпевают):

     Эй, девчонки — хохотушки,               Возле речки, возле быстрой

     Запевайте-ка частушки,                       Все фиалочки растут.

     Запевайте поскорей,                             Без частушек прожить можно,

     Чтоб порадовать гостей!                      Да чего — то не живут.

Воспитатель — В этот день ещё устраивали соревнования. А ну-ка кто складнее, да быстрее скороговорку выговорит!  Только такой уговор: важно скоро сказать да только важнее  — правильно.

Скороговорка: «Из печи калачи в окошко мечи».

—   Слово «мечи» —  значит бросать метко. Кто лучше скажет , тот и привяжет ленту к карусели.

—   Пятница — «Тёщины вечеринки». Вся семья на блины к бабушке шла.

(Воспитатель сама привязывает ленту к карусели).
—    Суббота — «Золовкины посиделки»  В эти дни к тетям и дядям шли на блины, звали к себе в гости и угощали всякими вкусностями.

(Воспитатель сама привязывает ленту к карусели)

—   А в воскресенье — «Проводы Масленицы» и «Прощёный день». Дети шли к родителям и со словами: «Прости меня, пожалуй, если в чём виноват перед тобой», кланялись друг другу и целовались.

Ты прощай, прощай, 
Наша Масленица. 
Ты прощай, прощай, 
Наша широкая. 
Ты пришла с добром, 
Со блинами, пирогами 
Да со оладьями. 
Мы катаемся с горы 
От зари и до зари, 
А сегодня, в воскресенье, 
Наше кончилось веселье. 
Прощай, прощай, 
Наша Масленица!

После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

А прощёным этот день назывался не только потому, что просили друг у друга прощения, но и прощались с зимой и звали весну:

                      Приходи, весна! Приходи, красна!

                      Давай солнышко — колоколнышко,

                      Приноси урожай в наш родимый край!

—        Давайте вместе позовём весну закличкой.

(Привязываем  последнюю ленту.)

—        Давайте — ка прощаться, за последнюю игру приниматься.

Воспитатель отмечает, что дети были внимательны на занятии, дружно и активно участвовали в украшении  карусели.

Игра «Карусель»

Еле — еле — еле — еле

Завертелись карусели

А потом кругом — кругом,

Всё бегом, бегом, бегом.

                  Тише, тише не спешите,

                  Карусель остановите.

                  Раз, два, раз, два,

                  Вот и кончилась игра. 

Воспитатель: Вот  пора заканчивать, Масленицу сжигать.

 Угощу вас блинами.

А теперь, взрослые и детвора, всем на улицу пора!

На улице сжигают Масленицу и кричат:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Чтобы все метели разом улетели,

Чтобы птички пели, травы зеленели.

Угощайтесь, гости дорогие!

Вот блинчиков пара,

Ешьте — с пылу, с жару!

Все румяны да красивы!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Наша масленица22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в старшей группе  «Наша Масленица»

Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица.

Задачи:

• Знакомить детей с историей, традициями, русского народа.

• Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями.

• Знакомить с русским народным фольклором, используя заклички, скороговорки, народные песни, пословицы, просилки, хороводы, детское народное творчество.

- Развивать все виды памяти.

• Продолжать обогащать и активизировать словарный запас.

• Воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю.

• Воспитывать нравственные чувства через русское народное творчество.

• Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя русскую народную музыку, репродукции картин русских художников, иллюстративный, видео материалы, а также сюрпризные моменты.

Оборудование: ИКТ, презентация «Масленица»;русская народная музыка и песни; репродукции картин русских художников; иллюстративный, фото, видео материалы; рисунки; логоритмическое упражнение «Дом и ворота»; заклички; чучело Масленицы, карусель с лентами,

Ход занятия

Воспитатель: В доме к празднику все прибрались.

Все готовы? (Да).

Ну, тогда ворота отворяйте, да гостей привечайте!

Логоритмическое упражнение «Дом и ворота»

Дети: На поляне дом стоит,

(Пальцы обеих рук делают "крышу").

Ну, а к дому путь закрыт.

( Руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота").

Мы ворота открываем,

(Ладони разворачиваются.)

Всех вас в гости приглашаем.

(Кланяются гостям. Дети садятся.)

Воспитатель: - Дети, какое, сейчас, время года (зима)

- Какие вы знаете зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)

- Какой народный праздник мы отмечаем в феврале? (Масленица)

- Что это за праздник (Это время, когда зима встречается с весной).

- Что является символом Масленицы (блин) .

- Почему? Правильно, ребята! В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком.

Воспитатель: К нам масленица идет кривошейка,

Встретим мы ее хорошенько.

  Мы сегодня позабавимся,

 На весёлой карусели покатаемся!

Ленточками украсим,

Ленточками не простыми,

Ленточками праздничными.

Что ни ленточка - то денёчек

Сколько дней в неделе, столько и ленточек.

(Воспитатель показывает яркий обруч и 7 разноцветных лент)

- Издревне люди в деревнях к празднику сооружали соломенное чучело Масленицы, и по улицам торжественно его катали на санях. Нужно и нам позаботиться, все как положено сделать. (Вносят чучело Масленицы на санках )

Физкультминутка

«Малечена-калечина»

Выбирается ведущий.   Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова  и одновременно катают между ладошек палочку.
Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера,  до зимнего?
После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Воспитатель: В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

(Дети читают стихи)

1-й: Широкая Масленица – Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

2-й: Дорогая наша Масленица!

Дуня белая, Дуня румяная!

Коса длинная, трёхаршинная!

Лента алая, двуполтинная!

3-й:Платок беленький, новомодненький!

Лапти частые, головастые!

Ух, красавица!

4-й: Ой, Масленица, протянися!

Ты за дуб, за колоду зацепися!

Ой, сказали - нашей Масленице семь годков,

А всего у Масленицы семь деньков.

Воспитатель:: Ребята, а как называются семь деньков нашей Масленицы – семь дней недели? Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье

   Итак, начинается Масленица в понедельник — первый день недели — «Встреча Масленицы». Пекли маленький блин и давали детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова:

"Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками".


(
Привязаваем вместе с детьми ленту к карусели, проговаривая слова) .

—   Второй день — вторник, звался «Заигрыши». 

В этот день начинали собираться игрища да потехи.

Вот и мы с вами поиграем в игру «Крыночки».

(Показываю детям крынку и объясняю её назначение)

—        В таких крынках хранили молоко и сметанку. Для игры нам надо выбрать котика, который любит полакомиться сметанкой.

Считалка:   Шёл котик через мост:

                      Вот и лыпы, вот и хвост.

                      Вот глаза, а вот и грудь,

                      Выходи, водящим будь!

На выбранного котика одеваем шапочку.

—        Вы все будете крыночками, садитесь в круг. Я вас накрою платочками, чтобы котик не добрался до молока и сметаны. А когда кот заберёт у вас платочки, и вы услышите слова: «А за это — кулачок!», догоняйте его и отбирайте платочки. Тот из детей, кто оказался самым ловким в игре, привязывает ленту к карусели.

—        Третий день — среда «Лакомка».

—        Ребята, а кого или что можно назвать лакомкой? (ответы детей). Понятно. Это когда что-нибудь вкусненькое. Любите вкусненькое? Вас тоже можно назвать лакомками. А у тебя, Масленица, и корзинка полная! На всех хватит. Карусель соберём, а потом и за лакомство примемся. Масленица — кривошейка,

 Встретим мы тебя хорошенько!

  С блинцами,

  С каравайцами,

  С вареничками!

( Проговаривая слова вместе с детьми , привязать третью ленточку)

— О русской Масленице сохранилась поговорка: «Не житьё, а масленица». Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей).

—   Так говорили потому, что на масленой неделе все ходили друг к другу в гости, угощались блинами с маслом, мёдом и сметаной вволю.

—   Четвёртый день —  «Широкий четверг», «Широкая масленица».  Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой. В этот день веселились, устраивали ярмарки, катание с гор, а песни, да частушки звенели с утра до вечера.

( Подготовленный дети поют частушки, остальные подпевают):

     Эй, девчонки — хохотушки,               Возле речки, возле быстрой

     Запевайте-ка частушки,                       Все фиалочки растут.

     Запевайте поскорей,                             Без частушек прожить можно,

     Чтоб порадовать гостей!                      Да чего — то не живут.

Воспитатель — В этот день ещё устраивали соревнования. А ну-ка кто складнее, да быстрее скороговорку выговорит!  Только такой уговор: важно скоро сказать да только важнее  — правильно.

Скороговорка: «Из печи калачи в окошко мечи».

—   Слово «мечи» —  значит бросать метко. Кто лучше скажет , тот и привяжет ленту к карусели.

—   Пятница — «Тёщины вечеринки». Вся семья на блины к бабушке шла.

(Воспитатель сама привязывает ленту к карусели).
— 
   Суббота — «Золовкины посиделки»  В эти дни к тетям и дядям шли на блины, звали к себе в гости и угощали всякими вкусностями.

(Воспитатель сама привязывает ленту к карусели)

—   А в воскресенье — «Проводы Масленицы» и «Прощёный день». Дети шли к родителям и со словами: «Прости меня, пожалуй, если в чём виноват перед тобой», кланялись друг другу и целовались.

Ты прощай, прощай, 
Наша Масленица. 
Ты прощай, прощай, 
Наша широкая. 
Ты пришла с добром, 
Со блинами, пирогами 
Да со оладьями. 
Мы катаемся с горы 
От зари и до зари, 
А сегодня, в воскресенье, 
Наше кончилось веселье. 
Прощай, прощай, 
Наша Масленица!

После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

А прощёным этот день назывался не только потому, что просили друг у друга прощения, но и прощались с зимой и звали весну:

                      Приходи, весна! Приходи, красна!

                      Давай солнышко — колоколнышко,

                      Приноси урожай в наш родимый край!

—        Давайте вместе позовём весну закличкой.

(Привязываем  последнюю ленту.)

—        Давайте — ка прощаться, за последнюю игру приниматься.

Воспитатель отмечает, что дети были внимательны на занятии, дружно и активно участвовали в украшении  карусели.

Игра «Карусель»

Еле — еле — еле — еле

Завертелись карусели

А потом кругом — кругом,

Всё бегом, бегом, бегом.

                  Тише, тише не спешите,

                  Карусель остановите.

                  Раз, два, раз, два,

                  Вот и кончилась игра. 

Воспитатель: Вот  пора заканчивать, Масленицу сжигать.

 Угощу вас блинами.

А теперь, взрослые и детвора, всем на улицу пора!

На улице сжигают Масленицу и кричат:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Чтобы все метели разом улетели,

Чтобы птички пели, травы зеленели.

Угощайтесь, гости дорогие!

Вот блинчиков пара,

Ешьте — с пылу, с жару!

Все румяны да красивы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: «Что такое воздух?»

Цель: Создать условия для развития любознательности детей, через ознакомление с особенностями и свойствами воздуха.Задачи:Развивать познавательную активность детей в процессе опытов.Сформировать предс...

Конспект НОД» для детей 2 – 3 лет по познавательному развитию. Тема: «Петушок и его семья»

Цель: знакомить детей с понятием «семья», рассматривание игрушек: курочка,  цыплята и петушок,  развивать навыки общения...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Моя малая родина - Комсомольск-на-Амуре»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности для детей старшего  дошкольного возраста по познавательному развитию ...

Конспект игрового занятия с детьми раннего возраста по познавательному развитию "Наши игрушки".

На данном игровом занятии воспитатель обогащает  активный словарь детей словами-названиями игрушек, формирует устойчивые представления о величине, форме, цвете, количестве., учит детей составлять...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию детей "Портрет земли"

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с картой мира, ее обозначениями. Знакомство с различными картами....