Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию (математическое развитие)
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Васина Елена Евгеньевна

Тема: «Число 0. Цифра 0.»                                              

 Цель: формирование представления о числе и цифре 0.

 Задачи:

Образовательные:

- познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;

 - продолжать закреплять у детей счет в пределах 10.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_poznavatelnomu_razvitiyu_2.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко»

Конспект организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию (математическое развитие)

подготовила: Васина Елена Евгеньевна, воспитатель

город Тамбов

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста

по познавательному развитию (математическое  развитие)

Тема: «Число 0. Цифра 0.»                                              

 Цель: формирование представления о числе и цифре 0.

 Задачи: 

Образовательные:

- познакомить с цифрой 0, сформировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;

 - продолжать закреплять у детей счет в пределах 10.

Развивающие:

- развивать  умение узнавать и называть геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить цифры 1-9 с количеством;

- развивать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность.

Воспитательные:

-  воспитывать интерес к математическим занятиям;

- формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля.

Материалы к занятию: 

Карточки с цифрами 6, 7, 8, 9 к заданию 2.1. (наклеены на стульчики).

Карточки с цифрами от 1 до 9 (по несколько штук) к заданию 2.2.

Карточки с цифрами 0 (по количеству детей).

Карточки с разным количеством геометрических тел.

Карточки с разным количеством точек (по 3 на каждого ребенка).

Карточка без точек (на каждого ребенка).

Набор цифр от 0 до 9.

Применение ИКТ: слайды картинки для игры «Покорми зверей»»

Ход ООД

  1. Введение в ситуацию.

- Ребята, вы когда-нибудь были в осеннем лесу? (ответы детей)

- А что вы там делали? (ответы детей)

- Как изменился лес осенью? Как изменяется жизнь животных и птиц осенью? (ответы детей)

- Ребята, к нам за помощью обратился егерь. Кто такой егерь? (ответы детей)

- У егеря осенью в лесу много хлопот, и он не успевает все сделать и просит нас помочь. Хотите отправиться в лес и помочь егерю? (ответы детей)

- Сможете? (ответы детей)

2. Актуализация знаний.

2.1 Игра «Покупка билетов»

- А как мы можем добраться до леса? (ответы детей)

(Выслушиваются все ответы детей, и решается поехать на электричке).

- Что нужно сделать, прежде чем сесть в электричку? (ответы детей)

- Нужно купить билет.

- Электричка набирает скорость.

(Дети топают ногами быстрее.)

- Электричка приближается к станции.

(Дети замедляют топот.)

- Электричка остановилась.

(Дети перестают топать).

- Вот мы и приехали в лес.

2.2 Игра «Домики для птичек»

- Ребята, смотрите как красиво в лесу! Давайте полюбуемся красотой осеннего леса, вдохните этот прохладный свежий воздух.

- На мой телефон пришло СМС-сообщение. Это сообщение от егеря. Он извиняется, что не может встретить нас. Но вот, что он пишет в сообщении:

- Некоторые птицы собираются в стаи, чтобы улететь в теплые края. Нужно посчитать, сколько птиц собралось в каждую стаю и подписать их количество.

- Как называются птицы, которые улетают зимовать в тёплые края? (ответы детей)

- Это перелетные птицы.

- Каких перелётных птиц вы знаете? (ответы детей)

- Как называются птицы, которые остаются на зиму и не улетают? (ответы детей)

- Они называются зимующими.

- Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)

- Готовы посчитать птиц в каждой стае? (ответы детей)

- Я приглашаю вас подойти к столам.

(Дети садятся за столы. Перед ними лежат карточки, на которых нарисованы птички-точки.)

- Как вы будете подписывать стаи? (ответы детей)

(Пересчитаем, сколько птичек собралось в стаю, и внизу карточки поставим цифру, соответствующую количеству птиц).

(Дети выполняют задание.)

3. Затруднение в ситуации

- Ребята, еще одна стая птиц осталась неподписанная.

(Воспитатель выкладывает перед каждым ребенком пустую карточку.)

- Ребята, сколько птичек собралось в эту стаю? (ответы детей)

- Ни сколько, ни одной.

- Когда не осталось ни одного предмета, то про такое количество говорят: ноль или равно нулю.

- Сколько птичек собралось в эту стаю?

(Ответы детей: Ноль птичек, количество птичек равно нулю.)

- Предлагаю написать нужную цифру на этой стае.

(Дети в затруднении.)

- Смогли мы помочь егерю и подписать все стаи?

(Ответы детей: Не смогли)

- Почему не смогли?

(Ответы детей: Потому что не знаем, какой цифрой записывается количество, равное нулю, то есть число ноль).

- Значит, что нам нужно узнать? Что нужно сделать?

(Ответы детей: Познакомиться с новым числом. Узнать, как пишется число ноль).

4. Открытие нового знания.

- Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?

(Ответы детей: Нужно спросить у того, кто знает или придумать самому и проверить себя).

(Дети предлагают придумать самостоятельно цифру.)

- Ребята, придумывать цифру – это очень не простое дело. Я приглашаю вас прогуляться по лесу.

(Дети гуляют под звуки природы, пение птиц)

- Смотрите, ребята, сколько грибов и орехов кругом! Давайте пособираем их на зиму зверям.

- Кого угостим грибами? (ответы детей)

- Кто ест орехи? (ответы детей)

- Срывайте и складывайте их в мешок.

- Погуляли, отдохнули, собрали угощение для зверей на зиму.

- Ой, а мешок-то наш пустой оказался! Как такое могло случиться? (ответы детей)

- Наверное, в нашем мешке дырка.

- Сколько грибов мы принесли в дырявом мешке?

(Ответы детей: ноль грибов).

- Сколько орехов мы принесли в дырявом мешке?

(Ответы детей: ноль орехов).

- Ребята, а покажите руками, какая дырка в нашем мешке?

(Дети показывают пальцами дырку).

- А пусть это и станет обозначением цифры ноль.

- Отдохнули? А теперь давайте попробуем нарисовать цифру 0.

(Дети пробуют нарисовать символ, обозначающий ноль. Если дети затрудняются, напомнить им ситуацию с дыркой в мешке.)

- Получилось? А теперь проверим себя.

(Воспитатель вывешивает карточку с цифрой 0. Дети сравнивают свой рисунок с цифрой 0).

- Похоже? (ответы детей)

- Цифра вроде буква 0,

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

- А теперь мы можем подписать оставшуюся карточку? (ответы детей)

- Возьмите карточку, на которой написана цифра ноль, и положите на оставшуюся карточку стаи)

- Ребята, что обозначает эта цифра?

(Ответы детей: Ни одного. Отсутствие предметов.)

Вывод:цифра ноль обозначает отсутствие предметов.

(Воспитатель хвалит детей за правильно выполненное задание и говорит, что егерь благодарит их).

5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.

5.1 Игра «Покорми зверей» (работа в тетради «Игралочка – ступенька к школе», ч.3, №1, с.13)

Ребята, рассмотрите картинку.

- Пришло новое сообщение от егеря. Он просит собрать в мешок (который уже зашили) корм для животных.

- Сначала нужно положить в мешок морковку для зайцев (треугольники).

- Потом кубики соли для лосей и оленей (квадратики).

- И, наконец, орешки для белочки (круги).

- Обведите одной линией отдельно треугольники, круги, квадраты.

- Сосчитайте сначала морковку (треугольники) и соедините с соответствующим числом. Сложили в свой мешок.

- Затем таким же образом поступите с кубиками соли (квадратами) и орешками (кругами).

- И их сложили мы в свой мешок.

- Сколько морковок осталось?

(Ответы детей: Ни одной, ноль).

- Сколько кубиков соли осталось?

(Ответы детей: ни одного, ноль).

- Сколько орешков осталось?

(Ответы детей: ни одного, ноль).

- Обведите соответствующую цифру. О чем нам рассказывает цифра 0?

(Ответы детей: Что не осталось ни одного предмета).

- Как вы думаете, сто больше один или ноль? (ответы детей)

- Где должен стоять ноль в числовом ряду? (ответы детей)

- Давайте назовём по порядку все цифры от 0 до 9. (ответы детей)

(Можно расположить по порядку карточки с цифрами.)

6. Итог. Рефлексия.

- Ребята, где мы сегодня побывали? (ответы детей)

- Кому нам удалось помочь? (ответы детей)

- Как мы помогли егерю? (ответы детей)

- Что делали? (Ответы детей: мы подписали стаи птичек, сложить в мешки корм для зверей, и т.д..)

- Какое новое знание нам помогло это сделать? (Ответы детей: мы узнали как записывается число 0).

- Ребята, где это знание может пригодиться? Что пока не получилось? Как справились с затруднениями? - Молодцы, что вы это заметили! Вы справились с очень трудными заданиями. Значит, все получится! А сейчас с помощью геометрических фигур оцените свою работу : треугольник – вы справились со всеми заданиями, квадрат – вы ошибались  при выполнение заданий, но сами находили свои ошибки и исправляли, круг – те кому показалось, что он  не справился с заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: «Что такое воздух?»

Цель: Создать условия для развития любознательности детей, через ознакомление с особенностями и свойствами воздуха.Задачи:Развивать познавательную активность детей в процессе опытов.Сформировать предс...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Моя малая родина - Комсомольск-на-Амуре»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности для детей старшего  дошкольного возраста по познавательному развитию ...

План – конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: «Путешествие в страну сказок»

Материал представляет собой занятие с детьми старшего дошкольного возраста с использованием АМО. Целью прповедения данного мероприятия является формирование интереса у детей к детским книгам и сказкам...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию детей "Портрет земли"

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с картой мира, ее обозначениями. Знакомство с различными картами....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. ОО «Познавательное развитие» Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Откуда в наш дом приходит электричество»

Цель: формирование у детей элементарных представлений об электричестве, его значение в жизни человека.Задачи:Образовательные:расширять знания детей об окружающем мире; познакомить детей с историей воз...