Экологический проект «Секреты воды» для детей 4-5 лет опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
проект по окружающему миру (средняя группа)
Исследовательский проект в ДОУ о свойствах воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sekrety_vody.docx | 28.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад № 18 г. Россоши
Экологический проект
« Секреты Воды»
средняя группа № 6
Продолжительность проекта:
средней длительности (ноябрь 2016– февраль 2017)
Воспитатели:
Новикова В.А.
Письменная Т.В.
2016 - 2017 уч.гг.
Экологический проект «Секреты воды» для детей 4-5 лет
Пояснительная записка.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, если ребенок делает все сам, а не находится в роли наблюдателя.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Эксперименты разрешают объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов развивается стремление к познанию мира, обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создаётся творческая личность.
Недаром говорят в Китае:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Поэтому первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды.
Паспорт проекта.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: средней длительности (ноябрь 2016– февраль 2017).
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет) №6, педагоги группы, родители.
Предмет исследования: свойства воды.
Актуальность темы: Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды. Что же это за секреты?
Цель проекта: Уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах.
Задачи проекта:
- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;
- расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть);
- формировать представления о значении воды в жизни человека.
Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;
- развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;
- формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;
- воспитать бережное отношение к воде.
Результат проекта: Создание альбома «Секреты воды»: экспериментальная деятельность с фотографиями, совместные работы детей и их родителей (рисунки, аппликации, поделки), стихотворения, загадки, рассказы и сказки о воде.
План реализации проекта в средней группе ДОУ
Подготовительный этап проекта:
Сроки: 1-2 недели ноября
Задачи: Разработка плана реализации проекта. Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой. Обогатить предметно-экологическую среду в группе для реализации проекта
Формы работы: Подбор учебной литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок. Создание экспериментальной лаборатории в группе. Составление безопасных опытов и экспериментов с водой. Подбор дидактических, словесных и подвижных игр.
Сроки: 3 неделя ноября
Задачи: Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте.
Формы работы: Анкетирование родителей.
На протяжении всего проекта
Задачи: Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, потешками, рассказами о воде, усилиями педагога, детей и их родителей.
Формы работы: Беседы. Консультации.
Исследовательский (основной) этап проекта:
Перспективно-тематическое планирование экологического проекта «Секреты воды» для детей среднего дошкольного возраста
Сроки: декабрь - январь
Вид деятельности: Познавательно-исследовательская
Интеграция образовательных областей:
• Познание
• Коммуникация
• Социализация
• Безопасность
Совместная деятельность взрослого и детей:
- Опыты: «Секреты воды в жидком состоянии», «Секреты воды в твёрдом состоянии», «Ходит капелька по кругу», «Пар – это тоже вода».
- Эксперименты: «Где быстрее испаряется вода», «Превращение пара в капельки воды», «Вода растворяет вещества», «Отражение воды».
- Наблюдения: «Куда исчезла лужа», «Наблюдение в группе», «Облака – белогривые лошадки», «Осенний дождь», «Рождение сосульки», «Лёд», «Секреты снега».
- Рассматривание фотографий воды и детских иллюстрированных энциклопедий. Создание водоохранных знаков.
- Развлечение «Секреты воды».
Работа с родителями: Создание тематических альбомов о воде: загадки, пословицы, потешки, стихотворения, сказки, рассказы с картинками.
Вид деятельности: Игровая
Интеграция образовательных областей:
- Физическая культура
- Художественное творчество
- Музыка
- Познание
- Социализация
- Здоровье
Совместная деятельность взрослого и детей:
- Дидактические игры: «Эксперты по воде», «Кому нужна вода», «Разрезные картинки», «На что похоже облако», «Найди отражение», «Следы», «Найди снежинке пару».
- Игровые упражнения: «Буль-буль», «Дождик», «Ой, Мороз!», «Замри».
- Игры – имитации: «Вода в стакане», «Зеркало».
- Игра со снегом «Сделай, как я», «Попади в цель».
Вид деятельности: Коммуникативная
Интеграция образовательных областей:
- Коммуникация
- Здоровье
Совместная деятельность взрослого и детей:
- Рассматривание картин: «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода», «Зимний лес», «Зимние забавы», «Водоёмы».
- Беседы: «Для чего нужна вода», «Где же спряталась вода?», «Что такое облака?», «Водное зазеркалье», Словесная игра: «Подскажи словечко».
Вид деятельности: Двигательная
Интеграция образовательных областей:
- Физическая культура
- Социализация
- Здоровье
Совместная деятельность взрослого и детей:
- Подвижные игры: «Тучка и капельки», «Заморожу», «Снежинки», «Весёлые снежинки», «Ручеёк», «На болоте», «Море волнуется».
- Комплекс утренней гимнастики «Снежки»
- Комплекс гимнастики после сна «Путешествие снежинки»
- Физкультминутки «А над морем мы с тобою», «Чтобы сильным стать и ловким», «Я мороза не боюсь», «Тихо плещется вода», «С неба падают снежинки», «На дворе у нас мороз»
- Пальчиковая гимнастика: «Дождик капнул на ладошку», «Дождик, дождик, веселей!»
Вид деятельности: Трудовая
Интеграция образовательных областей:
- Труд
Совместная деятельность взрослого и детей:
- Практические работы: «Полив цветов», «Пусть одежда будет чистой», «Постройки из снега», «Изготовление цветных льдинок».
- Продуктивная
- Художественное творчество
- Рисование «Как рождается река», «Облака», «Лужа на асфальте», «Капельки дождя», «Весёлые снежинки».
- Аппликации «Водоёмы», «Какие бывают облака», «Снеговик», «Капли воды».
- Выставка работ на темы: «Для чего нужна вода?», «Водоохранные знаки».
Вид деятельности: Чтение (восприятие художественной литературы)
Интеграция образовательных областей:
- Чтение художественной литературы
Совместная деятельность взрослого и детей:
- Чтение произведений: Э.Мошковская «Речка», Е. Н. Успенский. «Если был бы я девчонкой», К. И. Чуковский. «Федорино горе», Б. В. Заходер. «Кит и Кот», М. Д. Перина «Живая вода»,
- Е.Благина «Снег», И.Бунин «Льет дождь, холодный, точно лед»,А.Дэви «Зима», «Снежинка», Т.Новицкая «Белый снег пушистый», Николай Сладков «Под снегом», К. Ушинский «Проказы старухи зимы», Л. Воронкова «Снег идёт», Д. Тихомиров «Снежные узоры на окнах» , А.Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», Т. Шорыгина «Вы узнаёте зиму?».
- Загадки о воде.
- Песенки и потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико»; «Ай, лады, лады, лады»; «Дождик, дождик не дожди!», «Дождик, дождик, пуще!»
Вид деятельности: Музыкальная
Интеграция образовательных областей:
- Музыка
Совместная деятельность взрослого и детей:
- Использование музыки - Прослушивание шума водопада, шум дождя, раскаты грома.
Заключительный этап проекта:
Сроки: февраль
Мероприятия
- Развлечение на тему: «Секреты воды».
- Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта
- Выставка совместных работ детей и родителей на тему: «Для чего нужна вода», «Водоохранные знаки»
- Выставка фоторабот по опытнической деятельности.Оформление альбома «Секреты воды»
- Оформление проекта
Ожидаемый результат
- Выявить умения справляться с разными ситуациями владея своими знаниями
- Выявление уровня знаний по теме проектирования.
- Подтверждение актуальности реализации данного проекта
- Презентация результатов проекта
- Предоставление материалов для конкурса
Анализ результатов диагностики дошкольников
Эколого-педагогическая работа с детьми в течение определённого периода даёт отчетливые результаты. Проведённая диагностика позволяет нам более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать уровень знаний как в начале проекта, так и при его завершении. Таким образом мы видим данные показатели в приведённой ниже опрос - таблице и на диаграмме.
Если на начало проекта дети имеют низкий уровень знаний по таким темам: «Что такое пар», Что такое облако», «Круговорот воды», «Свойства снега и льда», то при завершении проекта вновь проведённая диагностика, показывает высокие результаты. Дети самостоятельно отвечают на вопросы, разбираются и понимают, что у них спрашивают, могут объяснить свойства воды в разных её состояниях, знают о значимости воды и об охране водоёмов.
Из этого следует, что проект удался, т.к. дети активны, тянутся всё больше и больше к новым знаниям, приводят примеры, делают свои выводы из увиденного и сказанного и могут рассказать об этом и изобразить в своих рисунках и аппликациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект «Секреты воды» для детей 4-5 лет
Муниципальное образовательное учреждение«Визимьярская средняя общеобразовательная школа» Экологический проект «Секреты...
Экологический проект «Секреты воды» для детей средней группы 4-5 лет
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот...
Экологический проект «Секреты воды» для детей средней группы 4-5 лет
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот...
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Выдержка из Программы "Очумелые ручки" с фото воспмиаников...
Экспериментирование с песком в первой младшей группе. Конспект занятия «Песок. Свойства песка» опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)
Опубликовано 20.09.2020 –Янова Ирина Александровна Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспер...
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Экспериментирование в средней группе «Цветной снег» Выполнила: Арюткина Диана Николаевна Задачи: Закреплять знания детей о свойствах снега. Учить наблюдать, видеть причинно – следств...
опыты и эксперименты по окружающему миру в группе раннего возраста .
Тема: «Экспериментирование с предметами из разных материалов»Дидактическая игра «Тонет – не тонет»...