Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Спасем нерпенка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: создание условий для формирования представления о Северном полюсе, для развития мышления детей
Задачи: Расширять и уточнять у детей представления о нерпе – как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал: ее внешнем виде, особенностях строения, поведения, питании и среде обитания. Закрепить названия лесных жителей: медведь, соболь. Воспитывать бережное отношение к бездушно истребляемым человеком, животным.уточнение и активизация словарного запаса по теме «Арктика», способствовать развитию творческого мышления, воспитывать интерес к исследовательской деятельности, побуждать к сотрудничеству и самостоятельности при выполнении заданий.
Материал: Глобус, рисунки ( животных, растений, птиц и т.д.) мультимедийное оборудование, оборудование для экспериментов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 541.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Спасем нерпенка»
Цель: создание условий для формирования представления о Северном полюсе, для развития мышления детей
Задачи: Расширять и уточнять у детей представления о нерпе – как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал: ее внешнем виде, особенностях строения, поведения, питании и среде обитания. Закрепить названия лесных жителей: медведь, соболь. Воспитывать бережное отношение к бездушно истребляемым человеком, животным.уточнение и активизация словарного запаса по теме «Арктика», способствовать развитию творческого мышления, воспитывать интерес к исследовательской деятельности, побуждать к сотрудничеству и самостоятельности при выполнении заданий.
Материал: Глобус, рисунки ( животных, растений, птиц и т.д.) мультимедийное оборудование, оборудование для экспериментов
Ход
- Ребята, посмотрите, что я сегодня принесла вам в группу. Что изображает глобус? Какого цвета на глобусе больше всего? - Как вы думаете, что обозначено этим цветом?
- Чем темнее цвет; тем глубже в этом месте море или океан.
- Какие ещё цвета есть на глобусе? Зелёный – это равнины.
- Что обозначают коричневым цветом? (обозначаются горы). Чем темнее цвет, тем горы выше.
- Что обозначено жёлтым цветом?
- Вспомните сказку "Цветик-семицветик". Куда отправилась девочка Женя, оторвав первый лепесток?
- Покажите, где расположен Север на глобусе. А почему вы так решили?
- Дети, что такое Север? Что вы о нем знаете? (Царство вечного холода, снега и льда)
- Хотите побывать на Севере, как Женя?
- Раз, два, три, четыре - Север нам откройся шире. Раз, два, три, четыре, пять - вот и северная гладь.
Вопросы к детям:
1. Дети, что такое Север? Что вы о нем знаете? (Царство вечного холода, снега и льда)
2. Какая погода характерна для Севера? (Морозная, холодная, студеная) Почему там всегда холодно? (Дует ледяной ветер – дыхание океана)
3. Почему океан «Северный ледовитый»? (Весь скован льдом, покрыт снегом)
. А на Севере длиннее или короче? (зимой на Севере темно, ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки ночь, полгода – ночь. Это полярная ночь.)
Педагог показывает картину с изображением Северного сияния.
Педагог: Дети, посмотрите, какую красоту можно увидеть полярной ночью. Что это? (северное сияние).
Если зимой – полярная ночь, то летом – полярный день: сплошной день, белые ночи.
Педагог: а вы хотите сделать северное сияние своими руками.
Дети: да
Педагог: Тогда ребята подойдите к столам, где стоят тарелочки с молоком. Перед вами в баночках стоят красители 4 цветов и рядом лежат пипетки. Возьмите пипетку, наберите в неё краситель, который вам больше всего понравился, и выкопайте содержимое из пипетки в молоко. Затем тоже самое сделайте с остальными цветами красителей. А сейчас я вам накапаю моющего средства, и мы с вами будем наблюдать, что будет у нас происходить.
Наблюдение и обсуждения опыта «северное сияние»
Результат
Жидкость для мытья посуды заставляет молоко и краситель смешиваться, в результате на поверхности молока получаются цветные завитки. Это продолжается в течении нескольких минут.
Какая забавная игра красок! Чем же это объясняется?
В состав молока входят жиры, которые плохо смешиваются с водой и, следовательно, с красителями, растворенными в воде. Из-за этого капли красителей, находясь в молоке, практически никак не смешиваются друг с другом. Жидкость для мытья посуды расщепляет жиры, поэтому, если добавить ее в молоко, то начинается расщепление жиров и изменение силы поверхностного натяжения в растворе. За счет этого физико-химического процесса и происходит смешивание красок.
Самостоятельное зарисованние хода опыта и полученного результата.
Рисование животных Арктики
Физкультминутка
Дуют ветры ледяные
(Дети машут руками вверху)
Горы снежные, крутые.
(руки поднять вверх, встать на носочки)
Там о лете не слыхали
(ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)
Там согреешься едва ли
(обнять себя руками)
Он не мал и не велик
(Руки свести и развести в стороны)
Этот снежный материк.
(хлопнуть в ладоши на уровне груди)
Воспитатель: Нерпа - символ озера Байкал.
Показ презентации «Нерпа».
«Одним из загадочных обитателей озера является нерпа. Нерпа - это тюлень, живущий в пресной воде. На берегу, нерпа передвигается с трудом, шагом человек может её догнать, зато в воде ловкая и быстрая. Нерпа прекрасно плавает и ныряет. Дышит она воздухом. Питается нерпа рыбой: бычки и голомянка. Чтобы добывать корм они устраивают себе лунки во льду . Лунки нужны чтобы дышать воздухом, ведь зимой Байкал покрыт льдом. Детенышей нерпы называют бельками, потому что они белые. Мама-нерпа плавает, ловит рыбу, но обязательно выходит на лёд покормить детёныша молоком»
Какие животные обитают в Арктике?
Как вы думаете, почему у большинства животных белая окраска?
- Правильно молодцы.
Белый медведь – самый большой медведь, он является самым крупным млекопитающим отряда хищных в мире. Белых медведей на Земле осталось не так уж много, поэтому охота на них запрещена, они занесены в «Красную книгу. Белые медведи могут достаточно быстро бегать, да еще и отлично плавать. У белого медведя есть подкожный слой жира, который зимой может быть до 10 см толщиной. Поэтому медведь легко может плавать в ледяной воде и переносить сильные холода.
Какие у белого медведя лапы?
. Лапы у него очень широкие, поэтому он не проваливается на снегу, может долго и быстро плавать, подошвы покрыты густой шерстью, так что лапы не мерзнут.
Основная пища белого медведя – тюлени.
- Чем шире ступня копыта, тем меньше ноги животного проваливаются в снег.
Итак, что же помогает выжить животным в Арктике?
• Толстый слой жира.
• Густая тёплая шерсть.
• Широкие лапы.
• Окраска меха.
- А сейчас давайте поиграем в игру "Узнай чей след". У вас на столе карточки со следами животных и животные: белый медведь, олень и полярный волк. Вам нужно подумать и расположить каждого животного напротив своего следа.
- У меня еще есть для вас интересное задание. Сейчас вы разделитесь на 4 команды, подойдете к столикам и из разрезных картинок соберете животное севера, а потом мы посмотрим все вместе у кого какое животное получилось.
- Ну, вот и закончилось сегодня наше путешествие по Северу. С какими животными вы сегодня встречались? Что вам понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ОД (познавательное развитие) в старшей группе «Путешествие в страну Светофорию».
Изучение правил дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект по познавательному развитию в старшей группе "Воздух"
Развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования....
Конспект по познавательному развитию в старшей группе "На защиту Родины"
Конспект итоговой совместной деятельности педагога с детьми то проекту "День Защитника Отечества". Тема: "На защиту Родины"....
Конспект ООД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗИМУШКА-ЗИМА»
Занятие в старшей группе по познавательному развитию....
конспект по познавательному развитию для старшей группы: Помоги Незнайке и Почемучке сохранить дружбу.
План конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Поможем Незнайке и Почемучке сохранить дружбу». Интеграция образовательных областей: («Познаватель...
конспект по познавательному развитию для старшей группы
План конспект непосредственно образовательной деятельности в старше подготовительной группе по познавательному развитию ФЭМП. Интеграция образовательных областей: («Познавательное раз...
Конспект по познавательному развитию в старшей группе. "Ориентировка во временном пространстве"
Конспект по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия: "Ориентировка во времени"Задачи:-Научить детей вести счет и отсчет в пределах 7-Уточнить знания последовательности дней недел...