Конспект НОД по познавательному развитию «Загадочная вода» (опытно-экспериментальная деятельность)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию
«Загадочная вода»
(опытно-экспериментальная деятельность)
Цель:
Закрепить и расширить знания детей об окружающем мире, его экологической системе, устанавливать связь всего живого в ней. Развивать познавательную активность ребенка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
Образовательные: расширить знания детей о воде, о роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки). Закрепить знания о круговороте воды в природе. Познакомить со свойствами воды через опытно- экспериментальную деятельность.
Развивающие: развивать познавательную активность детей, речь, мышление.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.
Оборудование: стакан с водой, молоком, ложечки, емкости с солью, сахаром, растительным маслом, аскорбиновой кислотой, мукой, акварельная краска, трубочки для коктейля, шарик, кубик. Демонстрационный материал по теме «Вода»
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе идет речь.
В морях и реках обитает,
Но часто по морю летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять (вода).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти предметы, кто знает, как они называются? (глобус, карта). Что общего у этих двух предметов? (преобладание синего и голубого цвета, используют для путешествий).
Воспитатель: А кто знает, что обозначается на карте и глобусе этим цветом? (Вода- реки, моря, океаны).
- Да, дети вы правы – это вода. А какие еще цвета вы видите на карте и глобусе? (желтый, зеленый, коричневый). Как вы думаете, что эти цвета обозначают? (леса, возвышенности, пустыни, горы) Кто знает, каким одним словом можно назвать поверхность земного шара, где нет воды? (суша).
Воспитатель: Учеными доказано, что суша занимает одну четвертую часть земного шара. Чтобы вам было понятно, приведу пример на вот этом яблоке. (Разрезается яблоко на 4 равные части).
- Посмотрите внимательно на наш глобус и покажите на разрезанном яблоке ту часть, которая условно равна суше, воде. (Вызываются дети для показа).
- По вашему мнению, чего на поверхности нашей планеты Земля больше воды или суши? (Ответы детей). Правильно, ребята, на примере нашего яблока мы с вами убедились, что воды на планете действительно больше, чем суши.
Воспитатель: Я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте его внимательно и, скажите, где встречается вода в природе? (На доске заранее размещены иллюстрации дождя, росы, снега, тумана, пара и т.д.)
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.
На плите у вас кипит, паром чайника шипит,
Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, кто вспомнит, где мы можем встретить воду в природе? (показ иллюстраций - в ручейке, роднике, реках, морях, океанах, озерах и т.д.).
- Как вы думаете, кому нужна вода? (Человеку, насекомым, животным)
Воспитатель: Вы хотите больше узнать о воде? Тогда я вас приглашаю отправиться в институт исследования воды. Занимайте места лаборантов (воспитатель напоминает о правилах поведения в лаборатории). Сегодня мы будем заниматься исследованием воды, делать открытия как настоящие ученые. Для начала выполним зарядку для глаз.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют. (Дети стоят с закрытыми глазами).
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост). Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем, (Движения глаз в соответствии с текстом). Заниматься вновь начнем.
Воспитатель: А теперь, ребята, приступим к опытам.
Опытно-экспериментальная деятельность
Опыт №1. У воды нет запаха.
Воспитатель: Ребята, на столах у вас в стакане что- то стоит. Как вы думаете, что это? (Вода). Почему вы так решили? (Ответы детей). Давайте понюхаем ее, она пахнет (нет).
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №2. У воды нет своего вкуса.
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду, есть ли у воды вкус. Добавьте в воду соль, попробуйте. Какая на вкус стала вода? (соленая). А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте, какая на вкус стала вода? (сладкая). А теперь добавьте в воду аскорбиновую кислоту, что вы можете, какая на вкус стала вода? (кислая). А теперь возьмите стаканчик с чистой водой и снова ее попробуйте. Что изменилось?
Вывод: вода безвкусная, своего вкуса у воды нет.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам немножко отдохнуть (Проводится игра «Море волнуется»).
Опыт №3. Вода- растворитель.
Воспитатель: Ребята, мы с вами растворяли в воде соль, сахар, аскорбиновую кислоту. Вспомните, что с ними происходило, когда мы их помещали в воду? Растворялся сахар, соль в воде? (ответы). Попадая в воду соль или сахар, вода не дает их нам их увидеть, не дает возможности потрогать или взять назад, так как они растворились и находятся в воде.
Значит, делаем вывод, что вода является растворителем.
Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло
(Дети выполняют это задание). Если в воду налить несколько капель масла она также исчезнет как сахар и соль? Что произошло с маслом в воде? Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками. Воспитатель обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, мукой. С каким же новым свойством воды вы познакомились?
Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Опыт №4. Вода- прозрачная.
Воспитатель: Ребята, скажите, какого цвета вода? Давайте возьмем два стакана один с водой, а другой с молоком. Опустите в оба стакана коктейльные трубочки. В каком из стаканчиков трубочки видны, а в каком нет? Почему? Правильно, в стаканчике с водой мы видим трубочку, а в стаканчике с молоком нет. Какой вывод мы можем сделать? (вода прозрачная).
Воспитатель: Ребята, прозрачную воду можно сделать непрозрачной, давайте попробуем это сделать. Для этого намочим кисточку в воде и окунем ее в акварельную краску. Добавим краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Посмотрите, через нее на трубочку, видна она в подкрашенной воде? (ответы детей).
Вывод: вода прозрачная жидкость.
Опыт №4. Вода – не имеет формы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на шарик какой он формы? А как вы думаете имеет ли форму вода? Давайте возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту же воду в широкую баночку. Посмотрите, форма, которую принимает вода, все время изменяется. Почему так происходит (Вода принимает форму емкости, в которую ее наливают). Итак, мы выяснили, что вода не имеет формы.
Вывод: вода – жидкость, вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
Воспитатель: Ребята, наша работа в лаборатории по исследованию воды завершена и мы возвращаемся в детский сад. Вам понравилось быть исследователями? Что нового о воде вы сегодня узнали, какие открытия вы сделали? Вы были настоящими учеными и своими новыми знаниями и открытиями вы можете поделиться со своими друзьями и родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Свойства воды" - опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе
Конспект по экспериментированию во второй младшей группе на тему "Свойства воды"Цели:Формировать у детей представления о физических свойствах воды. ...
Волшебница вода. Опытно-экспериментальная деятельность
В данном материале представлены опыты по теме "Вода"....
«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.
Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...
Конспект открытой образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» на тему : «Чудесница вода» (опытно- экспериментальная деятельность) для детей первой младшей группы
Конспектоткрытой образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие»на тему : «Чудесница вода»(опытно- экспериментальная деятельность)для детей первой младшей группы...
Конспект открытой образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» на тему : «Чудесница вода» (опытно- экспериментальная деятельность) для детей первой младшей группы
Конспектоткрытой образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие»на тему : «Чудесница вода»(опытно- экспериментальная деятельность)для детей первой младшей группы...
« Вода, вода – кругом вода !" Опытно - экспериментальная деятельность
Программные задачи: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого. Развивать любознательность, мышление и речь детей...
Конспект ООД по познавательному развитию "Загадочное молоко" в старшей группе
Знакомство детей тувинской национальной кухней (молочной пищей), учить называть блюдо на тувинском языке, проводить элементарные и доступные опыты с молоком строить гипотезы и искать ответы на вопросы...