Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы для детей старшей группы "Наблюдение за рыбками"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
В ходе непрерывной огбразовательной деятельности дети наблюдают за рыбками, замечая сходства между ними и различия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.docx | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по ознакомлению с миром природы для детей старшей группы
Тема: «Наблюдение за рыбками»
Образовательная область: познавательное развитие
Вид занятия: фронтальное
Формы образовательной деятельности: непрерывная образовательная деятельность
Цель: Формировать представления о многообразии рыб и условиях их содержания в неволе.
Задачи
Образовательные: Познакомить детей с внешним строением рыбы и зависимостью внешнего вида от условий жизни и питания, с особенностями содержания рыб в неволе; учить отвечать полными ответами, развёрнутыми предложениями.
Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность, воображение, любознательность.
Воспитательные: Воспитывать чувство ответственности за домашнего питомца, доброжелательность и уважение по отношению к сверстникам.
Планируемый результат: Дети усвоят, что внешний вид рыб очень разнообразен и зависит от особенностей условий их обитания и питания.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, картинки с изображением рыбок, 2 аквариума с рыбками, смайлики (по 2 на каждого ребёнка), карточки с изображением золотой рыбки (по количеству детей).
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент | Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, представление гостей. | Здороваются с гостями и рассаживаются за столами. | 1 мин. |
2. | Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия. | - Ребята, вы любите загадки? Я очень люблю загадки. И не только отгадывать, но и загадывать. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать. Не хожу и не летаю, А попробуй, догони! Я бываю золотая, Ну-ка в сказку загляни! - Как вы догадались, что это рыбка? О какой сказке говорится в загадке? У кого дома есть рыбки? - У меня тоже есть дома рыбки. Вот о них сегодня я и хочу с вами поговорить. | Отгадывают загадку, отвечают на вопросы, рассказывают. | 2 мин. |
3. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Выполнения действий по задачам НОД | - Рыбками я занимаюсь очень давно, а началось всё с того, что мне подарили на день рождения красивую золотую рыбку. Вот такую (фото). Посмотрите, какая красивая рыбка! - Расскажите, как выглядит рыбка? - Какие части тела есть у рыбки? (туловище и голова) Почему у рыб нет шеи? - Что есть у рыбки вместо рук и ног? Почему эти части тела так называются? (плавники, помогают плавать) - Что ещё помогает рыбке плавать? (хвост) - Как вы думаете, почему глаза у рыб выпуклые и расположены по бокам головы? - Есть ли у рыб уши? Слышат ли рыбки? (ушных отверстий у рыб нет, но у них есть внутреннее ухо, поэтому рыбки тоже слышат, но не так хорошо, как те, у кого есть уши). - Кто знает, как рыбы дышат под водой? (на голове у рыбы есть жабры, с их помощью рыбы дышат) - С помощью чего рыбы едят? - Посмотрите внимательно на изображение рыбки, что вы ещё видите на её теле? - У всех рыб по бокам проходит линия, её так и называют «боковая линия». Как вы думаете, для чего она нужна? (она помогает рыбам в мутной воде ощущать приближение других рыб). - Чем покрыто тело рыбы? Для чего? (тело покрыто чешуёй, чешуя защищает рыб от повреждений). - Все рыбы окрашены по-разному, но у них у всех спинка темнее брюшка. Почему? (если смотреть на рыбу сверху – она сольётся с дном, если снизу – в свете солнечных бликов её не будет видно). - Чем питаются рыбы? - Как вы думаете, все рыбы одинаково выглядят? Отчего рыбы все разные? - В мире существует великое множество рыб, и выглядят все они по-разному: есть очень маленькие, а есть огромные, есть мирные, а есть хищные, есть такие, которые могут ползать по суше (фото). Сегодня я принесла вам две своих рыбки и хочу вас с ними познакомить. Для этого предлагаю пройти к столу с аквариумами. | Рассматривают изображение золотой рыбки, отвечают на вопросы. Проходят к столу с аквариумами. | 5 мин. |
4. | «Открытие» детьми новых знаний, способа действий | - Вот две из моих рыбок: полиптерус сенегальский и бетта, петушок. Как вы думаете, кто из этих рыбок кто? Вот эта рыбка, похожая на дракона, полиптерус, а вот эта – бетта, петушок. Первую рыбку так и зовут – Дракончик, а вторая рыбка у меня новенькая, я ещё не успела придумать ей имя. Это рыбка самец, т.е. мальчик, давайте все вместе придумаем ему имя. - Вот и замечательно, теперь и у новенькой рыбки есть имя, спасибо вам! Давайте рассмотрим и сравним этих двух рыбок: чем они похожи и чем различаются? - Совершенно верно, они похожи тем, что у обеих рыбок строение тела одинаковое: есть голова, туловище, хвост и плавники, тело покрыто чешуёй. - Отличаются они размером, формой тела и цветом, плавниками и хвостом. - Как вы думаете, почему эти рыбки выглядят абсолютно по-разному? - Внешний вид рыбок и их поведение зависят от условий их жизни: где живут, что едят. Вот, например, полиптерус живёт в Африке (показать на глобусе) в реках, которые время от времени пересыхают. Поэтому ему приходится закапываться в мокрый песок и ждать дождей или переползать в другой водоём по суше. В этом ему помогают его большие, твёрдые плавники и вытянутое тело, которое извивается как у змеи. А петушок живёт в Азии в небольших водоёмах, даже лужах. Поэтому он такой маленький. - Кто из этих рыбок хищная рыбка, а кто мирная? Почему так решили? - Полиптерус – хищник. Посмотрите, как он плавает? Ему легче догонять добычу или ждать её в засаде? (ждать в засаде) - Петушок – вроде и не хищник, но ест упавших в воду мелких насекомых. - Полиптерус не изменил свой внешний вид со времён динозавров, а вот дикий петушок – невзрачная, серенькая рыбка. Зато люди вывели множество пород петушка (фото). - Люди давным-давно начали содержать рыбок дома. Сначала просто вылавливали их в водоёмах и помещали в ёмкости с водой, а потом поняли, что для содержания рыбок в неволе им нужно создавать специальные условия. Какие? (аквариум, качество воды, температура, кислород). - Давайте пройдём на свои места и посмотрим, как раньше выглядели аквариумы раньше и как они выглядят сейчас (фото). - Для того, чтобы в аквариуме создать условия жизни, пригодные для рыбок, нужно много оборудования: сам аквариум, фильтры (для очистки воды), компрессоры (для того, чтобы в воде был кислород и рыбки могли дышать), подогреватель или охладитель (чтобы вода была тёплой или холодной), термометр для воды, лампы для освещения, грунт, коряги или камни, сачки, сифоны (водный пылесос) и многое другое (фото). | Рассматривают и сравнивают двух живых рыбок в аквариумах. | 8 мин. |
5. | Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) | Кейс-технология «В магазине» (проблемная ситуация) Недавно, когда я пришла в зоомагазин покупать себе рыбку, я стала свидетелем вот такой ситуации: «В магазин пришли родители с сыном. Мальчик увидел большую золотую рыбку и стал плакать, топать ногами…» (фото) - Как вы думаете, что произошло в магазине? - Что бы вы ответили мальчику? - Как бы вы поступили на его месте? | Рассуждают о поведении ребёнка в магазине и о том, что необходимо для содержания рыбки дома. | 5 мин. |
6. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Систематизация знаний. Рефлексия | - Вот и подошло к концу наше знакомство с рыбками. Мы с вами узнали много интересного о них. Вам понравилось? Кто считает, что он взял для себя что-то новое, полезное, пусть возьмет весёлый смайлик. А кто считает, что ему было неинтересно, пусть возьмет грустный смайлик. У детей, которые выбрали весёлый смайлик, спросить, что полезного, нового они узнали, что им понравилось? У детей, которые выбрали грустный смайлик, спросить, почему они выбрали именно этот смайлик? - Помните, мы с вами читали сказку о золотой рыбке? Я хочу подарить каждому из вас золотую рыбку. Пусть эта рыбка помогает вашим желаниям сбываться! Вручение картинок с изображением золотой рыбки. | Выбирают смайлики и обосновывают свой выбор. | 4 мин. |
7. | ИТОГО: | 25 минут |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, ознакомление с миром природы для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Путешествие в лес»Задачи:Образовательные:1. Закрепить знания детей о деревьях;2. Продолжать расширять, развивать диалогическую р...
НОД по ознакомлению с миром природы для детей старшего дошкольного возраста "Весна на Кубани"
Предлагаю конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с элементами театрализации по ознакомлению с миром природы для детей старшего дошкольного возраста «Весна на Кубани». Ма...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", ознакомление с миром природы для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в лес».
Задачи:Образовательные:-уточнить представления детей о коре деревьев.Развивающие:-продолжать развивать активность детей в играх.Воспитательные:-воспитывать интерес к растениям;-воспитывать умение дете...
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы для детей старшей группы
Тема: «Путешествие в мир растений»Цель: Обобщить и закрепить знания детей о растительном мире Брянской области.Образовательные задачи: дать понятие о взаимосвязи живой и неживой ...
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Приметы весны»
Целями занятия являются:Образовательные:- продолжать изучать с детьми сезонные изменения в природе, которые происходят весной, понимать их суть.Воспитательные:- воспитывать любовь к природе, наблюдате...
Конспект занятия «Познавательное развитие: приобщение социокультурным ценностям и ознакомление с миром природы для детей старшего дошкольного возраста тема: «Военные профессии»
Тема: «Военные профессии»Задачи:Обучающие: расширять знания детей о Российской Армии, уточнить представления о родах войск; Развивающие: развивать связную речь, память, мы...
Конспект занятия по направлению «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природой) для детей старшей группы на тему: «Путешествие в природу»
Конспект занятия по направлению «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природой) для детей старшей группы.Тема: «Путешествие в природу»Цель: расширение представлений д...