Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы для детей старшей группы "Наблюдение за рыбками"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кудашева Виктория Владимировна

В ходе непрерывной огбразовательной деятельности дети наблюдают за рыбками, замечая сходства между ними и различия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной  деятельности

по ознакомлению с миром природы для детей старшей группы

Тема: «Наблюдение за рыбками»

Образовательная область: познавательное развитие

Вид занятия: фронтальное

Формы образовательной деятельности: непрерывная образовательная деятельность

Цель: Формировать представления о многообразии рыб и условиях их содержания в неволе.

Задачи

Образовательные: Познакомить детей с внешним строением рыбы и зависимостью внешнего вида от условий жизни и питания, с особенностями содержания рыб в неволе; учить отвечать полными ответами, развёрнутыми предложениями.

Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность, воображение, любознательность.

Воспитательные: Воспитывать чувство ответственности за домашнего питомца, доброжелательность и уважение по отношению к сверстникам.

Планируемый результат: Дети усвоят, что внешний вид рыб очень разнообразен и зависит от особенностей условий их обитания и питания.

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, картинки с изображением рыбок, 2 аквариума с рыбками, смайлики (по 2 на каждого ребёнка), карточки с изображением золотой рыбки (по количеству детей).

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

                                                                          Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, представление гостей.

Здороваются с гостями и рассаживаются за столами.

1 мин.

2.

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия.

- Ребята, вы любите загадки? Я очень люблю загадки. И не только отгадывать, но и загадывать. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать.

Не хожу и не летаю,

А попробуй, догони!

Я бываю золотая,

Ну-ка в сказку загляни!

- Как вы догадались, что это рыбка? О какой сказке говорится в загадке? У кого дома есть рыбки?

- У меня тоже есть дома рыбки. Вот о них сегодня я и хочу с вами поговорить.

Отгадывают загадку, отвечают на вопросы, рассказывают.

2 мин.

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Выполнения действий по задачам НОД

- Рыбками я занимаюсь очень давно, а началось всё с того, что мне подарили на день рождения красивую золотую рыбку. Вот такую (фото). Посмотрите, какая красивая рыбка!

- Расскажите, как выглядит рыбка?

- Какие части тела есть у рыбки? (туловище и голова) Почему у рыб нет шеи?

- Что есть у рыбки вместо рук и ног? Почему эти части тела так называются? (плавники, помогают плавать)

- Что ещё помогает рыбке плавать? (хвост)

- Как вы думаете, почему глаза у рыб выпуклые и расположены по бокам головы?

- Есть ли у рыб уши? Слышат ли рыбки? (ушных отверстий у рыб нет, но у них есть внутреннее ухо, поэтому рыбки тоже слышат, но не так хорошо, как те, у кого есть уши).

- Кто знает, как рыбы дышат под водой? (на голове у рыбы есть жабры, с их помощью рыбы дышат)

- С помощью чего рыбы едят?

- Посмотрите внимательно на изображение рыбки, что вы ещё видите на её теле?

- У всех рыб по бокам проходит линия, её так и называют «боковая линия». Как вы думаете, для чего она нужна? (она помогает рыбам в мутной воде ощущать приближение других рыб).

- Чем покрыто тело рыбы? Для чего? (тело покрыто чешуёй, чешуя защищает рыб от повреждений).

- Все рыбы окрашены по-разному, но у них у всех спинка темнее брюшка. Почему? (если смотреть на рыбу сверху – она сольётся с дном, если снизу – в свете солнечных бликов её не будет видно).

- Чем питаются рыбы?

- Как вы думаете, все рыбы одинаково выглядят? Отчего рыбы все разные?

- В мире существует великое множество рыб, и выглядят все они по-разному: есть очень маленькие, а есть огромные, есть мирные, а есть хищные, есть такие, которые могут ползать по суше (фото). Сегодня я принесла вам две своих рыбки и хочу вас с ними познакомить. Для этого предлагаю пройти к столу с аквариумами.

Рассматривают изображение золотой рыбки, отвечают на вопросы.

Проходят к столу с аквариумами.

5 мин.

4.

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

- Вот две из моих рыбок: полиптерус сенегальский и бетта, петушок. Как вы думаете, кто из этих рыбок кто? Вот эта рыбка, похожая на дракона, полиптерус, а вот эта – бетта, петушок. Первую рыбку так и зовут – Дракончик, а вторая рыбка у меня новенькая, я ещё не успела придумать ей имя. Это рыбка самец, т.е. мальчик, давайте все вместе придумаем ему имя.

- Вот и замечательно, теперь и у новенькой рыбки есть имя, спасибо вам! Давайте рассмотрим и сравним этих двух рыбок: чем они похожи и чем различаются?

- Совершенно верно, они похожи тем, что у обеих рыбок строение тела одинаковое: есть голова, туловище, хвост и плавники, тело покрыто чешуёй.

- Отличаются они размером, формой тела и цветом, плавниками и хвостом.

- Как вы думаете, почему эти рыбки выглядят абсолютно по-разному?

- Внешний вид рыбок и их поведение зависят от условий их жизни: где живут, что едят. Вот, например, полиптерус живёт в Африке (показать на глобусе) в реках, которые время от времени пересыхают. Поэтому ему приходится закапываться в мокрый песок и ждать дождей или переползать в другой водоём по суше. В этом ему помогают его большие, твёрдые плавники и вытянутое тело, которое извивается как у змеи. А петушок живёт в Азии в небольших водоёмах, даже лужах. Поэтому он такой маленький.

- Кто из этих рыбок хищная рыбка, а кто мирная? Почему так решили?

- Полиптерус – хищник. Посмотрите, как он плавает? Ему легче догонять добычу или ждать её в засаде? (ждать в засаде)

- Петушок – вроде и не хищник, но ест упавших в воду мелких насекомых.

- Полиптерус не изменил свой внешний вид со времён динозавров, а вот дикий петушок – невзрачная, серенькая рыбка. Зато люди вывели множество пород петушка (фото).

- Люди давным-давно начали содержать рыбок дома. Сначала просто вылавливали их в водоёмах и помещали в ёмкости с водой, а потом поняли, что для содержания рыбок в неволе им нужно создавать специальные условия. Какие? (аквариум, качество воды, температура, кислород).

- Давайте пройдём на свои места и посмотрим, как раньше выглядели аквариумы раньше и как они выглядят сейчас (фото).

- Для того, чтобы в аквариуме создать условия жизни, пригодные для рыбок, нужно много оборудования: сам аквариум, фильтры (для очистки воды), компрессоры (для того, чтобы в воде был кислород и рыбки могли дышать), подогреватель или охладитель (чтобы вода была тёплой или холодной), термометр для воды, лампы для освещения, грунт, коряги или камни, сачки, сифоны (водный пылесос) и многое другое (фото).

Рассматривают и сравнивают двух живых рыбок в аквариумах.

8 мин.

5.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Кейс-технология «В магазине» (проблемная ситуация)

Недавно, когда я пришла в зоомагазин покупать себе рыбку, я стала свидетелем вот такой ситуации: «В магазин пришли родители с сыном. Мальчик увидел большую золотую рыбку и стал плакать, топать ногами…» (фото)

- Как вы думаете, что произошло в магазине?

- Что бы вы ответили мальчику?

- Как бы вы поступили на его месте?

Рассуждают о поведении ребёнка в магазине и о том, что необходимо для содержания рыбки дома.

5 мин.

6.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Систематизация знаний.

Рефлексия

- Вот и подошло к концу наше знакомство с рыбками. Мы с вами узнали много интересного о них. Вам понравилось? Кто считает, что он взял для себя что-то новое, полезное, пусть возьмет весёлый смайлик. А кто считает, что ему было неинтересно, пусть возьмет грустный смайлик.

У детей, которые выбрали весёлый смайлик, спросить, что полезного, нового они узнали, что им понравилось?

У детей, которые выбрали грустный смайлик, спросить, почему они выбрали именно этот смайлик?

- Помните, мы с вами читали сказку о золотой рыбке? Я хочу подарить каждому из вас золотую рыбку. Пусть эта рыбка помогает вашим желаниям сбываться!

Вручение картинок с изображением золотой рыбки.

Выбирают смайлики и обосновывают свой выбор.

4 мин.

7.

ИТОГО:

25 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, ознакомление с миром природы для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Путешествие в лес»Задачи:Образовательные:1.      Закрепить знания детей о деревьях;2.      Продолжать расширять, развивать диалогическую р...

НОД по ознакомлению с миром природы для детей старшего дошкольного возраста "Весна на Кубани"

Предлагаю конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с элементами театрализации по ознакомлению с миром природы для детей старшего дошкольного возраста «Весна на Кубани». Ма...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", ознакомление с миром природы для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в лес».

Задачи:Образовательные:-уточнить представления детей о коре деревьев.Развивающие:-продолжать развивать активность детей в играх.Воспитательные:-воспитывать интерес к растениям;-воспитывать умение дете...

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы для детей старшей группы

Тема: «Путешествие в мир растений»Цель: Обобщить и закрепить знания детей о растительном мире Брянской области.Образовательные задачи: дать понятие о взаимосвязи живой и неживой ...

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Приметы весны»

Целями занятия являются:Образовательные:- продолжать изучать с детьми сезонные изменения в природе, которые происходят весной, понимать их суть.Воспитательные:- воспитывать любовь к природе, наблюдате...

Конспект занятия «Познавательное развитие: приобщение социокультурным ценностям и ознакомление с миром природы для детей старшего дошкольного возраста тема: «Военные профессии»

Тема: «Военные профессии»Задачи:Обучающие:  расширять знания детей о Российской  Армии, уточнить представления о родах войск; Развивающие: развивать связную речь, память, мы...

Конспект занятия по направлению «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природой) для детей старшей группы на тему: «Путешествие в природу»

Конспект занятия по направлению «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природой) для детей старшей группы.Тема: «Путешествие в природу»Цель: расширение представлений д...