Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, ознакомление с миром природы для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Тема: «Путешествие в лес»
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить знания детей о деревьях;
2. Продолжать расширять, развивать диалогическую речь ребенка;
3. Уточнить представления детей о коре деревьев.
Развивающие:
1. Развивать экологическое мышление и экологическую культуру;
2. Продолжать развивать активность детей в играх.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к растениям;
2. Воспитывать умение детей слушать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Планируемые результаты: дети могут называть строение дерева, собирать модель дерева, дети могут рассказать о значимости леса для человека, о том, как человек может сохранить лес, умеют самостоятельно делать выводы.
Предварительная работа: чтение литературы о лесе; наблюдение на прогулках; разгадывание загадок; рассматривание иллюстраций о растительном мире, просмотр видео мультфильмов о природе, составление коллажей.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации с изображением леса; модель дерева, листья березы, рябины, сосны, дуба; заготовки для составления панно; обручи (красный и зеленый); запрещающие и разрешающие знаки; доска (мольберт).
I. Организационный момент
(Дети встают в круг, взявшись за руки).
Воспитатель: Ребята, скажите, вы были с родителями в лесу?
Дети: да.
Воспитатель: а что больше всего вам понравилось в лесу?
Дети: отдыхать, грибы и ягоды собирать.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, для чего лес нужен всем жителям планеты Земля? Хотите выяснить?
Дети: да.
Воспитатель: ну, тогда в путь ребята!
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре
Полетели, закружились.
Вот мы и в лесу.
II. Основная часть
Воспитатель: Итак, маленькие знатоки, для начала отгадайте загадку:
(педагог загадывает детям загадку):
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
Дети: дерево.
Воспитатель: совершенно верно это дерево. Как вы думаете, дерево живое или нет?
Дети: живое.
Воспитатель: почему так думаете?
Дети: потому что, как все живые существа, питаются, спят, размножаются и дышат.
Воспитатель: с помощью чего деревья дышат?
Дети: с помощью листьев.
Воспитатель: правильно, с помощью листьев. Ребята, а кто из вас знает, из каких частей состоит дерево?
Дети: ствол, листья.
Воспитатель: Ну, тогда в путь ребята!
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Игра «Части дерева» (подходят к модели дерева)
Воспитатель: Саша начни. Какую часть ты взял?
Саша: корни.
Воспитатель: корни, что делают?
Саша: поглощают воду и питательные вещества из почвы.
Воспитатель: а еще корни удерживают дерево. Арина, ты какую часть взяла?
Арина: ствол.
Воспитатель: какую функцию выполняет ствол?
Арина: по стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям.
Воспитатель: Маша, что есть на ветках?
Маша: есть листья, цветы, плоды.
Воспитатель: ребята, что выделяют листья?
Дети: кислород, а поглощают свет, плоды падают, семена, падая в землю, прорастают.
Воспитатель: когда листья падают, они гниют, образуют питательные вещества для дерева.
Воспитатель: предлагаю вам сыграть в игру «Для чего нужно дерево?»
Воспитатель: Ну, тогда в путь ребята!
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Дидактическая игра «Для чего нужно дерево?»
Воспитатель: в этой игре вам нужно рассказать о значении дерева.
Дети: это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются: лось, птицы, гусеницы и другие обитатели леса; это место для постройки гнезда; для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок; для зайца это пища, зимой кора, укрытие; для художника это объект для картин; для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть; дерево для горожанина это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха.
Воспитатель: молодцы. Ребята, посмотрите сюда и скажите, что изображено?
Дети: деревья.
Воспитатель: какие?
Дети: береза, дуб, ель, рябина, сосна, кедр.
Игра «С какого дерева листок»
Воспитатель: давайте подберем листочки для каждого дерева.
(Дети определяют принадлежность листьев к тому или иному дереву и «оживляют деревья». Воспитатель предлагает определить с какого дерева один из образцов листа, затем дети находят корзину с аналогичными листьями и «оживляют» соответствующее дерево).
Воспитатель: молодцы, посмотрите, как наши деревья ожили с листочками?!
Физкультминутка «Мы по лесу погуляли»
Мы по лесу погуляли
И немножечко устали.
Встанем, глубоко вздохнем
Руки дружно разведем.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами все стали.
Дружно мы похлопаем!
Тихонечко потопаем!
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
Воспитатель: как вы думаете, приятно находиться в таком лесу?
Дети: конечно.
Воспитатель: а как же нужно вести себя в таком красивом лесу? Чего нельзя делать, чтобы сохранить такое лесное богатство?
Малоподвижная дидактическая игра «Можно – нельзя»
(дети складывают запрещающие знаки в красный обруч, а разрешающие знаки в зеленый обруч).
Воспитатель: давайте мы проверим, правильно вы разложили знаки? Молодцы! Если вы пришли в лес не шумите, не беспокойте лесных жителей. И тогда лес откроет вам свои секреты. Ребята, давайте, мы с вами вспомним, какие деревья растут в нашем краю, и поиграем в игру «Что растет в краю родном?». Я буду называть деревья, если дерево растет в наших лесах, хлопайте в ладоши, если нет – то показывайте пальчиком «отрицание». (яблоня, груша, ель, малина, береза, вишня, осина, каштан, лимон, сосна, кедр, липа и т.д.).
Воспитатель: ребята, какие вы молодцы. Расскажите, без чего дерево и лес не может существовать?
Дети: без света, воздуха, тепла, почвы, влаги.
Воспитатель: ребята, если в лесу растут одни ели , сосны, кедры, как можно назвать такой лес одним словом?
Дети: хвойный.
Воспитатель: правильно. А если в лесу больше всего берез, рябин, осин, тополей, как мы назовем такой лес?
Дети: лиственный.
Воспитатель: а как будет называться лес, в котором есть и хвойные и лиственные деревья?
Дети: смешанный.
Воспитатель: я вам предлагаю создать панно смешанного леса, чтобы не обидеть ни лиственные, ни хвойные деревья.
(Дети проходят за столы, на которых заранее приготовлены силуэты различных деревьев и наклеивают, получается панно смешанного леса).
Воспитатель:
Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет,
И костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу.
Уважает тишину!
Воспитатель: молодцы ребята!
III. Итог (рефлексия)
Воспитатель: ребята скажите, где мы побывали?
Дети: в лесу.
Воспитатель: как вы думаете, мы выяснили, для чего лес нужен всем жителям планеты Земля?
Дети: да.
Воспитатель: давайте, ребята мы наше с вами панно отнесем маленьким детям, чтобы и они могли полюбоваться красотой природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по аппликации техникой торцевание «Открытка – 23 февраля» для детей старшего дошкольного возраста
Цель занятия:1. Учить детей оформлять ко Дню Защитников Отечества открытку в технике торцевание.2. Развивать мелкую моторику рук.3. Воспитывать патриотизм....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию «Ток-шоу «Вежливость» для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область: «Социализация»
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о возникновении языка и речи, как главного средства общения людей....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Знакомство детей с доступными способами здоровья (соблюдение режима, ежедневная зарядка, закаливание). Закрепление правил пожарной безопасности. Формирование представлений о поведении при угрозе...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В гости к осени». (музыкально-ритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста).
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В гости к осени». (музыкально-ритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста). Цель:Развитие двигательной сферы детей, фо...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Моя страна – моя Россия» для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Моя страна – моя Россия» для детей старшего дошкольного возраста. Интеграция образовательных областей: «По...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Цветы для мамы» для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Цветы для мамы» для детей старшего дошкольного возраста. Интеграция образовательных областей:...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) для детей средней группы в соответствии с ФГОС ДО Тема: «Поиски мамы - зайчихи»
В данном материале представлен конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром для детей средней группы по теме недели "Дикие животные готовятся к зиме"...