Образовательная деятельность "То здесь пар, а то - вода!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шапорева Марина Борисовна

Экспериментальная деятельность,  позволяет дать детям более полную информацию об изучаемом явлении или объекте, повышает наглядность и доступность материала, в отличие от простых наблюдений. Формирование реалистического понимания природных явлений через постановку опытов (экспериментов), созданных на основе литературно-художественных жанров (сказок, рассказов, былей) проходит более успешно; дети осмысленнее объясняют взаимосвязи, происходящие в природе, делают выводы и умозаключения. Литературно-художественные образы вызывают повышенный интерес к разгадке тайн природы, наиболее полно удовлетворяют естественную любознательность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

То здесь пар, а то – вода!

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Задачи:

1. ОО» Познавательное развитие»

Закрепить знания об условиях, при которых вода испаряется.

познакомить со свойствами пара: прозрачен, бесцветный, невидим, как воздух, его нельзя удержать в посуде, быстро расходится во все стороны.

Воспитывать чувство любви, нежности, радости к природе; содействовать развитию эмоциональной сферы ребёнка.

2. ОО «Речевое развитие»

Учить составлять рассказ «Как образуются облака».

Развивать связную речь.

Пополнять словарный запас (пар - бесцветный, прозрачный, невидимый газ).

3. ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Развивать навыки сотрудничества и коммуникативной культуры детей.

4. ОО «Физическое развитие»

Развивать двигательную активность.

5. ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Учить отражать результаты успешности проведённого занятия на модели графика.

Предварительная работа: накануне занятия проводили и обсуждали

опыты: №1. Налили в 2 блюдечка воды и поставить одно блюдечко в тёплое место, а другое в холодное место. Каждый день следили, сколько воды в блюдечке. Почему её становилось всё меньше? Куда она девается? №2. Одинаковое количество воды налили в стакан и тарелку. Поставили их рядом в тёплое место. Наблюдали, где скорее убывает вода? Наблюдения за испарением воды после дождя.

Формы работы. Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы и приемы:

- словесный: составление рассказа «Как образуются облака», обсуждению хода и результатов опыта «Как образуется пар, дождь»;

- наглядный: чайник, 2 стеклянные прозрачные баночки с крышками, целлофан, маркер, иллюстрации, к сказкам;

- практический: опыт;

- игровой: физкультминутка, подвижная, дидактические и речевые игры;

Оборудование.

Стеклянная прозрачные баночка с крышкой, кипятильник, иллюстрации, к сказкам.

Образовательная деятельность

1. Организационный момент.

Воспитатель: доброе утро ребята! Сегодня утром я пришла детский сад и обратила внимание на небо. Оно было покрыто большими серыми облаками (тучами), которые низко висели над землёй. А какие приметы вы знаете?

Дети: «если кучевые облака обложили всё небо и низко свисают над землёй – быть дождю»; «когда белые кучевые облака плывут высоко в небе – быть хорошей погоде».

Воспитатель выставляет репродукции к сказам.

Воспитатель: какие облака предвещают хорошую погоду, а какие дождливую?

Дети определяют, какие облачка (предвещающие хорошую или дождливую погоду).

Воспитатель: ребята я вам расскажу сказку, которая называется

«Жили-были два облачка»

«Жили-были два облачка. Одно – белое, другое – чёрное. Когда они были маленькими, они любили друг друга. Вместе гуляли по небу, играли в прятки. А прятались они за большими облаками – их мамами.

Шло время, и облачка росли, становились всё больше и больше. А когда выросли большими, стали очень часто спорить и ссориться друг с другом. А знаете, почему они спорили? Белое облачко очень любило солнышко, ясную хорошую погоду, а чёрное облако любило, когда на небе гремел гром, сверкала молния, шёл дождь, и было темно на улице. Нравилось чёрному облачку наблюдать с неба, как птицы и животные прятались от дождя, а люди открывали разноцветные зонтики, либо убегали домой. Это веселило чёрное облачко.

Белое облачко говорило, что самое прекрасное на белом свете – солнце. А чёрное облачко противоречило, утверждая: гроза и дождь всех прекраснее на свете.

И так происходило всегда: когда они встречались – ругались и, наконец, совсем перестали дружить. Когда на небе появлялось чёрное облачко, белое облачко уступало ему место, заявляя: «Пусть приносит людям, зверям, растениям свою дождливую радость». Затем чёрное облачко, освобождало небо солнечной радости для всего живого на земле.

Так, уступая место друг другу, они и стали жить».

2. Основная часть.

Воспитатель: Мы говорили об облаках.  Как вы думаете из чего же они состоят?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: почему вы так решили?

Дети: наливали в два одинаковых блюдца по полстакана воды. Одно блюдце ставили в холодное место (холодильник), а другое – в тёплое (у батареи). Каждый день наблюдали, сколько в блюдечках оставалось воды, делали зарисовки; с каждым днём её становилось всё меньше и меньше в блюдце, стоявшем у батареи. Вода испарялась, превращалась в пар. И наконец, она исчезла, в то время как в другом блюдце, стоявшем в холодильнике, вода ещё сохранялась. Это обстоятельство даёт возможность сделать вывод, что в тёплый день испарение воды идёт быстрее, чем в холодный день.

Наливали одинаковое количество воды (один стакан) в стакан и в тарелку. Ставили их рядом у батареи. Наблюдали, где быстрее испариться вода. Из тарелки вода испарилась быстрее, чем из стакана.

Воспитатель: какой вывод можно сделать?

Дети: чем больше поверхность воды, тем быстрее идёт испарение. Мелкая и широкая лужа высохнет быстрее, чем маленькая, но глубокая. Даже, если воды в них будет поровну.

Воспитатель: Скажите, а всегда ли нужно нагревать воду, чтобы она испарилась. Какие ещё мы проводили наблюдения по испарению воды?

Дети: мочили носовой платок, и вывешивали его на улицу. На следующий день заметили, что платок высох, то есть, вода из него испарилась. Зимой люди вывешивают стиранное мокрое бельё на улицу, чтобы просушить. Значит, на морозе вода тоже испаряется и превращается в пар. Наблюдали, как после дождя улицы и крыши домов становились мокрыми, но пригревало солнышко, и всё обсыхало. Вода испарялась, превращаясь в невидимый пар.

Физкультминутка «Вот так!»

-Как живешь?                            Показать большие пальцы обеих рук

- Вот так!                                    направленные вверх.

- Как идешь?                              Маршируют.

- Вот так!

- Как бежишь?                            Бег на месте.

- Вот так!

- Ночью спишь?                         Ладони сложить под щекой.

- Вот так!

- Как берешь?                            Прижимают ладошки к себе.

- Вот так?

- А даешь?                                  Выставляют ладошку вперед.

- Вот так!

- Как шалишь?                           Грозят пальцем друг другу.

- Вот так!

3. Практическая часть.

Воспитатель: Так же испаряется вода в реке, и в озере, и в море. Чем сильнее греет солнце, тем быстрее испаряется вода. Вода испаряется, как вы уже наблюдали и в очень холодную погоду, только не так быстро, как в тёплую погоду. При ветре вода испаряется сильнее, чем в тихую погоду. Пар нельзя, как воду, удержать в открытой посуде, – он быстро расходится во все стороны. Проведём ещё один опыт по испарению воды. Понаблюдайте, имеет ли пар цвет и запах.

Опыт. Проводит воспитатель, дети наблюдают.

Налить в банку воды. Положить кипятильник и нагреть воду. На дне и стенках банки появятся мелкие пузырьки воздуха.

Продолжать нагревание. Когда вода закипит, на дне банки образуются большие пузырьки. Они состоят из пара. Пузырьки быстро поднимаются вверх и лопаются. Вскоре вся банка наполняется паром, но его не видно.

Воспитатель: Вода состоит из мельчайших частиц, которые называются молекулами. Они непрерывно мечутся в разные стороны: взад-вперёд, вверх-вниз – во всех направлениях. Те молекулы, что вблизи поверхности, движутся вверх, часто норовят выскочить в воздух. Чем выше температура воды, тем быстрее движутся частички, и тем чаще они вылетают из неё. Так вода испаряется. Сделайте заключение.

Дети: «пар невидим, как воздух. Он прозрачный и бесцветный».

Воспитатель: пар, воздух, хотя они и невидимы, но они тоже называются телами. Тела, которые свободно расходятся по всем направления, называются газообразными. При испарении вода из жидкого состояния переходит в газообразное (парообразное) состояние. Послушайте стихотворение.

Твёрдое - жидкое

Коль зимою спрыгнуть с вышки,

То набьёшь, конечно, шишку.

Знать, тверда была вода,

Ты ответишь без труда.

Ну, а если прыгнуть в воду

В очень тёплую погоду.

Будешь мокрым ты до нитки –

Летом лёд бывает жидким.

Вот такая чехарда:

То здесь лёд, а то вода.

Ты подумай и ответь:

Жидкость речка или твердь?

Зачерпнём воды из речки

И поставим греть на печке:

Пар заполнит весь наш дом,

А воды мы не найдём.

Вот такая чехарда:

То здесь пар, а то вода.

Жидкость – речка или газ?

Ты ответишь нам в тот же час.

И вода, и лёд, и пар,

Скажет нам и млад, и стар.

Это всё-таки вода,

Ты запомни навсегда.   (А. Дитрих)

4. Итог образовательной деятельности.

Воспитатель: ребята, вы видели, что вода может быть жидкой, а может быть в виде пара и льда. Становитесь в круг поиграем. Наш круг, как и вода, может менять свою форму (круг вытягивается в овал). А теперь представьте себе, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту, вода стала нагреваться. Каждый из вас - частичка воды. Вода нагревается, вам становится жарко. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться (дети бегают по группе) и каждый из вас стал частичкой пара. А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Что в этом случае вы делаете?

Дети: встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам стало теплее.

Воспитатель: посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частичка льда. Наша группа – это все те же частички воды, но соединены по-разному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности во второй младшей группе "Водичка-водичка"

Задачи:1.Развивать устойчивый интерес к экспериментированию  детей младшего дошкольного возраста.2.Познакомить детей со свойствами воды.3.Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику.4....

Конспект организованной образовательной деятельности «Здесь котята- акробаты, Здесь и клоуны – котята» подготовительная группа образовательная область- речевое развитие

Конспект организованной образовательной деятельности«Здесь котята- акробаты,Здесь и клоуны – котята» подготовительная группаобразовательная область- речевое развитие...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы «Водичка-водичка» (с использованием технологии экспериментирования)

Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» Цель: Познакомить детей со свойствами воды через экспериментирование....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в I младшей группе «Водичка, водичка…»

Конспект по познавательному развитию с использованием технологии экспериментирования...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе раннего возраста "Водичка-водичка".

Коспект непосредственно образовательной деятельности в группе раннего возраста "Водичка-водичка"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей младшей группы «Водичка, водичка, умой мое личико»

Программное содержаниеПознакомить детей с потешкой «Водичка, водичка…»Развивать умения выполнять действия, описанные в потешке, по подражанию и самостоятельно.Упражнять детей в прог...

Игровая образовательная ситуация во второй младшей группе "Водичка, водичка …."

Воспитатель организует подвижную игру с речевым сопровождением "Не хотим мы больше спать". В центре круга находиться педагог. Он показывает движения, читает текст стихотворения, дети повторя...