Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию "Экоша"
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)
Рабочая программа по дополнительному образованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekosha_kruzhok.docx | 31.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 "Радуга"
Кулундинского района Алтайского края
Принята Советом педагогов МБДОУ детский сад №7 "Радуга" « » августа 2018 г. Протокол № | Утверждаю заведующий МБДОУ детский сад №7 "Радуга" ___________ Е.Ю. Могильницкая « » августа 2018г. Приказ № 12-оД |
Программа дополнительного образования
воспитателя старшей группы
Клименко Натальи Сергеевны
Образовательная область: развитие экологического воспитания
Кружок: «Экоша».
Содержание
Пояснительная записка | 3 |
Цель и задачи программы: | 4 |
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: | 5,6 |
Методическое обеспечение программы дополнительного образования «Экоша». | 6,7 |
Тематическое планирование дополнительного образования | 8-13 |
Список литературы | 14 |
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоение природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряженная экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды.
Исходя, из всего этого наш детский сад взял в качестве дополнительного образования «Экологический кружок» «Экоша». Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы родного края. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы, экскурсии и исследовательскую деятельность.
Цель и задачи программы:
Цель дополнительного образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
1. Воспитывать экологическую грамотность дошкольника.
2. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
3. Формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:
*познавательно-исследовательскую;
*чтение художественной литературы;
*коммуникативную;
*экспериментальную;
*продуктивную;
*трудовую;
*игровую;
4. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих программ состоит в том, что работа с дошкольниками осуществляется в одном узком направлении, учитывается региональный компонент.
В реализации данной образовательной программы задействованы дети 5-6 лет. Программа рассчитана на один год обучения детей дошкольного возраста.
Основные формы кружковой работы – интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические игры; составление творческих рассказов. А также наблюдения, эксперименты, экскурсии, целевые прогулки и развлечения.
Работа по дополнительному образованию, через организацию кружковой работы в ДОУ«Экологического кружка» ведет воспитатель дошкольного учреждения, имеется материально-техническая база, соответствующую основным санитарно-гигиеническим требованиям. Для занятий кружка время и день строго определены, что соответствует требованиям СанПину и программе «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы.
Программа разработана на основе парциальных программ соответствующих ФГОС: «Юный эколог», С.Н. Николаева, «Добро пожаловать в экологию», О.А. Воронкевич.
Критерии результативности обучения:
* Дети должны знать и проявлять интерес к природе, знать животный и растительный мир;
*Должны быть сформированы навыки бережного и неразрушающего обращения к окружающей природе;
*Необходимо сформировать у детей желание продолжить занятия по экологии в дальнейшем;
*Приобретение детьми большого объема знаний по вопросам экологии;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
*тесты-задания;
*диагностика;
*анкетирование родителей;
*опрос;
Тематическое планирование по сезонам
*Осень - 12 интегрированных образовательных деятельностей
*Зима – 12 интегрированных образовательных деятельностей
*Весна - 12 интегрированных образовательных деятельностей
Время проведения НОД:
Вторник, четверг вторая половина дня.
Продолжительность занятия 25 минут.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования «Экоша».
На занятиях в кружке дети получают дополнительные знания по экологии, у них формируется осознанное отношение к природе, закрепляется желание продолжить кружковую работу, обучаясь в школе.
Здесь происходит переход от традиционного ознакомления с природой к решению вопросов экологического воспитания дошкольников.
Целесообразно использование методов:
*создание проблемных ситуаций;
*воспитание сопереживания ко всему живому на Земле;
*индивидуальный подход;
*исследовательская деятельность;
*различные виды занятий;
*создание развивающей среды;
* привлечение родителей к работе над данной проблемой;
Тематическое планирование дополнительного образования в старшей группе на 2018 – 2019г.г.
Сентябрь | ||
№ | Тема | Программное содержание |
1 | Наблюдение за черепахой. | Обобщить знания детей о живом объекте (дышит, двигается, питается, размножается, растет). Развивать доказательную речь. Воспитывать познавательный интерес к поведению животных. |
2 | Рассматривание и сравнение овощей и фруктов. | Закрепить знания дертей о характерных свойствах овощей и фруктов (форма, цвет, вкус, особенности поверхности). Уточнить, кто и где выращивает овощи и фрукты (на огороде – овощеводы, в саду – садоводы). Развивать умение ребят сравнивать объекты , используя модели (форма , цвет, характер поверхности, рост, вкус, место произрастания – сад, огород). Сформировать представления о плоде и семени, ввести модели плода и семена. |
3 | Опыт с корнеплодами. | Установить, что в корнеплодах, есть запас питательных веществ для растения. |
4 | Наблюдение за погодой. | Обратить внимание на дующие прохладные ветры, приносящие дожди и пасмурную погоду. |
Октябрь | ||
1 | Беседа о домашних животных. | Закрепить понятие «домашние животные». Учить составлять описательные рассказы о домашних животных, используя модели. Развивать творческое воображение. |
2 | Рассматривание злаковых растений (пшеница, овес, ячмень, рожь). | Познакомить детей со злаковыми растениями, из семян которых выпекают черный и белый хлеб. Учить распознавать эти растения по их характерным особенностям. Учить отвечать на вопросы полными предложениями, использовать выражения из загадок. |
3 | Беседа «Чудесное яблоко» | Познакомить с органом чувств – глазом и его основными функциями. Формировать познавательный интерес к человеку. |
4 | Составление описательного рассказа «Речка, реченька, река». | Расширять представления об окружающем мире: реки и их характерные признаки, возникновение рек. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы. Развивать умение детей сравнивать, расширять и активизировать словарь детей. |
Ноябрь | ||
1 | Рассматривание и сравнение лисы и собаки. | Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида собаки и лисы. Выявить представления детей об особенностях жизни этих животных (где живут, чем питаются, как добивают пищу, способ передвижения). |
2 | Рассматривание и сравнения комнатных растений | Закрепить знания детей о комнатных растениях (герань душистая, зональная, бегония «Рекс», аспидистра). Название, родина, особенности каждого растения в связи с местом обитания, особенностями ухода за растением. |
3 | Беседа о слухе «Самая быстрая улитка в мире». | Познакомить с важным органом чувств – ухом. Дать понятие о его функциях. Рассказать, как работает слуховой аппарат, как важно соблюдать гигиенические правила. |
4 | Кто живет в реке и в озере. | Развивать умение классифицировать обитателей рек и озер. Совершенствовать связную речь. |
Декабрь | ||
1 | Знакомство с волком. | Дать детям новые знания о волке: внешнем виде, образе жизни, повадках и способах охоты летом и зимой, о пользе и вреде волков. |
2 | Рассматривание комнатных растений. | Познакомить дертей с новым комнатным растением (аспарагусом). Рассказать о родине этого растения, о правилах его содержания. |
3 | Беседа о снеге. | Развивать умение устанавливать зависимость между состоянием снега и температурой воздуха. |
4 | Экологическая викторина «Знатоки природы» | |
Январь | ||
1 | Беседа «Зимой в лесу». | Уточнять представление детей об образе жизни лесных (белка, заяц, волк, медведь, лось, ёж) зимой. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывание пищи. |
2 | Рассказ воспитателя «Для чего человеку нос?». | Познакомить с важным органом обоняния – носом. Учиться бережно относиться к своему здоровью. |
3 | Наблюдение за птицами. | Отметить общее и различное в поведении птиц в различную погоду, продолжать понаблюдать, как ведут себя птицы у кормушки, учить отличать их по следам, голосам, способу передвижения по земле. |
4 | Опыт. | Предложить детям измерить с помощью термометра температуру воздуха на солнечной стороне улицы и в тени. Сделать вывод о том, что солнце стало немного пригревать. |
Февраль | ||
1 | Знакомство детей с животными жарких и холодных стран. | Расширять и углублять представление детей о диких животных. Систематизировать представление детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания. |
2 | Беседа «Растение как живое существо» | Сформировать у детей представление о приспособлении растений к среде обитания к сезону. |
3 | Игровое занятие «Наши умные помощники – органы чувств». | Сформировать у детей представление о способах познания окружающего мира. Закрепить знания о необходимости ухода за органами чувств. Развивать умение понимать мимику человека. |
4 | Обобщающая беседа о зиме « Как много интересного бывает зимой!». | Сформировать обобщенное представление детей о зиме. Развивать познавательную активность детей. Воспитывать позитивное отношение детей к зиме. |
Март | ||
1 | Обощающеее занятие «У нас в гостях животные». | Активизировать знания детей о животных, упражнять в умении обобщать животных по существительным признакам (звери, птицы, рыбы). Развивать логическое мышление, умение отстаивать свои суждения. |
2 | Черенкование комнатных растений. Осмотр и подкормка комнатных растений. | Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста комнатных растений, об уходе за ними (полив, рыхление, обрезка); сообщить детям, что с наступлением весны растения начинают быстро расти, но для этого надо пересадить в свежую землю и подкармливать. |
3 | Игровое занятие «Что и как человек ест». | Выявить различие в употреблении пищи животными и человеком. Объяснить детям, почему необходимо обрабатывать сырую пищу. |
4 | Рассказ воспитателя «Муравьи – санитары леса». | Углубить знание детей о муравьях, их в образе жизни, сформировать представления об их роли в жизни леса. Воспитывать бережное отношение к муравьям. |
Апрель | ||
1 | Экологическая сказка «Ручеек». | С помощью сказки показать детям взаимосвязь всего живого в природе. Развивать познавательные способности детей. |
2 | Комплексное занятие «Доктора леса». | Продолжать формирование умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе. Закрепить знания детей о птицах, которые помогают сохранять лес от вредных насекомых. Развивать зрительную память и логическое системное мышление. |
3 | Наблюдение за таянием снега и льда. | Установить связь с температурой воздуха, использовать термометр. |
4 | Наблюдение за насекомыми. | Предложить детям найти насекомых. Установить связь между прилетом птиц и появлением насекомых. |
Май | ||
1 | Заключительная беседа о весне. | Закрепить знания детей о весенних измениях в живой и неживой природе. Продолжать формировать умение находить связи в природе. |
2 | Наблюдение за одуванчиком. | Сравнивать величину стебля на солнце и в тени, обсудить влияние тепла и света на рост растений. Наблюдение за рисовать. |
3 | Наблюдениями за насекомыми. | Учить различать несколько видов бабочек (капусница и павлинный глаз). |
4 | Беседа «Лесная аптека». | Дать представление о лекарственных растениях с использованием моделей. |
Литература
1. Программа «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Москва: «Мозаика- Синтез», 2016год.
2. Парциальная программа «Добро пожаловать в экологию», О.А. Воронкевич, издательство Санкт Петербург
ДЕТСТВО- ПРЕСС 2016
3. Парциальная программа «Юный эколог», С.Н. Николаева, издательство Москва, «Мозаика- Синтез», 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию "Наш дом - природа" (старшая группа).
содержание программы, план...
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию "Наш дом - природа" (старшая группа).
Пояснительная записка. учебно - тематический план. содержание программы.Кружок в старшей группе проводится 1 раз в неделю нге более 25 минут...
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию Тема: «Друзья природы»
Кружок «Друзья природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проб...
программа дополнительного образования старших дошкольников по экологическому образованию "Юные эколята"
Программа модульная разноуровневая разработана на основе парциальных программ по экологическому образованию С.Н. Николаевой "Юный эколог", Н.Н. Кондратьевой "Мы", а также методичес...
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию «Лесовичок»
Программа направлена на формированте у детей экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу в процессе бесед, наблюдений, опытов, а также средствами нетрад...
Рабочая программа дополнительного образования по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста «Друзья природы» на 2020-2021 учебный год
Рабочая программадополнительного образованияпо экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности«Друзья природы» Возраст детей: 2-3 ...