Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию Тема: «Друзья природы»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Кружок «Друзья природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_druzya_prirody.docx | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
детский сад «Светлячок»
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию
Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: «Друзья природы»
Срок реализации 2014 – 2015 у.г.
Руководитель:
воспитатель
Старостина О.В.
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.
Кружок «Друзья природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания кружка легла парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Основная цель работы кружка – вызвать у детей желание общаться с природой, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка «Друзья природы» призвана решать следующие задачи:
1. Развитие у детей любознательности, наблюдательности; способности самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
- Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
- Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
- Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
- Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
- Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
- Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Перспективный план работы кружка «Друзья природы»
2014– 2015учебный год
Тема сроки | Цели: | содержание |
«Цветик – семицветик» 4.09 | Помочь проявлять любознательность, развивать воображение и творческую активность. | Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», наблюдение. |
«Что нам осень подарила» 11.09 | Вызвать желание выражать свои мысли, интересоваться причинно-следственными связями. | Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?» |
«Осень в белые туманы» 18.09 | Развивать познавательную активность, желание проявлять инициативу и самостоятельность. | Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение. |
«То березка, то рябинка» 25.09 | Проявлять инициативу и самостоятельность в игре. | Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка», игра «Опиши дерево», загадывание загадок, наблюдение |
«Доброе, хорошее солнце» 2.10 | Проявлять инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности | Чтение стихов: «Четыре клада…» М. Маханева. Наблюдение, опыт «Ладошки» |
«Расскажи Хрюшке о комнатных растениях» 9.10 | Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью. | Артикуляционная гимнастика, Игра «Найди растение», физкультминутка «цветы», дид-кая и. «За каким растением спрятался Хрюша?», конспект |
«Осеннее дерево» 16.10 | Помочь овладеть умением детей наблюдать за явлениями природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. | Нетрадиционная техника рисования: кляксография- экспериментирование |
«Домашние животные» 23.10 | Развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию. Осознанно относиться к объектам окружающей среды. | Беседа, использование худ-ного слова, пальчиковая игра «Облака», игра «Вспомни и назови» |
«Сколько знаю я дождей» 30.10 | Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Помочь выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. | Коммуникативная игра-танец «Вальс друзей» Пение «Туча», «Кап, кап…» муз. И. «Солнечные зайчики и тучка» пальчиковая и. «Облака», конспект |
«Воробьишка» 6.11 | Формирование представления об объектах окружающего мира. Развивать интерес к наблюдениям. | Подвижная игра «Кто в домике живет?» Природные приметы Массаж пальцев «Грачи» Птичьи заклички Речевая игра «Кто же это?» (конспект) |
«Синичкин праздник – 12 ноября» 12.11 | Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно. | Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы» |
«Дикие звери зимой» 20.10 | Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. | Чтение стих-ний, творческие задания, подв. игра «Зайцы и волк», беседа. |
«Снежинка» 27.10 | Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. | Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, проблемная ситуация. |
«Защитите ель и сосну» 4.12 | Помочь детям самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, воспитывать бережное отношение к природе. | Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию |
«Плыли по небу тучки» 11.12 | Помочь овладеть элементарными представлениями детей о явлениях неживой природы. Развитие любознательности и наблюдательности. | Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова. |
«Снежный хоровод» 18.12 | Проявлять у детей желание общаться с природой, видеть красоту окружающего мира. | Наблюдение, рассматривание картины «Зима», продуктивная, опытная (снежки) деятельность. |
«Зимняя красавица - ель» 25.12 | Приобщить к желанию наслаждаться красотой природы, способствовать развитию умения высказывать свои мысли; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе. | Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки, беседа «Должен ли человек беречь красоту природы?». Творческая работа, конспект |
«Наблюдение за снегом и льдом» 15.01 | Развивать интерес детей, вызвать желание проявлять любознательность, выявлять причинно-следственные связи. | Проведение опытов, подвижные игры «Затейники», «Пожарные на ученье», использование художественного слова. |
«Жизнь птиц зимой» 22.01 | Формирование познавательных действий, становления осознанного отношения к объектам окружающего мира. | Беседа, игра «Накорми птицу», дид. и. «Улетают – не улетают». |
«Мороз – удивительный художник» 29.01 | Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. | Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование худ-ного слова, практическая работа (конспект) |
«Выращиваем лук на окошке» 5.02 | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за происходящими изменениями. | Беседа с элементами труда. |
«Дикие животные в лесу зимой» 12.02 | Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. | Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе. Выполнение творческого задания. игра «Мы маленькие зайчики», игра «Закончи предложения». |
«Лаборатория добрых дел» 19.02 | Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей. | Беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения), опыты с водой, воздухом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле. |
«Наблюдение за сезонными изменениями» 26.02 | Проявлять любознательность, интерес к наблюдениям и установлению причинно-следственных связей. | Использование худ-ного слова, Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?». |
«К нам весна шагает быстрыми шагами» 5.03 | Помочь вспомнить названия весенних месяцев; проявлять у детей желание общаться с природой, видеть красоту окружающего мира. | Чтение стих-ния “Март”, «Весна идёт», д.и. «Найди настроение. Покажи настроение», наблюдение. |
«Наши четвероногие друзья – собака» 12.03 | Развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию. Осознанно относиться к объектам окружающей среды. | Наблюдение, Подвижные игры «Дружные пары», «Разойдись — не упади». |
«Забота о здоровье» 19.03 | Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище. | Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище. |
«Первые цветы в природе» 26.03 | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам. | Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов. |
«Божья коровка» 2.04 | Воспитывать интерес к объектам окружающего мира, развивать интерес детей, вызвать желание проявлять любознательность. | Наблюдение за божьей коровкой. Разучивание потешки, продуктивная деятельность, пальчиковая гимнастика «Божьи коровки». |
«Русская березка» 9.04 | Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе. | Загадывание загадок, хоровод, продуктивная деятельность |
«Пернатые гости» 16.04 | Воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. | Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.). |
«Весенний пейзаж» 23.04 | Воспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. | Беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года». |
«Солнышко на травке» 30.04 | Развивать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам. | Чтение стихов, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность (конспект) |
«Кто живёт в пруду?» 7.05 | Развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию. Осознанно относиться к объектам окружающей среды. | Рассматривание картины «Водоем», игра «Создай свой водоем». беседа, игра «Подражание», конкурс «Кто готов сохранить водоем?».. |
«Цветущие деревья» 14.05 | Воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу. | беседа о яблони, вишни, сирени. Игра «От какого дерева цветок, Игра - имитация «Собери нектар |
«Что такое облака, дождь, гроза?» 21.05 | Вызывать у детей интерес к явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. | Наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение, конспект. |
«Песочные фантазии» 28.05 | Развивать образное и логическое мышление. Обогащать эмоциональную сферу детей | Чтение загадок, игра «Песочный телеграф», муз-но рит-кое упр-ние «Волна», пальчиковая гимнастика «На морском песке сижу», самостоятельная деятельность детей |
Список литературы:
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
- Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес: - М; Мозаика-Синтез, 2009. - 79с.
- Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
- http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac409.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект «Друзья природы»
Раннее приобщение детей к экологическим объектам закладывается в первые семь лет. Экологическое образование дошкольника способствует формированию основ экологического мировоззрения и развития реб...
Разработка плана-конспекта родительского собрания в старшей группе «Экологический КВН «Друзья природы»
Актуальные проблемы ДО в условиях введения ФГОС...
Семейный экологический альбом "Друзья природы"
Ребёнка с самого рождения окружает живой мир природы....
Рабочая программа экологического кружка "Друзья природы"
Разработка рабочей программы экологического кружка "Друзья природы" для второй младшей и средней группы...
Система работы по экологическому воспитанию «Друзья природы» в рамках конкурса "Учитель года 2018" номинация "Воспитатель года"
laquo;Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы.А человеку нужна Родина.И охранять природу - значит охранять родину»,М.М. Пришвин....
Игра-викторина по экологическому воспитанию «Друзья природы» для детей подготовительной к школе группы
Игра-викторина по экологическому воспитанию «Друзья природы» для детей подготовительной к школе группы...
Презентация Отчет по программе дополнительного образования Экологического воспитания.«В гостях у природы».
Презентация Отчет по программе дополнительного образования Экологического воспитания.«В гостях у природы»....