Познавательно - исследовательский проект "Люблю березку русскую"
методическая разработка по окружающему миру
Почему был выбран именно этот проект?
Возникла проблема:
1.Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – березе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
2.Несоблюдение детьми старшего дошкольного возраста правил экологически грамотного поведения в природе.
Объект наблюдения (береза) находится на участке и является гордостью территории детского сада и очень удобно для ежедневного общения с ним. При постановке цели учитывали недостаточный уровень знаний детей и родителей о березе, как части экосистемы. Подтверждением можно считать факты, так как на вопросы о березе ответов у детей не было. Также обстояли дела и с загадками о русской красавице.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lyublyu_berezku.docx | 29.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Сланцевский детский сад № 10 комбинированного вида»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Люблю берёзку русскую»
в группе для детей с нарушением речи»
| Выполнил: Павлова Ирина Владимировна |
воспитатель | |
МДОУ «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида» | |
Сланцы 2016г.
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Продолжительность проектной деятельности – долгосрочный.
Участники проекта: дети старшего возраста, воспитатели, родители.
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!
Актуальность проекта.
В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а его свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, у ребенка накапливается негативный опыт отношения к природе. Он действует в природе необдуманно, совершает негативные поступки по отношению к живым существам, не реагирует на замечания сверстников и взрослых людей. Интерес к изучению природы поверхностный, ребенок не проявляет желание ухаживать за растениями и животными и не умеет этого делать. Поэтому очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Почему был выбран именно этот проект?
Возникла проблема:
1.Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – березе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
2.Несоблюдение детьми старшего дошкольного возраста правил экологически грамотного поведения в природе.
Объект наблюдения (береза) находится на участке и является гордостью территории детского сада и очень удобно для ежедневного общения с ним. При постановке цели учитывали недостаточный уровень знаний детей и родителей о березе, как части экосистемы. Подтверждением можно считать факты, так как на вопросы о березе ответов у детей не было. Также обстояли дела и с загадками о русской красавице.
Цель проекта:
Привить детям любовь к природе родного края через знакомство с образом березы.
Задачи:
1.Сформировать представления у детей о жизни березы, как живого существа, символ страны.
2.Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
3.Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.
Реализацию проекта разделили на три этапа.
1. Этап подготовительный.
На данном этапе были:
- Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Березка живая или нет?», «Кто сажает растения в городе? Для чего?», «Как посадить березку на участке детского сада?», «Почему так много берез в России?».
- Разработаны учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Как помочь березовой роще?», «Какие ассоциации вызывает слово береза?», «Почему береза называется березой?».
Использовали модель трех вопросов:
Что мы знаем про это это?
-Береза – это дерево.
-Береза украшает улицу.
-Можно спрятаться от жары.
-Березка красивая.
-Птички любят сидеть на березке.
-Летом прохладно под березкой.
-Можно спрятаться от солнышка.
-Шевелит листочками.
-Тонкие ветки, белый ствол.
Что мы хотим узнать?
-Чем питается?
-Где берет воду?
-Почему березку все любят?
-Зачем нужны деревья?
-Какую пользу приносят деревья?
-Почему под березкой прохладно?
-Почему птички любят березку?
-Что можно сделать из березы?
-А березка умеет говорить?
-А береза лечит?
Как мы узнаем?
-Спросим у воспитателя.
-Спрошу у бабушки.
-Прочитаем в книге.
-Узнаем из энциклопедии.
-Расскажет воспитатель.
-Спрошу у папы.
- Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки), подвижных игр, игр – упражнений, дидактических игр.
- С целью сотрудничества на собрании родители были ознакомлены с предстоящим проектом «Береза».
- Составлен паспорт проекта.
2. Этап исследовательский.
Его составляющие:
- Подробное знакомство со строением дерева (для закрепления знаний выполнен мобиль – макет «Береза в разное время года»).
- Определение экологических цепочек (почва, животные, человек в разное время года).
- Проведение эколого – психологического тренинга «Я береза», элементов психогимнастики «Если бы я был березкой...».
- Переписка с деревом (весь период).
- Составлен сюжет для празднования «Дня рождения березки».
Чтобы у детей был устойчивый интерес к познанию искали различные формы работы, кроме перечисленных использовали различные виды мнемотехники.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем – моделей удалось достичь следующих результатов:
1. У детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
2. Появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
3. Появился интерес к заучиванию стихов;
4.Словарный запас вышел на более высокий уровень;
5.Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Решили, что работу по проекту удобнее выделить на неделю на прогулке. К березке приходили с ребятами 1раз в неделю.
Например.
Сентябрь:
1неделя – «знакомство с березкой» (тактильный контакт).
Вопросы: «Что вы знаете о березе».
2неделя – получили «Письмо от березки», где она просит выбрать ей имя.
3неделя – «Береза – символ России» - доказательство от имени дерева.
Октябрь:
1неделя – игра «Дерево – это…»
Цель: развивать мышление, актуализировать опыт ребенка.
Для птиц береза – это столовая, место, где можно спрятаться;
Для насекомых – это…?
Для художника – это…?
Для усталого путника – это…?
Для людей, живущих в деревне – это…?
Для горожанина – это…?
2 неделя – Собираем листья для поделок. Труд в природе – наводим под березкой порядок.
3 неделя – «Как березка готовится ко сну?».
4 неделя – рисование «Березка осенью» (различные техники рисования, аппликация).
Мероприятия по образовательным областям:
1. Познание.
- «Встреча с русской красавицей» - наблюдение на прогулке.
- Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.
-Дидактические игры: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери «слова – приятели», «С кем дружит береза?», « Что сначала, что потом?»
- Конструирование «Березовая роща» (оригами, из конуса).
- «Почему березы белые?» - беседа.
- «Символика нашей России» - интегрированное занятие
- «Русская душа березы» - легенды и мифы о березе.
- «Снятся ли березе сны» - наблюдение на прогулке.
-«Домашний доктор» - занятие о лекарственных свойствах березы.
- «Может ли дерево быть карликом?» - занятие о взаимосвязи экологической системы.
- «Без билета по белу свету – занятие о разных способах распространения семян.
- Разгадывание кроссвордов.
- Оформление «Паспорта березы»: имя, возраст, высота, ширина, место нахождения, запах, семена, количество веток, рисунок коры и листьев, условия окружающей среды.
2. Художественно – продуктивная деятельность.
Изготовление панно из березовых листьев.
- «Белая береза» - беседа и рисование по стихотворению С. Есенина.
- «Березонька» - рисование (использование различных техник).
- «Березовый чай».
- «Напиток из березовых почек».
- «Березовая рапсодия» - изготовление панно на срезе березы с применением соленого теста.
- «Люблю русскую красавицу» - оформление альбома.
«Березовый пенек» - лепка из соленого теста.
- «Красавица березка» - аппликация (квиллинг; использование шерстяных ниток).
-Оформление уголка «Береза – символ России».
3.Экспериментирование.
- Рассматривание бересты под лупой.
- «Какой стороной дышат листья?».
- «Вода в жизни растений».
- «Жизненный цикл растений».
4.Художественная литература.
- Подбор и выставка художественной литературы о березе.
- Чтение: К. Паустовский «Подарок», Л. И. Горошкина «Березка», В. А. Злоказова «Росла березка у дороги…», В. А. Трусов «Секреты горы Трех Братьев», Н. И. Птухина «Ода березе», Л. М. Смирнова «Березка голову склоняя…», Л. Н. Сурнина «Песнь березе», Г. Н. Рахимов «Три березки под окном»; и т. д.
-Заучивание стихов о березе: П. Воронько «Береза», С. Есенин «Белая береза».
- Разучивание пословиц, поговорок.
5. Музыкальное развитие.
- Слушание «Ах ты, береза» Раухвергера.
-Пение «Песня о родине» слова Е. Карасевой, музыка В. Елинек.
- Хороводы «В золоте березонька» сл. и муз. Г. Вихаревой, «Ай да березка» муз. Т. Потапенко.
- Пение без сопровождения русской народной мелодии «Во поле березонька стояла».
6. Коммуникация.
-Беседы: «Что я знаю о березе», «Береза строить и жить помогает».
- Проведение совместного праздника «Русская березка» (с родителями).
7.Физическая культура.
- Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу».
- Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Венок» (из березы), «Кто быстрее соберет березовые почки».
8. Игровая деятельность.
- Игра по модели строения березы.
-Д/и «Найди листок, какой покажу».
- П/и «Карлики – великаны», «Раз, два, три – к березе беги».
9. Труд в природе.
-Укрывание дерева первым слоем «одеяла» из опавших листьев
- Укрывание дерева вторым слоем «одеяла» из снега.
-Исследование «Для чего дереву почки»
- Акция «Посадим березку на своем участке».
Взаимодействие с родителями.
- Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет и журналов, загадок, пословиц и поговорок о березе.
- Заготовление березовых пеньков и спилов (использовать только погибшие деревья).
- «Наш воскресный выходной» - экскурсия семьи в березовую рощу.
- «Как правильно изготовить скворечник» - подбор информации.
- Изготовление скворечников.
- Бюллетень «Береги зеленого друга».
- Рекомендации для родителей «Березкины слезки».
- Организация выставки «Береза в косметике и фармакологии».
- Организация мини – музея «Береза – Берегиня».
3.Этап обобщающий.
В него входят:
- Создание «Паспорт дерева».
- Закрепление полученных знаний «Береза – символ России».
- Презентация семейных проектов «Березовое царство – лучшее лекарство».
- Викторина «Как облегчает жизнь россиян береза?».
- Празднование Дня рождения дерева.
- «Прощание с деревом»: при выпуске в школу (дети подготовительной группы «передают» свою березку старшим, чтобы они продолжали заботиться о ней.
- Презентация проекта на педсовете и на Районном методическом объединении для воспитателей групп старшего дошкольного возраста.
На протяжении реализации проекта велась работа и на экологической тропинке в направлении «Найти соседей березки». Дети хорошо знают номера объектов, могут самостоятельно найти нужный объект как – то связанный с березой (ориентировка в пространстве).
Выводы:
В конце реализации проекта получили следующие результаты:
1. У детей сформирована система отношений к окружающему миру – эстетическое, познавательное, осознанно-гуманное отношение.
2. Дети научились отражать свое эмоциональное отношение к березке в высказываниях, в рассказах, в сказках, в изодеятельности.
3. Появилось желание охранять и беречь березку.
4. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности
Продукт проекта.
- мини – музей «Береза – Берегиня» (созданный совместно с родителями).
- альбом «Люблю русскую красавицу».
- вернисаж детских рисунков.
- выставка детских поделок, аппликаций.
- оформление семейных газет.
-создание библиотеки художественной литературы о березе.
-дидактические игры, пособия.
Заключение:
В процессе реализации проекта мы сфокусировались на выполнение большой задачи в течение длительного периода и пополнили свои знания в области экологии. Это была хорошая тренировка, как для педагогов, так и для воспитанников. Постоянными помощниками были родители детей:
- Помогли сделать мобиль - макет «Береза в разное время года».
-Принесли кору для исследовательской деятельности.
-Принесли бересту для поделок.
-Участвовали в изготовлении газет – проектов для родителей.
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль. Как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России – березке, потому что она красива и целебна.
Убедились, что ребенок, в жизни которого было «свое личное дерево» , и который хотя бы один раз сказал: «Здравствуй, деревцо» будет относиться к природе бережно и внимательно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Люблю березку русскую». Воспитатель Ивлева Татьяна Иосифовна
Цель: создать условия для ознакомления детей с березой, как символом России.Задачи:Образовательные:Создать условия для ознакомления детей с березой, как с символом страны, национальным деревом. Формир...
Познавательно-исследовательский проект «Березка русская моя».
Цель: воспитание любви к Родине и природе родного края через ознакомление с березой, как одним из символов России.Задачи: 1. Создать условия для формирования представления дете...
конспект НОД по познавательному развитию «Люблю березку русскую»
Программное содержание : Закреплять представления о растениях ближайшего окружения деревья (береза).Береза – красота русской природы, символ России. Формировать у детей культуру общения с природой и э...
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительного дошкольного возраста на тему: «Во поле березка стояла»
Совместная образовательная Познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительного дошкольного возраста тему: «Нагрузи корабли»...
Познавательно-исследовательский проект «Березка»
Познавательно-исследовательский проект «Березка»...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Люблю березку русскую
Познакомить детей с березой, ставшей символом России, с характерными особенностями березы, составными частями дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев. Уточнить понятие «берест...
Познавательно-исследовательский проект «Березка русская моя» (старший дошкольный возраст 5 -6 лет)
Цель проекта: Формиповать представоения детей о значимости березы в природе, в жизни человека .эмоциональное восприятие образа русской березки, Воспитывать чувство уважения и любви к родной прир...
- Мне нравится (1)