Познавательно - исследовательский проект "Люблю березку русскую"
методическая разработка по окружающему миру

Сивякова - Павлова Ирина Владимировна

Почему был выбран именно этот проект?

 

Возникла проблема:

1.Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России  –  березе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

2.Несоблюдение детьми старшего дошкольного возраста правил экологически грамотного поведения в природе.

Объект наблюдения (береза) находится на участке и является гордостью территории детского сада и очень удобно для ежедневного общения с ним. При постановке цели учитывали недостаточный уровень знаний детей и родителей о березе, как части экосистемы. Подтверждением можно считать факты, так как на вопросы о березе ответов у детей не было. Также обстояли дела и с загадками о русской красавице.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lyublyu_berezku.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Сланцевский детский сад № 10 комбинированного вида»

 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 «Люблю берёзку русскую»

 в группе для детей с нарушением речи»

 

Выполнил:

 Павлова Ирина Владимировна

воспитатель

МДОУ «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»

Сланцы  2016г.

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Продолжительность проектной деятельности – долгосрочный.

Участники проекта: дети старшего возраста, воспитатели, родители.

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое  образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

Актуальность проекта.         

В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а его свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, у ребенка накапливается негативный опыт отношения к природе. Он действует в природе необдуманно, совершает негативные поступки по отношению к живым существам, не реагирует на замечания сверстников и взрослых людей. Интерес к изучению природы поверхностный, ребенок не проявляет желание  ухаживать за растениями и животными и не умеет этого делать. Поэтому очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать  - и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Почему был выбран именно этот проект?

Возникла проблема:

1.Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России  –  березе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

2.Несоблюдение детьми старшего дошкольного возраста правил экологически грамотного поведения в природе.

Объект наблюдения (береза) находится на участке и является гордостью территории детского сада и очень удобно для ежедневного общения с ним. При постановке цели учитывали недостаточный уровень знаний детей и родителей о березе, как части экосистемы. Подтверждением можно считать факты, так как на вопросы о березе ответов у детей не было. Также обстояли дела и с загадками о русской красавице.

Цель проекта:

Привить детям любовь к природе родного края через знакомство с образом березы.

Задачи:

1.Сформировать представления у детей о жизни березы, как живого существа, символ страны.

2.Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

3.Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.

Реализацию проекта разделили на три этапа.

1. Этап подготовительный.

На данном этапе были:

- Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Березка живая или нет?», «Кто сажает растения в городе? Для чего?», «Как посадить березку на участке детского сада?», «Почему так много берез в России?».

- Разработаны учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Как помочь березовой роще?», «Какие ассоциации вызывает слово береза?», «Почему береза называется березой?».

Использовали модель трех вопросов:

Что мы знаем про это это?

-Береза – это дерево.

-Береза украшает улицу.

-Можно спрятаться от жары.

-Березка красивая.

-Птички любят сидеть на березке.

-Летом прохладно под березкой.

-Можно спрятаться от солнышка.

-Шевелит листочками.

-Тонкие ветки, белый ствол.

Что мы хотим узнать?

-Чем питается?

-Где берет воду?

-Почему березку все любят?

-Зачем нужны деревья?

-Какую пользу приносят деревья?
-Почему под березкой прохладно?

-Почему птички любят березку?

-Что можно сделать из березы?

-А березка умеет говорить?

-А береза лечит?

Как мы узнаем?

-Спросим у воспитателя.

-Спрошу у бабушки.

-Прочитаем в книге.
-Узнаем из энциклопедии.

-Расскажет воспитатель.

-Спрошу у папы.

- Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки,  пальчиковые игры, потешки),  подвижных игр, игр – упражнений, дидактических игр.

- С целью сотрудничества на собрании родители были ознакомлены с предстоящим проектом «Береза».

- Составлен паспорт проекта.

2. Этап исследовательский.

Его составляющие:

- Подробное знакомство со строением дерева (для закрепления знаний выполнен мобиль – макет «Береза в разное время года»).

- Определение экологических цепочек (почва, животные, человек в разное время года).

- Проведение эколого – психологического тренинга «Я береза», элементов психогимнастики  «Если бы я был березкой...».

- Переписка с деревом (весь период).

- Составлен сюжет для празднования «Дня рождения березки».

Чтобы у  детей был устойчивый интерес к познанию искали различные формы работы, кроме перечисленных использовали различные виды мнемотехники.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем – моделей удалось достичь следующих результатов:

1. У детей увеличился круг знаний об окружающем мире;

2. Появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

3. Появился интерес к заучиванию стихов;

4.Словарный запас вышел на более высокий уровень;

5.Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Решили, что работу по проекту удобнее выделить на неделю на прогулке. К березке приходили с ребятами 1раз в неделю.

Например.

Сентябрь:

1неделя – «знакомство с березкой» (тактильный контакт).

Вопросы: «Что вы знаете о березе».

2неделя – получили «Письмо от березки», где она просит выбрать ей имя.

3неделя – «Береза – символ России» - доказательство от имени дерева.

Октябрь:

1неделя – игра «Дерево – это…»

Цель: развивать мышление, актуализировать опыт ребенка.

Для птиц береза – это столовая, место, где можно спрятаться;

Для насекомых – это…?

Для художника – это…?

Для усталого путника – это…?

Для людей, живущих в деревне – это…?

Для горожанина – это…?

2 неделя – Собираем листья для поделок. Труд в природе – наводим под березкой порядок.

3 неделя – «Как березка готовится ко сну?».

4 неделя – рисование «Березка осенью» (различные техники рисования, аппликация).

Мероприятия по образовательным областям:

1. Познание.

- «Встреча с русской красавицей» - наблюдение на прогулке.

- Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.

-Дидактические игры: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери «слова – приятели», «С кем дружит береза?», « Что сначала, что потом?»

- Конструирование «Березовая роща» (оригами, из конуса).

- «Почему березы белые?» - беседа.

- «Символика нашей России» - интегрированное занятие

- «Русская душа березы» - легенды и мифы о березе.

 - «Снятся ли березе сны» - наблюдение на прогулке.

-«Домашний доктор» - занятие о лекарственных свойствах березы.

- «Может ли дерево быть карликом?» - занятие о взаимосвязи экологической системы.

- «Без билета по белу свету – занятие о разных способах распространения семян.

- Разгадывание кроссвордов.

- Оформление «Паспорта березы»: имя, возраст, высота, ширина,  место нахождения, запах, семена, количество веток, рисунок коры и листьев, условия окружающей среды.

2. Художественно – продуктивная деятельность.

Изготовление панно из березовых листьев.

- «Белая береза» - беседа и рисование по стихотворению С. Есенина.

- «Березонька» - рисование (использование различных техник).

- «Березовый чай».

- «Напиток из березовых почек».

- «Березовая рапсодия» - изготовление панно на срезе березы с применением соленого теста.

- «Люблю русскую красавицу» - оформление альбома.

«Березовый пенек» - лепка из соленого теста.

- «Красавица березка» - аппликация (квиллинг; использование шерстяных ниток).

-Оформление уголка «Береза – символ России».

3.Экспериментирование.

- Рассматривание бересты под лупой.

- «Какой стороной дышат листья?».

- «Вода в жизни растений».

- «Жизненный цикл растений».

4.Художественная литература.

- Подбор и выставка художественной литературы о березе.

- Чтение: К. Паустовский «Подарок», Л. И. Горошкина «Березка», В. А. Злоказова «Росла березка у дороги…», В. А. Трусов «Секреты горы Трех Братьев», Н. И. Птухина «Ода березе», Л. М. Смирнова «Березка голову склоняя…», Л. Н. Сурнина «Песнь березе», Г. Н. Рахимов «Три березки под окном»; и т. д.

-Заучивание стихов о березе: П. Воронько «Береза», С. Есенин «Белая береза».

- Разучивание пословиц, поговорок.

5. Музыкальное развитие.

- Слушание «Ах ты, береза» Раухвергера.

-Пение «Песня о родине» слова Е. Карасевой, музыка В. Елинек.

- Хороводы «В золоте березонька» сл. и муз. Г. Вихаревой, «Ай да березка» муз. Т. Потапенко.

- Пение без сопровождения русской народной мелодии «Во поле березонька стояла».

 

6. Коммуникация.

-Беседы: «Что я знаю о березе», «Береза строить и жить помогает».

- Проведение совместного праздника «Русская березка» (с родителями).

7.Физическая культура.

- Утренняя гимнастика  «Поход в березовую рощу».

- Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Венок» (из березы), «Кто быстрее соберет березовые почки».

8. Игровая деятельность.

- Игра по модели строения березы.

-Д/и «Найди листок, какой покажу».

- П/и «Карлики – великаны», «Раз, два, три – к березе беги».

9. Труд в природе.

-Укрывание дерева первым слоем «одеяла» из опавших листьев

- Укрывание дерева вторым слоем «одеяла» из снега.

-Исследование «Для чего дереву почки»

- Акция «Посадим березку на своем участке».

Взаимодействие с родителями.

- Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет и журналов, загадок, пословиц и поговорок о березе.

- Заготовление березовых пеньков и спилов (использовать только погибшие деревья).

- «Наш воскресный выходной» - экскурсия семьи в березовую рощу.

- «Как правильно изготовить скворечник» - подбор информации.

- Изготовление скворечников.

- Бюллетень «Береги зеленого друга».

- Рекомендации для родителей «Березкины слезки».

- Организация выставки «Береза в косметике и фармакологии».

- Организация мини – музея «Береза – Берегиня».

 

3.Этап обобщающий.

В него входят:

- Создание «Паспорт дерева».

- Закрепление полученных знаний «Береза – символ России».

- Презентация семейных проектов «Березовое царство – лучшее лекарство».

- Викторина «Как облегчает жизнь россиян береза?».

- Празднование Дня рождения дерева.

- «Прощание с деревом»:  при выпуске в школу (дети подготовительной группы «передают» свою березку старшим, чтобы они продолжали заботиться о ней.

- Презентация проекта на педсовете и на Районном методическом объединении для воспитателей групп старшего дошкольного возраста.

На протяжении реализации проекта велась работа и на экологической тропинке в направлении «Найти соседей березки». Дети хорошо знают номера объектов, могут самостоятельно найти нужный объект как – то связанный с березой (ориентировка в пространстве).

Выводы:

В конце реализации проекта получили следующие результаты:

1. У детей сформирована система отношений к окружающему миру – эстетическое, познавательное, осознанно-гуманное отношение.

2. Дети научились отражать свое эмоциональное отношение к березке в высказываниях, в рассказах, в сказках, в изодеятельности.

3. Появилось желание охранять и беречь березку.

4. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности

 Продукт проекта.

- мини – музей «Береза – Берегиня» (созданный совместно с родителями).

- альбом «Люблю русскую красавицу».

- вернисаж детских рисунков.

- выставка детских поделок, аппликаций.

- оформление семейных газет.

-создание библиотеки художественной литературы о березе.

-дидактические игры, пособия.

Заключение:                         

В процессе реализации проекта мы сфокусировались  на выполнение большой задачи в  течение длительного периода и пополнили свои знания в области экологии. Это была хорошая тренировка, как для педагогов, так и для воспитанников. Постоянными помощниками были родители детей:

- Помогли сделать мобиль - макет «Береза в разное время года».

-Принесли кору для исследовательской деятельности.

-Принесли бересту для поделок.

-Участвовали в изготовлении газет – проектов для родителей.

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль. Как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться  к символу России – березке, потому что она красива и целебна.

Убедились, что ребенок, в жизни которого было «свое личное дерево» , и который хотя бы один раз сказал: «Здравствуй, деревцо» будет относиться к природе бережно и внимательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Люблю березку русскую». Воспитатель Ивлева Татьяна Иосифовна

Цель: создать условия для ознакомления детей с березой, как символом России.Задачи:Образовательные:Создать условия для ознакомления детей с березой, как с символом страны, национальным деревом. Формир...

Познавательно-исследовательский проект «Березка русская моя».

Цель: воспитание любви к Родине и природе родного края через ознакомление с березой, как одним из символов России.Задачи: 1.     Создать условия для формирования представления дете...

конспект НОД по познавательному развитию «Люблю березку русскую»

Программное содержание : Закреплять представления о растениях ближайшего окружения деревья (береза).Береза – красота русской природы, символ России. Формировать у детей культуру общения с природой и э...

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительного дошкольного возраста на тему: «Во поле березка стояла»

Совместная образовательная  Познавательно-исследовательская  деятельность с детьми подготовительного  дошкольного возраста тему:  «Нагрузи корабли»...

Познавательно-исследовательский проект «Березка»

Познавательно-исследовательский проект «Березка»...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Люблю березку русскую

Познакомить детей с березой, ставшей символом России, с характерными особенностями березы, составными частями дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев. Уточнить понятие «берест...

Познавательно-исследовательский проект «Березка русская моя» (старший дошкольный возраст 5 -6 лет)

Цель проекта: Формиповать представоения детей о значимости березы в природе, в жизни человека .эмоциональное восприятие образа  русской березки, Воспитывать чувство уважения и любви к родной прир...