Познавательно-исследовательский проект «Березка русская моя».
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Цель: воспитание любви к Родине и природе родного края через ознакомление с березой, как одним из символов России.
Задачи:
1. Создать условия для формирования представления детей о самом почитаемом дереве в России – березе, о ее значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
2. Формировать у детей представления о взаимосвязи березы с окружающей средой.
3. Развивать познавательную активность, самостоятельность в исследовательской деятельности.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivleva_t.i_proekt_bereza.docx | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Шумский детский сад – структурное подразделение
Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения
«Усть-Рубахинский детский сад общеразвивающего вида»
Воспитатель Ивлева Татьяна Иосифовна
ПРОЕКТ «Березка русская моя».
Цель: воспитание любви к Родине и природе родного края через ознакомление с березой, как одним из символов России.
Задачи:
- Создать условия для формирования представления детей о самом почитаемом дереве в России – березе, о ее значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
- Формировать у детей представления о взаимосвязи березы с окружающей средой.
- Развивать познавательную активность, самостоятельность в исследовательской деятельности.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Проблема.
Наблюдая с детьми за природой на участке детского сада, я заметила, что многие дети равнодушны к ней, не желают беседовать на эту тему, некоторые дети не соблюдают правила экологически грамотного поведения в природе, у большинства из них нет достаточного представления о деревьях нашего края, в частности, о березе, о том, что она является символом России.
Актуальность проекта.
В наше время, когда родители занята своими делами, и свободное время детей занимает компьютер, телевизор, или бесполезная беготня, когда ребенок общается с природой только в детском саду, то, конечно, дети будут равнодушны к природе.
Любовь к природе – это чувство, которое включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Но дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы поведения в местах отдыха, оставляют мусор, включают громко музыку, вырезают надписи на стволах деревьев, обижают бездомных животных, поэтому и дети действуют в природе необдуманно, совершают негативные поступки по отношению к живым существам, не реагируют на замечания сверстников и взрослых людей. Интерес к изучению природы поверхностный, дети не проявляют желания ухаживать за растениями и не умеют этого делать. Поэтому очень важно помочь детям увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить её, уважать, вызвать желание общаться с ней, заботиться о ней.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц уже не смогут уничтожить красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Информационная карта проекта.
- Полное название проекта: «Березка русская моя».
- Автор проекта: Ивлева Татьяна Иосифовна.
- Вид проекта: творческий, исследовательский.
- Тип проекта: познавательно-игровой.
- По составу участников: дети, родители.
- Место проведения: Шумский детский сад.
- Сроки проведения: долгосрочно.
- Возраст детей: старший дошкольный.
Модель 3-х вопросов:
Что знаем?
- Береза - это дерево. (Регина).
- Она белая с черными полосками. (Ульяна).
- На ней много листьев. (Артем)
- Береза красивая. (Алина)
- Папа привозит ее на дрова. (Сергей)
- Есть ветки и листья. (Денис)
- Не знаю. (Данил Кр, Илья Ан, Илья Ас)
Что хотим узнать?
- Зачем нужны деревья? (Паша)
- Зачем нужна береза? (Лена Ш)
- Чем питается? (Яша)
- Где берет воду? (Артем)
- Какую пользу приносит? (Ульяна)
- Что за черные полоски на дереве? (Влад)
- Почему у березы белый ствол? (Тимофей)
- Как собирать березовый сок? (Юля)
- Почему именно береза символ России? (Матвей)
Как мы это узнаем?
- Посмотрим телевизор. (Регина)
- Скажет воспитатель. (Даша О)
- Спрошу у родителей. (Денис)
- Прочитаем в книге. (Денис)
- Спрошу у воспитателя. (Юля)
- Расскажет воспитатель. (Ульяна)
- Прочитаю в энциклопедии. (Артем)
- Посмотреть в интернете. (Данил Я)
Вывод:
- Дети имеют поверхностные представления о березе, о пользе деревьев, о взаимосвязях их с живой и неживой природой.
- Дет знают, почему береза - самое почитаемое дерево в России.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
- Постановка цели и задач;
- Изучение методической и художественной литературы экологического содержания, о жанрах живописи, музыки;
- Разработка проекта;
- Подбор художественной литературы о березе, природе родного края;
- Составление плана деятельности;
- Подбор пособий для работы с детьми;
- Выбор форм работы с родителями;
- Разработка конспектов ОД, бесед, экскурсий, рекомендаций для родителей.
Основной этап.
- Реализация проекта;
- Образовательная деятельность с детьми;
- Исследовательская, игровая, продуктивная, изобразительная, музыкальная, опытническая деятельность с детьми;
- Рекомендации для родителей.
Заключительный этап.
- Создание презентации «Берёза – русская краса»;
- Выставка «Берёза в быту»;
- Выставка «Берёза в косметике и фармакологии»;
- Совместные работы детей и родителей;
- Обобщение и оформление материала – «Берёзовая книга».
- Макет «Берёза в разное время года»;
- Итоговое мероприятие: «Праздник березки».
Предполагаемый результат.
- Гуманно-целостное отношение ребенка к природе становится более устойчивым;
- Ребенок старается самостоятельно придерживаться правил поведения в природе;
- Обращает внимание на поведение малышей и сверстников в природе: советует как поступить, высказывает замечания;
- Интересуется изучением природного мира, организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами;
- Ребенок интересуется проявлениями красоты в окружающем природном мире;
- Проявляет интерес к изучению природы родного края.
Работа с детьми.
Осень.
- «Встреча с русской красавицей» (наблюдение на прогулке).
- Сбор гербария (осенние листья берёзы).
- «Осенняя березка» (изобразительная деятельность).
- Укрывание деревьев первым слоем «одеяла» (опавшие листья) «трудовая деятельность».
- Хоровод « В золоте берёзонька». Слова и музыка Г. Вихарёвой.
- Заучивание стихотворения И. Бунина « Лес, точно терем расписной» (восприятие художественной литературы).
- Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень» (коммуникативная деятельность).
- «Найди листок, какой покажу» (игровая деятельность).
- Рассматривание бересты под лупой (ПИД).
- «Почему берёзы белые?», «Береза символ России» (познавательная деятельность).
- Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила» (коммуникативная деятельность).
- Заготовление пеньков и спилов дерева (от погибших деревьев).
Зима.
- Укрывание деревьев вторым слоем «одеяла» («снежное одеяло), (трудовая деятельность).
- «Белая берёза» С. Есенин (изобразительная деятельность).
- Заучивание: С. Есенин «Белая берёза». А. Прокофьев «Люблю березку русскую» (восприятие художественной литературы).
- Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в берёзовую рощу» (игровая деятельность).
- Игра по модели строения берёзы (корень, ствол, ветка, листья), (игровая деятельность).
- «Русская душа берёзы» (легенды и мифы и березе).
- «Какой стороной дышат листья?» (ПИД).
- Экскурсия в библиотеку.
- Рассмотрение репродукции картины: И. Грабарь «Февральская лазурь» (коммуникативная деятельность).
Весна.
- «Люблю берёзку русскую» (ПИД).
- Выставка изделий из бересты.
- «Нанижем берёзке бусы из красивых слов» (игровая деятельность).
- Решение проблемной ситуации «Откуда берётся березовый сок» (ПИД).
- «Домашний доктор» (о лекарственных свойствах березы), (познавательная деятельность).
- Рассматривание репродукций картин: И. Левитан «Большая вода», К. Юон «Мартовское солнце» и другие, (коммуникативная деятельность).
- «Для чего берёзе почки?» (познавательно-исследовательская деятельность).
- «Клейкие листочки», «Этот удивительный запах» (ПИД).
- «Напиток из березовых почек» (ПИД).
- Элементарный опыт «Весенняя ветка березы в вазе», «Вода в жизни растений» (ПИД).
- Пение из музыкального сопровождения «Во поле береза стояла» (музыкальная деятельность).
- Чтение Е. Тимощенко «Елочки-метелочки» (восприятие художественной литературы).
- «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?», «Почему опасно бегать с палками?» (коммуникативная деятельность).
- «Чего нельзя делать в лесу?» (игровая деятельность)
Работа с родителями.
- Презентация «Берёзка – символ России».
- «Березовая рапсодия» (изготовление панно на срезах березы с применением разных способов).
- Береза в косметике и фармакологии» (выставка).
Лето.
- Чтение книги К. Паустовского «Подарок», (восприятие художественной литературы).
- Хоровод «Ай да березка», музыка Т. Потапенко, (музыкальная деятельность).
- «Раз, два, три – к березке беги!» (игровая деятельность).
- «Жизненный цикл растений» (ПИД).
- «Кто дружит с березой?», «Без билета по белу свету» (познавательная деятельность).
- Беседа «Азбука поведения людей в природе». (ПИД).
Итоговое мероприятие: «Праздник березки».
Результат проектной деятельности: защита проекта.
Список литературы:
- Веретенников С.А., Клыков А.А. «Четыре времени года».
- Ушаков О.Д. «Загадки и пословицы о природе и погоде».
- Рыжова Н.А. «Деревья – наши друзья».
- Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду».
- Брем. А. «Жизнь растений».
- Данилков Н. «Дерево жизни» (все о целебных свойствах березы).
- Данкова Н.А. «Стихи русских поэтов».
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Березка русская моя"
Экологический проект....
Папспорт проекта "Березка русская"
Опираясь на метод проектов педагог раширяет у ребенка знания об окружающем мире, побуждает воспитанников видеть проблеммы и выдвигать гипотезы....
Проект: «Березка русская моя».
Данный проект позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о символе нашей страны - берез...
Проект "Березка русская моя"
проект...
проект "Березка русская моя"
Проект предназначен для воспитателей детского сада...
Проект " Березка - русская красавица"
Проект"Березка - русская красавица!"реализованный в младшей группе № 10 "Горошины" МАДОУ ЦРР д/с №18 "Огонек" г. Советска Калининградской области.Составила воспитатель:Ши...
Познавательно-исследовательский проект «Березка русская моя» (старший дошкольный возраст 5 -6 лет)
Цель проекта: Формиповать представоения детей о значимости березы в природе, в жизни человека .эмоциональное восприятие образа русской березки, Воспитывать чувство уважения и любви к родной прир...
Комментарии
Интересный и содержательный
Интересный и содержательный проект. Непременно возьму на заметку.