Познавательно-исследовательский проект «Березка русская моя».
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Шумский детский сад

Цель: воспитание любви к Родине и природе родного края через ознакомление с березой, как одним из символов России.

Задачи:

1.     Создать условия для формирования представления детей о самом почитаемом дереве в России – березе, о ее значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

2.     Формировать у детей представления о взаимосвязи березы с окружающей средой.

3.     Развивать познавательную активность, самостоятельность в исследовательской деятельности.

4.     Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivleva_t.i_proekt_bereza.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Шумский детский сад – структурное подразделение

Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения

 «Усть-Рубахинский детский сад общеразвивающего вида»

Воспитатель Ивлева Татьяна Иосифовна

ПРОЕКТ «Березка русская моя».

Цель: воспитание любви к Родине и природе родного края через ознакомление с березой, как одним из символов России.

Задачи:

  1. Создать условия для формирования представления детей о самом почитаемом дереве в России – березе, о ее значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
  2. Формировать у детей представления о взаимосвязи березы с окружающей средой.
  3. Развивать познавательную активность, самостоятельность в исследовательской деятельности.
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Проблема.

Наблюдая с детьми за природой на участке детского сада, я заметила, что многие дети равнодушны к ней, не желают беседовать на эту тему, некоторые дети не соблюдают правила экологически грамотного поведения в природе, у большинства из них нет достаточного представления о деревьях нашего края, в частности, о березе, о том, что она является символом России.

Актуальность проекта.

В наше время, когда родители занята своими делами, и свободное время детей занимает компьютер, телевизор, или бесполезная беготня, когда ребенок общается с природой только в детском саду, то, конечно, дети будут равнодушны к природе.

Любовь к природе – это чувство, которое включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Но дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы поведения в местах отдыха, оставляют мусор, включают громко музыку, вырезают надписи на стволах деревьев, обижают бездомных животных, поэтому и дети действуют в природе необдуманно, совершают негативные поступки по отношению к живым существам, не реагируют на замечания сверстников и взрослых людей. Интерес к изучению природы поверхностный, дети не проявляют желания ухаживать за растениями и не умеют этого делать. Поэтому очень важно помочь детям увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить её, уважать, вызвать желание общаться с ней, заботиться о ней.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц уже не смогут уничтожить красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Информационная карта проекта.

  1. Полное название проекта: «Березка русская моя».
  2. Автор проекта: Ивлева Татьяна Иосифовна.
  3. Вид проекта: творческий, исследовательский.
  4. Тип проекта: познавательно-игровой.
  5. По составу участников: дети, родители.
  6. Место проведения: Шумский детский сад.
  7. Сроки проведения: долгосрочно.
  8. Возраст детей: старший дошкольный.

Модель 3-х вопросов:

Что знаем?

  • Береза - это дерево. (Регина).
  • Она белая с черными полосками. (Ульяна).
  • На ней много листьев. (Артем)
  • Береза красивая. (Алина)
  • Папа привозит ее на дрова. (Сергей)
  • Есть ветки и листья. (Денис)
  • Не знаю. (Данил Кр, Илья Ан, Илья Ас)

Что хотим узнать?

  • Зачем нужны деревья? (Паша)
  • Зачем нужна береза? (Лена Ш)
  • Чем питается? (Яша)
  • Где берет воду? (Артем)
  • Какую пользу приносит? (Ульяна)
  • Что за черные полоски на дереве? (Влад)
  • Почему у березы белый ствол? (Тимофей)
  • Как собирать березовый сок? (Юля)
  • Почему именно береза символ России? (Матвей)

Как мы это узнаем?

  • Посмотрим телевизор. (Регина)
  • Скажет воспитатель. (Даша О)
  • Спрошу у родителей. (Денис)
  • Прочитаем в книге. (Денис)
  • Спрошу у воспитателя. (Юля)
  • Расскажет воспитатель. (Ульяна)
  • Прочитаю в энциклопедии. (Артем)
  • Посмотреть в интернете. (Данил Я)

Вывод:

  1. Дети имеют поверхностные представления о березе, о пользе деревьев, о взаимосвязях их с живой и неживой природой.
  2. Дет знают, почему береза - самое почитаемое дерево в России.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.

  • Постановка цели и задач;
  • Изучение методической и художественной литературы экологического содержания, о жанрах живописи, музыки;
  • Разработка проекта;
  • Подбор художественной литературы о березе, природе родного края;
  • Составление плана деятельности;
  • Подбор пособий для работы с детьми;
  • Выбор форм работы с родителями;
  • Разработка конспектов ОД, бесед, экскурсий, рекомендаций для родителей.

Основной этап.

  • Реализация проекта;
  • Образовательная деятельность с детьми;
  • Исследовательская, игровая, продуктивная, изобразительная, музыкальная, опытническая деятельность с детьми;
  • Рекомендации для родителей.

Заключительный этап.

  • Создание презентации «Берёза – русская краса»;
  • Выставка «Берёза в быту»;
  • Выставка «Берёза в косметике и фармакологии»;
  • Совместные работы детей и родителей;
  • Обобщение и оформление материала – «Берёзовая книга».
  • Макет «Берёза в разное время года»;
  • Итоговое мероприятие: «Праздник березки».

Предполагаемый результат.

  • Гуманно-целостное отношение ребенка к природе становится более устойчивым;
  • Ребенок старается самостоятельно придерживаться правил поведения в природе;
  • Обращает внимание на поведение малышей и сверстников в природе: советует как поступить, высказывает замечания;
  • Интересуется изучением природного мира, организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами;
  • Ребенок интересуется проявлениями красоты в окружающем природном мире;
  • Проявляет интерес к изучению природы родного края.

Работа с детьми.

Осень.

  1. «Встреча с русской красавицей» (наблюдение на прогулке).
  2. Сбор гербария (осенние листья берёзы).
  3. «Осенняя березка» (изобразительная деятельность).
  4. Укрывание деревьев первым слоем «одеяла» (опавшие листья) «трудовая деятельность».
  5. Хоровод « В золоте берёзонька». Слова и музыка Г. Вихарёвой.
  6. Заучивание стихотворения И. Бунина « Лес, точно терем расписной» (восприятие художественной литературы).
  7. Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень» (коммуникативная деятельность).
  8. «Найди листок, какой покажу» (игровая деятельность).
  9. Рассматривание бересты под лупой (ПИД).
  10. «Почему берёзы белые?», «Береза символ России» (познавательная деятельность).
  11. Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила» (коммуникативная деятельность).
  12. Заготовление пеньков и спилов дерева (от погибших деревьев).

Зима.

  1. Укрывание деревьев вторым слоем «одеяла» («снежное одеяло), (трудовая деятельность).
  2. «Белая берёза» С. Есенин (изобразительная деятельность).
  3. Заучивание: С. Есенин «Белая берёза». А. Прокофьев «Люблю березку русскую» (восприятие художественной литературы).
  4. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в берёзовую рощу» (игровая деятельность).
  5. Игра по модели строения берёзы (корень, ствол, ветка, листья), (игровая деятельность).
  6. «Русская душа берёзы» (легенды и мифы и березе).
  7. «Какой стороной дышат листья?» (ПИД).
  8. Экскурсия в библиотеку.
  9. Рассмотрение репродукции картины: И. Грабарь «Февральская лазурь» (коммуникативная деятельность).

Весна.

  1. «Люблю берёзку русскую» (ПИД).
  2. Выставка изделий из бересты.
  3. «Нанижем берёзке бусы из красивых слов» (игровая деятельность).
  4. Решение проблемной ситуации «Откуда берётся березовый сок» (ПИД).
  5. «Домашний доктор» (о лекарственных свойствах березы), (познавательная деятельность).
  6. Рассматривание репродукций картин: И. Левитан «Большая вода», К. Юон «Мартовское солнце» и другие, (коммуникативная деятельность).
  7. «Для чего берёзе почки?» (познавательно-исследовательская деятельность).
  8. «Клейкие листочки», «Этот удивительный запах» (ПИД).
  9. «Напиток из березовых почек» (ПИД).
  10. Элементарный опыт «Весенняя ветка березы в вазе», «Вода в жизни растений» (ПИД).
  11. Пение из музыкального сопровождения «Во поле береза стояла» (музыкальная деятельность).
  12. Чтение Е. Тимощенко «Елочки-метелочки» (восприятие художественной литературы).
  13. «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?», «Почему опасно бегать с палками?» (коммуникативная деятельность).
  14. «Чего нельзя делать в лесу?» (игровая деятельность)

Работа с родителями.

  1. Презентация «Берёзка – символ России».
  2. «Березовая рапсодия» (изготовление панно на срезах березы с применением разных способов).
  3. Береза в косметике и фармакологии» (выставка).

Лето.

  1. Чтение книги К. Паустовского «Подарок», (восприятие художественной литературы).
  2. Хоровод «Ай да березка», музыка Т. Потапенко, (музыкальная деятельность).
  3. «Раз, два, три – к березке беги!» (игровая деятельность).
  4. «Жизненный цикл растений» (ПИД).
  5. «Кто дружит с березой?», «Без билета по белу свету» (познавательная деятельность).
  6. Беседа «Азбука поведения людей в природе». (ПИД).

Итоговое мероприятие: «Праздник березки».

Результат проектной деятельности: защита проекта.

Список литературы:

  1. Веретенников С.А., Клыков А.А. «Четыре времени года».
  2. Ушаков О.Д. «Загадки и пословицы о природе и погоде».
  3. Рыжова Н.А. «Деревья – наши друзья».
  4. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду».
  5. Брем. А. «Жизнь растений».
  6. Данилков Н. «Дерево жизни» (все о целебных свойствах березы).
  7. Данкова Н.А. «Стихи русских поэтов».
  8. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папспорт проекта "Березка русская"

Опираясь на метод проектов  педагог раширяет у ребенка знания об окружающем мире, побуждает воспитанников видеть проблеммы и выдвигать гипотезы....

Проект: «Березка русская моя».

Данный  проект позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о символе нашей страны - берез...

проект "Березка русская моя"

Проект предназначен для воспитателей детского сада...

Проект " Березка - русская красавица"

Проект"Березка - русская красавица!"реализованный в младшей группе № 10 "Горошины" МАДОУ ЦРР д/с №18 "Огонек" г. Советска Калининградской области.Составила воспитатель:Ши...

Познавательно-исследовательский проект «Березка русская моя» (старший дошкольный возраст 5 -6 лет)

Цель проекта: Формиповать представоения детей о значимости березы в природе, в жизни человека .эмоциональное восприятие образа  русской березки, Воспитывать чувство уважения и любви к родной прир...


 

Комментарии

Сторожева Галина Меркурьевна

Интересный и содержательный проект. Непременно возьму на заметку.