Познавательно-исследовательский проект «Березка»
проект по окружающему миру
Познавательно-исследовательский проект «Березка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_beryozka.docx | 238.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект «Березка»
ЦЕЛЬ: воспитывать чувство уважения и любви к родной природе, формировать эмоциональные восприятие образа РУССКОЙ БЕРЁЗКИ, средствами разных видов искусства.
ЗАДАЧИ:
1. Расширить представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и детском изобразительном творчестве.
2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.
3. Расширять и пополнять словарный запас детей.
ПЛАН ПРОЕКТА
1. Просмотр иллюстраций.
2. Загадки, стихи, народные приметы.
3. Чтение сказки о берёзке.
4. Наблюдение «Рассматривание берёзы»
5. Игровое упражнение «Кто быстрее найдет берёзу, ель, дуб»
6. Рисование «Берёза летом, зимой, весной, осенью»
ЗАГАДКИ
Зелёная, а не луг, белая, а не снег, кудрявая, а не голова?
Она весну встречает, серёжки одевает?
Накинута на спинку зелёная косынка?
Ее узнаешь ты по простой примете: нет дерева белей на свете?
Стоят столбики белы, на них шапочки зелены?
СТИХИ
***
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчике. (А. Прокофьев)
***
Берёзка, моя берёзонька,
Берёзка моя кудрявая,
Берёза моя белая,
Стоишь ты берёзонька,
Посреди долинушки.
***
На тебе берёзонька,
Листья зелёные,
Под тобой, берёзонька,
Красны девчушки венки плетут.
***
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Словно серебром. (С. Есенин)
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Наша красавица берёзка может подсказать погоду:
Если из берёзы весной течёт много сока – к дождливому лету.
Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя.
Берёзка перед ольхой лист распустит – лето будет сухое, ольха перед берёзкой – мокрое.
Сказка "БЕРЁЗКА"
Она росла на небольшой полянке, прямая, стройная берёзка, с белым стволом, с пахучими, липкими листочками. А кругом нее шумели старые дубы, цвели белым цветом и сладко благоухали раскидистые большие липы, зеленели зелёными иглами яркие бархатные сосны, и постоянно дрожали как будто от страха всеми своими серо-зелёными листочками осины. Одним словом, кругом берёзы была целая роща, хотя и не большая, но очень красивая.
Берёза росла и помнила, как она росла. Она помнила, как трудно было рыться и отыскивать в земле пищу её молодым корешкам. То земля была очень рыхла, то слишком жестка, то вдруг камень мешал расти какому-нибудь её корешку, и тот поневоле должен был отходить в сторону.
- Почему же - думала берёза, - земля не везде одинакова? То много чересчур в ней пищи, то мало, то совсем нет, и зачем эти камни на дороге? Как всё это скучно!
Когда весной солнце отогревала березу, и она просыпалась от долгого зимнего сна, ей было так хорошо. Солнце светило ярко, приветливо грело. Воздух был полон теплых паров, земля как будто сама предлагала проснувшимся корешкам сочную, вкусную пищу. Все это было так хорошо. И береза развертывала свои смолистые, пахучие почки. Она вся радовалась, вся благоухала, вся одевалась мелкими, яркими желто-зелеными листочками.
Но это всегда так было. Чем длиннее становились дни, тем сильнее грело солнце. Потом она уже пекло, начинало жечь. Листья на березе покрывались пылью, сохли и желтели. Она умирала от жажды.
- Когда же закончится эта жара? Хоть бы одну каплю дождя! - молила она.
И вот налетела с гулом и вихрем черная туча. Верхушки деревьев шумели, гнулись, все их листочки дрожали. Ветер рвал их и уносил далеко. Но буря не могла достать березы. Ее защищали другие деревья, она чествовала только, как по все ее листочкам пробегал легкий, свежий ветерок, и ей было хорошо.
А вот и дождь. Он хлынул как из ведра, ветер мчал ее капли. Он ими бил и хлестал все, что ему попадалась: лес, траву, дома, людей.
- Зачем же так больно! - говорила береза. Но дождь не понимал этого: он сек березу холодными каплями все сильнее и сильнее, и ей было и больно и холодно.
- Ах, как все это гадко, как гадко! – шептала береза. – как все гадко на свете! Как мне больно и холодно! Еще сегодня утром я задыхалась от жары, а теперь мерзну от холода, точно зимой.
Наконец дождь перестал. Тучки расплылись в тумане, и солнце опять стало греть. Березка отогрелась, отдохнула, расправила все свои листочки.
Раз, рано утром, когда еще трава спала под холодной росой, и розовое утро алело на вершинах деревьев, в рощу пришло много крестьян с пилами и топорами, и пошла работа.
Стук, шум, крик. Старые деревья пилили пилами, рубили топорами, и они с треском и стоном валились на землю. К полудню работа была кончена, почти все деревья лежали вокруг березы мертвые. Не тронули только березу и еще несколько осин, которые были такие же молодые, как и береза.
Не стало рощи – далеко вокруг березы было чистое поле.
Наблюдение: "Рассматривание березки"
Цель:
Уточнить представления о том, что дерево – это растение, о его основных частях (корень, ствол, ветви, листья, используя модели.
Воспитывать интерес к рассматриванию деревьев.
Модели:
Особенности строения берёзы (корень, ствол, ветви, листья) .
Предварительные наблюдения:
На прогулке рассмотреть берёзу и выделить основные части строения: ствол, ветки, листья. Объяснить детям, что у дерева есть и корни (желательно показать корни, вышедшие на поверхность).
Ход занятия
1. Дети стоят у стола воспитателя. Приходит игровой персонаж и говорит о том, как красиво, когда вокруг много растений, при этом он грустью замечает, что было бы замечательно, если бы растения росли не только дома в горшках, но и на улицах. Но почему-то там их нет. Дети разубеждают его, что он не прав, - на улице растет множество растений, например, большие деревья, только они не похожи на те, что живут в помещении. Игровой персонаж им не верит, утверждая, что деревья – большие, а растения в горшках маленькие.
2. Дети доказывают, что, независимо от размера, деревья – тоже растения. Для примера выбирается ближайшее дерево, которое хорошо просматривается из окна группы.
Дети подходят к окну и рассматривают дерево, выделяют его существенные признаки как растения. Воспитатель предлагает детям самостоятельно найти соответствующие детали- модели. Совместно с детьми обсуждается новая модель – стебель, который у дерева коричневого цвета и называется стволом.
Игровое упражнение.
"КТО БЫСТРЕЕ НАЙДЕТ БЕРЕЗКУ, ЕЛЬ, ДУБ"
Цель: найти дерево по назначению.
Правило. Бежать к названному дереву можно только по команде «Беги! »
Описание. Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющие яркие отличительные признаки, и просит детей подбежать к нему. Например:
- Кто быстрее найдет берёзку?
- Раз, два, три – к берёзе беги!
Дети должны найти дерево и подбежать к любой из берез, растущих на участке, где проводится игра.
Познавательное занятие «Берёзы тоже плачут»
Цель: познакомить детей с деревом, ставшим символом России – берёзой.
Задачи:
- Расширять представления детей о берёзе;
- Рассказать детям о том, какую пользу берёза приносит людям;
- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: картинки с изображением берёзы в разное время года, ветка с почками и листьями.
Ход занятия
Воспитатель читает стихи русских поэтов, воспевающих красоту берёзы, загадывает загадки.
Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит.
А в один из тёплых дней, май серёжки дарит ей.
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не человек.
Стоит Алена – платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан.
Стоят в поле сестрицы,
Платьица белены,
Шапочки зелены.
Все эти стихи и загадки написаны о берёзе. Берёза – самое популярное дерево в нашей стране, пожалуй, самое красивое. Трудно найти другое дерево, равное ей по красоте. (Рассматривание иллюстраций, картинок с берёзой, берёзовым лесом)
А как хорош сказочный лес! Весной невольно привлекает внимание и радует взор нарядная берёза в серебристо – белой коре, такой яркой в солнечных лучах. И летом, когда стволы берёзы выделяются на фоне пышного зелёного ковра травы. И осенью, когда жёлтая листва сплошь покрывает землю и оттого ещё виднее нарядные чёрно – белые стволы. (Рассматривают берёзу в разное время года)
Да, пожалуй, и впрямь, берёза – самое любимое русское дерево. И недаром с глубокой древности, «берёзоньку кудрявую» украшали разноцветными лентами и вокруг неё водили хороводы. Сколько песен сложено народом о берёзе, сколько посвящено ей русскими поэтами стихов, сколько нарисовано картин, изображающих берёзовые рощи.
Стоит дерево, цветом зелено,
В этом дереве четыре угодья:
Первое – больным на здоровье,
Второе - людям колодец,
Третье - от тьмы свет,
А четвёртое – дряхлым пеленанье.
У старинной русской загадки отгадка очень простая. Дерево это, конечно берёза. Париться в бане берёзовым веником, готовить лекарство из почек и листьев – больным на здоровье.
Утолять жажду берёзовым соком – людям колодец. Освещать жилище лучиной, топить печь звонкими берёзовыми дровами – от тьмы свет. Связывать берестой разбитые горшки, ремонтировать лукошки, туеса, корзинки – дряхлым пеленанье.
Теперь об окраске бересты. (Раздаёт детям по кусочку берестяной коры берёзы) Почему она белая? Дело в том, что в клетках бересты есть особое красящее вещество белого цвета. Поэтому ствол пачкается. Если в тёмной одежде прикоснётесь к берёзе – останется след, как от мела. Итак, в данном случае, белизна обусловлена особым веществом. Это явление в растительном мире очень редкое. Как правило, у растений дело обстоит по - другому. Природа почти всегда обходится без всякой белой краски. Примеров такого рода можно привести много. В белых лепестках цветков черёмухи, яблони, ландыша и других растений (показывает растения на картинке), не содержится никакого специального красителя. Клетки лепестков совершенно бесцветные и прозрачные, как мельчайшие капельки воды, но между ними располагаются промежутки (межклетники), заполненные воздухом. Эти микроскопические пустоты отражают свет и создают впечатление белой окраски.
Итак, белый цвет у растений встречается очень часто, а белая краска – крайне редко: в виде исключения это необычное явление можно наблюдать только у берёзы.
Оказывается, берёзы тоже плачут. Почему?
Ранней весной, с наступлением первых тёплых дней, берёза просыпается после долгого глубокого сна. Что это значит? Корни дерева высасывают из почвы влагу с растворёнными в ней питательными веществами. Эта влага несёт к кроне всё, что необходимо для набухания почек, из которых потом появятся листья. Эту влагу и называют берёзовым соком. Он насыщен разными витаминами, полезными человеку. Из- за него люди и наносят раны берёзе, и она плачет. Стоит чуть повредить кору дерева, как из него выступает холодная капля, за ней другая, третья и побежит по берёзе прозрачный ручеёк. Раны на берёзе долго не затягиваются, дерево начинает слабеть, гнить, на него нападают вредители, и часто берёза погибает.
Что же делать? И сок нужен и берёзу жалко. Оказывается, можно добывать сок, не причиняя берёзе вреда и боли. Достаточно аккуратно срезать с неё веточку, привязать к тому месту банку – и к утру в неё наберётся сок. А ещё запомните: срезать ветки можно только с больших берёз, а потом это место обязательно залепить садовой замазкой, или землёй.
Берёзовый сок очень полезен, он используется как лекарство при разных заболеваниях, как витаминное средство. С удовольствием пьют берёзовый сок не только люди, но и птицы и звери. Дятел пробивает острым клювом тонкую белую кору, и лакомится живительной влагой. Улетел дятел, слетятся к берёзе синицы, зяблики, малиновки (показывает картинки лесных птиц).
Любят сладкие берёзовые слёзы: медведь, глухарь, муравьи, бабочки и прочая лесная живность.
О целительном берёзовом соке вы уже знаете. А ещё из берёзы изготавливают мебель, плетут корзины, вяжут веники, делают краски, чернила. Берёзовые дрова зимой не заменимы: они долго, долго горят и дают много тепла.
(Чтение рассказа – сказки «Берёза» Владимир Зотов «Лесная мозаика»)
- Берёза светолюбивое или тенелюбивое дерево?
- Какого цвета у берёзы ствол?
- Откуда капает у берёзы сок?
- Чего должны напиться веточки и почки, чтобы листья у берёзы раскрылись?
- Когда на берёзе появляются серёжки?
- Подумайте и скажите, что каждый из вас может сделать, чтобы берёз было больше, чтобы они радовали нас своей красотой и приносили пользу?
(Не ломать посаженные деревца, посадить хотя бы одно дерево…)
В конце занятия можно предложить детям нарисовать берёзу весной, или ветку берёзы в вазе «с натуры».
Речевая хороводная игра: «Береза»
Цель: учить двигаться в хороводе, менять направление движения. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.
Береза моя, березонька. Дети идут хороводом, взявшись за руки
Береза моя белая. Меняют направления движения
Береза кудрявая.
Стоишь ты, березонька, Встали, подъем рук вверх, вдох
Посредь долинушки, Опустили руки, выдох
На тебе, березонька, Подъем рук вверх, выдох
Листья зеленые, Опустили руки, выдох
Под тобой, березонька, Подъем рук вверх, выдох
Трава шелковая. Опустили руки, выдох
"БЕРЕЗКА ЛЕТОМ, ЗИМОЙ, ВЕСНОЙ, ОСЕНЬЮ"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.
Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...
Краткосрочный познавательно-исследовательский, творческий проект «Новый год» в подготовительной группе «Сказка»
Представляю вам проект, который очень заинтересовал детей, их родителей, и в котором они с удовольствием участвовали! Проект связан с музейной педагогикой, которую я стараююсь использовать...
Познавательно - исследовательский, творческий проект "Первоцветы Кубани - первые весточки весны!"
Закреплять и сстематизировать знания детей о первых весенних цветах, растущих унас в станице....
Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей младшей группы детского сада «Этот удивительный мир птиц»
Зачастую в ходе образовательно-воспитательного процесса выясняется, что дети имеют недостаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому данный проект позвол...
Познавательно-исследовательский краткосрочный проект «Зимушка-зима» в 1 младшей группе
Познавательно-исследовательский краткосрочный проект«Зимушка-зима»в 1 младшей группе...
Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...
Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...