Детско - родительский Проект «Мой край - Югра»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Данный проект на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей приобщает дошкольников к краеведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detsko_-_roditelskiy_proekt_moy_kray_-_yugra.docx | 29.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему
«Наш дом- Югра»
Воспитатель: УмироваЛ.В.
Актуальность проекта:
Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Чтобы любить Родину, писал Д.С. Лихачев, надо знать, за что ее любить, надо знать ее историю, знать героев и их великие подвиги. Только дав ребенку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребенке патриота, гражданина.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.
Одним из приоритетных направлений патриотического воспитания является краеведение. Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложный процесс, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирование педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.
В процессе реализации проектной деятельности дети знакомятся с культурой, бытом, историей родного края и населяющих его народов, имеют возможность прикоснуться к национальным истокам, попробовать свои силы в изготовлении предметов традиционных народных промыслов, расширить свои познания о жизни народов ханты и манси.
Цель проекта: Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю; формирование интереса к истории, культуре родного края и бережного отношения к природе.
Задачи проекта:
- Расширять представления детей об истории, культуре, профессиях, людях родного города и края.
- Воспитывать любовь к своей малой Родине средствами литературных произведений
- Формировать у детей эмоционально - образное восприятие произведений устного народного творчества ханты и манси.
- Воспитывать умение ценить красоту и богатство родной природы; формировать бережное отношение к природе родного края.
- Приобщать детей к уникальной культуре народов ханты и манси, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.
- Расширять знания и представления детей о фольклорных и авторских произведениях коренных народов севера.
Создавать условия для самостоятельной познавательной деятельности детей
Задачи, ориентированные на родителей воспитанников:
- Формировать у родителей установку к сотрудничеству, активной позиции как участника образовательного процесса;
- Расширить сферу участия родителей в организации жизни ребенка в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только детей, но и родителей;
- Подготовить совместно с родителями познавательный материал о родном крае.
Тип проекта: Информационно-творческий
Срок реализации проекта: 2018 – 2019 учебный год
Участники проекта: дети и родители старшей группы, воспитатели
Предварительная работа:
• Подбор литературы, иллюстраций.
• Подбор презентаций.
Материально-техническое обеспечение:
Приобретение книги со сказками народов ханты и манси.
Приобретение государственных символов.
Изготовление альбома «Следы на снегу».
Ожидаемые результаты:
К концу реализации проекта дети должны:
- знать историю Ханты – Мансийского края (Югры); происхождение своего города;
- знать о своеобразии жизни коренных народов Севера (о культуре, о жилище, об одежде, о труде и о традициях);
- знать о природных условиях, о растительном и животном мире Югры;
знать особенности хантыйского костюма, его орнамент
Мероприятия:
1. Рассматривание альбомов «Национальные костюмы», «Природа и животные севера».
2. Рассматривание и чтение книг о ХМАО; чтение произведений коренных народов севера ( авторские); проведение познавательных бесед из цикла «А знаете ли вы… »;
3. Раскраски по мотивам национальной одежды севера (по желанию)
4. Выставки рисунков: «Когда говорят о России – я вижу родную Югру», «Национальный костюм народов севера», «Вечерние закаты Югры», «Оленье пастбище», «Узоры ханты и манси».
5. Конкурс рисунков: «Царь тайги», «Мой город».
6. П/и «У медведя во бору», «Важенка и оленята», «Солнце» на прогулке.
7. Ручной труд в семье «Олень из бросового материала»;
8. Знакомство с фольклором народов ханты.
9. Художественная деятельность, посвящённая Югре.
8. Изготовление панно «Северные ягоды»
10. Создание книжки-малышки «Моя Югра».
11. Создание лепбука «Моя Югра»
.
Средства реализации проекта:
- Экскурсия в культурно – исторический центр;
- Рассказы с целью сообщения знаний;
- Беседы с детьми;
- Чтение художественной литературы;
- Создание коллекций (фотографий, альбомов);
- Изобразительная деятельность;
- Игровая деятельность: дидактические игры, настольно-печатные игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования, хороводные игры;
- Просмотр мультимедийных презентаций.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (организационный) – сентябрь-октябрь 2018-2019 уч.год.
- обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта;
- подбор литературы, пособий, атрибутов;
- сбор информации из различных источников по теме;
- создание предметно-развивающей среды в группе;
- разработка методического материала по теме.
II этап – основной – ноябрь – апрель 2018-2019 уч.год.
- организация и проведение циклов занятий;
- проведение совместных экскурсий и мероприятий;
- создание Югорского уголка в группе;
- разработка и изготовление практического и наглядного материала;
III этап – итоговый (обобщающий) – апрель – май 2018 – 2019 уч.год.
- обобщение результатов работы по проекту;
- анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми;
- презентация опыта работы по проекту.
Перспективный план работы с детьми
№ | Тема занятия | Цель занятия |
Подготовительный этап Сентябрь | ||
1. | Наш проект «Наш дом Югра» | Сбор и анализ литературы по данной теме. Составление плана работы. Разработка содержания проекта «Наш дом Югра». Знакомство детей с групповым проектом, определение уровня знаний детей о родном крае. |
2. | «Путешествие в осенний лес» | Расширять представления детей об осенних приметах и явлениях природы нашего края, растительном мире, взаимосвязи природы и человека, воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь её. |
3. | «Щедрые дары природы Югры» | Расширять и закреплять представления дошкольников об особенностях строения, пользе деревьев и растений нашего края. Воспитание наблюдательности, умения видеть прекрасное, учить беречь природу. |
4. | «Родной свой край люби и знай» | Формирование системы знаний о родном крае, знакомство с городами округа и их достопримечательностями. |
Основной этап Октябрь | ||
1. | «Природные богатства нашего края» | Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания. |
2. | «Быт и традиции народов севера» | Развивать познавательный интерес. Создать условий для формирования у детей интереса к национальной культуре народов севера. |
3. | «Игры народов севера» | Познакомить с играми народов севера. |
4. | «Одежда народов севера» | Знакомство с национальным костюмом народов севера. |
Ноябрь | ||
1. | «Музыкальные инструменты народов севера» | Познакомить детей с особенностями народных музыкальных инструментов ханты и манси. |
2. | «Птицы нашего края» | Систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях птиц. |
3. | «Животные Югры» | Формировать у детей бережное и доброе отношение к природе родного края Югре. Сформировать убеждение о бесценности природы и необходимости ее оберегать. |
4. | «Книга зимы – следы на снегу» | Познакомить детей с жизнью животных нашего края зимой. Учить различать следы зверей. Воспитывать любовь к природе, ко всему живому. |
Декабрь | ||
1. | «Мужчины и женщины в семье» | Расширять представления детей о культуре народов ханты и манси. |
2. | Викторина «Природа родного края» | Отгадывание загадок о растениях, животных, насекомых Югры. |
3. | «Игры народов севера» | Познакомить с играми народов севера. |
4. | «Природные богатства нашего края» | Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания |
Январь | ||
1. | « Детские писатели Югры» | Приобщать детей к уникальной культуре народов ханты и манси, их традициям и обычаям, нравственно - эстетическим ценностям. |
2. | «Мой город: вчера и сегодня» | Сформировать представления об истории города. |
3. | «Символика родного города» | Познакомить с гербом и флагом, с историей их создания. |
Февраль | ||
1. | «Достопримечательности нашего города» | Закрепить знания детей о достопримечательностях города Урай |
2. | «Улицы нашего города» | Дать детям знания об улицах нашего города; воспитывать любовь к родному городу. |
3. | «Знаменитые земляки» | Познакомить детей с земляками, прославившими наш город; воспитывать уважение к их труду, желание быть на них похожими. |
4. | «Есть такая профессия Родину защищать» | Воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину. |
Март | ||
1. | «Традиционная кукла ханты и манси» | Закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье. |
2. | «Женские образы» | Закреплять у детей женские образы, которые несут доброту, аккуратность, трудолюбие, заботливость, преданность у всех народов. |
3. | «Игры народов севера» | Познакомить с играми народов севера. |
4. | Хантыйская кукла «Акань» | Приобщать детей к традиционной культуре коренного населения; учить изготавливать куклу Акань. |
Апрель | ||
1. | «Праздник Вороний день «Вуранга хатл» | Расширять знания детей о традиционном празднике, о традициях народов севера. |
2. | «Куклы-деревья | Научить детей изготовлять хантыйскую куклу – березу; показать последовательность ее изготовления и приемы; объяснить, как подбирают цвета ткани. |
3. | Куклы-ягоды | Пробудить у детей интерес к хантыйской старинной игрушке. |
4. | «Многонациональная Родина» | Формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; понимание того, что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. |
Завершающий этап Май | ||
1. | « Этих дней не смолкает слава!» | Обогащение знаний детей о героях нашего края. |
2. | « Их помнит Россия, их помнит Урай». | Расширять представления детей о ветеранах Отечественной войны. Воспитывать чувство уважения, почтения памяти в нашем городе. |
3. | «Природные богатства нашего края» | Закреплять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания. |
4. | «За что мы любим свой край» | Уточнить представления детей о родном края; выявить знания о достопримечательностях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мой край-Югра" для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет
Проект включает в себя материалы для мероприятий с детьми, консультации для родителей, подвижные игры для детей.Дети узнают историю нашего края, города Сургута других городов Югры, п...
Детско - родительский проект "Животный мир Югры"
Расширение представлений дошкольников о животном мире Югры, формирование представлений о Красной книге, развитие познавательного интереса к природе. Формирование чувства ответственности....
Детско-родительский проект «Природа родного края»
Детско-родительский проект«Природа родного края»...
Проект "Мой край-Югра"
Цель проекта - формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о родном поселке Пойковский и крае – ХМАО-Югра....
Проект - наш край Югра
ПРОЕКТ «Наш край – ЮГРА» Проект: Долгосрочный, групповой, творчески-поисковый.По количеству участников: групповой.Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители....
Проект "Мой детский сад" в рамаках проекта "Мой край Югра"
Актуальность выбранной темы: Детский сад является маленькой родиной для ребенка. Здесь ребёнок проводит большую часть времени. В этом году воспитанники нашей группы впервые пришли в дошкол...
Проект "Птицы нашего двора" (в рамках проекта " Мой край - Югра")
В холодное время года для зимующих птиц доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы...