Интеллектуальная игра-путешествие «Откуда хлеб пришел?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Хлеб, откуда ты пришёл?

 

Положили мне на стол

Каравай душистый.

Хлеб, откуда ты пришел,

Теплый, золотистый?

— Я взращён трудом упорным

Замечательных людей,

Силой я рождён народной

Светлой Родины моей.

                      М. Чупина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_otkuda_hleb_prishel.docx46.06 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра-путешествие  «Откуда хлеб пришел?»

Образовательная область: «Познавательное развитие», Социально-коммуникативное развитие, «Речевое развитие».

Вид деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, труд в помещении.

Форма организации: групповая.

Форма реализации детских видов деятельности: тематический досуг.

Оборудование: колоски пшеницы, мука ржаная, пшеничная, семена пшеницы, ржи, иллюстрации процесса выращивания зерновых культур, хлебобулочные изделия, горшочки с землей, лопатки, лейки с водой,  стеки, салфетки, фартуки.

Цель: формировать целостное представление о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Образовательные:

  • Систематизировать представления детей о выращивании зерновых культур для получения хлеба и хлебобулочных изделий.
  • Формировать у детей понятие  о том, что хлеб одно из самых величайших богатств на земле».
  • продолжать знакомить детей с различными профессиями ( хлебороб, комбайнер, тракторист, пекарь) , с символом Саратовской области «Саратовским калачом», формировать представления о машинах и предметах облегчающих труд людей при выращивании зерновых культур и изготовлении хлеба.
  • расширять  и активизировать словарный запас детей (посев, семена, агроном, механизатор, хлебороб и т.д.).

2.Развивающие:

  • Развивать коммуникативные навыки, умение логически мыслить, делать выводы.
  • формировать у детей приемы помола муки, посева семян пшеницы, подводить их к пониманию того, что для жизни растений необходимы благоприятные условия (почва, влага, свет, тепло).

3.Воспитательные:

  • воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей, участвующих в  выращивании и производстве хлеба.
  • воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к символам города и чувство гордости за свою малую Родину.

Предварительная работа:

  • чтение художественной литературы:

        «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый да масляный»,

        В. Ремизов «Хлебный голос», К. Чуковский «Чудо – дерево», Т.          Шорыгина «Ломоть хлеба», К. Паустовский «Теплый хлеб». Загадки, пословицы, поговорки.

  • дидактические игры:

«Назови профессию», «Что сначала, что потом», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий».

  • рассматривание картин и иллюстраций о хлебе, хлебных полей, людей, выращивающих хлеб.
  • Сюжетно-ролевые игры:

«Семья», «Магазин».

  • Беседы:
    «Как на наш стол хлеб пришел», «Какой бывает хлеб»;

Ход занятия:

Дети заходят в зал, здороваются с гостями.

Дети подходят к столу, где лежат зерна пшеницы и хлебобулочные изделия.

Воспитатель: Ребята, что это?

Воспитатель: А как это все вместе называется?

- Хлебобулочные изделия.

Воспитатель:  Откуда появляется хлеб ? Из чего его изготавливают?

 Воспитатель: Посмотрите, а это что такое?

- Зерно.

Воспитатель: Хотите узнать, как эти маленькие зернышки превращаются в пышный ,ароматный, мягкий хлебушек?

Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в путешествиме по волшебным станциям. Согласны?

Если вы правильно выполните задания и отгадаете зашифрованное слово,  то получите приз. А на чем мы можем отправиться в путь? (Ответы детей).

Решили будем путешествовать на машине.

 «Едем — едем не спеша и машина хороша.»

 «Вот мы приехали в поле.»

Первая станция «Посевная»

Воспитатель: «Ребята, хотите узнать люди каких профессий выращивают зерно?

 «А узнаем мы это отгадав  загадки.»

Он науку изучил.
Землю — словно приручил,
Знает он, когда сажать,
Сеять как и убирать.
Знает всё в краю родном
И зовётся ...    (Агроном)

Упрятав чёлку под фуражку,
Веду я с папой в поле вспашку.
Я горд работой на земле,
От пота вымокла рубашка.
Зато ладони – на руле.      (Тракторист)

Летом отдыха не знают,
Работают так споро,
Хлеб наш добрый убирая.
Это… 
(Комбайнеры.)

Воспитатель: Этих людей называют хлеборобы.

Скажите люди сами выращивыают зерно из которого изготавливают хлеб или им кто-то помогает?

- Людям помогают выращивать зерно машины.

Воспитатель:  Да, людям помогают выращивать и убирать зерно машины.  А какие вы знаете машины оказывающие помощь человеку в уборке и выращивании зерна?

-Трактора, сеялки, комбайны, камазы, грузовики.

 Воспитатель: А в старину,когда не было машин все делали вручную. Мылись в бане. Надевали праздничную рубаху: белую или красную и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через два шага разбрасывает пригоршни зерна веером,слева направо. Давайте представим, что мы сеятели. И посадим в контейнеры пшеницу.

Чтобы не испачкать одежду давайте наденем фартуки.

Воспитатель:  Возьмите в руку несколько зернышек, рассмотрите. Какое оно?

-Маленькое, твердое,желтое, овальное, легкое.

В: Чтобы посадить зерна, мы приготовили землю в контейнерах. Давайте сделаем бороздки, положим в каждую несколько зерен пшеницы.

Воспитатель:  Сделайте бороздки. Положите несколько зерен. Присыпьте зерна землей, спрячьте зернышки.

Чтобы зерно прорастало, что нужно еще сделать?

- Полить, поставить в теплое солнечное место.

Воспитатель: Давайте возьмем лейку и аккуратно польем наши зерна.

Уж ты, семечко — зерно,

Ляжешь в борозду на дно!

Ты не бойся, золотое,

Ничего, что там темно.

К свету, к солнцу из земли

Ты росток скорей взойди!

 Воспитатель: Что необходимо растению для роста?

- Солнечный свет, тепло, воздух и вода.

Воспитатель: Мы поставим эти контейнеры  в группе, будем ухаживать за ними и наблюдать.

 Вы хорошо потрудились и получаете первую букву.

 Воспитатель: «Предлагаю ехать дальше.»

Вторая станция «Колосок»

Воспитатель: Вот мы приехали на станцию «Колосок».

Посмотрите на нашем поле появились зеленые росточки. Как называются эти культуры?

- Рожь, пшеница.

Воспитатель: Как вы думаете почему эти культуры называют зерновыми?

-Они дают зерно.

Воспитатель: Рассмотрите колосок ржи и пшеницы, сравните их. Чем они похожи?

-Стебель, усики, зернышки.

 Воспитатель: А чем они отличаются?

-Зерна ржи длинные, а пшеницы круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи.

 Воспитатель: Молодцы! Вы заработали еще одну букву. Едем дальше.

Третья станция «Урожайная»

Воспитатель:  Вот и приехали на станцию «Урожайная»

Как вы думаете в  какое время года убирают зерно?

-Летом в августе и осенью в сентябре.

Воспитатель: Какая техника выходит в поле?

- Комбайны, грузовики, самосвалы, камазы

Воспитатель: Колосочки поспевают,
   Комбайнеры выезжают,
   Быстро и дружно
   Убрать нам хлеб нужно!

Игра «Собери пшеницу»

Воспитатель: Предлагаю вам собрать урожай пшеницы. Вы согласны помочь хлеборобам (ответы детей). Давайте разделимся на две команды. Как вы назовете свою команду?

Посмотрите по всему залу разбросаны колоски, а возле каждой команды лежат корзинки. Каждый человек должен взять один колосок и положить его в свою корзинку. Брать можно только по одному колоску.

Чья команда больше и быстрее соберет колоски, та и будет победителем.

Воспитатель: Вот и собрали мы зерно. Куда его после уборки повезут?

- Зерно после уборки отправляют на ток.

Воспитатель: Для чего зерно привозят на ток? (Ответы детей) Да на току зерно подготавливают к хранению сушат, очищают, отбирают на помол и на семена.А для чего людям нужны семена пшеницы и ржи?(Ответы детей)

Да для того чтобы на следующий год заново засеять поля и вырастить зерно. А знаете где хранится это зерно. (ответы детей).

Да зерно хранится на элеваторах. Посмотрите на картинке изображены эти сооружения для хранения зерна. Молодцы получаете третью букву.

 Садимся в машину  и едем дальше.

Четвертая станция «Мельничная»

Воспитатель: Вот мы приехали на станцию «Мельничная». Как вы думаете что делают с зерном на мельнице?

- Размалывают на мелкие кусочки, очищают, просеивают и получают чистую муку.

 Воспитатель: Какие бывают мельницы?

- Водяные, ветряные, электрические.

Воспитатель:  Что приводило в движение водяную мельницу?

-Вода.

Воспитатель:  Электрическую?

-Ток.

Воспитатель: Ветряную?

-Ветер.

Воспитатель:  Наши предки мололи муку с помощью ручной мельницы и ступы. Это была очень тяжелая работа.

Давайте с вами попробуем смолоть муку.

Дети перемалывают  и просеивают муку, рассматривают. У нас получилась мука, а что осталось в сите? (ответы детей)

Воспитатель: А в сите ребята остались отруби. Как вы думаете что можно сделать с отрубями?

-Покормить птиц на прогулке, покормить домашних животных, испечь охлеб с отрубями.

Воспитатель: Молодцы справились с заданием. Снимаем фартуки.

За работу получаете букву. Едем дальше.

Пятая станция «Пекарня»

Воспитатель:  Вот и приехали на следующую станцию. Вы наверно уже догадались что это за станция? (Ответы детей)

 Ребята можно из муки сразу испечь хлебобулочные изделия?

А что нужно сначала сделать?

- Замесить тесто.

 Воспитатель: Давайте вспомним, что необходимо для приготовления теста.

-Мука, вода, соль.

 Воспитатель: А что можно испечь из теста?

-Хлеб, батон, баранки, пряники...

Воспитатель:  Русский народ сложил много песен, стихов, пословиц о хлебе. А вы знаете пословицы о хлебе?

1. Нет хлеба, так и нет обеда.

2. Глубже пахать – больше хлеба терять.

3. Сколько не думай, а лучше хлеба не придумаешь.

4. Хлеб бросать, силу терять.

5. В маленьком зёрнышке большой пирог таится.

6. Землю уважай, она даёт урожай.

7. Сам себя вини: что посеял, то и жни.

8. Много снега – много хлеба.

9. Горька порой работа, да хлеб сладок.

10. Не трудиться, так хлеба не добиться.

11. В мае дождь – родиться рожь.

12. Лето – припасиха, осень – прибериха.

13. Весна красна цветами, а осень снопами.

14. Кто весной не пролежит. Весь год будет сыт.

15. Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

16. Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок.

  1. Хлеб - всему голова.

Воспитатель:  Ребята скажите, а где можно испечь хлеб?

-В духовом шкафу, в печке.

Воспитатель: Я хочу загадать вам загадку.

Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка.

- Изба, в избе печка, а в печке пироги.

 Воспитатель: Что было главным в избе?

-Главной была печь.

Воспитатель: Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол избы. В старину говорили: «Печи нет — жизни нет. Как вы думаете, почему так говорили?

- Печь избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили варежки, валенки, на печи можно было спать.

Русской печи нет добрее

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Воспитатель: Молодцы вы славно потрудились и получаете последнюю букву. Садимся на машину и возвращаемся в детский сад.

Воспитатель: Давайте посмотрим какое слово у нас получилось?

- «КАЛАЧ»

Воспитатель: А вы знаете, что в нашем городе пекут знаменитый Саратовский калач.

Саратовский калач — является символом Саратовской губернии.

Его пекут из особого сорта пшеницы — белотурка.

Впервые саратовские мельники привезли калач на ярмарку в Нижний Новгород более 100 лет назад.

Особенность калача в том, что при высоте 40 см. его можно сплющить до толщины лепешки, а затем калач вновь примет первоначальную форму.»

Знаете как в старину проверяли качество калача? На него садились и если после этого калач выпримится значит его можно покупать, он будет вкусный и свежий.

(Стук в дверь, входит повар)

Повар: Здравствуйте, вот услышала, что вы о хлебе говорите, и решила вам сюрприз сделать. Принесла вам угощение — Саратовский калач.

- Спасибо.

Воспитатель:  Ребята, мы прошли с вами все этапы происхождения хлеба и теперь знаем откуда он на к нам на стол пришел.  Необходимо помнить, чтобы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба.

Я хочу чтобы вы дома рассказали своей семье с каким трудом выращивают хлеб и как его нужно беречь.

Сейчас мы с вами возьмем калач, угостим своих друзей и покормим отрубями птиц на прогулке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие “Откуда берутся грязнули”

Привитие у детей навыков гигиены и чистоты, воспитание любви к порядку, трудолюбию....

«День здоровья» Игра – путешествие « Откуда берутся грязнули »

привитие  навыков  гигиены  и  чистоты,  воспитывать  любовь  к  порядку,  трудолюбию....

“День здоровья” Игра-путешествие “Откуда берутся грязнули”

Привитие у детей навыков гигиены и чистоты, воспитание любви к порядку, трудолюбию....

Игра-путешествие "Откуда берутся грязнули"

Формировать представление о влиянии чистоты и опрятности на отношения с окружающими людьми и на здоровье человека. соблюдать культурно-гигиенические навыки....

КОНСПЕКТ игры-путешествия «Откуда берутся грязнули»

Задачи: -дать понять детям, что чистота является залогом здоровья.- формировать навыки гигиены и чистоты, воспитывать любовь к порядку, трудолюбию....

Интеллектуальная викторина "Хлеб-всему голова"

Создать условия для систематизировать знания детей об этапах выращивания и процесса изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий....

Игра-путешествие "Откуда хлеб пришел" старшая группа

Презентация разработана для детей в возрасте от 5 лет. Данную разработку можно использовать как на занятии по окружающему миру, так и в качестве итогового мероприятия по теме недели "Откуда хлеб ...