Интеллектуальная игра-путешествие «Откуда хлеб пришел?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Хлеб, откуда ты пришёл?
Положили мне на стол
Каравай душистый.
Хлеб, откуда ты пришел,
Теплый, золотистый?
— Я взращён трудом упорным
Замечательных людей,
Силой я рождён народной
Светлой Родины моей.
М. Чупина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest_otkuda_hleb_prishel.docx | 46.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра-путешествие «Откуда хлеб пришел?»
Образовательная область: «Познавательное развитие», Социально-коммуникативное развитие, «Речевое развитие».
Вид деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, труд в помещении.
Форма организации: групповая.
Форма реализации детских видов деятельности: тематический досуг.
Оборудование: колоски пшеницы, мука ржаная, пшеничная, семена пшеницы, ржи, иллюстрации процесса выращивания зерновых культур, хлебобулочные изделия, горшочки с землей, лопатки, лейки с водой, стеки, салфетки, фартуки.
Цель: формировать целостное представление о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Образовательные:
- Систематизировать представления детей о выращивании зерновых культур для получения хлеба и хлебобулочных изделий.
- Формировать у детей понятие о том, что хлеб одно из самых величайших богатств на земле».
- продолжать знакомить детей с различными профессиями ( хлебороб, комбайнер, тракторист, пекарь) , с символом Саратовской области «Саратовским калачом», формировать представления о машинах и предметах облегчающих труд людей при выращивании зерновых культур и изготовлении хлеба.
- расширять и активизировать словарный запас детей (посев, семена, агроном, механизатор, хлебороб и т.д.).
2.Развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки, умение логически мыслить, делать выводы.
- формировать у детей приемы помола муки, посева семян пшеницы, подводить их к пониманию того, что для жизни растений необходимы благоприятные условия (почва, влага, свет, тепло).
3.Воспитательные:
- воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей, участвующих в выращивании и производстве хлеба.
- воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к символам города и чувство гордости за свою малую Родину.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы:
«Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый да масляный»,
В. Ремизов «Хлебный голос», К. Чуковский «Чудо – дерево», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», К. Паустовский «Теплый хлеб». Загадки, пословицы, поговорки.
- дидактические игры:
«Назови профессию», «Что сначала, что потом», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий».
- рассматривание картин и иллюстраций о хлебе, хлебных полей, людей, выращивающих хлеб.
- Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Магазин».
- Беседы:
«Как на наш стол хлеб пришел», «Какой бывает хлеб»;
Ход занятия:
Дети заходят в зал, здороваются с гостями.
Дети подходят к столу, где лежат зерна пшеницы и хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Ребята, что это?
Воспитатель: А как это все вместе называется?
- Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Откуда появляется хлеб ? Из чего его изготавливают?
Воспитатель: Посмотрите, а это что такое?
- Зерно.
Воспитатель: Хотите узнать, как эти маленькие зернышки превращаются в пышный ,ароматный, мягкий хлебушек?
Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в путешествиме по волшебным станциям. Согласны?
Если вы правильно выполните задания и отгадаете зашифрованное слово, то получите приз. А на чем мы можем отправиться в путь? (Ответы детей).
Решили будем путешествовать на машине.
«Едем — едем не спеша и машина хороша.»
«Вот мы приехали в поле.»
Первая станция «Посевная»
Воспитатель: «Ребята, хотите узнать люди каких профессий выращивают зерно?
«А узнаем мы это отгадав загадки.»
Он науку изучил.
Землю — словно приручил,
Знает он, когда сажать,
Сеять как и убирать.
Знает всё в краю родном
И зовётся ... (Агроном)
Упрятав чёлку под фуражку,
Веду я с папой в поле вспашку.
Я горд работой на земле,
От пота вымокла рубашка.
Зато ладони – на руле. (Тракторист)
Летом отдыха не знают,
Работают так споро,
Хлеб наш добрый убирая.
Это… (Комбайнеры.)
Воспитатель: Этих людей называют хлеборобы.
Скажите люди сами выращивыают зерно из которого изготавливают хлеб или им кто-то помогает?
- Людям помогают выращивать зерно машины.
Воспитатель: Да, людям помогают выращивать и убирать зерно машины. А какие вы знаете машины оказывающие помощь человеку в уборке и выращивании зерна?
-Трактора, сеялки, комбайны, камазы, грузовики.
Воспитатель: А в старину,когда не было машин все делали вручную. Мылись в бане. Надевали праздничную рубаху: белую или красную и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через два шага разбрасывает пригоршни зерна веером,слева направо. Давайте представим, что мы сеятели. И посадим в контейнеры пшеницу.
Чтобы не испачкать одежду давайте наденем фартуки.
Воспитатель: Возьмите в руку несколько зернышек, рассмотрите. Какое оно?
-Маленькое, твердое,желтое, овальное, легкое.
В: Чтобы посадить зерна, мы приготовили землю в контейнерах. Давайте сделаем бороздки, положим в каждую несколько зерен пшеницы.
Воспитатель: Сделайте бороздки. Положите несколько зерен. Присыпьте зерна землей, спрячьте зернышки.
Чтобы зерно прорастало, что нужно еще сделать?
- Полить, поставить в теплое солнечное место.
Воспитатель: Давайте возьмем лейку и аккуратно польем наши зерна.
Уж ты, семечко — зерно,
Ляжешь в борозду на дно!
Ты не бойся, золотое,
Ничего, что там темно.
К свету, к солнцу из земли
Ты росток скорей взойди!
Воспитатель: Что необходимо растению для роста?
- Солнечный свет, тепло, воздух и вода.
Воспитатель: Мы поставим эти контейнеры в группе, будем ухаживать за ними и наблюдать.
Вы хорошо потрудились и получаете первую букву.
Воспитатель: «Предлагаю ехать дальше.»
Вторая станция «Колосок»
Воспитатель: Вот мы приехали на станцию «Колосок».
Посмотрите на нашем поле появились зеленые росточки. Как называются эти культуры?
- Рожь, пшеница.
Воспитатель: Как вы думаете почему эти культуры называют зерновыми?
-Они дают зерно.
Воспитатель: Рассмотрите колосок ржи и пшеницы, сравните их. Чем они похожи?
-Стебель, усики, зернышки.
Воспитатель: А чем они отличаются?
-Зерна ржи длинные, а пшеницы круглые. Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи.
Воспитатель: Молодцы! Вы заработали еще одну букву. Едем дальше.
Третья станция «Урожайная»
Воспитатель: Вот и приехали на станцию «Урожайная»
Как вы думаете в какое время года убирают зерно?
-Летом в августе и осенью в сентябре.
Воспитатель: Какая техника выходит в поле?
- Комбайны, грузовики, самосвалы, камазы
Воспитатель: Колосочки поспевают,
Комбайнеры выезжают,
Быстро и дружно
Убрать нам хлеб нужно!
Игра «Собери пшеницу»
Воспитатель: Предлагаю вам собрать урожай пшеницы. Вы согласны помочь хлеборобам (ответы детей). Давайте разделимся на две команды. Как вы назовете свою команду?
Посмотрите по всему залу разбросаны колоски, а возле каждой команды лежат корзинки. Каждый человек должен взять один колосок и положить его в свою корзинку. Брать можно только по одному колоску.
Чья команда больше и быстрее соберет колоски, та и будет победителем.
Воспитатель: Вот и собрали мы зерно. Куда его после уборки повезут?
- Зерно после уборки отправляют на ток.
Воспитатель: Для чего зерно привозят на ток? (Ответы детей) Да на току зерно подготавливают к хранению сушат, очищают, отбирают на помол и на семена.А для чего людям нужны семена пшеницы и ржи?(Ответы детей)
Да для того чтобы на следующий год заново засеять поля и вырастить зерно. А знаете где хранится это зерно. (ответы детей).
Да зерно хранится на элеваторах. Посмотрите на картинке изображены эти сооружения для хранения зерна. Молодцы получаете третью букву.
Садимся в машину и едем дальше.
Четвертая станция «Мельничная»
Воспитатель: Вот мы приехали на станцию «Мельничная». Как вы думаете что делают с зерном на мельнице?
- Размалывают на мелкие кусочки, очищают, просеивают и получают чистую муку.
Воспитатель: Какие бывают мельницы?
- Водяные, ветряные, электрические.
Воспитатель: Что приводило в движение водяную мельницу?
-Вода.
Воспитатель: Электрическую?
-Ток.
Воспитатель: Ветряную?
-Ветер.
Воспитатель: Наши предки мололи муку с помощью ручной мельницы и ступы. Это была очень тяжелая работа.
Давайте с вами попробуем смолоть муку.
Дети перемалывают и просеивают муку, рассматривают. У нас получилась мука, а что осталось в сите? (ответы детей)
Воспитатель: А в сите ребята остались отруби. Как вы думаете что можно сделать с отрубями?
-Покормить птиц на прогулке, покормить домашних животных, испечь охлеб с отрубями.
Воспитатель: Молодцы справились с заданием. Снимаем фартуки.
За работу получаете букву. Едем дальше.
Пятая станция «Пекарня»
Воспитатель: Вот и приехали на следующую станцию. Вы наверно уже догадались что это за станция? (Ответы детей)
Ребята можно из муки сразу испечь хлебобулочные изделия?
А что нужно сначала сделать?
- Замесить тесто.
Воспитатель: Давайте вспомним, что необходимо для приготовления теста.
-Мука, вода, соль.
Воспитатель: А что можно испечь из теста?
-Хлеб, батон, баранки, пряники...
Воспитатель: Русский народ сложил много песен, стихов, пословиц о хлебе. А вы знаете пословицы о хлебе?
1. Нет хлеба, так и нет обеда.
2. Глубже пахать – больше хлеба терять.
3. Сколько не думай, а лучше хлеба не придумаешь.
4. Хлеб бросать, силу терять.
5. В маленьком зёрнышке большой пирог таится.
6. Землю уважай, она даёт урожай.
7. Сам себя вини: что посеял, то и жни.
8. Много снега – много хлеба.
9. Горька порой работа, да хлеб сладок.
10. Не трудиться, так хлеба не добиться.
11. В мае дождь – родиться рожь.
12. Лето – припасиха, осень – прибериха.
13. Весна красна цветами, а осень снопами.
14. Кто весной не пролежит. Весь год будет сыт.
15. Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
16. Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок.
- Хлеб - всему голова.
Воспитатель: Ребята скажите, а где можно испечь хлеб?
-В духовом шкафу, в печке.
Воспитатель: Я хочу загадать вам загадку.
Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка.
- Изба, в избе печка, а в печке пироги.
Воспитатель: Что было главным в избе?
-Главной была печь.
Воспитатель: Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол избы. В старину говорили: «Печи нет — жизни нет. Как вы думаете, почему так говорили?
- Печь избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили варежки, валенки, на печи можно было спать.
Русской печи нет добрее
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Воспитатель: Молодцы вы славно потрудились и получаете последнюю букву. Садимся на машину и возвращаемся в детский сад.
Воспитатель: Давайте посмотрим какое слово у нас получилось?
- «КАЛАЧ»
Воспитатель: А вы знаете, что в нашем городе пекут знаменитый Саратовский калач.
Саратовский калач — является символом Саратовской губернии.
Его пекут из особого сорта пшеницы — белотурка.
Впервые саратовские мельники привезли калач на ярмарку в Нижний Новгород более 100 лет назад.
Особенность калача в том, что при высоте 40 см. его можно сплющить до толщины лепешки, а затем калач вновь примет первоначальную форму.»
Знаете как в старину проверяли качество калача? На него садились и если после этого калач выпримится значит его можно покупать, он будет вкусный и свежий.
(Стук в дверь, входит повар)
Повар: Здравствуйте, вот услышала, что вы о хлебе говорите, и решила вам сюрприз сделать. Принесла вам угощение — Саратовский калач.
- Спасибо.
Воспитатель: Ребята, мы прошли с вами все этапы происхождения хлеба и теперь знаем откуда он на к нам на стол пришел. Необходимо помнить, чтобы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба.
Я хочу чтобы вы дома рассказали своей семье с каким трудом выращивают хлеб и как его нужно беречь.
Сейчас мы с вами возьмем калач, угостим своих друзей и покормим отрубями птиц на прогулке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-путешествие “Откуда берутся грязнули”
Привитие у детей навыков гигиены и чистоты, воспитание любви к порядку, трудолюбию....
«День здоровья» Игра – путешествие « Откуда берутся грязнули »
привитие навыков гигиены и чистоты, воспитывать любовь к порядку, трудолюбию....
“День здоровья” Игра-путешествие “Откуда берутся грязнули”
Привитие у детей навыков гигиены и чистоты, воспитание любви к порядку, трудолюбию....
Игра-путешествие "Откуда берутся грязнули"
Формировать представление о влиянии чистоты и опрятности на отношения с окружающими людьми и на здоровье человека. соблюдать культурно-гигиенические навыки....
КОНСПЕКТ игры-путешествия «Откуда берутся грязнули»
Задачи: -дать понять детям, что чистота является залогом здоровья.- формировать навыки гигиены и чистоты, воспитывать любовь к порядку, трудолюбию....
Интеллектуальная викторина "Хлеб-всему голова"
Создать условия для систематизировать знания детей об этапах выращивания и процесса изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий....
Игра-путешествие "Откуда хлеб пришел" старшая группа
Презентация разработана для детей в возрасте от 5 лет. Данную разработку можно использовать как на занятии по окружающему миру, так и в качестве итогового мероприятия по теме недели "Откуда хлеб ...
- Мне нравится (1)