Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Эрудит»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Программа естественно-научной направленности «Эрудит» для детей 4-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Козловский Центр развития ребенка – детский сад «Пчелка»
«ПРИНЯТО» На заседании педагогического совета МА ДОУ «Козловский ЦРР – детский сад «Пчёлка» протокол №1 от 31.08.2022 г | «УТВЕРЖДЕНО» приказом МА ДОУ «Козловский ЦРР – детский сад «Пчёлка» от 01.09.2022 № 136-У |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественно-научной направленности
«Эрудит»
для детей 4-6 лет
на 2022-2023 уч. год
(срок реализации 1 год)
Составитель: Сидякова Людмила Константиновна,
педагог дополнительного образования
Козловка 2022
I. Пояснительная записка
Данная Программа опирается на следующие нормативные документы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Концепция развития дополнительного образования детей− (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ− от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Детское экспериментирование — основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников.
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Китайская пословица гласит: «Расскажи, и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Почему я выбрала эту тему? Я считаю, что исследовательской деятельности уделяется недостаточно внимания в нашем детском саду, а мне бы хотелось глубже вникнуть в её суть. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
– Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
– Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
– Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
– Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
– Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
– В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Целью данной программы является:
- создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.
Задачи:
- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света)
- формировать у детей элементарные географические представления;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов
- развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней.
- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Основными формами реализации программных задач является наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, опыты, исследовательская деятельность. По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экспериментальной деятельности. Поэтому участниками реализации программы являются дети 5-6 лет. Срок реализации программы 1 год.
Отличительной особенностью данной программы является организация детей старшего дошкольного возраста с учетом особенностей региона, а так же учетом возможностей детей с диагнозом ОНР и ЗПР.
Деятельность проводится один раз в неделю по 30 минут, всего запланировано 36 недель - на учебный год. Осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.
Составляющими этих условия являются:
*содержательные условия;
*организационные условия;
*технологические условия (принципы, методы, приемы);
*материально-технические условия (развивающая среда);
*социально - культурные условия (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социально-культурных институтов);
Принципы составления опыта:
- Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
- Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
- Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка- дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
- Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
- Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
- Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
- Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.
Очевидно, что предполагаемые результаты должны быть четко диагностируемы в соответствии с поставленными целью и задачами, решаемыми в процессе совместной деятельности педагога с детьми Ребенок:
- проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
- выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
- самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; помнит о цели работы на протяжении всей деятельности;
- проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
- в диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности; доводит дело до конца;
- устанавливает разнообразные временные, последовательные, причинные связи;
- делает вывод.
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
- представления о свойствах веществ
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования
- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать
- расширять знания об объектах и их свойствах
Мониторинг усвоения знаний осуществляется на основе методике Н. А. Рыжовой в начале и конце учебного года. Используется такие формы обследования как блиц – опрос, беседа с детьми, анкетирование родителей.
Основными условиями детского экспериментирования являются:
- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т. д.);
- использование разных видов деятельности;
- четкое определение содержания экологического воспитания;
- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.
- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;
- создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т. д.);
- экологическая грамотность самих взрослых.
Система мониторинга достижения детьми
планируемых результатов Программы.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в феврале и в мае). В проведении мониторинга участвуют педагоги, психологи и медицинские работники. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
При организации мониторинга учитывается положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента:
- Мониторинг образовательного процесса;
- Мониторинг детского развития.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологом дошкольного учреждения и медицинским работником. Основная задача этого вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
II. Учебно-тематический план
Перечень разделов, тем | Теория | Практика | Всего |
Тема 1 Осень | 8 | 16 | 24 |
Тема 2 ЗИМА | 11 | 11 | 22 |
Тема 3 ВЕСНА | 10 | 8 | 18 |
29 | 35 | 64 |
III. Содержание изучаемого курса
Первый год обучения
№ | Название раздела | Содержание |
1 | Введение в предмет | Вводное занятие. Правила поведения на занятиях, инструктаж по технике безопасности. Практическая работа: игра «Здравствуйте» Вводное Тестирование. Теоретическая работа: Что я умею и знаю. Тестирование. Практическая работа: игра «Можно весело учиться» |
2 | В мире природы | Времена года. 4 времени года, сезонность. Практическая работа: игра «12 месяцев». Свойства воды. Опыт: Вода прозрачная, может менять цвет. Практическая работа: опыты с водой. Д/и: «Носить воду в решете», «Морозильник без электричества», «Сколько воды в воздухе?». Поиск воздуха. Практическая работа: опыты с воздухом. Плавающие, тонущие предметы. Практическая работа: опыты с предметами. Свойства бумаги: Практическая работа: опыты с бумагой. Свойства снега и льда. Практическая работа: опыты со снегом и льдом. Действие магнита на метал. Практическая работа: опыты с магнитом. В мире пластмассы. Практическая работа: опыты с пластмассам. Почва, песок, глина, камни. Практическая работа: опыты с данным материалом. Деревья наши помощники. Практическая работа: обследование деревянных предметов. Круговорот воды в природе. Вода, ее свойства. Вода в природе. Практическая работа: эксперименты с водой. Презентация. Летающие семена. Игры с семенами (клена, одуванчика и т. д.)
|
3 | В мире животных | Домашние и дикие животные, и их потомство. Практическая работа: игра «Ферма», эксперимент «Поилка для птиц» Зимующие птицы. П/и «Перелет птиц», Д/и «Найди и назови». Зачем зайцу шубка? Эксперимент с мехом. Обитатели моря. Рассматривания альбома: «Рыбы, какие они бывают?» П/и «Акула и рыбки» Практическая работа: игра «На дне моря». Насекомые. Насекомые в природе. Практическая работа: игра «На весёлой поляне». |
4 | В мире вещей | Игрушки. История игрушек. Практическая работа: общая поделка - кукольный театр своими руками. Одежда. Одежда прошлого и настоящего времени. Практическая работа: игра «Модницы и модники». Посуда и мебель. Практическая работа: игра- путешествие «Чаепитие в разных уголках мира» Школьные принадлежности. Д/и «Собери портфель в школу». В гостях у Карандаша-Карандашовича и гвоздя-Гвоздовича. Эксперименты с гвоздем и карандашом. Домашние помощники. Электроприборы. Практическая работа: игра-тренировка «Электричество не шутка», эксперимент «Огнетушитель для свечки». Транспорт. Практическая работа: эксперимент «Почему летит самолёт», «Назови вид транспорта». Спортивные снаряды. Д/и « Назови вид спорта» |
5 | В мире людей | Профессии. Какие бывают профессии. Практическая работа: игра «Все профессии важны», игра «Я конструктор» |
6 | Воспитательно-познавательные мероприятия | Тематические праздники: «Мы вам рады», Новый год, 8 Марта, «Здравствуй лето» |
7 | Итоговые занятия Итоговое занятие за 1 полугодие Итоговое занятие за год | Тестирование по темам разделов в мире природы и в мире животных. Практическая работа: игра «Природу нужно беречь!» Тестирование по темам, изученным за год. Практическая работа: игра «Весёлые уроки» |
IV. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
ОСЕНЬ | 24 | ||
1 | Свойства Осенних явлений | 2 | 10.09 |
2 | Свойства воды. Вода прозрачная, может менять цвет | 2 | 17.09 |
3 | Предметы, которые нас окружают. Тематические группы слов. Посуда | 2 | 24.09 |
4 | Наша одежда. Сезонные изменения одежды. Правила здорового образа жизни | 2 | 1.10 |
5 | Головные уборы. Правила здорового образа жизни | 2 | 8.10 |
6 | Наша обувь. Правила здорового образа жизни | 2 | 15.10 |
7 | Плавающие ,тонущие предметы | 2 | 22.10 |
8 | Поиск воздуха | 2 | 29.10 |
9 | Свойства камней | 2 | 5.11 |
10 | Школьные принадлежности | 2 | 12.11 |
11 | Электроприборы. Правила безопасного использования электроприборов | 2 | 19.11 |
12 | Инструменты. Кому что нужно для работы? | 2 | 26.11 |
| |||
ЗИМА | 22 | ||
13 | Время года зима. Зимние явления. | 2 | 3.12 |
14 | Зимующие птицы. | 2 | 10.12 |
15 | Свойства «снег и лед» | 2 | 17.12 |
16 | Наземный транспорт и Воздушный транспорт. | 2 | 24.12 |
17 | Животные севера. | 2 | 14.01 |
18 | Действие магнита на металл | 2 | 21.01 |
19 | Водный транспорт. Правила безопасного поведения на воде | 2 | 28.01 |
20 | Профессии человека. Кто что делает? Кто где работает? | 2 | 4.02 |
21 | В мире пластмассы | 2 | 11.02 |
22 | Техника на службе у человека | 2 | 18.02 |
23 | Почва. Песок, глина, камни | 2 | 25.02 |
| |||
ВЕСНА | 18 | ||
24 | Деревья наши помощники | 2 | 4.03 |
25 | Времена года. Весна. | 2 | 11.03 |
Домашние животные и их детеныши | 2 | 18.03 | |
26 | Дикие животные и их детеныши | 2 | 25.03 |
27 | Спортивные снаряды и принадлежности. Правила здорового образа жизни | 2 | 1.04 |
28 | Мех. Зачем зайчику другая шубка | 2 | 8.04 |
29 | Путешествие с капелькой | 2 | 15.04 |
30 | Обитатели моря. Рыбы. | 2 | 22.04 |
31 | Летающие семена | 2 | 29.04 |
32 |
| ||
33 | |||
34 | Всего | 64 |
V. Методическое обеспечение
Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Примерная структура занятия-экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Содержание исследовательской деятельности детей (дошкольный возраст)
Работа с детьми, направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.) Сравнивать сходные по внешнему виду предметы. Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений. Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1.О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования - экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый – тепл22.04ый и т.д.).
Применяемые методы работы
- Словесный метод (беседа, рассказ, объяснение, комментированное чтение, сказка, загадка, стихотворение);
- Наглядный метод (иллюстрация, демонстрация с использованием интерактивной доски, показ видеоматериалов);
- Практический метод (упражнения, практические задания, карточки, головоломки, выполнение творческих заданий, сочинение сказок и загадок, моделирование и проведение опытов);
- Игровой метод (дидактические и развивающие игры);
- Поисковый метод (решение проблемных ситуаций).
Программа предполагает сочетание данных методов при изучении того или иного материала. При выборе методов учитываются задачи обучения, содержание формирующих знаний на данном этапе, возвратные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств.
Дидактический материал
Печатные пособия:
Демонстрационный материал (картинки предметные, иллюстрации) в соответствии с основными темами программы, наборы из серии «Рассказы по картинкам».
Демонстрационные пособия:
Объекты (резиновые и пластмассовые игрушки, плоскостные изображения), предназначенные для знакомства с окружающим миром. Глобус и географическая карта. Часы (электронные, механические, песочные), для формирования представления о времени. Книги
Раздаточный материал
Наборы карточек в соответствии с темами программы.
Карточки с заданиями для создания проблемных ситуаций.
Игрушки и маски для инсценировки.
VI. Материально-техническая база
Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:
Организация мини-лабораторий
1. Учебный кабинет.
2. Стол, стулья.
3. Микроскоп
4. Стаканчики
VII. Список рекомендуемой литературы
1. «Большая книга экспериментов»/Под. Ред. Антонеллы Мейяни; Б79 Пер. с ит.
Э.И. Мотылевой. - М. : РОСМЭН, 2018. – 264 с.
2. «Энциклопедия дшкольника», Н.Н. Малофеева. М. ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008, - 200 с.
Приложение 1
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
С целью выявления у детей старшего дошкольного возраста сформированности деятельности экспериментирования и отношения к экспериментальной деятельности разработаны показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Уровни | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. | Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. | Формулирует в речи достигнут результат или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы. |
Средний | В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес | Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого) | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. | Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
Низкий | Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен. | Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы. | Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. | Забывает о цели,увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям,манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом). | Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует не вникая в его подлинное содержание. |
Показатели овладения детьми старшего дошкольного возраста познавательной деятельностью с использованием схематизации
Высокий уровень.
- Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.
- Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное рассуждение потому что…).
- Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы.
- Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если.., то…).
- Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта.
- Самостоятельно зарисовывает свои наблюдения.
- Средний уровень.
- Ребенок владеет терминологией в рамках изучаемых тем.
- При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
- Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы.
- При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
- С небольшой помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
- Может сделать простейший опыт по образцу или по схеме.
- Может зарисовать свои наблюдения.
Низкий уровень.
- Затрудняется в использовании терминологии в рамках изучаемых тем.
- При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
- Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы только с помощью взрослого.
- При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
- Только с помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
- Делает простейшие опыты по предложенной схеме при помощи взрослого.
- Может зарисовать свои наблюдения с помощью взрослого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/23/picture-1096227-1545536382.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-834800-1479908504.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/08/picture-846859-1478631559.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/16/picture-1058518-1537124933.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...
- Мне нравится (1)