Конспект экспериментально-исследовательской деятельности "Волшебная вода"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Развитие познавательного интереса реёнка в процессе экспериментирования, развитие логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Волшебная вода | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬГОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА № 1538
ДО ПЯТНИЦКОЕ ШОСЕ, 7/2
КОНСПЕКТ
ЭКСЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВОЛШЕБНАЯ ВОДА»
ВОСПИТАТЕЛЬ САВОСТЬЯНОВА Е.А.
Г. Москва
Цель. Развивать наблюдательность детей, их умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования с жидкостями, развивать логическое мышление. Стимулировать интеллектуальную активность и любознательность детей.
Расширять и углублять знания детей об окружающем мире. Познакомить детей со свойствами воды как жидкости, со значимостью и ценностью в жизни человека и всех живых организмов планеты.
Материал и оборудование. Белые бумажные салфетки или бумажные салфетки, ножницы, фломастеры, стакан, ёмкость (талик или ванночка), бумага, цветная бумага, пленка, вода.
Ход экспериментально-исследовательской деятельности.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Предлагаю вам сегодня поискать новое в знакомом, поэкспериментировать с водой. В нашей научной лаборатории четыре станции, на каждой вы откроете для себя что-то новое.
Предлагаю пройти к первой станции, где вас уже ждут.
Учёный-воспитатель. Здравствуйте, ребята, сейчас мы свами проведём опыт, который называется «Живая радуга».
Мы знаем, как пьют воду люди и звери, иногда наблюдаем как воробей или голубь пьют воду из лужи. Но как пьют растения? На примере нашего красивого опыта мы как раз получим ответ на этот вопрос.
Нам понадобиться: белая бумажная салфетка, ножницы, фломастеры, стакан, вода.
- Отрежьте от салфетки полоску шириной 3-4 см.
- Внизу полоски, отступив 4- 5 см от края, фломастером нанесём точки в последовательности цветов радуги.
- После этого погружаем отрезанную полоску в стакан с водой разноцветными отметками вниз, но, не касаясь ими самой воды.
Посмотрите, что происходит и почему? На что это похоже?
(Ответы детей)
Учёный-воспитатель. Радуга поднимается вверх по салфетке.
Бумага имеет волокнистое строение, которое напоминает строение стебля растений. Попадая в тонкие волокна (у растений они называются «капилляры). Вода принимает вогнутую форму и стремится подняться вверх. Чем тоньше полотно, тем выше поднимается вода.
Понравился вам мой опыт? Теперь я вам предлагаю перейти на станцию № 2.
Станция 2.
Учёный-воспитатель. Проходите, пожалуйста, располагайтесь поудобнее. Опыт, который мы с вами проведём называется «Цветы на воде»
Согласитесь, что увидеть, как распускается цветок, очень трудно: этот процесс может длиться от 20 до 40 минут. Но в нашем опыте мы сможем наблюдать за похожим процессом, происходящим в ускоренном темпе.
Для нашего волшебного опыта вам понадобятся: цветная бумага, ножницы, ёмкость с водой.
- Из цветной бумаги вырезаем небольшие цветы с пятью лепестками. Чем больше цветов вы вырежете, тем красивее будет наш бумажный сад.
- Складываем цветы лепестками внутрь.
- Наполняем ёмкость водой.
- Выкладываем бумажные бутоны на поверхность воды.
Посмотрите, что произошло с нашими цветами? Как вы думаете, почему?
(Ответы детей)
Да, наши цветы мгновенно начали распускаться и наш сад превратился в цветущий парк.
Сгибая бумагу, мы создаём излом и уменьшаем в этом месте её толщину. Бумага, например, в отличии от резинового шарика или пластиковой бутылки, не обладает такой упругостью, чтобы вернуть себе начальное состояние. Поэтому на суши бутоны остаются сложенными, а при прикосновении с водой начинают впитывать в себя жидкость, намокают и набухают от центра к лепесткам. Изломы выпрямляются и бутоны раскрываются.
Понравился вам этот эксперимент с цветами?
А теперь я вам предлагаю прейти на следующую станцию.
Станция 3.
Учёный-воспитатель. Проходите, устраивайтесь поудобнее.
Опыт, который мы свами проведём, называется «Мыльный ускоритель»
А дома вы его можете повторить в ванной во время купания, когда под рукой целое море и можно устроить морской бой.
Для этого нам понадобятся: ёмкость с водой, жидкое мыло, ножницы, плёнка для «торпеды».
Наша торпеда должна выглядеть так (показывает образец).
- Сначала нам необходимо нарисовать на плёнке «торпеду», как показано на рисунке. Но чтобы нам было легче рисовать, я приготовила трафареты, их можно обвести.
- Теперь вырежем «торпеду» из плёнки при помощи ножниц.
- Поместим «торпеду» к одному из бортиков.
- Капнем в центр «торпеды» немного жидкого мыла.
Что произошло с «торпедой»?
(Ответы детей)
«Торпеда» устремилась к противоположному бортику.
В данном опыте мы наблюдаем одно из свойств воду – поверхностное натяжение. Благодаря этому свойству поверхность жидкости ведёт себя как упругое покрытие, которое достаточно для удержания лёгких тел, как наша «торпеда». Капля моющего средства, добавленная в воду, уменьшает поверхностное натяжение и вырывается наружу через свободный канал. Именно возникающая разница поверхностного натяжения заставляет жидкость перетекать с места на место и двигать «торпеду»
Понравился вам опыт? Предлагаю вам пройти на 4 станцию?
Станция 4.
Учёный-воспитатель. На этой станции вас ждёт сюрприз. У меня на столе макет гейзера.
Гейзер – это горячий источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара под давлением.
В кратер гейзера мы насыпаем сначала соду, затем лимонную кислоту. А теперь вы отойдёте в сторону, а я налью воды и посмотрите, что же произойдёт.
Что вы увидели? Как вы думаете, почему?
(Ответы детей)
Этот опыт показал, как взаимодействует между собой сода и лимонная кислота, когда мы их соединили и залили водой, между ними произошла реакция, которую мы свами наблюдали. А подробнее вы об это узнаете в школе на уроках химии.
Воспитатель. Ребята, сегодня вы побывали в настоящей научно лаборатории, где сами проводили опыты с водой. Понравилось вам? Успехов вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Конспект экспериментально-исследовательской деятельности с детьми подготовительно к школе группы «Почему предметы движутся»
Развитие способности детей ощущать состояние движения и покоя, инерции, трения...
КОНСПЕКТ экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшей и подготовительной группы « В лаборатории молока».
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности "В лаборатории молока " состоит из серии опытов с молоком. В процессе этой творческой деятельности дети обогащают свои представления о свойства...
Конспект занятия по экспериментально исследовательской деятельности "Свойства воды"
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей средней группы (познавательное развитие)...
Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства воды-жидкая, прозрачная»
Познакомить детей со свойствами воды,обогащать и активизировать словарь, развивать связную речь детей....
Экспериментально-исследовательская деятельность "Свойства воды"
Экспериментально-исследовательская деятельность " Свойства воды"...
«Очищение воды» план-конспект экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе
quot;Очищение воды" план-конспект экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе...