Проект по познавательно-исследовательской деятельности
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Цель: формировать у детей представления о природном объекте – воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установление причинно-следственных связей.
Задачи:
Обучающие задачи:
- Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля.
- Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье.
- Формировать представления о свойствах и состояниях воды, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.
Развивающие задачи:
- Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально – эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность.
- Развивать умение работать в группе.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию.
- Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом.
Вид проекта: исследовательский, творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: воспитатели, дети 6-7 лет, родители
Срок реализации: месяц (октябрь 2021г.)
Актуальность проекта
Ребенку-дошкольнику по природе интересно познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Предполагаемый результат:
• Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
• Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
• Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
• Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
• Формирование у детей умения ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
• Повысить компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Методы проекта:
-Наблюдения за разным состоянием воды;
-Беседы о воде;
- Исследования, эксперименты с водой;
- Чтение художественной литературы;
- Рассматривание иллюстраций;
- Рисование;
- Отгадывание загадок;
- Физкультминутки;
- Дидактические и подвижные игры, пальчиковые игры;
- Продуктивная деятельность - рисование, оригами;
- Информационные листы для родителей.
Этапы реализации проекта
I этап Подготовительный этап | II этап Основной этап | III этап Заключительный этап |
1. Подбор дидактического и учебного материала для проведения исследовательской работы с детьми. 2. Подбор подвижных и речевых игр. 3. Разработка плана реализации проекта. | 1. Образовательная деятельность с детьми по перспективному плану проекта. 2. Взаимодействие с родителями по реализации плана проекта. | 1. Выставки продуктивной деятельности детей и родителей: - рисование «Зачем нужно беречь воду?». 2.Сочинение сказки «Путешествие звонкой капельки». 3. Интеллектуальная игра "Что, где, когда?" Тема: «Знатоки воды». |
Перспективно-тематическое планирование проекта
№ п/п | ООД | Образовательная деятельность в режимных моментах | Работа с родителями |
1 неделя | 1.ООД «Вода. Свойства воды» Опытно-экспериментальная деятельность: «Вода жидкая, не имеет формы, вкуса, запаха и цвета». -совершенствовать представления детей о воде; способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; развивать речь, любознательность, наблюдательность. | 1. П/и «Море волнуется» - развить фантазию, умение выражать в движении задуманный образ. 2. «Чтение детям сказки «Два ручья». - учить детей воспринимать образное содержание произведения, его нравственный смысл; продолжать знакомство с жанровыми, композиционными, языковыми особенностями сказки; 3. Художественное творчество: лепка "Обитатели моря". 4. Дидактическая игра "Хорошо-плохо". | Консультация для родителей «Закаливание водой» |
2 неделя | ООД «А без воды «…и не туды и не сюды» (значение воды в жизни человека). - расширять представления детей о значении воды в жизни человека; обобщить знания об источниках питьевой воды, о некоторых видах природных водоемов. | 1. Опытно-экспериментальная деятельность «Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы.» - Доказать, что соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде (пресная вода – вода без соли). 2. Познакомить детей пословицами, поговорками, закличками о воде. -развивать интерес детей к фольклору; обогащать словарный запас. 3. Презентация "Водоемы нашей планеты". 4.Д\и. «Подскажи словечко» -учить внимательно слушать, развивать внимание, память, связную речь. 5. Пальчиковая игра “Ветер на море” -развивать мелкую моторику рук. 6. Оригами «Рыбки» изготовление с детьми уголка «Морское дно». - Расширять представления об морских обитателях. Продолжать формировать умение конструировать поделки из бумаги способом оригами. Продолжать учить конструировать по инструкции педагога. | Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» |
3 неделя | ООД «Путешествие капельки» Закрепить знания детей о том, что вода испаряется. Выяснить, почему лужа уменьшается и исчезает. | 1.Чтение А.Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы». 2. Чтение А.И.Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей. Лужа» 3. Сюжетно-ролевая игра «В прачечной». 4. Дидактическая игра «Волшебница вода». 5. Дидактическая игра «Придумай слово». - учить детей придумывать однокоренные слова (с корнем –вода, -вод-). Развивать логическое мышление, умственные способности. 6. Пальчиковая игра «Дождик» - развивать мелкую моторику рук. 7. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» - продолжать знакомство детей с произведениями детских писателей о природе. | Выставка детского творчества, рисунки детей совместно с родителями «Берегите воду» |
4 неделя | Интеллектуальная игра "Что, где, когда?" Тема: «Знатоки воды» 1.Совершенствовать и закреплять знания, умения и навыки, полученные ранее; 2.Учить соблюдать правила и умение слушать ответы и дополнять их; 3.Совершенствовать монологическую, диалогическую речь. | 1.Беседа «Круговорот воды в природе. Путешествие капельки». 2. Развивающий фильм для детей «Круговорот воды в природе» 3.Рисование с детьми круговорот воды в природе» -продолжить знакомство детей с круговоротом воды в природе. Формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность. | Оформление книги сказок придуманных детьми совместно с родителями «Путешествие капельки». - Способствовать развитию творчества детей. Побуждать детей к совместному творчеству. |
Результат проекта:
1. У детей сформировались начальные представления о воде как источнике жизни живых организмов.
2. Дети приобрели экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
3. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту.
4. Знают свойства воды и умеют о них рассказать.
5. Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Список используемой литературы:
1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М.: Новая школа, 2019г.
2. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. саду. - М. 2021 г.- Волгоград, Учитель, 2020 г.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет. –Волгоград, Учитель, 2018 г.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа– М.: Карапуз-Дидактика, 2017. – М.: Владос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов в познавательно-исследовательской деятельности для формирования ключевых компетентностей у дошкольеников
Педагогические коллективы, работвющие в инновационном режиме, всегада находятся в творческом поиске. Так и педагоги нашего ДОУ переходят на новые формы работы, одной из которых является использование ...
Проект по познавательно-исследовательской,экспериментальной деятельности с дошкольниками
Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.Детское экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности.- наблюдение- развитие речи- продуктивно-творческая д...
ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный мир бумаги»
Тип проекта:творчески-экспериментальный, познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Вид проекта: групповой.Формы работы: образовательная дея...
Чек – лист подготовки и организации образовательной деятельности с использованием метода проектов по познавательно-исследовательской деятельности (пошаговое действие)
Последовательность действий педагога при подготовке и организации образовательной деятельности с использованием метода проектов по познавательно-исследовательской деятельности....
Проект по познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Средняя группа с 4-5 лет.
laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что тынеобходима для жизни, ты – сама жизнь…Ты сам...
Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"
Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования....
проект по познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности старшей группы детского сада "Хочу все знать"
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....