Исследовательский проект «Учимся сами, учим детей, как обращаться с ПЛАНЕТОЙ своей.»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Изучение проблемы появления и утилизации мусора, как источника загрязнения окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_my_s_prirodoy_druzhim_musor_nam_ne_nuzhen.docx | 31.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 390» г. Перми
Исследовательский проект
«Учимся сами, учим детей, как обращаться с ПЛАНЕТОЙ своей.»
Руководитель проекта: Бушуева Е.О.
Участники проекта:Лодейщикова Алиса
Сроки реализации проекта: 17.02.2020 – 28.02.2020 г.
г. Пермь, 2022г.
Цель проекта:изучение проблемы появления и утилизации мусора, как источника загрязнения окружающей среды.
Задачи:
Образовательные:
Расширить знания детей об источниках возникновения отходов, их классификации и способах утилизации. Создать условия для получения детьми знаний и умений о возможном вторичном использовании бытовых отходов. Продолжать формировать умение детей обобщать, делать выводы.
Развивающие: Развивать интерес к познавательной экспериментально-исследовательской деятельности. Продолжать развивать трудовые навыки и умения. Развивать умения работать с различным бросовым материалом, знакомить с их свойствами.
Воспитательные:Продолжать воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Укреплять позитивные детско-родительские отношения в рамках совместной деятельности.
Актуальность проекта:
- Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы экологическое воспитание и образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о среде с очевидными пределами ресурсов и возможностей.
- В ходе работы у детей сформируются представления о необходимости утилизации, переработки вторичного использования продуктов человеческой цивилизации. Существенную роль в этом направлении играет познавательно-исследовательская деятельность ребёнка, направленная на природоохранную активность, выработку навыков экологической грамотности
- Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.
- Проект является одним из способов привлечения внимания человеческого общества к проблеме большого скопления мусора на планете посредством осуществления различных мероприятий и акций.
Проблема: Ежедневно во время прогулки дети принимали участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: Откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т. д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить «мусорную проблему», я разработала и провела проект «Учимся сами, учим детей, как обращаться с ПЛАНЕТОЙ своей.».
Тип проекта: исследовательский, кратковременный (2 недели).
Гипотеза:Мы предположили, что бытовые отходы нарушают экологию нашей планеты, наносят вред здоровью населения и если каждый человек с детства научится заботиться об окружающей среде, то экологическая обстановка улучшится. Предположили, что их можно вторично использовать.
Объект исследования – бытовые отходы жизнедеятельности человека.
Материал.
1. Компьютер, видеофильм, мультфильм.
2. Картинки, фото, книги с изображением бытовых и других отходов.
3.Пластиковые контейнеры (зеленый, синий, желтый, черный), материал- пример мусора (бумажный, пластиковый, стеклянный, пищевой)
4. Материал для изготовления подделок (пластиковая бутылочка из-под йогурта, пластилин, пластиковая тарелка и др.)
Методы и приемы исследования:наблюдение,беседы, поиск информации в интернете и энциклопедии, чтение познавательной литературы, просмотр видеофильма и мультфильма, фото, иллюстраций, изготовление поделок, опыты, анализ и обобщение результатов.практическая работа;
Практическая значимость исследований: использование полученных знаний в различных видах деятельности: настольно-дидактической игре «Сортировка мусора», дидактические игры «Что я видел?», «Расскажи о предмете», «Хорошо-плохо», «Определи свойства», использование материала по ознакомлению с природой.
В ходе исследования я выяснила, что мусор наносит вред окружающей среде. Я поняла, что для того, чтобы нам не приходилось жить в грязи, нужно вовремя за собой прибирать. Мусор не нужно выбрасывать в одну кучу, лучше его сортировать и сдавать в специальные пункты по переработке (переработка тонны макулатуры сохраняет 17 деревьев, а в атмосферу при этом не поступает 27 килограммов загрязняющих веществ.
№ п/п | Мероприятия | Дата | Исполнители |
1 | Сбор и изучение литературы, об экологической обстановке и способах переработки мусора. | 17.02.2022 | Воспитатель, ребёнок. |
2 | Беседа «Жизнь без мусора - залог здоровья планеты!».Просмотр мультфильма «Крокодил гена и Чебурашка. Очистка реки от мусора» | 18.02.2022 | воспитатель, ребёнок. |
3 | Просмотр презентации «История появления мусора на Земле». | 19.02.2022 | Воспитатель, ребёнок |
4 | Ознакомление со свойствами бумаги. Опытно-экспериментальная деятельность «Изготовление новой бумаги». | 20.02.2022 | воспитатель, ребёнок |
5 | Просмотр передачи Галилео. «Переработка мусора» | 21.02.2022 | воспитатель, ребёнок |
6 | Изучению свойств и качеств материалов: стекло, пластмасса. | 24.02.2022 | воспитатель, ребёнок |
7 | Сбор и сдача (пластиковых бутылок, макулатуры, использованных батареек) в пункты приёма вторсырья. | 25.02.2022 | родители, ребёнок воспитатель |
8 | Познавательная передача «Галилео – Про мусор» (просмотр). Дид. Игра «Сортировка мусора». | 26.02.2022 | ребёнок, воспитатель |
9 | Изготовление буклета «Если мусор разделять, может онполезным стать» Игры «Что я видел?», «Расскажи о предмете», «Хорошо-плохо» и другие. | 27.02.2022 | родители, ребёнок воспитатель, |
10 | Творческая мастерская «Новая жизнь ненужных вещей», «Красота для людей из ненужных вещей» | 28.02.2022 | родители, ребёнок воспитатель, |
Приложение 1.
1.Тематические игры и наблюдения.
Наблюдение. В течение нескольких дней обращайте внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Из квартиры домов, выбрасывают ли что-нибудь дети? Что делают с мусором их родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?
Во время прогулки по экологической тропе, или экскурсии проверьте, есть ли там мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратите внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки и как неприятно посещать те места, где люди не убрали за собой.
2. Ознакомление со свойствами бумаги.
Цель: опытным путем установить свойства и качество бумаги. Познакомить детей с видами бумаги.
Рассматривание разных видов бумаги и ее назначение (картон, калька, гофрированная, писчая, оберточная, газетная, для рисования);
Исследование свойств и качеств бумаги (тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная (калька); мнется, рвется, намокает, сгибается, горит);
Д/и «Вхождение в образ» (Я бумага – описание ребенком вида бумаги и ее назначения).
Опыт. «Изготовление новой бумаги».
Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой. Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает.
На второй день взбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски, немного обойного клея и процедить получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками.
Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое.
Через два-три дня бумага высохнет. Прогладить ее утюгом и будем на ней рисовать.
3. «Ознакомление со свойствами пластмассы»
Цель: Познакомить детей с пластмассой. Учить детей делать выводы.
Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы);
Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы (вывод- пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы);
Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится;
Д/и «Расскажи о предмете» (описание пластмассового предмета).
4. «Ознакомление со свойствами стекла»
Цель: познакомить детей со свойствами стекла:
прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое, водонепроницаемое.
Опытно-практическим путем изучить свойства стекла:
Познакомить с историей создания стекла.
Рассмотреть изделия из стекла;
Найти стеклянные предметы в группе;
Экспериментальным путем изучить свойства стекла.
Тактильные обследования (холодное, гладкое, шероховатое, тонкое, толстое, ребристое).
Экспериментальная деятельность (водонепроницаемое, стекло издает звук, хрупкое.)
Рассуждение детей на тему: «Что можно сделать из бросовых изделий из стекла»
5. Беседа.
Тема: «Жизнь без мусора - залог здоровья планеты!».
Цель: Формировать навыки экологического воспитания детей.
Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почву; выбрасывать мусор в непредназначенных местах). Подвести итог эксперимента и наблюдений за пищевыми отходами.
Установление правила: сортировать групповой мусор (две мусорных корзинки: в одну собирать лом от игрушек, в другую - бумажные обрезки, которые необходимо утилизировать в компостные ямы).
6. Игры.
1.«Что я видел?»
Цель: упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов; развивать память, внимание, наблюдательность.
Ход. Воспитатель предлагает поиграть в игру и задает вопрос: «Что ты видел из металла (ткани, пластмассы, стекла) по дороге в детский сад?» Выигрывает тот, кто называет больше предметов.
2.«Расскажи о предмете»
Цель: закрепить представление о материалах, их которых сделаны предметы.
Оборудование: кубик с изображением на гранях. Цель: упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов; развивать память, внимание, наблюдательность
Ход. Воспитатель предлагает поиграть в игру и задает вопрос: «Что ты видел из металла (ткани, пластмассы, стекла) по дороге в детский сад?» Выигрывает тот, кто называет больше предметов.
3.«Что лишнее?»
Цель: научить вычленять общие признаки предметов; закрепить знания о видах материалов; развивать внимательность.
Оборудование: карточки с изображение четырех предметов, три из которых изготавливаются из одного материала, а один из другого.
Ход. Педагог раздает несколько карточек. Дети по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняет почему.
Усложнение. После того как ребенок определил лишний предмет, задать вопрос: «Что будет, если вазу сделать из ткани?» и т.п.
4.«Отгадай материал»
Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов и их названия.
Ход. В гости приходит Незнайка, который забыл название материалов, а знает только их свойство. Он просит помочь. Например, этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Как он называется?
5.«Хорошо-плохо»
Цель: активизировать способность определять свойство и качество материалов, устанавливать причинно- следственные связи между признаками материала и его назначения.
Ход. Воспитатель называет материал, дети определяют его положительные и отрицательные признаки
6. «Найди друзей»
Цель: закрепить умения подбирать предметы из заданного материала.
Ход. Воспитатель называет предмет, а дети рисуют предметы, сделанные из такого же материала.
7. «Наоборот»
Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов, расширить словарь ребенка.
Ход. Дети встают в круг. Воспитатель называет материал и одно свойство или качество. Ребенок в ответ называет другой материал и его противоположное свойство (пластмасса непрозрачная, стекло- прозрачное).
8.«Что из чего»
Цель: закрепить знание о материалах, из которых сделаны предметы.
Оборудование. Мяч.
Ход. Дети становятся в круг, педагог стоит в кругу, бросает мяч ребенку и говорит: - «стакан» ребенок ловит мяч и отвечает - стекло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-исследовательский проект "Кисонька-Мурысонька" - для детей младшего возраста
Проект для детей второй младшей группыавторы: Котко Л.Н. - старший воспитатель ДОУ, Вивчарь Л.А. - воспитатель ДОУ...
Исследовательский проект « Свойства воды » для детей старшего дошкольного возраста.
Проектная деятельность – деятельность, под которой понимается промысливание и практическое воплощение того, что возможно, и того, что должно быть в предельно сжатые сроки.Цель проекта:Закрепить ...
Методическая разработка творческо-исследовательского проекта «Формирование предпосылок толерантности детей старшего дошкольного возраста от 5 лет до 6 лет через книгоиздательство»
Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общ...
Групповой, познавательно - исследовательский проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Волшебные деревья»
Во время прогулки дети увидели на берёзе зелёные и жёлтые листья, и стали высказывать свои рассуждения. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания детей о деревьях очень скудные. Таким о...
ИНФОРМАЦИОННО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
информационно- исследовательский проект для детей дошкоольного возраста...
Фросина Владислава. Анализ исследовательского проекта семейного клуба «Учимся вместе» МБДОУ №29 «Ёлочка». ХМАО-Югра, г. Нижневартовск
Важнейшим признаком единого образовательного пространства и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошколь...
проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы "Третья планета от солнца"
проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы "Третья планета от солнца"...