проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы "Третья планета от солнца"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы "Третья планета от солнца"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы "Третья планета от солнца" | 35.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»)
ул. Зверева, дом 19/1, г. Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ, Российская Федерация, 629730
тел/факс 8 (3499) 53-57-58, E-mail: dsmedvezhonok@nadym.yanao.ru
ОГРН 1168901051637, ИНН/КПП 8903034870/890301001
Проект по экологическому воспитанию
детей подготовительной группы
«Третья планета от солнца»
Воспитатель:
Бакум Е.А.
2019 год
Вид проекта: групповой, познавательно – информационный.
Сроки реализации проекта: с 1 октября 2019г. по 31 апреля 2020г.
Защита проекта: май 2020г.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Образовательные области: коммуникативная, продуктивная и познавательная деятельности.
Целевая группа: дети 6-7 лет.
Масштаб проекта: долгосрочный.
Актуальность проекта
«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами... И охранять природу - значит охранять Родину» М.М. Пришвин.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества с окружающей средой стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Цель проекта: обобщение и систематизация экологических знаний, вовлечение детей в творческую деятельность.
Задачи:
- продолжать формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
- развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
- воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
- продолжить вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
- закреплять навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
- совершенствовать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
Этапы проекта
Подготовительный этап:
- подбор информационного материала, детской и научно-познавательной литературы, иллюстраций, аудио-, видеозаписи, фотографий;
- создание картотеки игр;
- составление перспективно - тематического плана;
- обеспечение условий для проведения проекта;
- осуществление контроля над реализацией проекта.
Основной этап:
- чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки),рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
- рассматривание картин о природе, а также из жизни животных, художников Левитана, Саврасова, Поленова, Шишкина;
- рассказы воспитателя о живой и неживой природе, о заповедниках, памятниках природы;
- беседы на экологические темы;
- наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы;
- целевые прогулки на природе;
- сбор природного материала (камней, шишек, листьев и т.д.);
- опыты и эксперименты;
- экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций;
- экологические тропы;
- игры (подвижные, дидактические, настольные, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные);
- различные виды изобразительной деятельности на экологическую тему;
- работа с календарем природы, дневниками наблюдения;
- изготовление макетов;
- создание фотоальбома «Сбережём планету Земля».
Заключительный этап:
- презентация проекта;
- итоговое развлечение «День Земли»
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня знаний по экологии у детей;
- появление интереса к явлениям и объектам природы;
- дети учатся наблюдать, экспериментировать и делать выводы;
- пополнение развивающей среды в группе;
- повышение экологической культуры родителей и педагогов.
Работа с родителями
- беседы и консультации с родителями по экологическому воспитанию
«Что такое экологическая культура?». (Введение в понятие экологии, роль экологической культуры в развитии дошкольника.)
«Не причиняя вреда природе». (Обговорить правила поведения в природе.)
«Жители леса». (О многообразии животных в наших лесах).
«Наблюдаем за явлениями природы». (Как помочь детям усвоить смену времен года, суток; о сезонных особенностях; о необычных природных явлениях) - рекомендации для родителей (посещение экологического музея, выставок, зоопарка, городского парка)
- ширма для родителей по экологическому воспитанию
«Азбука поведения в природе» - информационный лист «Давайте беречь воду!»
- выставка семейных плакатов
«Береги природу!» - привлечение родителей к оформлению экологического уголка
- совместное изготовление (родители и дети) поделок из природного материала
- родительское собрание « Экологическое воспитание в семье» 10.10.2019г.
Перспективное планирование по проекту «Спасем планету»
Месяц | Тема, цель | Формы работы с детьми |
Сентябрь | Что подарило нам лето? Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках. Закрепить представления о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Дать детям представление о том, что планета Земля – это огромный шар. Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы. | Беседа о лете, «Что такое природа? Живая и неживая природа», «Планета Земля в опасности», «Туристы и природа». Экологические игры «Что где зреет?», «Живая и неживая природа» Серия опытов с водой «Приключение Капельки» Путешествие по экологической тропе детского сада. Составление рассказов на тему: «Дары природы». Д/и «Природа и человек», «Что было бы, если бы из леса исчезли…». Рассматривание иллюстраций с изображением земного шара. Рассматривание глобуса. Обозначение на глобусе суши, воды, материков. Рассматривание картины «Осень наступила». |
Октябрь | «Осень золотая» Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение. Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособления семян к распространению. Учить понятию «культурные растения». Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу. | Экологическое занятие «Как приходит осень», «Что растёт на грядке?» Рисование с использованием нетрадиционных техник «Осень золотая» Д/и «Зелёная аптека», «Узнай целебную траву». Беседа с осенней берёзкой, чтение стихов, пение песен о берёзке. Экологическая игра «Приключение берёзового листочка» Составление букетов из осенних листьев. С/Р игра «Овощной магазин». НОД на тему: «Хлеб всему голова». Д/и «Как хлеб на стол пришёл?» Лепка. «Хлебобулочные изделия для магазина». Рассматривание картины И.И.Левитана «Золотая осень» |
Ноябрь | «Дикие и домашние животные. Птицы» Закрепление и расширение представлений о птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Закрепить знания внешних факторов в жизни животных. Уточнить питание животных и птиц зимой, способы передвижения, условия жизни в разных регионах, странах. Формировать умение обследовать объект, умение доказывать принадлежность объекта к живому. Воспитывать любовь ко всему живому. | Экологическое занятие «Звери и птицы готовятся к зиме» Экологическая игра «Где живёт такое животное?» Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц» Словесная игра «Что за животное?». Д/и «Узнай животное по загадке» С/Р игра «Путешествие в лес», «Зоопарк» Акция «Поможем зимующим птицам» (создание кормушек) Игра – викторина «Знаешь ли ты зимующих птиц?» |
Декабрь | «Природа зимой» Расширять представления о профессиях, познакомить с профессиями людей, занимающихся охраной окружающей среды - экологи, зоологи, лесники, формировать представление о том, как дети могут помочь взрослым охранять природу. Знакомить с традициями встречи Нового года, с главным символом праздника – елью, воспитывать бережное отношение к ней. Продолжить знакомить с сезонными изменениями в природе, закрепить знание зимних месяцев, знакомить с народными приметами, развивать умение замечать красоту природы, восхищаться ею, бережно относиться к объектам природы. | Беседа «Чем помочь природе зимой?» Экспериментирование «Лёд в природе и жизни человека». Занятие на тему: «Подарки снежной королевы» Чтение пословиц и поговорок о зиме. Вырезание снежинок из бумаги. Украшение группы снежинками. Составление сказки и мини-книжки о зиме. Рассматривание картины К.Коровина «Зима» Д/И «Это правда или нет», «Природа и человек» |
Январь | «Эта волшебница – вода» С помощью наблюдений продолжать развивать у детей умение самостоятельно устанавливать связи: между температурой воздуха и видом осадков. Продолжать знакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды. Выявить взаимоотношение воды, снега и льда. Дать знания об исследованиях воды человеком. Сформировать понимание, что от качества воды зависит жизнь и здоровье всего живого, необходимости в экономии воды. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. | Экологическое занятие-прогулка «Путешествие по зимнему лесу». Д/и «Зимнее путешествие капельки», Экологическая игра «Иней, лёд, морозные узоры на стекле». Расскажи о животных, которые не спят зимой. Нарисуй след животного. Экспериментирование: Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры. «Что такое позёмка?» «Кто оставил следы на снегу?» Словесная игра «Приключение снежинки в зимнем лесу». Рисование на тему: «Где гуляла зима». |
Февраль | «Природа родного края» В наблюдениях обобщать знания детей о зимних явлениях в природе. Продолжать развивать поисковую деятельность детей: по флюгеру, по направлению дыма, по движению веток определить силу ветра и его направление; сравнивать зимние явления: вьюга, поземка. Формировать представления о приспособлении человека к зиме (внешний вид, поведение, труд, отдых); о правилах поведения в экстремальных ситуациях зимой. Способствовать формированию бережного отношения к природе родного края. | «Зима» - занятие-развлечение. Рассматривание картины «Февральская лазурь» А. Куинджи. Просмотр презентации «Природа России» НОД «Лес – это живой организм. Этажи леса» Экологические игры: «Пищевые цепочки», «Лисы и зайцы», «Хищник – добыча» Чтение художественной литературы: П.Молчанов «Спасительница»; С.Маршак «Февраль»; В.Бианки «Дотерпят ли?», «Стая птиц под снегом»; Беседа «Как появился календарь?» Экологическая игра: «Угадай время года по описанию». Чтение пословиц и поговорок о природе. |
Март | «Пришла весна. Природа весной» Поощрять детей в наблюдениях, учить самостоятельно выявлять признаки весны в неживой природе, изменения в живой природе; отметить увеличение почек на некоторых деревья, появление сережек у орешника и ольхи, изменения в поведении птиц, отметить прилет грачей. Обобщить представления детей о типичных экологических системах: лес, луг, водоем, пустыня. Воспитывать интерес к народному календарю. | НОД «Как поссорились март и февраль» Подберём краски для рисования весны. Беседы. «Почему они так называются?» «Три победы весны» Чтение художественной литературы. В.Бианки «Синичкин календарь», «Март», «Три весны»; Ф.Тютчев «Зима недаром злится…»; Н.Сладков «Воробьишкина весна», «Весенние радости», А.Плещеев «Уж тает снег…» Е.Благинина «Весна» Составление портрета Марта-месяца. Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели» |
Апрель | «Земля – живая планета» Дать представление о планете Земля, о солнечной системе. Закреплять представления о том, чтобы сохранить планету, надо с детства любить природу, изучать ее, бережно с ней обращаться. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать желание жить в гармонии с природой. Продолжать учить детей замечать сезонные изменения в природе. | Д/и «Назови первые цветы». (подснежники, крапива, мать-и-мачеха. Обведи цветы, которые появляются первыми (рисунки прилагаются). Занятие, посвящённое Дню Земли – 22 апреля. Экскурсия по участку «Послушаем разговор весенних деревьев». Д/и «В гостях у радуги» Обучающие видеофильмы «Планета Земля и все вокруг нее» Д/и «Шестиногие малыши» (бабочка, пчела, муравей, божья коровка), какой рисунок лишний, зачеркни его. Нарисуй насекомое, которое тебе нравится. |
Май | «Экологический город» Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы. В наблюдениях поощрять детей к самостоятельному выявлению новых признаков весны: увеличение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, первые грозы. Предложить детям доказать, почему май называют месяцем пробуждения жизни: появление первой весенней травы, цветов тюльпанов и нарциссов, цветение дикорастущих трав и деревьев, распускание листьев, появление насекомых, прилет ласточек и кукушек, выведение и выкармливание птенцов. | НОД «Строим экологический город» Экологическая игра с Лесовичком «Для чего нужен дождь в моём лесу?» Занятие на тему: «Для чего человеку нужна глина?» Экспериментирование «Сравним песок и глину». Что можно сделать из глины? «Откуда берётся песок?» Опыты с песком. Рассматривание картины Федора Васильева «Мокрый луг» Чтение художественной литературы. Ю.Дмитриев «Какие птицы бывают?»; С.Михайлков «Прогулка»; Ф.Тютчев «Весенняя гроза»; В.Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь», «Птичьи разговоры»; Г.Снегирев «Про птиц», М.Горький «Воробьишка»; В.Астафьев «Стрижонок Скрип». Оформление фотоальбома « Сбережём планету Земля!» |
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.
В ходе реализации проекта «Сбережём природу» были достигнуты следующие результаты:
- сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- появился интерес к явлениям и объектам природы;
- научились экспериментировать, анализировать и делать выводы;
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.
Используемая литература:
- Николаева С.Н. «Юный эколог», 2005
- Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», 1996
- Бурштейн Л.М. Вода - это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
- Горькова Л.Г, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
- Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными.
- Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н. Николаевой - М, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы Тема: «Овощи – полезные продукты»Тип проек...
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы Тема: «Овощи – полезные продукты»Тип проек...
Проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природа – мой чистый дом»
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечив...
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы.
Цель: Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию и составлять обобщение по теме. Формировать интерес к книге как источнику знаний....
ПРОЕКТ по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы «За все на Земле мы в ответе»
проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы "За всё на Земле мы в ответе"...
Проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы "Земля - наш общий дом"
Долгосрочный проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе...
Проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы "Чистый мир"
Проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы...