Методическая разработка творческо-исследовательского проекта «Формирование предпосылок толерантности детей старшего дошкольного возраста от 5 лет до 6 лет через книгоиздательство»
методическая разработка (старшая группа) по теме
Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и с представителями других культур. Воспитание уважения к себе и другим в дошкольном детстве способствует толерантному отношению к людям разных национальностей и культур.
Преобразования, происходящие не только в педагогической науке, но и педагогической практике, обусловлены стремлением к изучению новых возможностей дошкольного детства, к поиску инновационных форм, методов и приемов в организации дошкольного образования.Проблема развития и формирования толерантной культуры является одной из самых актуальных в России. Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.
Актуальность развития и формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи её формирования в условиях семьи и дошкольного учреждения. Предпосылки толерантности формируются у дошкольников в процессе всей жизнедеятельности, непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. Одним из важных факторов формирования предпосылок толерантности дошкольников является продуктивное взаимодействие педагогов, родителей и детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 14 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей
Красносельского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
творческо-исследовательского проекта
«Формирование предпосылок толерантности детей
старшего дошкольного возраста от 5 лет до 6 лет
через книгоиздательство»
Разработала:
Куц Наталья Николаевна
воспитатель высшей квалификационной категории
Санкт–Петербург
2014
«Человек, обладающий сознанием, разумом, гуманизмом - единственная надежда спасения жизни на Земле. Настало время мыслить категориями макросоциума. Каждый должен воспитать в себе Гражданина Мира независимо от того, в каком полушарии и стране он живет, какого цвета его кожа и какого он вероисповедания... Гармония человека с самим собой, гармония взаимоотношений с Природой, гармония взаимоотношения людей Планеты - вот путь решения глобальных проблем...»
Д.С.Лихачев
Введение
Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и с представителями других культур. Воспитание уважения к себе и другим в дошкольном детстве способствует толерантному отношению к людям разных национальностей и культур.
Преобразования, происходящие не только в педагогической науке, но и педагогической практике, обусловлены стремлением к изучению новых возможностей дошкольного детства, к поиску инновационных форм, методов и приемов в организации дошкольного образования.
Использование проектного метода позволяет создать в ОУ условия для планомерной и эффективной образовательной работы. Проектный метод позволяет объединить детей, родителей, воспитателей в совместной результативной деятельности.
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга этнокультур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального поведения.
Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у дошкольников опыта строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
В современном мире за последние годы проблема толерантного сознания приобрела документальную основу, разработанную на уровне международных деклараций и конвенций. В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, определенно:
«Толерантность – означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». В документах конференций ЮНЕСКО 1997 года толерантность трактуется уже как терпимость к чужим мнениям, верованиям, расовым различиям, поведению, проблемам, образу жизни и национальности.
В условиях гуманизации и демократизации на сегодняшний день важными принципами и ценностями, необходимыми для общего выживания и развития выдвигаются:
– этика и стратегия ненасилия,
– идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, проблемам,
– необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.
Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
Процесс образования построен, как социокультурная субъект-субъектная среда, обусловливает формирование у детей толерантности друг к другу.
Социокультурная толерантность - это уважение к достоинству и ценностям другого человека, терпение и принятие культуры, истории и ценностей других народов. Социокультурная толерантность представлена как единство познавательного, эмоционально-нравственного и поведенческого компонентов.
Познавательный компонент представляет собой информационную базу, то есть все то, что составляет содержание истории и культуры страны, мира (макросоциума); народа, края, региона, города; района (мезосоциума); детского сада, семьи (микросоциума).
Эмоционально-нравственный компонент - это эмоционально-чувственная сторона личности, связанная с ее потребностями, ценностями, идеалами, мотивами, установками, желаниями, стремлениями к самопознанию, саморазвитию и самореализации.
Поведенческий компонент - это психологическая готовность личности к реализации своих функций участника социокультурного процесса, выражающаяся в конкретных действиях, поступках, поведении.
Актуальность выбранной темы
Санкт-Петербург с первых дней своего существования является многонациональным сообществом. Национальные диаспоры Санкт-Петербурга внесли большой вклад в его развитие. Этнокультуры глубоко интегрированы во все сферы жизни города и являются неотъемлемым компонентом современного гражданского общества не только города, но и России в целом. Политика Правительства Санкт-Петербурга нацелена на распространение среди петербуржцев толерантности, интереса и уважения к культурным ценностям и традициям.
Проблема развития и формирования толерантной культуры является одной из самых актуальных в России. Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.
Актуальность развития и формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи её формирования в условиях семьи и дошкольного учреждения.
В нашем детском саду развиваются, воспитываются дети разных национальностей. Мы создаем оптимальные комфортные условия, приближенные к условиям семьи, в которых каждый ребенок удовлетворяет свои индивидуальные образовательные потребности, в том числе в развитии многовариативных межличностных отношений.
Предпосылки толерантности формируются у дошкольников в процессе всей жизнедеятельности, непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. Одним из важных факторов формирования предпосылок толерантности дошкольников является продуктивное взаимодействие педагогов, родителей и детей.
Проект позволил организовать практическую творческо – исследовательскую работу формирования предпосылок толерантности детей дошкольного возраста:
- посредством книгоиздательства на основе реального материала с использованием объективных данных семей воспитанников группы;
- разработать систему образовательной деятельности с родителями наших воспитанников в данном направлении.
В результате реализации данного проекта в группе создана среда, способствующая формированию предпосылок толерантного отношения к окружающей ситуации, представителям разных культур, национальностей.
Основными направлениями проекта являются:
- Формирование у детей толерантного отношения к окружающему миру через книгоиздательство;
- Формирование компетенций у педагогов и родителей в области социокультурного воспитания.
Руководитель данного проекта воспитатель - Куц Наталья Николаевна.
Цель проекта: Формирование предпосылок толерантности детей старшего дошкольного возраста от 5 лет до 6 лет через книгоиздательство.
Задачи:
- Формирование у всех участников образовательного процесса адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур.
- Создание предметно – пространственной среды для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.
- Организация партнерских отношений между ОУ и семьями воспитанников по формированию предпосылок толерантности дошкольников.
- Обобщение и распространение педагогического опыта работы в ОУ.
- Пополнение материальной базы группы.
Тип проекта: творческо-исследовательский, по характеру контактов – в партнерстве с семьей, по числу участников – коллективный.
Общее руководство проектом: творческий союз детей, родителей, воспитателей.
Партнеры: дошкольники и их родители, педагогические работники.
Этапы работы:
- Организационный:
- изучение методической литературы, интернет - ресурсов по теме проекта;
- составление плана реализации проекта;
- изготовление костюмов, мини – музеев, выставка книг
- Практический:
- Непосредственно образовательная деятельность по формированию предпосылок толерантности у детей старшего возраста.
- Проведение неделей толерантности по странам: Россия, Украина, Белоруссия, Дагестан, Казахстан, Молдавия.
Изучение материала по плану:
- Определение принадлежности ребенка к этнокультуре.
- Определение принадлежности ребенка к этнокультуре одной из стран, рассказ об этой стране.
- Изготовление национальных костюмов.
- Организация мини- музеев: предметов народного промысла, игрушек.
- Обогащение развития детей через национальные традиции страны, семьи.
- Ознакомление участников проекта с достопримечательностями стран.
- Развитие игровой деятельности дошкольников через использование национальных народных игр.
3) Cовместная деятельность при создании мини – музеев (предметов национальной утвари и предметов народного промысла); выставки: костюмов, игрушек, книг, детских творческих работ, фотографии детей.
4) Оснащение развивающей предметно-пространственной среды в группе, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности.
5) Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, спортивные, народные подвижные, технология моделирования);
6) Работа с родителями (информирование о проекте, привлечение к работе над ним, консультации «Как рассказать ребенку о национальности своей семьи», фотографии детей с мамами, другими членами семьи).
- Итоговый:
- итоговая обобщающая непосредственно образовательная деятельность «Дружба детей разных народов»;
- создание фото-книги « Дружат дети на планете»
Реализация проекта в образовательных областях:
- «Игры разных народов» (познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие)
- Чтение сказок народов мира, произведений русских и зарубежных писателей (худодожественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие)
- Спортивный праздник (социально-коммуникативное, физическое развитие)
- Выставка детских рисунков «Мои друзья» (худодожественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие)
- Фотовыставка: «Я и моя семья…», «Традиции нашей семьи», «Моя семья родом из …» (худодожественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие)
Основные формы работы с родителями воспитанников ОУ по теме: «Формирование предпосылок толерантности детей старшего дошкольного возраста от 5 лет до 6 лет»:
Сотрудничество ОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения дошкольников, обеспечивая качественное дошкольное образование и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
- Консультация
«Как рассказать ребенку о национальности нашей семьи»:
- (Имя ребенка), твоя Родина – город Санкт – Петербург. Санкт – Петербург находится в стране Россия или Российская Федерация.
- А я родилась в городе …, в стране …, поэтому моя Родина – это….
- Я (национальность), потому что город … - это город (страна)
- Ты, мой ребенок, ты тоже как и я (национальность).
«Как рассказать ребенку о национальности родственников»:
- Твой дедушка (бабушка, дядя, тетя) родится в (городе), (страна), значит он (она) – (национальность).
- Возможно, по линии наших родственников ты тоже можешь быть этой национальности.
- Составление генеалогического дерева своей семьи
- Выпуск тематических групповых газет.
- Проведение тренингов.
- Презентация семейных игротек.
- Целевые экскурсии детей и родителей по городу.
- Посещение музеев:
Государственный музей истории религии
Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук)
"Гранд Макет Россия", национальный шоу-музей
Российский этнографический музей
Результаты проектной деятельности
В результате реализации проекта:
1. Создана фото-книга «Дружат дети на планете»
2. Пополнен методический кабинет современной методической литературой по формированию предпосылок толерантности детей дошкольного возраста; созданы: картотеки подвижных игр, сценарии спортивных праздников, досугов с родителями.
3. В группе созданы условия для развития толерантных отношений у детей, творческих способностей воспитанников, их коммуникативных качеств.
4. Разработаны специальные мероприятия: по оказанию консультативной и практической помощи родителям по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста, по повышению правовой и педагогической культуры родителей (памятки-рекомендации по воспитанию толерантности), по укреплению отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.
4. Формируются такие качества личности ребенка как дружелюбие, отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу, терпимость.
5. Развивается познавательный интерес к культурам других народов.
Оценка результатов
- Уровень формирования толерантного поведения у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах.
2. Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:
- положительное отношение к реализации данного проекта;
- участие родителей в мероприятиях;
- успешное усвоение детьми правил и норм толерантного поведения в группе;
- положительный психологический климат в группе.
Практическая значимость
Считаю, что реализация данного проекта повысит знания у родителей по толерантному воспитанию своих детей, а дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости, терпимости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат группы и повлиять на повышение качества образовательного процесса.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дружат дети на планете, Ты со мной, а я с тобой. Кружит наши песни ветер Над планетой голубой ! Если громко засмеемся, Вот веселый будет смех! Если за руки возьмемся, Хватит радости для всех! Дружат дети на планете, Звонкой, юной, как весна. И одно нам солнце светит, И земля у нас одна!
РОССИЯ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЖИВУ В СТРАНЕ РОССИЯ… И МАМА С ПАПОЙ ВМЕСТЕ СО МНОЙ ЖИВУТ… С МАМОЙ МЫ ЕЗДИЛИ В МУЗЕЙ… В ЭРМИТАЖ… А ДОМА С МАМОЙ БЛИНЫ ПЕЧЕМ. ВАНЯ ПЕТРОВ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
БЕЛАРУСЬ
АЛЕША КИРЬЯНОВ МОЯ БАБУШКА ИЗ БЕЛАРУСИ. НО ОНА ТАМ СЕЙЧАС НЕ ЖИВЕТ. ОНА ЖИВЕТ С НАМИ. ЛЕТОМ МЫ ЕЗДИМ ТУДА, В БАБУШКИН ДОМ. ТАМ МЫ САЖАЕМ ОВОЩИ И КАРТОШКУ… А МОЯ МАМА УМЕЕТ ВКУСНУЮ ЕДУ ГОТОВИТЬ ИЗ КАРТОШКИ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОКСАНА ВОРОБЬЕВА МАМА СКАЗАЛА, ЧТО В БЕЛАРУСИИ У НАС ДАВНО ЖИЛИ РОДНЫЕ. А СЕЙЧАС ОНИ ЖИВУТ ЗДЕСЬ… В РОССИИ. Я ЗНАЮ, В БЕЛАРУСИИ ЛЮБЯТ КАРТОШКУ… БУЛЬБА. МАМА МОЯ ЖАРИТ ВКУСНЫЕ ПИРОЖКИ ИЗ КАРТОШКИ, ДРАНИКИ НАЗЫВАЮТСЯ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
УКРАИНА
АЛЁНА ОМЕЛЬЯНЧУК МОЯ МАМА, ПАПА, СЕСТРА НАСТЯ ЖИВЕМ В РОССИИ. В ЛАДЫЖИНЕ ЖИВЕТ БАБУШКА. И МЫ ЛЕТОМ ЕЗДИЛИ К НЕЙ В ГОСТИ. У БАБУШКИ БОЛЬШОЙ ДОМ. У НЕЁ ЕСТЬ КУРОЧКИ И КОЗА. БАБУШКА ПЕЧЕТ ВКУСНЫЙ ХЛЕБ. И ЛЕПИМ ВАРЕНИКИ… В ТЕСТО МЫ ЗАВОРАЧИВАЛИ ВИШЕНКИ... МАМА ВАРИТ КРАСНЫЙ БОРЩ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МАКСИМ ШЕРЕДИН МОЯ БАБУШКА ЖИВЕТ В МОЛДАВИИ. МАМА ГОВОРИТ, ЧТО У БАБУШКИ МНОГО ВИНОГРАДА РАСТЕТ. Я ЛЮБЛЮ ЗЕЛЕНЫЕ ЯГОДКИ.
ДАГЕСТАН
УМАР РАМАЗАНОВ В РОССИИ… МОЯ БАБУШКА ЖИВЕТ ДАЛЕКО, В ДАГЕСТАНЕ. МЫ ЕДЕМ НА ПОЕЗДЕ… МАХАЧКАЛА. МЫ С САИДОМ ТАМ НА ВОДОПАДЕ БЫЛИ. У БАБУШКИ ЕСТЬ КОРОВА. Я ЕЕ ДОИЛ… МАМА ПЕЧЕТ ЧУДУ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КАЗАХСТАН
ДАНИЯР Тажбагамбетов Я ВМЕСТЕ С МАМОЙ, С ПАПОЙ, С СЕСТРОЙ И С САЯНОЙ ЖИВУ В РОССИИ. А МОЯ БАБУШКА ЖИВЕТ В КАЗАХСТАНЕ. ЛЕТОМ Я ЕЗДИЛ К БАБУШКЕ. ТАМ ОЧЕНЬ ТЕПЛО. ТАМ БЫЛИ КОНИ. Я ДАЖЕ СИДЕЛ НА ОДНОМ. У САЯНЫ ЕСТЬ ИГРУШКИ, МАЛЕНЬКИЕ ВЕРБЛЮДИКИ. МЫ В НИХ ИГРАЕМ.
ДАША ЛАВРИНОВА С МАМОЙ, ПАПОЙ И БРАТОМ МЫ ПРИЕХАЛИ ИЗ КАЗАХСТАНА. МЫ С СОБОЙ ПРИВЕЗЛИ КОСТЮМ. ОН КРАСИВЫЙ, УКРАШЕН ЗОЛОТОЙ ЛЕНТОЧКОЙ. А НА ШАПОЧКЕ ЕСТЬ КРАСНАЯ КИСТОЧКА. ОН МНЕ НРАВИТСЯ. Я В ЭТОМ КОСТЮМЕ ВЫСТУПАЛА НА ПРАЗДНИКАХ В ДЕТСКОМ САДУ В КАЗАХСТАНЕ. У МЕНЯ ТОЖЕ ТАМ БЫЛИ ВЕРБЛЮДИКИ… МАМА ДЕЛАЕТ МАНТЫ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка"Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала "
«Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорн...
Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.
АннотацияВ данной методической разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...
Методическая разработка: "Формирование экологического воспитания у старшего дошкольного возраста через проектную деятельность"
методическая разработка по экологическому воспитанию...
Методическая разработка по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через организацию экспериментальной деятельности
Содержанием разработки является тематический план , разработанный в логике интегративного подхода, решения образовательных задач через организацию разных видов деятельности, с учетом времени год...
Методическая разработка «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через занятия аппликацией из нетрадиционных материалов».
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности является аппликация — эффективное средство познания действительности....
Методическая разработка "Развитие активной речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет через приобщение к русскому народному фольклору"
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказыв...
Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы"
Методическая разработка представляет собой поэтапную систему работы по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников через обучение игре в шахматы.Основное назначение методической разраб...