Проект по экологическому воспитанию в старшей группе "Земля - наш добрый дом"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Хохлова Наталья Валерьевна

Данная разработка представляет собой методический материал для проведения мероприятий по экологическому воспитанию. Проект включает в себя мероприятия, которые в условиях ДОУ позволяют выстроить работу по ознакомлению дошкольников с природой родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii_st_gr.docx31.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33»

Проект по экологическому воспитанию

в старшей группе на тему

«Зеленый мир – наш добрый дом»

Разработали: Хохлова Наталья Валерьевна,

                                                                              Гараева Людмила Сергеевна

     воспитатели МКДОУ «Д/С №33»

2021 год

Оглавление

Анотация……………………………………………………………………………3

Введение ………………………………………………………………………….. 4

Основная часть……………………………………………………………………. 5

Заключение …………………………………………………………………………8

Список литературы ………………………………………………………………...9

Приложения ……………………………………………………………………….10

        

Аннотация

Данная разработка представляет собой методический материал для проведения мероприятий по экологическому воспитанию. Проект включает в себя мероприятия, которые в условиях ДОУ позволяют выстроить работу по ознакомлению дошкольников с природой родного края.

Проект предназначен для педагогов ДОУ, для организации работы по экологическому воспитанию.

        

Введение

Актуальность:

Когда вы проходите по улицам своего родного города, вы обращаете внимание на то, что нас с вами окружает ежедневно? Мусор!!! А часто ли вы задумывались, что такое мусор? Ведь он становится частью окружающей среды и нашей с вами жизни. Причины его образования многообразны, но источник всегда один - человек. Знаете ли вы, сколько скапливается мусора в больших городах и маленьких деревнях? Целый город за день выкидывает не одну тысячу тонн отходов. Часто у нас считается нормой, вынося мусор из дома, "промахнуться" мимо мусорного бака, после пикников и дачных застолий оставлять пустые бутылки, пакеты, банки - все, что превращает место, где мы живем или отдыхаем, в огромную помойку. Но только говорить о данной проблеме мало, от этого не становится вокруг чище... Нужно с детства учить детей бережному отношению к природе!!!       Рассказывать детям об экологии стоит не только, потому что наша планета находится в действительно бедственном положении (70 млн тонн мусора ежегодно в одной только нашей стране заставляют задуматься о ситуации во всем мире), но и потому что воспитать у ребенка ответственность в широком смысле этого слова, невозможно без заботы об окружающей среде. Мы можем подарить ребенку котенка или щенка, научить ухаживать за домашним животным, заботиться о ближнем, но Земля огромна и то, в каком мире будут жить наши дети, зависит от нас. Ещё одной из актуальных проблем во всем мире, является утилизация и переработка мусора. Если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды.
Может, не стоит ждать какого-то доброго волшебника, который придет и наведет чистоту в нашем подъезде, дворе и городе, а попробовать хоть что-нибудь самим сделать для этого?

Цель проекта:

- Формировать у детей богатство внутреннего мира и систему целостных отношений к природе, ее животному и растительному миру.
- Создать систему работы по приобщению дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором.

Задачи проекта:

  1. Научить детей видеть красоту родного края.
  2. Сформировать экологические знания.
  3. Помочь ребенку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека.
  4. Привлечь внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды мусором
  5. Развивать связную речь через пересказ текстов, разучивание стихотворений о природе Южного Урала.
  6. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.

Основная часть

Описание продукта, полученного в результате проекта:

Показ экологической сказки о вреде мусора для детей других групп детского сада.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта: Энциклопедии, интернет-ресурсы,  книги об экологии.

Состав участников: Дети старшей группы, их родители, воспитатели.

Тип проекта: Долгосрочный, информационно-исследовательский, групповой.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

Этапы

Содержание деятельности

Сроки

Начальный

Уточнение имеющейся информации, выбор участников

1 день

Планирование

Анализ проблемы, накопление и определение источника информации, распределение ролей в команде

1 день

Выполнение

Работа над проектом, оформление, выполнение, оценка результатов

6 месяцев

Защита проекта

Защита проекта, участие в коллективной оценке результатов

1 день


Название раздела программы

Содержание

Задачи

Познавательное развитие

- Беседы об экологии;

- Беседы о вреде мусора для природы «Чем опасен мусор», «Можно ли мусорить дома и на улице?», «Куда выбросить фантик»;

- Рассматривание картин, иллюстраций «Природа Южного Урала»

- Экскурсии в сквер, парк культуры и отдыха;

- Экскурсии по городу;

- Просмотр презентаций «Красная книга Урала», «Заповедники Южного Урала», «Животные и растения Южного Урала» «Мусор: как появился и куда делся?» «Рассортируем мусор», «Как ветер разносит мусор»;

- Экскурсия в библиотеку на занятие о флоре и фауне родного края;

- Экскурсия в ЦРР «Радуга»;

- Занятия на тему: «Вред мусора для природы», «Животные и растения нуждаются в защите»; «Берегите природу!»

- Беседы о сортировке мусора

- Рассматривание серии сюжетных картинок «Береги природу», «Уборка мусора».

- Посадка лука в «Огороде на окне»;

- Опытно-экспериментальная деятельность с водой, воздухом, снегом и пр.;

- Экологическая операция «Птичья столовая».

Формировать у детей основы экологического воспитания. Познакомить детей со способами сортировки мусора.

Расширить представления детей о животных и растениях родного края и необходимости защиты вымирающих видов.

Развивать память, внимание, мышление, речь любознательность, наблюдательность.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Речевое развитие

- Сочинение рассказов «Что будет, если исчезнет…» «Что случится, если появится…», «Как поступить», «Что такое хорошо – что такое плохо»

- Пересказ найденной информации о вреде мусора для окружающей среды;

- Решение проблемной ситуации: «Что произойдет, если мы не будем убирать мусор»?

-Составление о путешествиях различных сказочных героев по системе ТРИЗ;

- Разучивание стихов о природе;

- Речевые - дидактические игры «Дары природы», «Я знаю…», «Собери мусор правильно», «Сортируем мусор», «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Собери картинку»

Упражнять детей в согласовании слов в предложении. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Формировать умение вести диалог, умение составлять план рассказа и придерживаться его. Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты. Совершенствовать умение сочинять короткие рассказы на заданную тему.

Социально-коммуникативное развитие

- Чтение книг об экологии, Экологических сказок о мусоре: «Сказка про хламище-окаянище», «Зайчик и Медвежонок», «Маша и Медведь», «Нет места мусору» ООД «Сортируем мусор – спасаем планету»-  - Просмотр видеороликов о жизни животных;

- Знакомство со стихами, загадками на экологическую тему;

- Просмотр презентаций на экологическую тему;

- Разгадывание кроссвордов, ребусов;

-Сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Ветклиника», «Жизнь лесных жителей».

Приобщать детей к природолюбию, дополнить знания детей природе Южного Урала. Пополнить багаж детей рассказами, стихотворениями о растениях и животных.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Дать детям представление о необходимости бережного отношения к природе, о ее взаимосвязи с человеком. Побуждать детей к высказыванию, умению делать выводы, логически мыслить.

Художественно-эстетическое развитие

- Рисование «Природа вокруг нас», «Животные нашего леса», «Как мы ходили в парк»

- Лепка «Мое любимое животное», «Домашние животные»

- Аппликация «Животные», «Рыбы»

-  Конструирование «Ферма», «Зоопарк»,

- Оригами «Журавлики»,

- Иллюстрирование произведений Е. Чарушина

Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры, умение размещать изображение на листе в соответствии с их реальным расположением, формировать умение строить композицию рисунка.

Формировать умение свободно использовать разные приемы лепки, усвоенные ранее, умение передавать характерные движения людей, создавать выразительные образы.

Совершенствовать умение создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению, развивать чувство композиции. Поощрять применение разных приемов вырезания, обрывания бумаги, наклеивание изображения при создании образов.

Формировать умение создавать постройки по образцу и по воображению, развивать чувство композиции. Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности, радоваться результатам коллективного труда.

Работа с родителями

- Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье», «Земля – наш общий дом», «Природа в жизни вашей семьи».

-Участие в выставке «Дары природы»;

- Участие в конкурсе рисунков «Наш дом – Земля!».

- Изготовление съедобных кормушек совместно с детьми,

- Сочинение и иллюстрирование сказок на экологическую тему.

- Изготовление листовок на тему «Сбережем природу» и расклеивание их в черте города.

- Изготовление стенгазеты о вреде мусора.

- Создание видеопрезентации для детей «Нет мусору!!!»,

- Изготовление костюмов для сказки.

- Создание выставки «Природного родного края», «Земля-наш зеленый дом».

- Выставка работ из бросового материала «Вторая жизнь мусора».

- Цикл наблюдений: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката, за изменениями в природе.  

- Создание экологического альбома рисунков «Земля-наш зеленый дом».

- Создание Красной книги Южного Урала.

- Выращивание комнатных растений, наблюдение за ростом растений.

Расширить знания родителей по экологическому воспитанию детей,

повысить интерес к совместной деятельности по защите охране  природы, гармонизировать детско-педагогические отношения, повысить уровень экологической культуры личности.

Форма проведения презентации проекта:

На семинаре с показом видео экологической сказки «» для педагогов и детей детского сада, показ видеопрезентации на данную тему.

Заключение

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. За время проведения проекта с детьми были расклеены листовки в черте города с призывами о защите природы, оформлена книга «Правила поведения в природе»,  стенгазета «Мы за чистую планету», где прописали  правила экологического поведения, которые нужно соблюдать для охраны и защиты природы.

  Работа организовывалась так, чтобы каждый ребенок участвовал в ней с желанием, поддерживая естественный интерес ребенка к природе, развивая фантазию, творчество, речевую активность, эмоциональное отношение к природе родного края. К участию в проекте были привлечены члены семьи детей. Многие родители заинтересовались столь актуальной темой,  по собственной инициативе подбирали материал, участвовали в наклеивании листовок, оформлении фойе детского сада. Работа в рамках проекта способствовала формированию и поддержанию семейных традиций, сотрудничеству детей и родителей. В целом повысился уровень экологической воспитанности детей. У детей сформировался познавательный интерес, наблюдательность, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Появилась любовь к родному краю.

 Проведение проекта позволило детям применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой и устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой и неживой природы и жить в гармонии с окружающим миром.


Список литературы

 1. Путешествие в мир природы. Игры Натальи Рыжовой в экологическом образовании дошкольников.//"Дошкольное образование" март 2008 №6 (222) с.4

2.  День цветов. Досуг для детей старшего дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание №3, 2008.с.111

3.  Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников / Под ред. Л. М.Маневцовой.

4.  Что плавает? Что тонет? Сборник занимательных игр развивающего характера. Методическое пособие для воспитателя детского сада. (подготовительная группа).

5.  Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» с.86

6.  Как солнце весне помогало. / Ребенок в детском саду. №2, 2008. с.37

7.  Первоцвет. Экологический проект. / Ребенок в детском саду. №2, 2008. с.54

8.  На пасху солнце всходит пританцовывая. / Ребенок в детском саду. №2, 2008. с.70

9.  Лес – наше богатство. Долгосрочный проект. / Ребенок в детском саду. №5, 2007. с.29

10.  Учимся сопереживать животным. Занятие. / Ребенок в детском саду. №5, 2007. с.46

11.  Попова Т. И.Мир вокруг нас (художественное слово, фономузыкальный материал, программа бесед об окружающем мире).

12.  Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры.

13.  Основы безопасности дошкольников. Пособие для воспитателй детских садов. / Под ред. В. А.Ананьева

14.  Молодова Л. П. Экологические занятия с детьми.

15.  Ционская Как воспитывать у детей интерес к природе.

16.  Рыжова Н. А. Воздух-неведимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников.

17.  Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему "Круглый год"

В проекте мною указана работа по экологическому воспитанию в течении всего года за сезонными изменениями, даны темы занятий, наблюдений, работа с родителями....

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Птицы нашего края»

Проект  по экологическому воспитанию в старшей группе на тему «Птицы нашего края»Содержание проектаАктуальность реализации проекта:В современных условиях проблема экологического воспитания дошкол...

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста « Чистый мир »

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их э...

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Будь природе другом!»

Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания....

Познавательный, творческий проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Поможем птицам перезимовать!»

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм ...

Конспект проекта по экологическому воспитанию в старших группах ДОУ «Экологическая полянка»

Актуальность проекта:Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды.Умение &laqu...