Познавательный, творческий проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Поможем птицам перезимовать!»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Сухова Ольга Юрьевна

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pomogite_ptitsam_zimovat.docx35.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников 

п. Судоверфь « Солнышко»

  Познавательный, творческий проект по экологическому воспитанию

 детей старшего дошкольного возраста:  «Поможем птицам перезимовать!»

                                                                                                                             Воспитатели:

                                                                    Сухова Ольга Юрьевна

                                                                                     Косарева Евгения Александровна

Рыбинский район  2017 год

Познавательный, творческий проект

«Поможем птицам перезимовать!»

Актуальность

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.

На сегодняшний день экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней стали залогом выживания человека на нашей планете.

Работа по экологическому образованию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами.

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Выбор темы «Поможем птицам перезимовать!» обусловлен пониманием педагога и родителей значимости цели поставленной в этом проекте. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Взрослые должны создать условия для общения с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Цель:  развитие экологического воспитания дошкольников и формирование правильного отношения к представителям животного мира (птицам) через организацию совместной познавательной и продуктивной творческой  деятельности.

Задачи:

  • Закреплять и расширять ранее полученные знания о зимующих птицах, о внешнем виде птиц в зимний период;  их повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц
  •  Научить детей правильно подкармливать птиц.
  • Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь в инсценировках и играх.
  • Формировать навыки художественного исполнения различных образов в художественном творчестве;
  • Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях

Вид проекта:  познавательный, творческий, коллективный.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы.

Формы реализации проекта:

  • Образовательная деятельность;
  • дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций, открыток;
  • изготовление кормушек;
  • работа с родителями.

Предполагаемый результат:

  • Расширятся знания детей о зимующих птицах, о внешнем виде, повадках.
  • Пополнится словарный запас;
  • Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.
  • Заботливое отношение к живой природе.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап:

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями:

Воспитатели: Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, с\р игр с детьми.

Дети: Ежедневная подкормка птиц; заучивание, беседы, рассматривание, игры.

Сотрудничество с родителями: Изготовление кормушек разного вида – информация для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы. Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в МДОУ.

Участие во всероссийском конкурсе: «Покормите птиц зимой».

Необходимое оборудование:

Литература – Загадки о птицах, книги русских писателей, сказки.

Музыка – Аудиозапись голосов птиц.

Иллюстрации - зимующие птицы нашего края, птицы зимой у кормушки, кормушки.

Продукты проекта:

Книжка – малышка «Зимующие птицы нашего края»

Кормушки, изготовленные родителями.

Изготовление шапочек птиц к подвижным играм.

Экологическая газета - Акция добрых дел « Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать»

Форма работы с детьми: Игра. Наблюдения. Беседа, разговор. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Чтение. Коллекционирование и др.

2. Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы, просмотр м\ф, телепередач, занятия, беседы, наблюдения, подкормка птиц, рисование, аппликация, подвижные и дидактические игры.

Сроки проведения проекта (4 неделя января)

День недели

 

Мероприятия

Понедельник

23. 01. 17

1. Рассматривание плаката «Зимующие птицы»

2. Беседа «Как зимуют птицы»

3. Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой»

4.  Д.И. «Кто лишний?» (зимующие и перелетные птицы)

5. Подвижные игры: «Снегири и синички», «Кто быстрее найдёт себе гнёздышко».

6. Консультация для родителей в родительском уголке « Как помочь птицам в зимний период», «Зимующие птицы нашего края»

Вторник

24. 01. 17

1. Беседа «Что нужнее птице, тепло или пища?»

2. Слушание музыкальных произведений о птицах (пьесы «Воробей»).

3. Дидактические игры «Угадай по описанию» (внешний вид с опорой на картинку), «Угадай по пению птицы»

4. Рисование « Зимующие птицы нашего края»

5. Подвижные игры «Птички-невелички», «Снегири и синички».

Вт. 17.02.15

1.

2. Наблюдение за вороной.

3.

4.Составление рассказа «На нашей кормушке»

Среда

25. 01. 17

1. Презентация « Зимующие птицы нашего края», обсуждение увиденного детьми и педагогом.

2. Спортивное развлечение « Мы друзья птиц»

3. Дидактическая игра «Кто улетел?» (развитие внимания)3. Беседа «Знакомство со снегирем»

4. Подвижная игра «Вороны»

5. Рассматривание картины «Снегири прилетели». Чтение стихотворения «Сел на ветку снегирек»

6. «Загадки про птиц»

Чететверг

26. 01. 17

1. Экологическая акция « Поможем птицам перезимовать» - совместно с родителями размещение кормушек на территории детского сада и посёлка Судоверфь. Наблюдение за голубями галками.

2. Аппликация «Птицы на кормушке»

3. Чтение «Воробьишко»

4. Беседа «Чем можно кормить птиц?

5. Конструирование из строительных материалов «Птичья столовая»

6. Подвижные игры: «Вороны», «Птички в гнездышке сидят»

Пятница

27. 01. 17

1. Закрепление знаний о зимующих птицах.

2. Совместное рисование экологической газеты - Акция добрых дел « Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать»

3. Проблемная ситуация «Из чего можно сделать кормушку?»

4. Беседа «Для чего кормушке крыша?»

5. Дидактическая игра «Угадайте, что за птица?»

6. Наблюдение за воробьями, снегирями, синицами, свиристелями на территории дошкольного учреждения.

Мероприятия по работе с родителями:

- изготовление кормушек, скворечников

- организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, пластилина.

- фотовыставка.

- проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению кормушек, скворечников, поделок – из природных даров.

3. Заключительный этап:

- подведение итогов конкурса среди семей по изготовлению кормушек;

- оформление фото выставки;

- участие во всероссийском конкурсе «Покормите птиц зимой!»;

Ожидаемый результат:

Воспитатели

- удовлетворение проведенной работой и результатами проекта.

- собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Дети:

- знают и называют большое количество зимующих птиц;

- отличают и сравнивают птиц:

- у детей появилась ответственность и забота о пернатых друзьях;

- в свободной деятельности широко применяют стихи, пение песен, используют для этой деятельности наряды и атрибуты.

У родителей:

- появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с природой, участвовать в жизни группы.

Приложение

Игры к проекту «Покормите птиц зимой»

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.

Цель: научить составлять описательный рассказ; продолжать знакомство с птицами.

Дидактическая игра «Счет птиц»

Цель: закрепление согласования числительных с существительными

Один дятел, два дятла, три дятла, четыре дятла, пять дятлов; одна сорока, две сороки, три сороки, четыре сороки, пять сорок.

Дидактическая игра «Улетели птицы»

Упражнение в словоизменении: употребление родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет филина, сороки

Нет (кого?) – нет филинов, сорок

Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»:

Лебединое (озеро), лебединая (шея), лебединый (клин).

Дидактическая игра «Чей хвост?»

Цель: образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом-й-( -ий, -ья, -ье, -ьи). Упражнение в словообразовании. Закрепление представлений о диких и домашних животных.

Ход игры.

Воспитатель: Ребенок. Нужно найти по заданию хвост животного, поставить стрелки в нужной позиции.

Воспитатель показывает на картинке хвост животного и спрашивает: «Чей хвост? » Ребенок отвечает: «Это лисий хвост». Потом ребенок на картинке находит хвост лисы, устанавливает стрелочки в нужном положении.

Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию»

Взрослый описывает признаки птицы, а ребенок называет ее.

Дидактическая игра «Улетает – не улетает»

Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает – улетает она на зиму или нет.

Дидактическая игре «Четвертый лишний»

По картинкам; по представлению.

Лебедь, дикая утка, журавль, голубь. (Голубь – не перелетная птица)

Дидактическая игра «Один–много»

Образование множественного числа существительных: сорока – сороки, сова – совы, дятел - …

Дидактическая игра «Назови ласково»

Упражнение в словообразовании: синица – синичка, соловей - …

Дидактическая игра «Счет птиц»

Закрепление согласования числительных с существительными: Один дятел, два дятла, три дятла, четыре дятла, пять дятлов; одна сорока, две сороки, три сороки, четыре сороки, пять сорок.

Первый соловей, второй соловей, … пятый соловей.

Первая сова, вторая сова, …, пятая сова.

Дидактическая игра «Подбери признак»

Ворона (какая?) -…, сова (какая?) -…, дятел (какой?)-…

Дидактическая игра «Улетели птицы»

Упражнение в словоизменении: употребление родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет филина, сороки.

Нет (кого?) – нет филинов, сорок.

Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»

Лебединое (озеро), лебединая (шея), лебединый (клин).

Составление сравнительных рассказов о птицах (лебедь и утка, снегирь и синица). Составление описательных загадок о птицах.

Подвижная игра «Вороны»

Цель игры: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука [р], учить говорить то громко, то тихо.

Xод игры:

Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

«Кар-кар-кар!» (громко)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

«Кар-кар-кар!» (громко)

(Дети бегают по комнате, размахивая руками как крыльями)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

«Кар-кар-кар!» (тихо)

(Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)

Дидактическая игра «Назови птичку, которой не стало»

Цель: развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц.

Сюжетно ролевая игра «Птичий двор»

Цель: закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, развивать правильное звукопроизношение.

Игровые правила: все громко хором произносят звуки, подражая птицам.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, утки, куры. Дети хором произносят звуки. «Вот хорошо, вы все вспомнили, как по-разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь?» Если дети затрудняются, педагог сам произносит: «Грру-грру-грру-грру!» «А сейчас послушайте стихотворение. Когда я буду называть разных птиц, вы кричите, как они.

Наши уточки с утра ...

Наши гуси у пруда ...

А индюк среди двора ...

Наши гуленьки вверху ...

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споёт ...!

В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы: «уточки», «гуси» и др.

Подвижная игра «Снегири»

Работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением.

Вот на ветках, посмотри,

(по 4 хлопка руками по бокам)

В красных майках снегири

(4 наклона головы на строку)

Распушили перышки,

(на первое слово – частое потряхивание руками)

Греются на солнышке.

(на второе – хлопок по бокам)

Головой вертят,

(по 2 поворота головы на каждую строку)

Улететь хотят.

- Кыш, кыш! Улетели!

(дети разбегаются, взмахивая руками, как крыльями)

За метелью! За метелью!

Подвижная игра «Собака и воробьи»

Цель. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.

Скок поскок

Скок поскок.

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей

Чив, Чив, чив,

Киньте крошек воробью

Я вам песенку спою,

Чик-чирик!

(имитировать движения воробья: прыжки на двух ногах, взмахи руками.)

Вдруг собачка прибежала,

Воробушек распугала.

Загадки

Чик-чирик!

За зернышком прыг!

Клюй, не робей! Кто это?…

(Воробей)

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орел — а все же птица!

(Воробей)

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют,

Гусениц мороженых яблоки клюют.

(Снегири)

От простуд он не страдает,

Не страшится злобных вьюг

И к зиме не улетает

На далекий знойный юг.

Пусть покроют снега груды

И пригорок, и пустырь —

Раз красавец прилетел к нам,

Житель севера... (снегирь).

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки…

Да это ...

(Снегири)

Непоседа птица эта,

Одного с березой цвета:

Верещунья, белобока,

А зовут ее…

(Сорока)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(Сорока)

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

(Клест)

На когтях на ствол сосновый

Влез монтер красноголовый.

Он трудился на весу,

Но не вспыхнул свет в лесу.

(Дятел)

Черный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост как упор.

{Дятел)

Синяя косынка,

Темненькая спинка,

Маленькая птичка,

Звать ее... {синичка)

В лесу на ветке она сидит,

Одно «ку-ку» она твердит,

Года она нам всем считает,

Птенцов своих она теряет.

«Ку-ку» то там, то тут,

Как птицу эту зовут? –

(Кукушка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный, творческий проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Поможем птицам перезимовать!» Январь 2017 год

Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. Взрослые должны создать условия для общения с миром природы и для посильной помощи нашим ...

Познавательно – творческий проект «Школа» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: Воспитание положительного отношения к школе и формирование мотивационной готовности у детей подготовительной группы детского сада....

Сценарий экологического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Поможем земле».

Цель: формирование у детей ответственного отношения к окружающей природе.Задачи:Обучающие:Продолжаем знакомить детей с проблемой загрязнения нашей планеты, о вреде мусора для нее.Научить детей решать ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Поможем Лесовику».

Расширять представления детей о взаимосвязи природы и человека; способствовать формированию бережного отношения к окружающей природе....

Презентация к познавательно-творческому проекту по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста и формированию у них экологической культуры "Эколята-защитники природы".

Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное эк...

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Поможем зимующими птицам родного края»

Технологическая карта занятия в старшей группе по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Поможем зимующими птицам родного края»...