Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему "Круглый год"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
В проекте мною указана работа по экологическому воспитанию в течении всего года за сезонными изменениями, даны темы занятий, наблюдений, работа с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kruglyy_god.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Красномайский детский сад №5»
АВТОР:
ВОСПИТАТЕЛЬ 2 кв. кат.
ГОРШКОВА МАРИНА ЮРЬЕВНА
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Сила искусства в воспитании детей огромна, в частности художественной литературы, которая открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.
Велика роль литературного искусства при ознакомлении дошкольников с природой. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые. Они вводят ребёнка в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Как маленький ребёнок может постигнуть высоту благодарного поступка и низость коварства, злобы и предательства, испытать силу любви и силу ненависти? Конечно, из произведений искусства.
Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах. Огромное воспитательное, познавательное, эстетическое значение оказывает художественная литература народного творчества, российских писателей и поэтов на детей, т.к. она расширяет знания о природе, родном крае, о своём народе, воздействует на личность ребёнка, развивает умение тонко чувствовать форму, ритм родного языка.
ТИП ПРОЕКТА: познавательно – творческий
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: воспитание любви к родной природе на основе произведений российских писателей.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1.Познакомить детей с сезонными изменениями природы через искусство (художественную литературу).
2.Фрмировать умение активно использовать свои знания и умения в различных видах деятельности.
3.Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе.
4.Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
1.Подготовительный:
-определение уровня развития интереса к художественной литературе;
-составление перспективного тематического плана;
-разработка цикла занятий;
-наблюдения, беседы, экскурсии с детьми;
-разучивание движений для хороводов, игр, песен, танцев;
-изготовление атрибутов, костюмов к праздникам (совместно с родителями).
2.Основной:
-реализация мероприятий перспективного тематического планирования (тематические занятия, тематические дни, встречи – беседы, организация экскурсий, досугов, участие в районных меоприятиях и т.д.).
3.Итоговый:
-выставки детских работ;
-досуги;
-презентация проекта.
СУБЪЕКТЫ ПРОЕКТА:
-воспитатели;
-музыкальный руководитель;
-дети 5-7 лет;
-родители.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
1.У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Ребята узнают особенности природы родного края.
2.Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3.Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времён года. Смогут объяснить причины смены времён года.
4. У детей появится интерес к художественной литературе, книге.
5.Изменение отношения родителей к данной теме.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Долгосрочный – 1 год.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
СЕНТЯБРЬ – НОЯБРЬ
1-й блок. Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет. Заучивание стихотворений: «Осень» К.Д.Бальмонта, «Скучная картина» А.Н.Плещеева, «Листопад» И.А.Бунина, «Листопадничек» И.Соколова – Микитова, «Лес осенью» А.Твардовского.
Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Сложи картинку», «Такой листок, лети ко мне».
Цель: формировать у детей смекалку, сообразительность.
2-й блок. Экскурсии в лес: «Золотая осень».
Цель: познакомить детей с изменениями в природе осенью. Научить их составлять гербарии из опавших листьев различных деревьев. Начать знакомить с жизнью насекомых, птиц.
«Поздняя осень».
Цель: уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе поздней осенью. Продолжать развивать наблюдательность. Дать представления о семенах различных растений.
3-й блок. Беседа с детьми на тему «Как природа рисует красками», рассматривание иллюстраций художников: И.Шишкина, И.Левитана, И.грабаря, К.Юона, К.Коровина, П.Трубецкого.
Цель: развивать эстетическое восприятие детей, формировать навыки эстетических контактов с произведениями искусства. Обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы. Какие цвета были использованы художником.
4-й блок. Прослушивание аудиозаписи А.Вивальди «Осень» из цикла «Времена года». П.И.Чайковский: «Осенняя песня», «Октябрь».
5-й блок. Рассматривание гербария.
Цель: закрепить в памяти названия деревьев.
Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Не ошибись», «К дереву беги».
6-й блок. Занятия:
1.Развитие речи:
-«Учимся рассказывать по картине. И.Левитан «Золотая осень».
Цель. Учить детей рассматривать картину в определённой последовательности; помогать им придумывать начало и конец рассказа; обогащать словарь детей; вызвать эмоциональное отношение к картине, помочь увидеть красоту осенней природы, изображённой художником.
-«Литературный калейдоскоп».
Цель: помочь детям вспомнить стихотворения об осени; учить читать выразительно знакомые стихотворения.
2.Художественное творчество.
-«Изготовление пластин, украшенных оттисками листьев растений».
Цель: вызвать эмоциональный отклик на красоту осенних листьев; заинтересовать возможностью надолго сохранить совершенство их формы, строения, запечатлев на декоративном панно; показать преимущества коллективной работы.
-«Осень золотая» (рисование).
Цель: учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой. Передавать колорит осени в ясный день: яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад; продолжать учить детей составлять композицию сюжетного рисунка – располагать предметы на широкой полосе земли ближе и дальше. Заполнять изображением весь лист бумаги; формировать навыки использования рациональных приёмов при рисовании однородных предметов (сначала рисуют все стволы и ветки деревьев, потом листву на всех деревьях).
-«Осенний лес» (рисование по мокрому слою: изготовление панно для украшения группы).
Цель: упражнять детей в использовании приёмов получения симметричного изображения путём складывания листа бумаги пополам и рисования по мокрому слою бумаги; развивать интерес к участию в коллективной работе.
3.Познание:
-«Уходит осень золотая» (итоговое занятие).
Цель: совершенствовать экологические знания; уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе осенью; уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы; развивать умение слушать литературные произведения, рассматривать картины художников; пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве; воспитывать активность, инициативность; способствовать развитию психических процессов и положительных эмоций.
7-й блок. Музыкальное развлечение «Праздник осени».
Цель: закрепить знания о сезонных изменениях. Происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.
Взаимодействие с семьёй:
1.Разучивание с детьми стихотворений.
2.Беседы, чтение художественной литературы.
3.Подбор иллюстраций, открыток, фото.
4.Совместная ИЗО – деятельность с детьми (изготовление альбома с детскими рисунками «Времена года»).
5.Помощь в организации и проведении экскурсий в осенний лес.
6.Тематическая выставка «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье».
7.Консультация для родителей «Досуг с ребёнком на природе».
8.Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечению.
9.Выставка «Осенняя фантазия».
ДЕКАБРЬ – ФЕВРАЛЬ
1-й блок. Вводная беседа «Зимние приметы».
Стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме.
Цель: закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Учить детей понимать смысл пословиц и народных примет, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.
Дидактические игры: «Письмо мальчику Почемучке», «Ночное путешествие в канун Нового года».
2-й блок. Экскурсия в зимний лес.
Цель: уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет; везде лежит снег, он серебрится на свету; ветер холодный; деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут (спят). Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Закрепить умения находить и узнавать зимующих птиц: воробья, сороку, ворону, синицу. Учить видеть особенности их поведения зимой. Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её.
Дидактические игры: «Путешествие в лес в поисках диковинных снежных фигурок, зверьков»
Прогулки зимой.
3-й блок. Знакомство с искусством – рассматривание «зимних» пейзажей. Выставки – загадки.
Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре изобразительного искусства – пейзаже.
Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию».
Цель: развивать внимание, сообразительность. Рассказ – загадка о разных предметах и явлениях природы.
4-й блок. Чтение детям: Н.Сладков «Суд над декабрём», В.Одоевский «Мороз Иванович», С.Маршак «Двенадцать месяцев», С.Иванов «Каким бывает снег», Е.Трутнева «Первый снег», Л.Чарская «Зима», Р.Кудашева «Зимняя песенка», Н.И.Сладков «Солнцеворот – январь – месяц», Г.Скребицкий «Четыре художника», «Зима».
Заучивание стихотворений: И.Суриков «Зима», А.Фёдоров «Мороз», Л.Толстой «Декабрь».
Дидактические игры: Какое время года?», «Необыкновенное путешествие по временам года в круглый год».
5-й блок. Прослушивание аудиозаписи. П.Чайковский «Декабрь – Святки» «времена года», В.Шаинский «Снежинки», А.Внукова «Если снег идёт».
6-й блок. Занятия:
1.Развитие речи:
-«Зимние развлечения».
Цель: закреплять умение детей запоминать прочитанное; развивать речь детей, учить высказывать своё мнение; расширять представление детей о художниках, содержании их картин; упражнять в рисовании пейзажа на наклонной полосе.
-«Зимнее время года. Стихотворения о зиме»
Цель: формировать умение высказывать своё отношение к временам года; научить детей красиво вырезать снежинки; приучать честно выполнять правила игры.
-«Стихотворение Ф.Тютчева «Зима недаром злится…».
Цель: закреплять знания детей о временах года, о закономерности изменений в природе; упражнять в подборе определений, в изображении сюжета на всём листе; воспитывать умение прощать, признавать свои ошибки;; развивать пластику в движениях.
2.Художественное творчество.
-«Дети на прогулке зимой» (лепка).
Цель: развивать умение детей вдвоём выполнять общую работу6 договариваться о содержании лепки, согласовывать величину фигурок. Их размещение на общей подставке в соответствии с выбранным сюжетом; продолжать учить детей передавать движения персонажей.
-«Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и заросли роз?..» (аппликация).
Цель: развивать навыки выполнения аппликации методом обрывания; учить совмещать обрывание с вырезанием для получения красивого изображения; развивать навыки гармоничного размещения деталей композиции на листе бумаги; развивать творческую фантазию и воображение детей.
-«Волшебные превращения снеговиков» (лепка).
Цель: упражнять детей в лепке снеговиков; побуждать путём изменения формы, использования налепов и внесения различных дополнительных деталей превращать снеговиков в знакомых сказочных героев.
-«Рисование по стихотворению В.Приходько «Белый город».
Цель: развивать воображение детей; побуждать создавать изображение на сюжет стихотворения; показать преимущества общей работы, объединив детские рисунки на большом листе бумаги.
-«На свете нет некрасивых деревьев» (рисование).
Цель: развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче в рисунке с помощью цвета, формы, композиции. Научить детей смешивать краски для получения разных оттенков цвета.
-«Времена года» (рисование).
Цель: воспитывать у детей любовь к природе, желание её изображать, развивать эстетическое восприятие. Учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образов, настроения. Учить видеть характерные особенности разных времён года.
3.Конструирование.
-«В зимнем лесу» (коллективная работа).
Цель: совершенствовать навыки в экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в разных нетрадиционных техниках. Развивать творчество, воображение.
4. Познание:
-«Пройдёт зима холодная» (итоговое занятие).
Цель: уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время года. Показать зависимость состояния растений от внешних условий. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.
Взаимодействие с семьёй:
1.Разучивание стихотворений с детьми о зиме.
2.Выставка «Рассказы – загадки о сезонных явлениях».
3.Помощь в организации экскурсии в зимний лес.
4.Консультация для родителей «Двигательная активность на прогулке в зимний период».
5. Изготовление кормушек для птиц.
6.Выставка «Зимняя сказка».
7.Подбор художественной литературы о зиме для выставки.
МАРТ – МАЙ
1-й блок. Дидактическая игра «Времена года».
Цель: закрепить представления детей о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам.
2-й блок. Приметы, пословицы, поговорки, стихи о весне. Разучивание стихотворений Ф.Тютчев «Весна», «Весенние воды», С.Есенин «Черёмуха», А.Майков «В мае».
Цель: развивать связную речь, память; продолжать учить детей понимать смысл пословиц, поговорок.
3-й блок. Рассматривание фотографий, открыток о весне.
Цель: показать детям, как фотографы передавали неповторимость, очарование этого времени года.
4-й блок. Беседа на тему «Весна».
Цель: учить устанавливать взаимосвязь между весенними изменениями в природе; развивать умение логически мыслить, правильно формируя выводы, развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, выражаться точно словами; совершенствовать экологические знания; воспитывать детей, способных понять природу, беречь её, любить; воспитывать внимание к собственной речи и речи друзей.
5-й блок. Прослушивание русской народной песни «Кулик – весна», Н.Любарский «Дождик», П.Чайковский «Времена года», В.Моцарт «Весенняя».
6-й блок. Экологический поход.
Цель: показать детям пробуждающуюся природу – первоцветы, набухающие почки, цветущие деревья и кустарники, развёртывающиеся листья. Связать состояние растений, их рост с нарастающими благоприятными условиями: увеличением дня (количества света), тепла, изобилием влаги; уточнить представления об охраняемых растениях.
7-й блок. Оформить альбом с иллюстрациями, детскими работами, фотографиями, песнями, стихами, народными приметами на тему «Времена года».
8-й блок. Занятия:
1.Развитие речи:
-«Пробуждение природы после зимнего сна».
Цель: учить детей наблюдать за растениями на подоконнике, рассказать о своих наблюдениях.
-«Литературный калейдоскоп. Стихотворение А.Пушкина «гонимы вешними лучами…».
Цель: вспомнить и повторить с детьми знакомые стихотворения; познакомить с новым стихотворением А.Пушкина; углублять знания детей о художниках; помочь понять содержание картин; учить выражать своё впечатление от произведений искусства, дополнять пейзаж фигуркой человека или животного; развивать эстетическое восприятие.
2.Художественное творчество.
-«Букет из вербы» (рисование).
Цель: помочь детям овладеть приёмом работы с гуашевой краской путём вливания цвета в цвет; упражнять детей в рисовании по мокрому слою.
-«Весна на лесной поляне» (рисование).
Цель: продолжать формирование интереса к коллективным формам деятельности; развивать умение художественно отражать предметы и явления окружающей действительности; продемонстрировать детям создание многофигурной сюжетной композиции, располагая предметы по всей плоскости листа бумаги (ближе, дальше)
-Лепка поделок «Берёзка и другие волшебные деревья».
Цель: продолжать учить детей приёмам декоративного украшения созданных поделок, поддерживать и направлять эмоционально – эстетическую, декоративную трактовку образов.
-Рисование картины «Красивые весенние цветы, которые мне очень понравились».
Цель: продолжать побуждать детей передавать в рисовании красоту весенних цветов доступными им средствами выразительности; поощрять инициативу и самостоятельность детей при выборе изобразительных материалов, комбинировании их между собой для создания выразительного образа.
-Рисование натюрморта «Ветки сирени в вазе».
Цель: побуждать детей к самостоятельной передаче образов, используя доступные им средства выразительности (цвет, композиция); продолжать развивать способность самостоятельно выбирать способы изображения, используя различные технические навыки и приёмы.
3.Познание.
- «Красавица Весна» (итоговое занятие).
Цель: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны, научить самостоятельно находить. Устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных. Через пословицы и поговорки помочь узнать мудрость народа, его жизненный опыт и наблюдения, накопленные в течение долгих веков.
9-й блок. Музыкальное развлечение «Праздник весны».
Цель: закреплять знания о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый; формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.
Взаимодействие с семьёй:
1.Привлечь родителей к оформлению альбома «Времена года».
2.Изготовление информационного стенда для родителей.
3.Родительское собрание на тему «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников».
4.Консультация для родителей по проблеме приобщения детей к природе.
5.Папка – передвижка «Такая вредная весна!»
6.Прогулка вместе с детьми и их родителями.
7.Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечению.
ИЮНЬ – АВГУСТ
1-й блок. Беседа на тему «Времена года».
Цель: систематизировать знания детей о последовательности времён года, уточнить представления о характерных изменениях в природе в зависимости от времени года (продолжительность дня, природные явления, жизнь растений, животных, труд и отдых людей и т.д.). Углубить понимание зависимости изменений в жизни растений и животных от природных факторов.
Дидактическая игра: «Когда это бывает?»
Цель: закрепить основные приметы времён года.
Разучивание песен о лете.
3-й блок. Музыкальное развлечение «Лето красное».
Цель: предложить детям вспомнить стихи, загадки, приметы про лето и всё то, что связано с этим временем года.
2-й блок. Прогулка в природу на тему: «Путешествие в мир природы».
Цель: учить наблюдать за изменениями в погоде, уметь описывать погоду, используя эпитеты, образные выражения.
4-й блок. Изготовление картин о лете из природного и бросового материала.
Цель: развивать художественный вкус, воображение.
5-й блок. Слушание музыки: А.Вивальди «Времена года», Н.Римский – Корсаков «Полёт шмеля», С.Прокофьев «Полёт шмеля», Г.Свиридов «Дождик».
Художественное творчество: «Летнее настроение», «Летом в лесу (на лугу)».
6-й блок. Развлечение «Страницы красные о лете».
7-й блок. Лето в народном календаре.
Цель: знакомить детей с народными приметами.
Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Укрась слово», «Кузовок», «Испорченный телефон».
8-й блок. Развлечение «Круглый год».
Цель: закрепит знания о сезонных изменениях, происходящих в природе; создать эмоциональный настрой6 радостный; формирование эстетического вкуса и приобщение к миру прекрасного.
Взаимодействие с семьёй:
1.Посещение краеведческого музея.
2.Консультация для родителей «Куда пойти с ребёнком летом».
3.Папка – передвижка «Всё о лете».
4.Тематическая выставка детских работ «Ах! Лето».
5.Привлечь родителей к подбору бросового и природного материала.
6.Изготовление атрибутов, костюмов к развлечениям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Программа «Радуга».
2.Журналы «Дошкольное воспитание».
3.Жрналы «Управление дошкольным образовательным учреждением».
4.Методическое письмо «Ознакомление детей с природой».
5.С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».
6.Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».
7.Л.Г.Горькова, О.Е.Жиренко, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников».
8.О.А.Скорлупова «Тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса в ДОУ».
9.Л.Б.Фесюкова «Год перед школой».
10.В.В.Кузьминов «Тематические загадки в детском саду».
11.Л.А.Багрова. Энциклопедия для детей. «Я познаю мир».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Птицы нашего края»
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему «Птицы нашего края»Содержание проектаАктуальность реализации проекта:В современных условиях проблема экологического воспитания дошкол...
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Будь природе другом!»
Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания....
Проект по экологическому воспитанию детей старшей группы «Реки моей малой Родины»
расширение знаний у детей о реках родного города, как экосистемы, формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе....
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе "Береза- символ России"
Цель: Формирование экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.Задачи: Ø Сформировать представления о жизни берёзы, как живогоØ существа.Ø Развивать ...
Паспорт проекта по экологическому воспитанию в старшей группе "Мы - юные экологи"
В данном документе представлены задачи, актуальность проекта и предложено перспективное планирование образовательной деятельности по временам года....
Конспект проекта по экологическому воспитанию в старших группах ДОУ «Экологическая полянка»
Актуальность проекта:Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды.Умение &laqu...
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: "Красная книга"
Экологические проблемы в нашей стране и других странах мира диктуют необходимость проведения интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания и культу...