Конспект ООД по речевому развитию
"Дети Севера"
в подготовительной группе
Цель:
Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарь.
Задачи:
1. Учить детей составлять рассказ по картине, используя полученные ранее знания и представления,
2. Воспитывать умение самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображённым и последующие.
3. Уточнить знания детей о народе Севера.
4. Упражнять в подборе определений, синонимов.
5. Развивать наблюдательность, внимание, воображение.
Словарь:
нарты, малица, мчатся, несутся, бодрые, оживлённые.
Предварительная работа:
Беседы о Севере, рассматривание картин с изображением оленей, одежды народа Коми.
Материал:
Картина "Дети Севера", книга с чистыми страницами.
Содержание:
Ребята, ко мне сегодня обратилась за помощью воспитательница средней группы. Она хотела прочитать детям книгy "Дети Севера", но оказалось что в ней нет текста. Она знает, что вы умеете придумывать интересные рассказы и много знаете о том как живут дети на Севере. Сможем мы помочь? А что если мы придумаем рассказы и запишем их в этy книry. А поможет нам эта картина. Что надо сделать чтобы рассказы получились хорошими и интересными? (Надо очень внимательно рассмотреть картину.)
- С чем знакомит нас эта картина?
- Какой край изобразил художник? Почему вы думаете, что это Север? Что вы можете сказать про погоду?
(Стоит морозное солнечное утро.)
- Внимательнее рассмотрим детей. Как вы думаете, для чего ребята сюда пришли ? Во что одеты дети ?
С кем пришли дети? Что держат в руках дети? Почему у детей в руках флажки? А на какой праздник пришли дети? На кого смотрят ребятишки Как вы думаете, о чём разговаривают дети между собой ?
Ребята из детского сада долго ждали праздника оленеводов. И наконец этот день настyпил. Утро выдалось солнечное, морозное. Дети оделись потеплее: малицы, пимы, тёплые шапки. Многие взяли с собой флажки. После гонок оленьих упряжек ребята захотели прокатиться на нартах. Трое ребят поехали кататься, а остальные смотрят на них и ждут, когда же и они смогут прокатиться.
- Посмотрите на оленей, какие они? Что делают олени? Как вы догадались, что они бегут? Олени бегут, а как можно сказать по другому? Олени … (мчатся, несутся, летят).
- Ребята, давайте внимательно рассмотрим детей сидящих на нартах. Какие у них лица ? Как вы думаете какое настроение у детей? А как вы определили? А как ещё можно сказать какие они? Подберите к слову "весёлые" слова близкие по смыслу. (Радостные, бодрые, оживлённые, довольные) А о чём они могут думать? (Как здорово кататься на оленьих упряжках. Нам так весело.)
Ребята, которые едут на нартах очень довольны. Олени несутся изо всех сил, так что снег летит из - под копыт. Дети разрумянились, смеются, радостно кричат: "Ура!"
- Кaк вы думаете, что было до того как дети пришли на праздник? А что может произойти после праздника?
После катания на оленьих упряжках ребятишки весело отправились в детский сад, а вечером с восторгом рассказывали родителям о прошедшем празднике.
- А теперь, ребята, я предлагаю представить, что мы попали в этy картину. 3акройте на секунду глаза. Я cкажy волшебные слова: "Крибле, крабле, бумс." И вот мы с вами в картине. Давайте вдохнём морозный воздух. А что вы слышите ? (Слышно, как на морозе снег хрустит, скрип нарт, весёлый смех детей, топот и фырканье оленей, лай собаки, разговоры. )
А теперь мы превращаемся в оленей, Побежали олени. Вот как быстро бегут олени. А каюр подгоняет оленей: "Хэй-хо" остановились олени, копают из - под снега ягель. Наелись олени и побежали в посёлок. А там ребята играют в снежки. Поиграли и пошли в детский сад заниматься.
- Как бы вы назвали эry картину?
- Мы с вами рассмотрели картину, а теперь мы заполним страницы книги. Припомните, о чём мы говорили, когда рассматривали картину, Вначале надо сказать о том, какой был день, когда ребята пошли на праздник, затем рассказать о том, что дети увидели на празднике, как катались на оленьих упряжках. Чем закончить рассказ? Подумайте,какие слова нужно припомнить, чтобы о том или ином сказать точнее и интереснее. Рассказы должны быть разные, чтобы наша книга получилась интересной. (Даю паузу на обдумывание)
записываю 2 - 3 рассказа. В анализе отметить чей рассказ больше понравился, обратить внимание на структуру рассказа, на словарный запас детей.
- В книге остались чистые странички, и мы с вами после занятия придумаем новые рассказы и запишем их в книгy.
Образец рассказа:
Ребята из детского сада долго ждали праздника оленеводов. И наконец этот день настyпил. Утро выдалось солнечное, морозное, Дети оделись потеплее: малицы, пимы, тёплые шапки. Многие взяли с собой флажки. Настроение у всех было очень хорошее. И снег весело хрустел под ногами ребят. После гонок оленьих упряжек ребята захотели прокатиться на нартах. Трое ребят поехали кататься, а остальные смотрят на них и ждут, когда же и они смогут прокатиться. Ребята, которые едуг на нартах, очень довольны. Олени несутся изо всех сил, та что снег летит из_под копыт. Дети разрумянились, смеются, радостно кричат: "Ура!" После катания на оленьих упряжках ребятишки весело отправились в детский сад, а вечером с восторгом рассказывали родителям о прошедшем празднике.