Не губите ели
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Юдина Татьяна Юрьевна

Цель: популяризация использования не натуральных елок (сосен, пихты) в качестве новогоднего украшения дома.

Задачи:

  1.  Воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям.
  2. Дать представление о коротком сроке жизни срубленных деревьев, особенно непроданных.
  3. Предложить альтернативы использования живых деревьев.
  4. Дать информацию о способах утилизации натуральных елей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Не губите ели27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект беседы в старшей группе  «Не губите ели»

Конспект беседы составила воспитатель Юдина Т.Ю., 2021.

Цель: популяризация использования не натуральных елок (сосен, пихты) в качестве новогоднего украшения дома.

Задачи:

  1.  Воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям.
  2. Дать представление о коротком сроке жизни срубленных деревьев, особенно непроданных.
  3. Предложить альтернативы использования живых деревьев.
  4. Дать информацию о способах утилизации натуральных елей.

Материалы, оборудование:  изображения леса, питомника, «хвойных свалок», искусственная елка и игрушки.

Тип занятия: познавательное.

Методы: демонстрация, беседа.

Форма занятия: групповая.

Возраст обучающихся 5-6 лет.

Продолжительность: 20 минут.

Предварительная подготовка: наблюдение на прогулке за хвойными деревьями.  

Ход занятия.

Ребята, скоро приближается праздник. А какой? (Новый год). Назовите главные атрибуты этого праздника. (Дед Мороз, Снегурочка, елка, подарки). Верно. Какой же праздник без хоровода вокруг ёлочки?  Демонстрация фотографии украшенной новогодней ёлки.

А вы знаете, откуда пошла традиция наряжать ёлку на Новый год? Сейчас я вам расскажу.

В древности люди (в разных странах) верили в существование лесных духов. Считалось, что на хвойных деревьях живут сверхъестественные существа, которые могут насылать метели, вызывать морозы, запутывать охотников. Поэтому, чтобы задобрить лесных существ и попросить у них помощи, люди стали украшать плодами и различными лакомствами.

Празднование Нового года в Российском государстве ввел своим указом Петр I в далеком 1669 году. Обычай ставить хвойные деревья у ворот домов он привез из Германии, однако елки в то время еще не наряжали — такая традиция появилась намного позже. Однако украсить новогоднее дерево мог позволить себе не каждый.

Только через десятки лет эта традиция пришла в каждый двор. А современный вид новогодний праздник приобрел примерно тогда, когда родились ваши бабушки и дедушки. Но украшать стали не только на улице растущие деревья, а нести ёлки в квартиры. И сейчас елки украшают не что «задобрить духов», а чтобы украсить дом, приобрести новогоднее настроение. Если бы действительно «духи леса» существовали, то рубка деревьев их бы только разозлила, а не обрадовала.

Послушайте стихотворение «После праздника» С. Маршака.

Нахмурилась ёлка, и стало темно. Трещат огоньки, догорая.

И смотрит из снежного леса в окно сквозь изморозь ёлка другая.

Я вижу: на ней зажигает луна одетые снегом иголки,

И, вся разгораясь, мигает она моей догорающей ёлке.

И жаль мне, что иглы на ёлке моей метель не засыпала пылью,

Что ветер её не качает ветвей, простёртых, как тёмные крылья.

Лесная дикарка стучится в стекло, нарядной подруге кивая.

Пусть доверху снегом её занесло, — она и под снегом живая!

Где по вашему елочке лучше, на празднике, но быть спиленной или же оставаться в лесу и быть живой? (ответы детей)  Демонстрация фотографий хвойного леса.

Конечно, встреча Нового года – любимый и радостный праздник, а ёлка – символ этого праздника. Но ведь радость можно создать,  не принося вреда живому. Ведь символы мы можем смастерить сами, своими руками. А елочки пусть останутся в лесу, радуют нас своей красотой и выполняют бесценную работу – очищают нашу планету от последствий неразумных действий человека.

Всем хороша живая ель: пушистые ветки, запах смолы и леса, но одно лишь жаль: когда заканчивается новогодние праздник и улицы заполняют выброшенные деревца, ставшие ненужными. А сколько лет еще они могли бы расти и служили домиками для лесных обитателей, обогащали кислородом планету.

Подумайте, что происходит с елочкой после праздника? (выбрасывают) Демонстрация фотографий хвойных свалок.

Помните песню: «Из лесу елочку взяли мы домой. Бусы повесили, встали в хоровод…» А дальше? А дальше елочку  вместе с мусором отправляем в ближайший мусорный бак. Не лучше ли купить искусственную елку, зато встречать новогодние праздники она будет с вами всю жизнь? Или сделать букет из сосновых веток, который придает комнате аромат?

Да, новогодние елки выращивают в специальных питомниках. Но эти питомники могли стать лесом.  А знаете ли вы, сколько потребуется лет, чтобы вырастить елочку высотой 1,5 метра? (10-15 лет). Демонстрация фотографий хвойного питомника, спиленных деревья.

Ель как любое другое зеленое растение очищает воздух. Через хвоинки поглощается углекислый газ и другие вредные газы, и выделяется кислород, нужный для дыхания всему живому. Живое дерево может послужить человеку и принести пользу.

Давайте послушаем стихотворение Ирины Токмаковой и узнаем, какой выход можно найти, чтобы помощь ёлочке.

Мне ёлку купили!

 Мне ёлку купили!

 В лесу на опушке её не рубили.

 А сделали ёлку на добром заводе

Хорошие дяди, хорошие тёти.

 Скорей приходите,

 Скорей поглядите

На ёлку из тонких серебряных нитей:

Вся в хвое мохнатой,

Блестящей и пышной,

Задень-

И она зазвенит еле слышно.

 А ёлка лесная осталась живая,

Стоит на опушке,

Макушкой кивая.

 Кому?

 Никому!

 Просто – ветру, метели,

Такой же красивой

Неспиленной ели!

Обратите внимание на елку, которая стоит в группе. Какой выход нашелся? (Купили для праздника искусственную ёлочку).

Но если вы все же купите натуральную ель, то расскажите родителям, что ее можно не просто выбросить, а найти новое применение. Например, у ТРК Арена ежегодно проходит акция «Верните ёлку». Нужно принести дерево в обозначенное место и даже получить за это подарок. Ваша новогодняя красавица может стать кормом для животных в Воронежском зоопарке или попасть на производство.

Ели можно высаживать на садовых участках и в полной мере наслаждаться живительным ароматом еловой хвои. Елку можно украсить и на улице (на участке в детском саду, во дворе, на даче, в деревне).

Послушайте стихотворение «Сохраним хвойные растения».

Елочку-красавицу

Давайте сбережем:

На праздник новогодний

Из лесу не возьмем!

Служит домом ель животным,

Кормит жителей лесных:

Может спрятать в непогоду,

Даже вылечить больных.

Если каждый ель возьмет

К празднику на Новый год,

То придут такие дни -

В лесу будут только пни.

Пусть елочка-красавица

В лесу своем стоит.

За это вас природа...

Отблагодарит!

Ребята, что интересного вы узнали из данной информации? ( Что Ель и сосна очень полезны для всех живых существ, можно использовать искусственную, украшать настоящую на улице.)

Звучит песня « Елочке не холодно зимой». Предлагаю сейчас всем вместе украсить искусственную елку в группе.

Можно предложить на прогулке украсить живое растущее дерево на участке детского сада.

Список использованной литературы

  1. Якшимбетова З.М. Проект-акция «Не губите ели» (https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/23/proekt-aktsiya-ne-gubite-eli).
  2. Кривда Е.Л. Не губите сосны и ели! (https://infourok.ru/ekologicheskiy-klassniy-chas-ne-gubite-sosni-i-eli-808826.html).
  3. Благин А. На каком историческом фундаменте основана традиция наряжать ёлку? (https://blagin-anton.livejournal.com/869627.html).
  4. Откуда пришла традиция наряжать елку на Новый год (https://news.rambler.ru/other/41461668/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Не губите русскую берёзу"

Познавательное развлечение с музыкальным сопровождением для детей 5-7 лет....

Конспект беседы с детьми средней группы по сказке «Сам себя губит, кто других не любит»

Цель: освоение первоначальных представлений о добре, зле, зависти, через ознакомление со сказкой «Сам себя губит, кто других не любит» (автор И. М. Садыкова) . Задачи: -воспитывать у детей же...

Проект-акция "Не губите ели"

В нашем проекте мы хотим показать, чем полезны ели, растущие в наших лесах и почему их нужно сохранять.Цель проекта:Организация совместных действий воспитателей, детей и их родителей, направленных на ...