Не губите ели
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: популяризация использования не натуральных елок (сосен, пихты) в качестве новогоднего украшения дома.
Задачи:
- Воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям.
- Дать представление о коротком сроке жизни срубленных деревьев, особенно непроданных.
- Предложить альтернативы использования живых деревьев.
- Дать информацию о способах утилизации натуральных елей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Не губите ели | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект беседы в старшей группе «Не губите ели»
Конспект беседы составила воспитатель Юдина Т.Ю., 2021.
Цель: популяризация использования не натуральных елок (сосен, пихты) в качестве новогоднего украшения дома.
Задачи:
- Воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям.
- Дать представление о коротком сроке жизни срубленных деревьев, особенно непроданных.
- Предложить альтернативы использования живых деревьев.
- Дать информацию о способах утилизации натуральных елей.
Материалы, оборудование: изображения леса, питомника, «хвойных свалок», искусственная елка и игрушки.
Тип занятия: познавательное.
Методы: демонстрация, беседа.
Форма занятия: групповая.
Возраст обучающихся 5-6 лет.
Продолжительность: 20 минут.
Предварительная подготовка: наблюдение на прогулке за хвойными деревьями.
Ход занятия.
Ребята, скоро приближается праздник. А какой? (Новый год). Назовите главные атрибуты этого праздника. (Дед Мороз, Снегурочка, елка, подарки). Верно. Какой же праздник без хоровода вокруг ёлочки? Демонстрация фотографии украшенной новогодней ёлки.
А вы знаете, откуда пошла традиция наряжать ёлку на Новый год? Сейчас я вам расскажу.
В древности люди (в разных странах) верили в существование лесных духов. Считалось, что на хвойных деревьях живут сверхъестественные существа, которые могут насылать метели, вызывать морозы, запутывать охотников. Поэтому, чтобы задобрить лесных существ и попросить у них помощи, люди стали украшать плодами и различными лакомствами.
Празднование Нового года в Российском государстве ввел своим указом Петр I в далеком 1669 году. Обычай ставить хвойные деревья у ворот домов он привез из Германии, однако елки в то время еще не наряжали — такая традиция появилась намного позже. Однако украсить новогоднее дерево мог позволить себе не каждый.
Только через десятки лет эта традиция пришла в каждый двор. А современный вид новогодний праздник приобрел примерно тогда, когда родились ваши бабушки и дедушки. Но украшать стали не только на улице растущие деревья, а нести ёлки в квартиры. И сейчас елки украшают не что «задобрить духов», а чтобы украсить дом, приобрести новогоднее настроение. Если бы действительно «духи леса» существовали, то рубка деревьев их бы только разозлила, а не обрадовала.
Послушайте стихотворение «После праздника» С. Маршака.
Нахмурилась ёлка, и стало темно. Трещат огоньки, догорая.
И смотрит из снежного леса в окно сквозь изморозь ёлка другая.
Я вижу: на ней зажигает луна одетые снегом иголки,
И, вся разгораясь, мигает она моей догорающей ёлке.
И жаль мне, что иглы на ёлке моей метель не засыпала пылью,
Что ветер её не качает ветвей, простёртых, как тёмные крылья.
Лесная дикарка стучится в стекло, нарядной подруге кивая.
Пусть доверху снегом её занесло, — она и под снегом живая!
Где по вашему елочке лучше, на празднике, но быть спиленной или же оставаться в лесу и быть живой? (ответы детей) Демонстрация фотографий хвойного леса.
Конечно, встреча Нового года – любимый и радостный праздник, а ёлка – символ этого праздника. Но ведь радость можно создать, не принося вреда живому. Ведь символы мы можем смастерить сами, своими руками. А елочки пусть останутся в лесу, радуют нас своей красотой и выполняют бесценную работу – очищают нашу планету от последствий неразумных действий человека.
Всем хороша живая ель: пушистые ветки, запах смолы и леса, но одно лишь жаль: когда заканчивается новогодние праздник и улицы заполняют выброшенные деревца, ставшие ненужными. А сколько лет еще они могли бы расти и служили домиками для лесных обитателей, обогащали кислородом планету.
Подумайте, что происходит с елочкой после праздника? (выбрасывают) Демонстрация фотографий хвойных свалок.
Помните песню: «Из лесу елочку взяли мы домой. Бусы повесили, встали в хоровод…» А дальше? А дальше елочку вместе с мусором отправляем в ближайший мусорный бак. Не лучше ли купить искусственную елку, зато встречать новогодние праздники она будет с вами всю жизнь? Или сделать букет из сосновых веток, который придает комнате аромат?
Да, новогодние елки выращивают в специальных питомниках. Но эти питомники могли стать лесом. А знаете ли вы, сколько потребуется лет, чтобы вырастить елочку высотой 1,5 метра? (10-15 лет). Демонстрация фотографий хвойного питомника, спиленных деревья.
Ель как любое другое зеленое растение очищает воздух. Через хвоинки поглощается углекислый газ и другие вредные газы, и выделяется кислород, нужный для дыхания всему живому. Живое дерево может послужить человеку и принести пользу.
Давайте послушаем стихотворение Ирины Токмаковой и узнаем, какой выход можно найти, чтобы помощь ёлочке.
Мне ёлку купили!
Мне ёлку купили!
В лесу на опушке её не рубили.
А сделали ёлку на добром заводе
Хорошие дяди, хорошие тёти.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На ёлку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень-
И она зазвенит еле слышно.
А ёлка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому?
Никому!
Просто – ветру, метели,
Такой же красивой
Неспиленной ели!
Обратите внимание на елку, которая стоит в группе. Какой выход нашелся? (Купили для праздника искусственную ёлочку).
Но если вы все же купите натуральную ель, то расскажите родителям, что ее можно не просто выбросить, а найти новое применение. Например, у ТРК Арена ежегодно проходит акция «Верните ёлку». Нужно принести дерево в обозначенное место и даже получить за это подарок. Ваша новогодняя красавица может стать кормом для животных в Воронежском зоопарке или попасть на производство.
Ели можно высаживать на садовых участках и в полной мере наслаждаться живительным ароматом еловой хвои. Елку можно украсить и на улице (на участке в детском саду, во дворе, на даче, в деревне).
Послушайте стихотворение «Сохраним хвойные растения».
Елочку-красавицу
Давайте сбережем:
На праздник новогодний
Из лесу не возьмем!
Служит домом ель животным,
Кормит жителей лесных:
Может спрятать в непогоду,
Даже вылечить больных.
Если каждый ель возьмет
К празднику на Новый год,
То придут такие дни -
В лесу будут только пни.
Пусть елочка-красавица
В лесу своем стоит.
За это вас природа...
Отблагодарит!
Ребята, что интересного вы узнали из данной информации? ( Что Ель и сосна очень полезны для всех живых существ, можно использовать искусственную, украшать настоящую на улице.)
Звучит песня « Елочке не холодно зимой». Предлагаю сейчас всем вместе украсить искусственную елку в группе.
Можно предложить на прогулке украсить живое растущее дерево на участке детского сада.
Список использованной литературы
- Якшимбетова З.М. Проект-акция «Не губите ели» (https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/23/proekt-aktsiya-ne-gubite-eli).
- Кривда Е.Л. Не губите сосны и ели! (https://infourok.ru/ekologicheskiy-klassniy-chas-ne-gubite-sosni-i-eli-808826.html).
- Благин А. На каком историческом фундаменте основана традиция наряжать ёлку? (https://blagin-anton.livejournal.com/869627.html).
- Откуда пришла традиция наряжать елку на Новый год (https://news.rambler.ru/other/41461668/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий КВН "Я люблю свой край". Составитель: Губа Татьяна Владимировна воспитатель высшей категории МБДОУ детскоий сад комбинированного вида №12 ст. Каневская
Итоговое занятие в области познания (формирование целостной картины мира) о Краснодарском крае....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе "Жизнь и быт Кубанских казаков" с использованием мини-музея. Составила воспитатель высшей категории Губа Татьяна Владимировна МБДОУ №12 станица Каневская
Формирование целостной картины мира, история Кубанских казаков....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области познания со здоровье сберегающими технологиями во второй младшей группе "Носит одуванчик жёлтый сарафанчик". Составила: Губа Татьяна Владимировна воспитатель МБДОУ №12 ст. Каневская.
Формирование целостной картины мира. Материал о природе Краснодарского края....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области познания в подготовительной к школе группе "Чудеса Краснодарского края". Составила Губа Татьяна Владимировна воспитатель МБДОУ №12 ст. Каневская.
Формирование целостной картины мира, о достопримечательностях Кубанского края....
"Не губите русскую берёзу"
Познавательное развлечение с музыкальным сопровождением для детей 5-7 лет....
Конспект беседы с детьми средней группы по сказке «Сам себя губит, кто других не любит»
Цель: освоение первоначальных представлений о добре, зле, зависти, через ознакомление со сказкой «Сам себя губит, кто других не любит» (автор И. М. Садыкова) . Задачи: -воспитывать у детей же...
Проект-акция "Не губите ели"
В нашем проекте мы хотим показать, чем полезны ели, растущие в наших лесах и почему их нужно сохранять.Цель проекта:Организация совместных действий воспитателей, детей и их родителей, направленных на ...