План работы на месяц по ознакомлению детей со свойствами неживой природы с песком и глиной
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Валеева Альфия Каюмовна

свойства песка и глины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesok_i_glina_1.odt25.56 КБ

Предварительный просмотр:

План работы на месяц по ознакомлению  детей со свойствами неживой природы с песком и глиной

Сентябрь

Первая и вторая недели

На прогулках, когда тепло, воспита тели организуют игры с песком во всех возрастных группах, они знакомят детей с его свойствами и особен ностями.

Младшие группы

Воспитатель показывает малышам песочницу, называет ее, сообщает: в ней песок (влажный, пригодный для игр). Песок желтый, из него можно лепить пирожки, куличи, пирожные для куклы. Воспитатель показывает и называет формочки, совочки, дейст вия с ними. Во время игры пригова ривает: «Песок мелкий – сыплется, влажный – из него можно лепить». Демонстрирует, как совком уплотнить песок, придать ему форму, как насы пать его горкой, в формочки. «Выпеч ку» куличей можно обыграть: устро ить угощение куклы, мишки и др.

Игры с песком проводятся много кратно, при этом воспитатель разви,-вает не только пассивную, но и активную речь малышей – дети понимают слова взрослого, сами на чинают говорить о песочных играх.

Средняя группа

С детьми этого возраста проводятся такие же игры с песком, как и в младшей группе. Воспитатель обраща ет их внимание на свойства песка: он бывает сухой и мокрый (влажный, сырой); сухой – светло-желтого цвета, сыплется струей, не лепится; сырой – по цвету значительно тем нее, лепится в комки, не сыплется, с ним легко играть.

Игры проводятся неоднократно, воспитатель помогает детям не только лепить пирожки, но и использовать их в игре (игра в «угощение», «булоч ную» и др.). В начале прогулки подводит детей к песочнице, предла гает самим определить, какой песок в ней (сухой или влажный), можно ли в него играть. Предлагает понаблюдать, как меняются свойства песка, когда его поливают из лейки, просит назы вать все словами. В играх взрослый помогает детям лепить куличи, стро ить горку, дом для собаки, кошки, гараж для машины. Все постройки обыгрываются.

Старшая группа

Воспитатель учит детей различать и называть свойства песка: сухой, влаж ный, очень мокрый, состоит из мел ких песчинок, сыплется, лепится, желтый (светло- или темно-коричне вый), хорошо пропускает сквозь себя воду (вода уходит в песок). На сыром песке отпечатываются следы (от чело века, птиц, игрушек), по ним можно узнать, кто ходил, что происходило; на сухом песке вместо следов остают ся ямки. По мокрому песку ходить легко – он уплотняется (при этом на подошве остаются песчинки); по сухому песку ходить трудно – он осыпается, ноги проваливают ся.

Воспитатель организует игры с пес ком: строительные – побуждает детей делать постройки, сооружения, изго роди (дома с 23 входами, тоннели, гаражный ряд, скотный двор и пр.); «кулинарные» – учит девочек, сделав красивую «выпечку», использовать ее в каком-либо сюжете. К интересным песочным изделиям привлекает вни мание всех детей, предлагает любо ваться постройками, не разрушать их, придумывать игры на разные сюжеты. Учит детей в строительстве из песка использовать дополнительные предме ты (дощечки, палочки, камни и пр.), показывает приемы, обеспечивающие прочность и качество построек из песка.

Воспитатель проводит с детьми два наблюдения. Первое – рассматрива ние небольшой горстки сухого песка на белой или черной бумаге. Цель наблюдения – показать, что песок состоит из отдельных песчинок, они мелкие, твердые, неровные, разного цвета. Воспитатель перед каждым ре бенком кладет бумагу, дает возмож ность рассматривать и трогать песок (если есть лупы, микроскоп, то они используются в этом наблюдении). Второе – посвящается сравнению песка с речными камнями. Дети берут в руки камни, рассматривают их, гладят, жмут, называют их свойства (форму, цвет, твердость, особенности поверхности), сравнивают с песком, называют отличия и сходство. Воспи татель поясняет: песчинки – это крохотные камушки, они образуются от трения, ударов друг о друга боль ших камней.

В свободное время воспитатель про водит с детьми разговор на тему «Кому нужен песок для жизни?». Если дети сами называют животных, живущих в пустыне, взрослый под держивает разговор, предлагает рас сказать о том, что они знают о пустыне и о тех, кто там живет, дополняет их рассказы новыми сведе ниями, предлагает поискать дома книги с изображением пустынных обитателей. Всем дает задание – осмотреть обитателей уголка природы и выяснить, кому для жизни требует ся песок. Потом с детьми обсуждает результаты осмотра: у птиц песок на дне клетки, они его клюют, он помогает им переваривать твердую пищу; у рыб песок на дне аквариума, в нем растут водные растения, соми ки роются в песке и отыскивают корм. Обращает внимание на то, что песок необходим и растениям, он создает рыхлую почву, легко пропус кает воду, растения хорошо растут в такой почве. Проводит с детьми осмотр кактусов (если они есть в детском саду) или выясняет, у кого из детей дома есть кактусы и в какой почве они растут.

Подготовительная к школе группа

Воспитатель проводит те же самые игры, опыты и наблюдения с песком, что и в старшей группе, чуть услож няя их. Учит делать разнообразные постройки, обыгрывать их. Организует конкурс на лучшую постройку: выявляет всех желающих участвовать в конкурсе, предлагает объединиться по 34 человека, выбрать и обсудить вместе, что будут строить. На участке (по договоренности с другими группа ми) дети могут сооружать задуманное одновременно в разных песочницах. Не участвующие в конкурсе становят ся зрителями – наблюдают за строительством. Через 2530 минут вос питатели и дети разных групп осмат ривают сооружения, хвалят авторов, отмечают достоинства каждой по стройки. Участников конкурса на граждают (всем дают одинаковые по дарки), под аплодисменты делают круг почета.

Сравнивая песок и камни, воспита тель обращает внимание детей на то, что камни разного цвета, предлагает объяснить, почему песчинки разные. Сообщает, что есть места, где песок почти белый, светло-желтый, на пля жах с таким песком приятно отды хать, загорать.

Воспитатель выясняет с детьми, кому песок нужен для жизни, кто живет в песчаных пустынях. Дети осматривают обитателей уголка при роды, обсуждают, кто и почему нуждается в песке. После занятия о Земле дети рассматривают глобус, отыскивают Сахару, обсуждают, кто там живет. Воспитатель дает задание поискать дома книги, картинки о жизни в пустыне, принести их в детский сад – потом все вместе обсуждают, как приспособлены к жизни в песках верблюды, ящерицы, черепахи. Воспитатель говорит с деть ми о разных приспособительных осо бенностях животных: о способности запасать питательные вещества, подо лгу обходиться без воды (верблюд), впадать в спячку и так пережидать самое жаркое время (черепахи), гово рит о маскировочной окраске «под песок», о приспособленности живот ных к передвижению, закапыванию и др.

В одной из бесед воспитатель пред лагает подумать о том, нужен ли песок людям, обсудить этот вопрос дома с родителями. На следующий день продолжает разговор о том, как песок используют в строительстве (его добавляют в цемент, чтобы получить прочные бетонные изделия), в изго товлении стекла. Воспитатель может рассказать о том, что в некоторых местах есть золотоносный песок – он очень ценится, его терпеливо и долго промывают,   собирая   по   крупицам золото. Воспитатель спрашивает: ну жен ли песокхудожникам? Сам отве чает: нужен тем из них, кто делает художественные изделия из стекла, посуду, стеклянные скульптуры, укра шения для женщин. Рассказывает о том, что в некоторых странах прово дятся конкурсы на лучшую скульпту ру из песка.

Третья неделя

Продолжаются игры и опыты с песком во всех группах, воспитатель поддерживает инициативу детей, хва лит удачные сооружения, помогает развивать сюжет игр вокруг них, подсказывает приемы работы с пес ком.

Четвертая неделя

Воспитатель поддерживает любую инициативу детей: с играми в песок. Воспитатели средних и старших групп заготавливают обычную глину. 

Октябрь

Первая неделя

Знакомство с камнями.

Вторая неделя

Воспитатели всех групп знакомят детей с обыкновенной глиной. Начи ная со средней группы, выясняют у детей, чем глина отличается от песка (она не сыплется, плотная, может быть сырая и сухая; мокрая глина липкая, вязкая, мягкая – из нее можно лепить разные предметы; сухая глина твердая, похожа на камень, но не такая прочная – при ударе или падении разбивается на куски).

Со старшими дошкольниками педа гоги обсуждают следующее свойство глины: в отличие от песка, не про пускает воду, впитывает ее и стано вится мягкой. Во время прогулки воспитатель с детьми обходит терри торию детского сада, находит места с преобладанием в почве песка и глины, предлагает подумать и сказать, почему в первом случае нет луж от осенних дождей, а во втором – вода застаивается.

Во всех группах дети практически познают свойства мягкой глины – лепят разные изделия. С младшими дошкольниками воспитатель создает коллективную работу «Ваза с яблока ми» или «Блюдо с помидорами (кар тошкой)»: каждый ребенок мнет глину и катает из нее шарик, а воспитатель на глазах у детей лепит блюдо или вазу. Со средними до школьниками работа может быть ана логичной, но все лепят разные фрук ты и овощи, создают композиции «Ваза с фруктами» и «Блюдо с овощами». Вылепленные предметы воспитатель просушивает, дает детям их потрогать, подержать, обнаружить твердость глины. Затем сам или с их помощью раскрашивает фрукты и овощи, расписывает вазу и блюдо, обыгрывает эти предметы с детьми в простых сюжетных играх.

Со старшими дошкольниками воспитатели лепят более сложные фигур ки – животных, например «Кролики на поляне». Дети подготовительной к школе группы могут лепить по образ цам дымковской игрушки. Если глины много, можно сделать коллек тивную работу на одном подносе, например, по сказке «Теремок»: вос питатель лепит терем, а дети – разных животных. Можно создать «Скотный двор», «Зоопарк». В любом случае во время лепки воспитатель напоминает, чем глина отличается от песка, вместе с детьми высушивает работы и раскрашивает их, а затем обязательно обыгрывает.

В старших группах воспитатель об суждает вопрос, кому нужна глина для жизни: вспоминает ласточек-бере говушек, которые устраивают гнезда-норки в отвесных глиняных берегах рек.

Третья неделя

Воспитатели осуществляют с детьми эксперимента с глиной.

Четвертая неделя

Воспитатели всех групп продолжают организовывать игры с глиняными изделиями, вылепленными коллектив но. Если случайно что-то разбивается, воспитатель предлагает подумать, по чему это случилось – сухая глина твердая, но хрупкая, от удара легко рассыпается на куски. На глазах у детей пробует починить разбитую иг рушку: смачивает края водой, размяг чает глину, соединяет части и ставит на длительное просыхание. Высохшую игрушку подкрашивают и включают в игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение свойств неживой природы. Какого цвета вода?

Данный конспект представляет собой экспериментально-опытническую деятельность детей в летний период в качестве компонента (режимного момента) в рамках тематического дня в детском саду ("День юного исс...

Календарно-тематический план по теме:" Весна. Юные исследователи: живая и неживая природа"

Цель: расширение   знаний    детей    о весне, формирование обобщённых представлений о весне, как времени года, расширение представлений о живой и неживой приро...

Знакомство со свойствами неживой природы с детьми старшего дошкольного возраста Картотека опытов в старшей группе

laquo;Летающие семена»Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.Ход: Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему». Предложить п...

Календарный план воспитательно - образовательной работы Тема: «Весна. Юные исследователи: живая и неживая природа»

Календарный план воспитательно - образовательной работы Тема: «Весна. Юные исследователи: живая и неживая природа»...

Календарный план воспитательно - образовательной работы Тема: «Весна. Юные исследователи: живая и неживая природа»

Календарный план воспитательно - образовательной работы  Тема: «Весна. Юные исследователи: живая и неживая природа»...

Опыты и наблюдения как средства формирования знаний о свойствах неживой природы у детей 6-7 лет

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования ...