"Воздух вокруг нас"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
НОД по познавательно-исследовательской работе во второй младшей группе
«Воздух вокруг нас».
Подготовила: воспитатель МБДУ «Зёрнышко»
Шнайдер Лилия Васильевна
с. Новопесчаное 2020 г
Цели:
• знакомить с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем);
• развивать умение детей решать проблемные задачи;
• воспитывать интерес к экспериментированию;
• знакомить с новыми словами, обозначающими признаки воздуха.
Задачи:
Обучающие:
• Знакомить детей со свойствами воздуха;
• Формировать представление о том, что он занимает много места и обладает свойствами (невидимый, прозрачный, лёгкий, бесцветный);
• Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
• Вырабатывать у детей умение делать умозаключения и выводы в экспериментах.
Развивающие:
• Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
• Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
• Развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
• Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его со всеми доступными способами.
Словарная работа: бесцветный, невидимый, прозрачный.
Материалы: воздушные шарики, для каждого ребёнка: стаканы с водой, коктейльные трубочки, полиэтиленовые пакеты, бумажные веера, магнитная доска (фланелеграф), магниты (крепления для фланелеграфа).
Ход НОД
Дети входят в зал под музыку «Улыбка».
Воспитатель:
Утром встали малыши,
В детский сад свой пришли.
Вам мы рады, как всегда.
Гости здесь у нас с утра,
Поздоровайтесь, друзья!
Дети: Здравствуйте! С добрым утром!.
1. Сюрпризный момент. Побудительная беседа (коммуникация).
Раздается стук в дверь и в группу забегает Карлсон.
Карлсон: Привет друзья. Узнали верно вы меня? ( обращает внимание на шарики), ой какое красивые шарики, мой любимый цвет, а где вы их взяли?
Воспитатель: Да мы и сами не знаем, откуда они к нам прилетели.
Карлсон: А я, кажется, догадался, чей это шарик, это мой друг Вини Пух потерял, он мне тоже подарил шарик ( достает из кармана), но он почему то не летает как ваш.
Воспитатель: Дети, давайте Карлсану всё раскажим что мы знаем о шариках.
Кто знает какого они цвета? - Красный и синий.
— Ой, что случилось с моим шариком? Почему он стал таким маленьким?
Воспитатель:
— Что же случилось, ребята, кто скажет? (ответы детей).
-Сдулся.
Воспитатель:
— Как вы думаете, чтобы шарик снова стал большим и красивым, что нужно сделать?
-Надуть.
- А как называются эти шарики?
- Воздушные
- А вы знаете, почему они так называются?
2. Отгадывание загадки (худ. литература).
Воспитатель:
— Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать.
Через нос проходит в грудь (глубокий вдох носом)
И обратный держит путь (выдох ртом)
Он невидимый, но, всё же,
Без него мы жить не можем. (воздух)
Воспитатель: Почему же шарики называются воздушные?
- Потому что внутри шарика есть воздух.
Карлсон: А как надо заполнять его воздухом и где его взять это воздух? А он какой вкусный как варенье или конфеты? Воспитатель: Воздух есть в каждом человеке, потому что мы им дышим, воздух есть вокруг нас. Карлсон: А как же узнать , что он есть везде?
Воспитатель. Дети сейчас покажут тебе опыты.
Сейчас мы с вами попадём в лабораторию.
Раз, два, три –вперёд пройди.
Раз, два, три –вокруг себя обернись.
Раз, два, три-в лаборатории очутись.
В лаборатории нужно соблюдать правила.
Правило№1. На столах ничего не трогать, без разрешения.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете отгадав загадку:
Он нам нужен чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
Что это?
Правильно воздух. Сегодня мы с вами изучим свойства воздуха и сделали вывод , нужен ли воздух людям, животным.
— Что вы здесь видите?(стаканы с водой, коктельные трубочки)
— Как вы думаете, для чего нам это нужно? (ответы детей). –что бы проводить опыты.
— Ребята, я хочу вам показать опыт.
Воспитатель:- в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим. Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.
Дети проводят опыт.
Воспитатель: Сначало дуем потихоньку. Что мы увидели в стакане?
- Выходят пузырьки. Что с ними происходит? - Они поднимаются вверх.
- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.
-Мы дуем в трубочку, воздух выходит из нас в виде пузырьков.
-Теперь подуем ещё сильней. Что происходит?
Карлсон. Я, я, я знаю! В стакане поднялась сильная буря.
Значит внутри нас тоже есть воздух?
-Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вывод — воздух лёгкий, поэтому он поднимается вверх в виде пузырьков. Для закрепления этого вывода предложить детям сравнить по весу два воздушных шарика: один наполнен воздухом, другой — водой. Предложить детям подбросить эти шары и проследить какой из шаров взлетит, а какой нет.
Воспитатель: Посмотрите что стоит на столе у нас. ( сундучок ) Волшебный сундучок.
Отгадайте загадку и вы узнаете что находится внутри.
-В мыльной воде родился,
-В шарик превратился.
К солнцу полетел,
Да не долетел-лопнул.( Мыльные пузыри)
Какие пузыри мы можем ещё пускать? (Мыльные)
Как красивы – посмотри! –
Мыльные пузыри.
Стайкой по ветру летят
И на солнышке блестят.
Звучит музыка (из кинофильма «Усатый нянь»
-Что находиться внутри мыльных пузырей? ( воздух)
Карлсон. Подумаешь, воздух! Я легко могу обойтись без воздуха. Зачем он нужен?
Воспитатель. Давайте проверим: может быть Карлсон прав? Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать, хотя бы немного. (Дети пробуют не дышать). А теперь ты Карлсон, сделай то же что и мы.
Карлсон. (Зажимает нос не дышит). Ой, ой! Лучше я буду дышать. Видимо без воздуха и правда, жить невозможно.
Воспитатель. Скажите, кто не может жить без воздуха?
Дети. Люди, животные.
Воспитатель. Карлсон, а ты сможешь летать без воздуха?
Карлсон. Ну и вопрос! Конечно не смогу. Мой пропеллер разгоняет воздух, поэтому я и летаю.
- Давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему опыту.
-Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух.
-Нет (ответы)
Воспитатель:
— Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель вместе с Карлсоном и детьми пытаются поймать воздух ладонями.)
Карлсон:
— А у меня ничего не получается! Может его и вовсе нет?
Воспитатель:
— Хотите я вас научу ловить воздух?
Опыт с полиэтиленовыми пакетами
Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одному полиэтиленовому пакету.
- Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто).
- Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух
Предлагает детям раскрыть его и взять двумя руками. Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет.
И закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?(Шарик,подушку)
-Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?
Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Вывод: Значит, воздух есть вокруг нас.
— А какого он цвета? Мы его видим?
(Воспитатель подводит детей к выводу, что воздух невидимый).
Карлсон:
— Что-то этот воздух какой-то невидимый… И поймать его невозможно… А почувствовать-то его можно?
Воспитатель:
— А мы сейчас это узнаем.
Опыт с веером.
Воспитатель раздаёт каждому участнику НОД по одному вееру и, по своему примеру, предлагает помахать на себя веером
. Возьмите ребята каждый по одному вееру и попробуйте помахать им на себя. Что вы ощущаете?
Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?
-Можно подуть себе на руку. .Опять дует ветерок
(ответы детей. Воспитатель с помощью вопросов подводит детей к выводу, что воздух можно почувствовать).
Воспитатель: А что бы убедиться в этом, давайте поиграем в игру « Угадай по запаху».
Закройте глаза и вздохните воздух. Чувствуете? ( игра повторяется апельсин). Запахи распространяются по воздуху, поэтому мы можем их чувствовать, когда вдыхаем воздух.
Карлсон: Я вам прилетел чтобы поиграть, а вы всё опыты да опыты, давайте поиграем в игру.
Дети и педагог играю в игру «Раздувайся пузырь»
Карлсон: Ребята, когда я к вам летел, то встретил своего друга, он необычный, невидимый. Если угадаете загадку- узнаете, кто это.
Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задевает.
Одним проходу не дает,
Других он прогоняет. ( Ветер)
Точно, это он ветер, мы любим с ним шалить. А что такое ветер? Воспитатель: Ветер- это движение воздуха, он вокруг нас, мы его не видим.
Воспитатель: Дети, а хотите на несколько минут стать ветром? ( подзываю детей и Карлсона к « морю»). Подуйте на воду. Что получается ( ответы детей) правильно волны, чем сильнее дуть тем больше волн. Теперь опустите на воду кораблики , дуйте , что происходит с корабликами ? А если нет ветра? ( ответы детей) . А если на море разбушевалась буря ( дети дуют сильнее). Здорово мы пошалили.
А теперь давайте напомним Карлсону все свойства воздуха: без запаха, прозрачный, легкий, не имеет цвета. И с каким природным явлением мы познакомились? ( ветер).
Молодцы, дети. Мы сегодня с вами славно потрудились . И вы, и Карлсон узнали много нового и интересного про ветер и воздух.
Карлсон. Спасибо ребята. Что вы мне рассказали о воздухе так много интересного, а что бы вы меня не забывали и чаще приглашали в гости я дарю вам воздушные шарики( дарит шарики) . Полетим скорее к Малышу и расскажу ему обо всём. До свидания!
Карлсон в гости прилетел!
Как красивы-посмотри! Мыльные пузыри!
Буря в стакане!
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Воздух вокруг нас, воздух есть везде"
Знакомство детей со свойствами воздуха....
"Воздух вокруг нас, воздух есть везде"
Конспект предназначен для воспитателей и детей средней группы....
Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)
Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...
План-конспект проведения опыта с воздухом в подготовительной к школе группе по теме: «Воздух вокруг нас»
Конспект содержит полный ход оытно-экспериментальной деятельности с воздухом, прописанный от вводной до заключителньой части....
План-конспект проведения опыта с воздухом в подготовительной к школе группе по теме: «Воздух вокруг нас»
Конспект содержит полный ход опытно-экспериментальной деятельности, вплоть от вводной до заключительной части....
Конспект занятия с детьми старшей группы по экспериментированию с воздухом "Воздух вокруг нас"
В ходе занятия продолжаем формировать целостное восприятие окружающего мира, развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности детей....