"Воздух вокруг нас"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Шнайдер Лилия Васильевна

Знакомство детей с качествами воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shariki.docx927.7 КБ

Предварительный просмотр:

 НОД по познавательно-исследовательской работе во второй младшей группе

«Воздух вокруг нас».             

Подготовила: воспитатель МБДУ «Зёрнышко»

                                                                               Шнайдер Лилия Васильевна

         

                                                            с. Новопесчаное     2020 г

Цели:

• знакомить с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем);

• развивать умение детей решать проблемные задачи;

• воспитывать интерес к экспериментированию;

• знакомить с новыми словами, обозначающими признаки воздуха.

Задачи:
Обучающие:
• Знакомить детей со свойствами воздуха;
• Формировать представление о том, что он занимает много места и обладает свойствами (невидимый, прозрачный, лёгкий, бесцветный);
• Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
• Вырабатывать у детей умение делать умозаключения и выводы в экспериментах.
Развивающие:
• Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
• Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
• Развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
• Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его со всеми доступными способами.

Словарная работа: бесцветный, невидимый, прозрачный.

Материалы:  воздушные шарики, для каждого ребёнка: стаканы с водой, коктейльные трубочки, полиэтиленовые пакеты, бумажные веера, магнитная доска (фланелеграф), магниты (крепления для фланелеграфа).

Ход  НОД

Дети входят в зал под музыку «Улыбка».

Воспитатель: 

Утром встали малыши,

В детский сад свой пришли.

Вам мы рады, как всегда.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь, друзья!

Дети: Здравствуйте! С добрым утром!.

1. Сюрпризный момент. Побудительная беседа (коммуникация).

Раздается стук в дверь и в группу забегает Карлсон.
Карлсон: Привет друзья. Узнали верно вы меня? ( обращает внимание на шарики), ой какое красивые шарики, мой любимый цвет, а где вы их взяли?
Воспитатель: Да мы и сами не знаем, откуда они к нам прилетели.

Карлсон: А я, кажется, догадался, чей это шарик, это мой друг Вини Пух потерял, он мне тоже подарил шарик ( достает из кармана), но он почему то не летает как ваш.

Воспитатель: Дети, давайте Карлсану всё раскажим что мы знаем о шариках.

 Кто знает какого они цвета?        - Красный и синий.

— Ой, что случилось с моим шариком? Почему он стал таким маленьким?

Воспитатель:

— Что же случилось, ребята, кто скажет? (ответы детей).

-Сдулся.

Воспитатель:

— Как вы думаете, чтобы шарик снова стал большим и красивым, что нужно сделать?

-Надуть.

- А как называются эти шарики?

      - Воздушные

- А вы знаете, почему они так называются?

2. Отгадывание загадки (худ. литература).

Воспитатель:

— Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать.

Через нос проходит в грудь (глубокий вдох носом)

И обратный держит путь (выдох ртом)

Он невидимый, но, всё же,

Без него мы жить не можем. (воздух)

Воспитатель: Почему же шарики называются воздушные?

- Потому что внутри шарика есть воздух.

Карлсон: А как надо заполнять его воздухом и где его взять это воздух? А он какой вкусный как варенье или конфеты?                                                                                                                                     Воспитатель: Воздух есть в каждом человеке, потому что мы им дышим, воздух есть вокруг нас.                                                                              Карлсон: А как же узнать , что он есть везде?
Воспитатель.  Дети сейчас покажут тебе опыты.

Сейчас мы с вами попадём в лабораторию.

Раз, два, три –вперёд пройди.

Раз, два, три –вокруг себя обернись.

Раз, два, три-в лаборатории очутись.

В лаборатории нужно соблюдать правила.

Правило№1. На столах ничего не трогать, без разрешения.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете отгадав загадку:

Он нам нужен чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

Что это?

Правильно воздух. Сегодня мы с вами изучим свойства воздуха и сделали вывод , нужен ли воздух людям, животным.

— Что вы здесь видите?(стаканы с водой, коктельные трубочки)

— Как вы думаете, для чего нам это нужно? (ответы детей). –что бы проводить опыты.

— Ребята, я хочу вам показать опыт.

Воспитатель:-  в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим. Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.

Дети проводят опыт.

Воспитатель: Сначало дуем потихоньку.  Что мы увидели в стакане?  

- Выходят пузырьки.     Что с ними происходит?                                                                             - Они поднимаются вверх.

- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.

-Мы дуем в трубочку, воздух выходит из нас в виде пузырьков.

-Теперь подуем ещё сильней. Что происходит?

Карлсон. Я, я, я знаю! В стакане поднялась сильная буря.

 Значит внутри нас тоже есть воздух?

-Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод — воздух лёгкий, поэтому он поднимается вверх в виде пузырьков.                       Для закрепления этого вывода предложить детям сравнить по весу два воздушных шарика: один наполнен воздухом, другой — водой. Предложить детям подбросить эти шары и проследить какой из шаров взлетит, а какой нет.

Воспитатель:  Посмотрите что стоит на столе у нас. ( сундучок ) Волшебный сундучок.

         Отгадайте загадку и вы узнаете что находится внутри.

-В мыльной воде родился,

-В шарик превратился.

К солнцу полетел,

Да не долетел-лопнул.( Мыльные пузыри)

Какие пузыри мы можем ещё пускать?  (Мыльные)

Как красивы – посмотри! –

Мыльные пузыри.

Стайкой по ветру летят

И на солнышке блестят.

Звучит музыка (из кинофильма  «Усатый нянь»

-Что находиться внутри мыльных пузырей? ( воздух)

Карлсон. Подумаешь, воздух! Я легко могу обойтись без воздуха. Зачем он нужен?
Воспитатель. Давайте проверим: может быть Карлсон прав? Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать, хотя бы немного. (Дети пробуют не дышать). А теперь ты Карлсон, сделай то же что и мы.
Карлсон. (Зажимает нос не дышит). Ой, ой! Лучше я буду дышать. Видимо без воздуха и правда, жить невозможно.
Воспитатель. Скажите, кто не может жить без воздуха?
Дети. Люди, животные.
Воспитатель. Карлсон, а ты сможешь летать без воздуха?
Карлсон. Ну и вопрос! Конечно не смогу. Мой пропеллер разгоняет воздух, поэтому я и летаю.

- Давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему опыту.

-Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух.

-Нет (ответы)

Воспитатель:

— Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель вместе с Карлсоном и детьми пытаются поймать воздух ладонями.)

Карлсон:

— А у меня ничего не получается! Может его и вовсе нет?

Воспитатель:

— Хотите я вас научу ловить воздух?

Опыт с полиэтиленовыми пакетами

Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одному полиэтиленовому пакету.

- Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто).

- Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух

 Предлагает детям раскрыть его и взять двумя руками. Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет.

        И закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?(Шарик,подушку)

-Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его.            Вывод:  Значит, воздух есть вокруг нас.

— А какого он цвета? Мы его видим?

(Воспитатель подводит детей к выводу, что воздух невидимый).

Карлсон:

— Что-то этот воздух какой-то невидимый… И поймать его невозможно… А почувствовать-то его можно?

Воспитатель:

— А мы сейчас это узнаем.

Опыт с веером.

Воспитатель раздаёт каждому участнику НОД по одному вееру и, по своему примеру, предлагает помахать на себя веером

. Возьмите ребята каждый по одному вееру и попробуйте помахать им на себя. Что вы ощущаете?

Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?

-Можно подуть себе на руку. .Опять дует ветерок

(ответы детей. Воспитатель с помощью вопросов подводит детей к выводу, что воздух можно почувствовать).

Воспитатель: А что бы убедиться в этом, давайте поиграем в игру « Угадай по запаху».
Закройте глаза и вздохните воздух. Чувствуете? ( игра повторяется   апельсин). Запахи распространяются по воздуху, поэтому мы можем их чувствовать, когда вдыхаем воздух.

Карлсон: Я вам прилетел чтобы поиграть, а вы всё опыты да опыты, давайте поиграем в игру.

Дети и педагог играю в игру «Раздувайся пузырь»


Карлсон: Ребята, когда я к вам летел, то встретил своего друга, он необычный, невидимый. Если угадаете загадку- узнаете, кто это.
Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задевает.
Одним проходу не дает,
Других он прогоняет. ( Ветер)
Точно, это он ветер, мы любим с ним шалить. А что такое ветер?                                          
Воспитатель: Ветер- это движение воздуха, он вокруг нас, мы его не видим.
Воспитатель: Дети, а хотите на несколько минут стать ветром? ( подзываю детей и Карлсона к « морю»). Подуйте на воду. Что получается ( ответы детей) правильно волны, чем сильнее дуть тем больше волн. Теперь опустите на воду  кораблики , дуйте , что происходит с корабликами ? А если нет ветра? ( ответы детей) . А если на море разбушевалась буря ( дети дуют сильнее). Здорово мы пошалили.
А теперь давайте напомним Карлсону все свойства воздуха: без запаха,  прозрачный, легкий, не имеет цвета. И с каким природным явлением мы познакомились? ( ветер).
Молодцы, дети. Мы сегодня с вами славно потрудились . И вы, и Карлсон узнали много нового и интересного про ветер и воздух.

Карлсон.  Спасибо ребята. Что вы мне рассказали о воздухе так много интересного, а что бы вы меня не забывали и чаще приглашали в гости я дарю вам воздушные шарики( дарит шарики) .   Полетим скорее к Малышу и расскажу ему обо всём. До свидания!

            Карлсон в гости прилетел!

                    F:\для лв\DSCN3802.JPG

Как красивы-посмотри!  Мыльные пузыри!

F:\для лв\DSCN3807.JPG

                 Буря в стакане!

G:\P3110582.JPG

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет!

G:\P3110578.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Воздух вокруг нас, воздух есть везде"

Знакомство детей со свойствами воздуха....

"Воздух вокруг нас, воздух есть везде"

Конспект предназначен для воспитателей и детей средней группы....

Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)

Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...

План-конспект проведения опыта с воздухом в подготовительной к школе группе по теме: «Воздух вокруг нас»

Конспект содержит полный ход оытно-экспериментальной деятельности с воздухом, прописанный от вводной до заключителньой части....

План-конспект проведения опыта с воздухом в подготовительной к школе группе по теме: «Воздух вокруг нас»

Конспект содержит полный ход опытно-экспериментальной деятельности, вплоть от вводной до заключительной части....

Конспект занятия с детьми старшей группы по экспериментированию с воздухом "Воздух вокруг нас"

В ходе занятия продолжаем формировать целостное восприятие окружающего мира, развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности детей....