" Я имею право "
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
- Формировать у детей элементарные представления о правах.
- Углубить понятия «Отечество», «тёзка».
- Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме: « Имя» - знакомство с происхождением имён.
- Упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.
- Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы.
- Совершенствовать общую и мелкую моторику: координацию движений и речи.
Способствовать воспитанию доброго отношения к себе и окружающим
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_ya_imeyu_pravo.docx | 84.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №11 «Буратино»
г. Невеля Псковской области» ___________________________________________________________
ул. Ленина д.36, г. Невель, Псковская область,182500
телефон: 8(81151) 2-16-29; e-mail: org2170@pskovedu.ru
Конспект ООД
«Я имею право…»
воспитатель
Андреенко Татьяна Геннадьевна
первая квалификационная категория
НЕВЕЛЬ
2021
Программное содержание:
- Формировать у детей элементарные представления о правах.
- Углубить понятия «Отечество», «тёзка».
- Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме: « Имя» - знакомство с происхождением имён.
- Упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.
- Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы.
- Совершенствовать общую и мелкую моторику: координацию движений и речи.
- Способствовать воспитанию доброго отношения к себе и окружающим.
Предварительная работа.
Рассматривание семейных фотографий, выставка рисунков на тему: «Моя семья», создание родословного древа, беседа: « Я и моё имя», слушание песни «Родина моя».
Оборудование.
Стулья расставлены по количеству детей полукругом. Кукла Домовёнок Кузя.
Картинка с изображением мальчика и девочки, земного шара, на котором написаны права ребёнка, иллюстрации сказочных героев: Айболит, Незнайка, Снегурочка, Белоснежка, Дюймовочка, Кот Котофеевич, глобус, аудиокассета с записью плача ребёнка, классической музыки, 2 коляски с куклами в разных чепчиках, с бирками на ручке, цветы на картоне и фломастеры на каждого ребёнка, «полянка» на большом листе бумаги, воздушный шар.
Словарная работа: право, Отечество, тёзка, новорождённый, фамилия, имя, родственник, отчество, глобус.
Структура занятия:
1. Сюрпризный момент – приход куклы Домовёнка Кузи. Загадывание загадки.
2. Организационный момент- игра «Ласковое имя».
3. Рассматривание глобуса.
4.Слушание плача маленького ребёнка.
5.Игра «Расшифруй имя».
6. Игра «Назови по-взрослому».
7. Д/ упражнение «Объясни значение имени.
8. Чтение стихотворения про Машу.
9. Физминутка.
10. Беседа по иллюстрациям сказочных героев.
11. Чтение отрывков из былины.
12. Вопросы и ответы.
13. Чтение стихотворения «8 Тань».
14. Игра «Назови родственное имя».
15. Беседа «Фамилия – что это?»
16. Инсценировка отрывка «Алиса в стране Зазеркалье».
17. Игра «Посади цветок».
18. Игра «Шарик лети»
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Здравствуйте дети:
Воспитатель:
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
Я, Домовенок Кузя, а ты кто?
Игра «Ласковое имя»
Воспитатель:
Добрый день, дети
Вы прекрасней всех на свете.
Вот таких хороших, умных, пригожих я приглашаю в путешествие.
Воспитатель показывает глобус: что это такое?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Для чего нам нужен глобус?
Дети: Чтобы рассматривать мир.
Воспитатель: Глобус – это маленькая модель земного шара. Наша земля очень большая, на ней живут миллиарды людей, более «200 наций. Все они похожи: у каждого есть своё тело, лицо. Но в тоже время люди разные, они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим.
Дети, как вы думаете, чем отличаются люди?
Дети: Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.
(Звучит плач грудного ребёнка)
Воспитатель: Дети, кто же это плачет?
Дети: Маленький ребёнок.
Воспитатель: Да, так плачут дети, которые только родились. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, отличаются ли эти малыши?
Дети: Они одинаковые, но у них разные чепчики: розовый и синий.
Воспитатель: Новорождённые дети почти всё время спят, их трудно отличить друг от друга. Чтобы мамы их не перепутали, врачи прицепляют малышам на ручку бирочки с номером (цифрой). Дети, а вам приятно бы было, если вас называли цифрой?
Дети: Нет.
Воспитатель: У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других. Домовенок Кузя загадает загадку, а вы догадаетесь, о чём она.
Домовёнок Кузя.
Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать.
Дети: Имя.
Воспитатель: Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.
А как вы думаете, зачем люди придумали имена?
Дети: Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого.
Игра «Расшифруй слово»
Воспитатель: У вас на столах лежат карточки с заколдованными словами. Используя специальные символы расшифруйте эти слова и выложите их из палочек.
(Дети выкладывают свои имена).
Воспитатель: Замечательно. У каждого из вас есть имя. Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли? (Ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю вам посмотреть отрывок из сказки «Алиса в стране Зазеркалье».
– Надеюсь, вы не намерены потерять своё имя?
– Конечно нет, – растерянно сказала Алиса.
– Не знаю, не знаю. Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: Иди к доске… – и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы можете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.
– Ничего из этого не выйдет, и всё равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Учительница скажет: «Эй, ты!» или «Эй», или ещё как-нибудь.
Воспитатель: Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Родители назвали вас разными именами. Когда вы пойдёте в школу, ваше имя станет полным. Ваши имена звучат по- разному и имеют свой смысл. Например: Оля – Ольга.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови себя по-взрослому» и объясни значение своего имени».
Саша – Александр – мужественный, защитник.
Алёша – Алексей – помощник, защитник.
Витя – Виктор – победитель
Кирилл – Солнечный, господин, владыка.
Жора – Георгий – земледелец.
Гриша – Григорий – бодрствующий, не спящий.
Марат – Лидер
Эльмир – красивый
Лия – Антилопа
Ильмира – красивая
Данис – знание
Физминутка
В небе солнышко взошло
И всем улыбнулось.
Нам вдруг стало хорошо
И больше не взгрустнулось.
Воспитатель: Давайте все вместе прочитаем стихотворение:
Марьюшка, Марусенька,
Машенька и Манечка
Захотели сладкого
Сахарного пряничка.
Воспитатель: Как зовут девочку?
Дети: Маша.
Воспитатель: Хоть и разные были названы имена, но так называлась одна девочка Маша. Когда она вырастет, её будут называть Мария.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови ласковые родственные имена».
(Витя – Витюша, Витенька, Витёк, Витюнюшка, Витюнчик, Витюшок.
Саша – Сашок, Сашенька, Сашунчик, Саня, Сашуля).
Воспитатель: Дети, посмотрите на картинки и скажите, кто на них нарисован?
Дети: Дюймовочка, Айболит, Снегурочка, Незнайка, Белоснежка, Кот
Воспитатель: Эти сказочные герои с разными чертами характера, поведения. А кто объяснит, почему их так назвали?
Дети: Айболит – лечит тех, кто болеет,
Снегурочка – девочка из снега,
Незнайка – мальчик, который ничего не знает,
Белоснежка – девушка, белая, как снег.
Воспитатель: Дети, посмотрите и скажите, кто это?
Дети: Богатыри.
Воспитатель: Да, это богатыри. Это Добрыня – добрый человек. А про этого богатыря послушайте отрывок из былины:
В чистом поле пыль поднимается
Илья Муромец, сын Иванович
К Соловью приближается.
Назовите имя богатыря?
Дети: Илья.
Воспитатель: Когда вы вырастите и будите взрослыми, к вашему имени прибавиться отчество. Оно произошло от слова «Отечество». Кто напомнит мне, что оно обозначает?
Дети: Отечество – это Родина.
Воспитатель: На Руси отчество давали по имени отца. Илья Муромец, сын Иванович. Значит, отца Ильи звали Иван. А Илью – Илья Иванович. А как звали отца вот этого сказочного героя? (Показывает на Кота).
Дети: Кот.
Воспитатель: Значит это Кот Котофеевич. Вы все знаете, как зовут вашего папу. Подумайте и назовите своё отчество.
(Дети называют отчество)
Воспитатель: На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например: Саша – девочка, мальчик. Таких людей называют «тёзками». Послушайте стихотворение:
В первом классе 8 Тань,
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу 8 Тань.
А ведь можно очень просто разобраться в новичках. Как же отличить девочек?
Дети: По фамилии.
Воспитатель: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.
Воспитатель: Когда вы родились, вам выдали вот такое «Свидетельство о рождении» (показывает), когда вам исполниться 14 лет вам выдадут другой документ (показывает). Прочитайте, как он называется? (Паспорт). В паспорте будут написаны ваши Фамилия, Имя, Отчество.
На столах лежат цветочки. Напишите на них свои фамилии и имена и посадите на лесную полянку, чтобы Кузя мог полюбоваться ими и вспомнить о нашей встрече.
(Дети пишут имена и прицепляют цветы на полянку).
Воспитатель: Скажите, с чем мы сегодня познакомились?
Дети: Каждый ребёнок имеет право на собственное имя. Узнали о происхождении имён, отчеств, фамилий.
Воспитатель: Дети, вы живёте в одном городе, ходите в одну группу, вы очень дружные ребята. На воздушном шарике я написала ваши имена. Мы выпустим этот шар на улицу и все вокруг узнают, есть детский сад «Машенька» в нём живут такие дружные ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")
Целью данной НОД является формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка....
конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")
Целью данной НОД является формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка. для создания конспекта была использована литература: Зеленова Н.Г. "Я реб...
Краткосрочный проект детско - родительских отношений в ДОУ "Имею право на права"
Данный проект содержит практический материал по реализации проекта детско - родительских отношений в ДОУ. Проект охватывает работу с детьми, педагогами и родителями....
Права ребенка в рамках проекта "Я имею право"
Методический материал...
Родительское собрание на тему: " Конвенция о правах ребёнка" и презентация «Я имею право!»
Конвенция связывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту. Поэтому так важно, чтобы родители знали свои прав...
"Я имею права, я имею обязанности"
Конспект занятия о развитии правового мировоззрения и представления о нравственности....
Конспект совместной деятельности в подготовительной группе по формированию у детей элементарных представлений о правах. «Я имею право на имя».
Конспект совместной деятельности в подготовительной группе по формированию у детей элементарных представлений о правах «Я имею право на имя»....