«Формирование у старших дошкольников естественнонаучных представлений посредством экспериментальной деятельности».
статья по окружающему миру (старшая группа)

Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование  у старших дошкольников естественнонаучных представлений посредством экспериментальной деятельности».

       Одним из важнейших направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы. Этому вопросу в нашем детском саду уделялось и уделяется в настоящее время достаточно много внимания. Нашими педагогами накоплен огромный опыт в этом направлении.

   В процессе эксперимента развивается аналитико–синтетическая деятельность ребенка, наглядно-образное мышление, развивается самостоятельность и инициативность. Дети учатся размышлять, формировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.

     Знания о физических явлениях позволяют выяснить закономерности и взаимосвязи различных явлений. Таких как: состояние разных   веществ, свойства воды, воздуха, магнита и т. д.     Выявление скрытых свойств явлений неживой природы положительно влияет на формирование у дошкольников материалистических представлений о природе. При организации специального обучения дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но и некоторые несложные связи и закономерности.

Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста наиболее эффективно в процессе экспериментирования.

      «Детское экспериментирование» развивает логическое мышление и словесно – логические операции, все виды памяти, что ведет к высокому уровню познавательного развития в дальнейшем.

   Процесс познания – творческий процесс, и  задача дошкольных педагогов, на мой взгляд, должна быть направлена на поддержание и развитие в ребенке интереса к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Как показывает практика дети старшего дошкольного возраста очень пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Предметная «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.

   В процессе своей педагогической деятельности я не преподношу детям знания и истину в готовом виде, а учу их искать и находить новые проблемы, решать их, тем самым, открывая для себя новые знания.

    При таком обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребенком в творческой деятельности. Все это способствует воспитанию у детей самостоятельного, творческого мышления дошкольников.

       Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому важно, чтобы они учились размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Задача педагога в этом случае заключается в следующем – необходимо связать результаты исследований работы с практическим опытом детей, уже имеющимися знаниями и подвести их к пониманию закономерностей.

   Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.  Для поддержания интереса к экспериментированию в своей работе практикую задания детям, в которые проблемные ситуации и моделируются от имени сказочного героя.

    Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких «открытий», которые вызывают чувство удовлетворения от проделанной работы.

     В процессе экспериментирования дошкольники старшего возраста получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет? Если?), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.  

     При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Очень важно, чтобы данное обучение в первую очередь предполагало отсутствие, какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Проблемное обучение легко познается через «детское экспериментирование».

     Это помогает создать отношения сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.   Мое отношение с детьми старшего дошкольного возраста при работе в данном направлении строится на основе партнерства. Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы.

   Познавательные занятия с элементами детского экспериментирования с детьми среднего дошкольного возраста часто строятся на стремлении вызвать удивление от открытий, поэтому удивляются вместе с детьми и удивляют их Незнайка, Почемучка, Зайка - Любознайка и т.д. Все герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. Все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности.

     Но не все дети сами могут найти проблему – нужна помощь воспитателя, который преднамеренно создает   для ребенка проблемную ситуацию. Самое главное, чтобы в проблемном вопросе присутствовали противоречия, только в этом случае проблемная ситуация является толчком к развитию. Ребенку не хватает знаний и опыта, чтобы объяснить все эти процессы – поэтому помощь взрослого необходима. Опытный воспитатель, создав для юных исследователей проблемную ситуацию, не станет торопиться с готовым ответом, а даст возможность каждому проявить силу мышления.

  Использование в своей работе исследовательского метода, поисково-проблемных и игровых ситуаций, способствующих повышению интеллектуальной активности детей, не только обогащает ребенка знаниями, но и учит последовательно мыслить, находить закономерности между явлениями и событиями, концентрировать внимание на важном объекте. Приобретенный в старшем дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развиваться творческим способностям. 

     В нашем дошкольном учреждении силами педагогов оснащаются группы необходимыми материалами, которые используются при экспериментальной деятельности и направлены на освоение дошкольниками элементарных естественнонаучных представлений. При помощи глобуса дети наглядно видят смену дня и ночи, в ходе опытов наблюдают некоторые физические явления и процессы (такие, как замерзание, таяние, испарение, фильтрация воды и др.). В старшем дошкольном возрасте детей интересуют причины довольно сложных явлений - почему идет дождь? Где солнышко ночует?

     Для наглядного сопровождения рассказа педагогу целесообразно использовать глобус, карту звездного неба, макет телескопа и ракеты, часы, лупы, весы. Использование таких «недетских» приборов способствует развитию интереса и наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста. Собираем совместно с детьми коллекции камней, ракушек, гербарий цветов и т.д.

Мною в работе с детьми использую следующие формы педагогической деятельности: прогулки (к оврагу, к роднику, экскурсии) проводим с детьми опыты («Имеет ли вода форму, цвет, запах?»«Строим песочные туннели»), беседы («Что такое природа?»«Какие бывают камешки?»«Разнообразие морских ракушек.), эксперименты «Что нужно для роста растений?» «Откуда берется дождь»«Воздух и его свойства»)

    Вся работа по формированию  естественно - научных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования проводится в трех направлениях: работа с детьми, работа с родителями и методическая работа.

Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира. Родители в данном процессе играют большую роль, они могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Для работы с семьей использую следующие формы: тематические выставки («Я – исследователь»«Маленький любознайка», фотовыставки («Мы познаем мир»«Мама, папа, я – самая экспериментальная семья»«Мой любопытный возраст», проводим различные конкурсы («Новый наряд для новогодней елочки»).

В группе имеются материалы для исследований:

  • образцы песка, глины, чернозема; 
  • камни (галька, гравий, керамзит);
  • медь, железо, уголь, магнит; смола, асфальт, мел, резина, каучук;
  • семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи, и др.), зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис, греча и др.);
  • семена огородных культур;
  • гербарий (растения, произрастающие в нашей местности и в парке); 
  • соль, сахар, лимонная кислота;

Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся на местности, где они живут. Для активизации детской исследовательской деятельности мы используем оборудование:

  • разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т.д.);
  • шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые), воронки, сито;
  • увеличительные стекла, лупы (микроскоп); 
  • измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.); 
  • фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька;
  • компас, бинокль;
  • пилочки, наждачная бумага, пипетки;
  • губка, пенопласт, поролон, вата и т.д.;
  • микроскопы, глобус.

С дошкольниками старшего возраста систематически проводятся игры - эксперименты с песком («Песочная фигура», «Песочный конус», «Где вода?» «Ветер и песок»), с воздухом («Поиск воздуха», «Реактивный шарик», «Ветер в комнате», «Танцующая свеча») и т.д.

    Таким образом, экспериментирование с соответствующим физическим материалом позволяет получить более полную информацию об изучаемом предмете или явлении; увидеть то, что было недоступно пониманию при словесном изложении педагога, сделать эффективным процесс ознакомления; полнее удовлетворить естественную любознательность. Немало важно и то, что в процессе экспериментирования развивается самостоятельность и инициатива ребенка.

    Опыты помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить связи между ними. Благодаря опытам у детей развивается наблюдательность, способность сравнивать и сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

    При данном виде обучения я всегда помню о том, что каждый ребенок талантлив, и каждый день работы с детьми – это поиск новых подходов, интересных ситуаций и нестандартных объяснений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у старших дошкольников математических представлений посредством русских народных сказок.

Особая роль скакзки состоит в том, что она делает процесс обучения эмоциональным и действенным. Таким образом, можно сказать, что сказка представляет собой многословное, сложное, педагогическое явлени...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»

«Развитие  познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»...

Формирование у старших дошкольников математических представлений посредством русских народных сказок

Трудно представить мир ребёнка без сказки. «Детство» и «сказка» — понятия неотделимые. Однажды придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память......

"Сюжетно ролевая игра, как средство формирования у старших дошкольников элементарных представлений о профессиональной деятельности взрослых"

Решаем проблему: педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?...

Программа самообразования педагога на тему: "Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с ТНР посредством опытно - экспериментальной деятельности"

Программа самообразования педагога на тему: "Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с ТНР посредством опытно - экспериментальной деятельности"...

Учебно-игровая деятельность для детей старшего дошкольного возраста по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений.

Конспект непосредственно образовательной деятельности: "Забавные фокусы":Учебно-игровая деятельность для детей старшего дошкольного возраста по формированию у дошкольников естественнонаучных...

Формирование у старших дошкольников основ безопасности посредством продуктивной деятельности.

Продуктивная деятельность - самый результативный метод для закрепления пройденного материала по ознакомлению с правилами безопасности, возможность отразить свои впечатления и опыт, передать образы воо...