Программа кружка по экологии "Юный Эколог"(средняя группа)
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёхлетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых , то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира.В моей программе отражены все аспекты ,есть годовой план по занятиям на каждый месяц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 957.07 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Воспитатель: ЛАСЬКОВА Е.А.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………стр.2
Цели и задачи…………………………………………………………..стр.3
Принципы программы работы экологического кружка…………стр.4
Этапы экологического воспитания по программе кружка…... стр.5
Организация деятельности и режим экологического кружка…..стр.6
Методы, используемые для реализации работы кружка…………стр.6
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми………………….стр.7
Основные требования к уровню подготовки воспитанников……стр.7
Работа с родителями в рамках кружка………………………………стр.8
Тематический план кружка………………………………………….стр.10
Пояснительная записка
В стране существует ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования:
- Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994г;
- Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994г;
- Проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.
- Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р)
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ и пр.
5 января 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. В 2017 году пройдет Год экологии и Год особо охраняемых природных территорий. Об этом сообщается на официальном сайте Минприроды России.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.
«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное воспитание. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе – «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда.
Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёхлетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
Цель программы работы кружка:
Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой понимать и любить окружающий мир.
Привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.
Задачи программы экологического кружка:
- Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе,
- умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе;
- Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц...)
- Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека, воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
- Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о животных, их детенышах;
- Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов;
- Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).
- Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
Принципы программы работы экологического кружка:
- Экологическое воспитание, в свою очередь, только тогда станет эффективным, когда различные аспекты его содержания основываются на принципах:
- Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей
- Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
- Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
- Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
- Принцип системности. Деятельность планируется систематически, системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы.
- Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями, используя элементы классификации знаний.
Направления работы экологического кружка:
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Отличительные особенности программы кружка:
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Этапы экологического воспитания по программе кружка:
- Интерес ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающийся попытками их анализировать;
- Участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
- Общение с представителями животного и растительного мира, вызванное заботой о них;
- Выполнение ряда правил поведения в окружающей среде.
Организация деятельности и режим экологического кружка:
Кружок проводится 1 раз в неделю –(в понедельник или четверг, в зависимости от смены воспитателя), 4 раза в месяц во вторую половину дня в 15.40 – 16.00 ч продолжительностью 20 минут.
Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы в средней группе с детьми 4-5 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
Наглядные методы:
- - экскурсии, целевые прогулки;
- - наблюдения;
- - рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- - проведение дидактических игр;
Словесные методы:
- - чтение литературных произведений;
- - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
- - проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- - загадывание загадок;
Практические методы
- - организация продуктивной деятельности детей;
- - оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- - проведение опытов
- - изготовление с детьми наглядных пособий
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми.
- Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
- Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
- Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
- Владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования.
- Понимать ценность природных объектов
Основные требования к уровню подготовки воспитанников.
Дети средней группы должны знать:
- Правила поведения в природе.
- Растения и их характерные признаки.
- Основные признаки диких и домашних животных.
- Виды птиц своей местности.
- Несколько видов явлений неживой природы.
Иметь представление:
- О перелётных птицах.
- О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
- Об охране природы.
- О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
- О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
Уметь:
- Выполнять правила поведения на природе.
- Обеспечивать уход за растениями уголка природы.
- Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на
- участке, уборка мусора).
- Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.
Из программы Н.Е Вераксы
Расширять представления детей о природе.
Знакомить с домашними животными, декоративными рыбками (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др.), птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.).
Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).
Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).
Расширять представления о фруктах (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощах (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодах (малина, смородина, крыжовник и др.), грибах (маслята, опята, сыроежки и др.).
Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.
Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).
В процессе опытнической деятельности расширять представления детей о свойствах песка, глины и камня.
Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.
Закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
Учить детей замечать изменения в природе.
Рассказывать об охране растений и животных.
Сезонные наблюдения
Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.
Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).
Привлекать к участию в сборе семян растений.
Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.
Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы.
Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.
Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.
Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.
Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.
Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.
Формировать представления детей о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.
Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.
В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины.
Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.
Работа с родителями в рамках кружка:
Работа кружка малоэффективна, если родители не станут помощниками в экологическом воспитании детей.
Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются в семье. Нужно сделать родителей участниками образовательно - воспитательного процесса через домашние задания, экскурсии, конкурсы; периодически проводить консультации, собрания.
Конкурс стенгазет «Ах это удивительное лето!»
Конкурс фотографии «Я в мире осени»
Конкурс рисунков «Берегите лесную красавицу-ёлочку»
Конкурс мини-плакатов «Бережём ресурсы нашей планеты» (вода, электричество и т.п.)
Акция «Покормите птиц зимой»
Акция «Цветы -улыбка природы» (совместное посадка цветов или деревьев (дети и родители))
В течение года запланировано оформить следующие папки-передвижки и консультации для родителей.
«Экологическое воспитание детей в семье»
«Прогулки в природу»
«Осень золотая»
«Учимся наблюдать за изменениями в природе осенью»
«Витамины от А до Я»
«Расскажите детям о лекарственных растениях»
«Берегите окружающую природу», «Внимание, первоцвет»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА
сентябрь
неделя | тема | программное содержание | Формы работы |
1неделя четверг | «Наш дом природа» | Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе | 1. Наблюдение на экологической тропе «Что такое природа?» 2. Дать понятие живая, не живая природа. 3. Беседа: «Дом – жилище человека» и «Дом - природа» 4. Д/и «Живая – не живая» 5. Внести календарь природы. |
2 неделя понедельник | «Путешествие в страну осень» | Закреплять представления детей об осени, её признаках. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе. | 1. Наблюдение за состоянием погоды на участке. 2. Чтение стихотворений На тему «Осень». 3. Беседа о сезонных изменениях в природе. Показ презентации 4. Работа с календарём природы. |
3 неделя четверг | «Лес
| Дать представление о том, что в лесу растёт и кто живёт. Учить распознавать 4-5 вида деревьев, кустарников. Уточнить сезонные изменения в жизни растений. Воспитывать у детей любовь к природе. | 1. Что такое лес? 2. Рассказ о том, что растёт в лесу и кто там живёт. 3. Рассматривание иллюстраций «Лесные животные» |
4 неделя понедельник | «Царство грибов» | Познакомить детей с грибами, где они растут. Дать понятие съедобные, несъедобные. | 1. Рассмотреть иллюстрации «Грибы» 2. Рассказ о грибах. 3.Рисование и лепка «Грибы» |
октябрь
неделя | тема | программное содержание | Формы работы |
1неделя понедельник |
«Овощи и фрукты» | Закреплять представление детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Рассказать о значении овощей и фруктов в жизни животных и человека. | 1. Рассматривание иллюстраций с их изображением. 2. Разгадывание загадок. 3. Игра «Угадай на вкус», «Теневое лото» |
2 неделя четверг | «Мусор нам не нужен» | Познакомить детей с понятием мусор; уточнить представление детей об источниках возникновения мусора; развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду | 1.Беседа «От чего планета грустит, от чего радуется» 2 Д/и «Сортировка мусора» |
3 неделя понедельник | «Экологические знаки» | Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу и в других природных сообществах). . | 1.Рассматривание экологических знаков 2.Беседа «Что нельзя и почему» |
4 неделя четверг | «Мир растений» | Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по строению, запаху, окраске. | 1. Рассматривание иллюстраций. 2. Дидактические игры: «Собери букет». «Узнай растение» |
ноябрь
неделя | тема | программное содержание | Формы работы |
1неделя понедельник | Учимся любить природу, через произведения К. Паустовского | Познакомить с рассказами и сказками. Показать, что вся красота кроется в повседневности, это просто нужно уметь видеть. | 1.Чтение» Заботливый цветок» 2.Беседа «Как заботиться о природе. 3.Рисование «Кипрей» |
2 неделя четверг | «Перелётные птицы» | Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах в осенний период: собираются в стаи, улетают на юг. Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. | 1. Рассмотреть иллюстрации птиц. 2. Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края». 3. Просмотр мультфильма о птицах «Серая шейка» |
3 неделя понедельник | «Насекомые» | Способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трёх основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их. | 1. Рассмотреть иллюстрации. 2. Рассказ о том, какую пользу приносят насекомые. |
4 неделя четверг | «Домашние животные – друзья человека» | Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). | 1. Беседа о домашних животных. 2. Отгадывание загадок про домашних животных. 3. Игра «Кого не стало». |
декабрь
неделя | тема | программное содержание | Формы работы |
1неделя |
«Красная книга»» | Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями и животными. | 1 Знакомство с красной книгой 2.Д/и «Животное и его тень». 3.Рассматривание иллюстраций. |
2 неделя | «Растения зимой» | Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развивать познавательную активность детей. Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее. | 1. Рассмотреть иллюстрацию зимнего пейзажа 2. Беседа «Для чего растениям снег» 3. Наблюдение за деревьями. |
3 неделя | «Хвойные деревья» | Расширять представление детей о сосне, её полезных свойствах. Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том, как долго растут деревья. Воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства. | 1. Дать понятие хвойные деревья. 2. Беседа о сосне. 3. Рассматривание шишек. |
4 неделя | «Зимующие птицы» | Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц. Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам. | 1. Рассмотреть иллюстрации «Зимующие птицы» 2. Рассказ о жизни птиц зимой 3. Беседа «Чем мы можем помочь птицам. 4.Д/и «Зимующие птицы» |
январь
неделя | тема | программное содержание | Формы работы |
1неделя | праздники | праздники | праздники |
2 неделя | «Зимние явления в неживой природе» | Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе. Развивать способность анализировать и обобщать | 1. Дать определение понятию - зимние явления. 2. Беседа «Если на улице сильный мороз» |
3 неделя | «Лесные животные» | Формировать представления детей о жизни животных в холодный период. Учить распознавать следы лесных обитателей на снегу. Воспитывать любовь и сочувствие к животным. | 1.Рассмотреть иллюстрации «Лесные животные» 2.Рассказать о жизни диких животных в лесу (чем питаются животные зимой, способы передвижения, места обитания) |
4 неделя | «Волшебная льдинка» | Познакомить детей с понятием – лёд. Формировать интерес к определению свойств льда с помощью опытов. Воспитывать осторожность на льду. Активизировать словарь детей: опасный, холодный лед. | 1.Опыты со льдом 2.Беседа о правилах поведения на льду |
февраль
неделя | тема | программное содержание | Формы работы |
1неделя |
Наблюдения «Морозные узоры» | Сформировать представления о том, что вода бывает разной. Развивать познавательный интерес. | 1.Наблюдение за морозными узорами на стекле. Что будет, если дотронуться ладошкой до окон с узорами? 2. Чтение стихотворения «Ледяные цветы» Ю. Марцинкявичус 3. Обсуждение стихотворения. |
2 неделя | Наблюдения «Снег» | Формировать представление детей о свойствах снега, от чего они меняются. Вспомнить о защитных свойствах снега. | 1. Наблюдение за свойствами снега (Какого цвета снег в солнечную погоду, в пасмурную? Когда он блестит? Когда хорошо лепится? В какую погоду он хрустит под ногами? и т.д.) 2. Беседа о защитных свойствах снега. |
3 неделя | «Воздух» | Формировать знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Формировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. | 1. Познакомить детей с воздухом и его свойствами, способами его обнаружения. 2. Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого 3. Игра – эксперимент «Дуем – играем |
4 неделя | «Как рождается ветер» | Дать представление о движении воздуха (ветре). Показать детям роль ветра в природе и жизни человека. Закреплять знания детей о воздухе | 1. Видеофильмы «Что такое воздух?», «Как рождается ветер?» 2. Наблюдение за ветром (использование вертушек |
март
неделя | тема | программное содержание | Формы работы |
1неделя | «Весенние явления в неживой природе» | Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой | 1. Рассмотреть иллюстрацию «Весна» 2. Беседа «Признаки весны» |
2 неделя | «Водоемы родного края» | Сформировать у детей представление о реке Еменке; Дать представление о водоёмах (пруд, болото, озеро, река, море). | 1. Рассматривание иллюстраций. 2. Беседа о водоемах. 3. Д/и «Озёра нашего края» |
3 неделя | «Рыбы наших водоемов». | Расширить сведения детей о многообразии видов рыб. Воспитывать бережное отношение к обитателям рек и к природе в целом. | 1. Беседа о рыбах. 2. Дидактическая игра «Что есть у рыбы». |
4 неделя | «Как солнце жизнь дает земле» | Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. Развивать познавательный интерес | 1. Чтение и рассматривание иллюстраций «География для малышей» 2. Просмотр мультфильма «Краденое солнце» |
апрель
неделя | тема | программное содержание | Формы работы |
1неделя |
«Земля - мой дом» | Дать представление о суше и водном пространстве, разнообразие рельефа земной поверхности, видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. | 1. Беседа «Где я живу» 2. Игра «Кто живёт на суше, а кто в воде». 3. Беседа о звёздах 4. Рисование» Звёздное небо». |
2 неделя | «Огород на окошке» | Показать зависимость роста растений от условий. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность. | 1. Беседа «Что нужно растению?» 2. Посадить лук, петрушку. 3. Дальнейшие наблюдение и уход |
3 неделя | «Первоцветы» | Познакомить детей с понятием первоцветы и с некоторыми их представителями: мать-и-мачеха, подснежник, крокус. Дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек. Побуждать детей радоваться первым в весенним цветам – подснежникам. Продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. | 1. Дать понятие о красной книге. 2. Дать представление о ранних цветах – первоцветах, особенностями внешнего вида и строения |
4 неделя | «Встречаем птиц» | Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить особенности строения птиц, сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) Первый прилет стрижей, ласточек и т. д. | 1. Рассмотреть иллюстрации птиц. Вспомнить их названия 2. Загадать загадки про птиц. 3. Беседа «Для чего нужен скворечник» |
май
неделя | тема | программное содержание | Формы работы |
1неделя |
«Человек – живой организм» | Подвести к осознанию себя как живого существа, которое имеет свои особенности и потребности. Формировать представление детей, о некоторых органах человека, о положительном и отрицательном влиянии на них. | 1. Рассмотреть энциклопедию «Тело человека» Рассказ об органах человека 3. Беседа «Что для человека вредно, а что полезно. |
2 неделя | «Цветущий сад» | Познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением). Продолжать устанавливать связи между изменениями условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства. | 1. Наблюдение за яблоней. 2. Беседа «Почему цветут деревья» (установить связь с погодными условиями) 3 . |
3 неделя | «Что такое облака, дождь, гроза?» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков. Познакомить с явлением весной –грозой в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. | 1 Рассматривание иллюстраций 2. Беседа о правилах безопасности при грозе |
4 неделя | Итоговое развлечение «В мире природы» | Развлечь детей. Формировать положительные эмоции к окружающему нас миру, к природе и всему живому. Развивать чувство красоты, желание участвовать в конкурсах и играх. |
Праздник |
Используемая литература
1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей группы детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева. – 4-е издание. – М.: Просвещение, 2002. – 208 с.
4. Сборник конспектов занятий по экологическому воспитанию детей.
5. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. – 96 с.
6. С.Н. Николаева «Юный эколог» - М. Мозаика-синтез, 2010.
7. Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
8. Л.П. Молодова «Экологические праздники с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
9.Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д». 11. Т.А. Шорыгина «Кустарники. Какие они», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д».
10.Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д».
11.Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д». Хрестоматия для детского сада (Стихи и рассказы о природе), Москва 2006г., Изд. «ДРОФА-ПЛЮС».
12. Интернет -ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка “Эвристика” для детей средней группы
Развитие логического мышления с детства имеет огромное значение для общего развития ребенка. Уже в раннем детстве логические процессы выражаются в играх, служат только отголоском того, что...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/12/picture-815052-1473703953.jpg)
Рабочая программа кружка «Творческая мастерская» в средней группе
Рабочая программа в которой описана работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка.Происходит не только сенсо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/08/picture-944408-1504892856.jpg)
Программа кружка "Умелые пальчики"для средней группы.
Кружок "Умелые пальчики" для средней группы....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/13/picture-1064729-1573643097.jpg)
Рабочая программа кружка «Волшебная бумага» в средней группе на 2017-2018 учебный год
laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словам...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/24/picture-1192058-1574594486.png)
План-программа кружка «Хочу рисовать» В средней группе № 3 «Речецветик» На 2019-2020 уч. Год.
laquo;Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить»В.А. Сухомлинский Пояснительная запискаФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного обра...
Рабочая программа кружка "Зелёный огонёк" в средней группе
Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым языком»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/11/picture-994206-1515695532.jpg)
Программа кружка "Детская STEAM-лаборатория" средняя группа
Годовая программа по кружковой работе в ДОУ. За основу взята авторская программа Е.А.Беляк "Детская универсальная STEAM-лаборатория"...