Программа кружка по экологии "Юный Эколог"(средняя группа)
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёхлетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых , то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира.В моей программе отражены все аспекты ,есть годовой план по занятиям на каждый месяц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_ekologii_yunyy_ekolog_srednyaya_gruppa.docx | 957.07 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Воспитатель: ЛАСЬКОВА Е.А.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………стр.2
Цели и задачи…………………………………………………………..стр.3
Принципы программы работы экологического кружка…………стр.4
Этапы экологического воспитания по программе кружка…... стр.5
Организация деятельности и режим экологического кружка…..стр.6
Методы, используемые для реализации работы кружка…………стр.6
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми………………….стр.7
Основные требования к уровню подготовки воспитанников……стр.7
Работа с родителями в рамках кружка………………………………стр.8
Тематический план кружка………………………………………….стр.10
Пояснительная записка
В стране существует ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования:
- Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994г;
- Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994г;
- Проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.
- Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р)
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ и пр.
5 января 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. В 2017 году пройдет Год экологии и Год особо охраняемых природных территорий. Об этом сообщается на официальном сайте Минприроды России.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.
«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное воспитание. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе – «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда.
Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёхлетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
Цель программы работы кружка:
Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой понимать и любить окружающий мир.
Привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.
Задачи программы экологического кружка:
- Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе,
- умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе;
- Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц...)
- Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека, воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
- Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о животных, их детенышах;
- Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов;
- Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).
- Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
Принципы программы работы экологического кружка:
- Экологическое воспитание, в свою очередь, только тогда станет эффективным, когда различные аспекты его содержания основываются на принципах:
- Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей
- Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
- Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
- Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
- Принцип системности. Деятельность планируется систематически, системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы.
- Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями, используя элементы классификации знаний.
Направления работы экологического кружка:
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Отличительные особенности программы кружка:
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Этапы экологического воспитания по программе кружка:
- Интерес ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающийся попытками их анализировать;
- Участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
- Общение с представителями животного и растительного мира, вызванное заботой о них;
- Выполнение ряда правил поведения в окружающей среде.
Организация деятельности и режим экологического кружка:
Кружок проводится 1 раз в неделю –(в понедельник или четверг, в зависимости от смены воспитателя), 4 раза в месяц во вторую половину дня в 15.40 – 16.00 ч продолжительностью 20 минут.
Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы в средней группе с детьми 4-5 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
Наглядные методы:
- - экскурсии, целевые прогулки;
- - наблюдения;
- - рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- - проведение дидактических игр;
Словесные методы:
- - чтение литературных произведений;
- - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
- - проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- - загадывание загадок;
Практические методы
- - организация продуктивной деятельности детей;
- - оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- - проведение опытов
- - изготовление с детьми наглядных пособий
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми.
- Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
- Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
- Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
- Владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования.
- Понимать ценность природных объектов
Основные требования к уровню подготовки воспитанников.
Дети средней группы должны знать:
- Правила поведения в природе.
- Растения и их характерные признаки.
- Основные признаки диких и домашних животных.
- Виды птиц своей местности.
- Несколько видов явлений неживой природы.
Иметь представление:
- О перелётных птицах.
- О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
- Об охране природы.
- О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
- О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
Уметь:
- Выполнять правила поведения на природе.
- Обеспечивать уход за растениями уголка природы.
- Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на
- участке, уборка мусора).
- Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.
Из программы Н.Е Вераксы
Расширять представления детей о природе.
Знакомить с домашними животными, декоративными рыбками (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др.), птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.).
Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).
Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).
Расширять представления о фруктах (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощах (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодах (малина, смородина, крыжовник и др.), грибах (маслята, опята, сыроежки и др.).
Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.
Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).
В процессе опытнической деятельности расширять представления детей о свойствах песка, глины и камня.
Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.
Закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
Учить детей замечать изменения в природе.
Рассказывать об охране растений и животных.
Сезонные наблюдения
Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.
Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).
Привлекать к участию в сборе семян растений.
Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.
Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы.
Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.
Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.
Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.
Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.
Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.
Формировать представления детей о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.
Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.
В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины.
Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.
Работа с родителями в рамках кружка:
Работа кружка малоэффективна, если родители не станут помощниками в экологическом воспитании детей.
Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются в семье. Нужно сделать родителей участниками образовательно - воспитательного процесса через домашние задания, экскурсии, конкурсы; периодически проводить консультации, собрания.
Конкурс стенгазет «Ах это удивительное лето!»
Конкурс фотографии «Я в мире осени»
Конкурс рисунков «Берегите лесную красавицу-ёлочку»
Конкурс мини-плакатов «Бережём ресурсы нашей планеты» (вода, электричество и т.п.)
Акция «Покормите птиц зимой»
Акция «Цветы -улыбка природы» (совместное посадка цветов или деревьев (дети и родители))
В течение года запланировано оформить следующие папки-передвижки и консультации для родителей.
«Экологическое воспитание детей в семье»
«Прогулки в природу»
«Осень золотая»
«Учимся наблюдать за изменениями в природе осенью»
«Витамины от А до Я»
«Расскажите детям о лекарственных растениях»
«Берегите окружающую природу», «Внимание, первоцвет»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА
сентябрь
неделя | тема | программное содержание | Формы работы |
1неделя четверг | «Наш дом природа» | Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе | 1. Наблюдение на экологической тропе «Что такое природа?» 2. Дать понятие живая, не живая природа. 3. Беседа: «Дом – жилище человека» и «Дом - природа» 4. Д/и «Живая – не живая» 5. Внести календарь природы. |
2 неделя понедельник | «Путешествие в страну осень» | Закреплять представления детей об осени, её признаках. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе. | 1. Наблюдение за состоянием погоды на участке. 2. Чтение стихотворений На тему «Осень». 3. Беседа о сезонных изменениях в природе. Показ презентации 4. Работа с календарём природы. |
3 неделя четверг | «Лес
| Дать представление о том, что в лесу растёт и кто живёт. Учить распознавать 4-5 вида деревьев, кустарников. Уточнить сезонные изменения в жизни растений. Воспитывать у детей любовь к природе. | 1. Что такое лес? 2. Рассказ о том, что растёт в лесу и кто там живёт. 3. Рассматривание иллюстраций «Лесные животные» |
4 неделя понедельник | «Царство грибов» | Познакомить детей с грибами, где они растут. Дать понятие съедобные, несъедобные. | 1. Рассмотреть иллюстрации «Грибы» 2. Рассказ о грибах. 3.Рисование и лепка «Грибы» |
октябрь
неделя | тема | программное содержание | Формы работы |
1неделя понедельник |
«Овощи и фрукты» | Закреплять представление детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Рассказать о значении овощей и фруктов в жизни животных и человека. | 1. Рассматривание иллюстраций с их изображением. 2. Разгадывание загадок. 3. Игра «Угадай на вкус», «Теневое лото» |
2 неделя четверг | «Мусор нам не нужен» | Познакомить детей с понятием мусор; уточнить представление детей об источниках возникновения мусора; развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду | 1.Беседа «От чего планета грустит, от чего радуется» 2 Д/и «Сортировка мусора» |
3 неделя понедельник | «Экологические знаки» | Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу и в других природных сообществах). . | 1.Рассматривание экологических знаков 2.Беседа «Что нельзя и почему» |
4 неделя четверг | «Мир растений» | Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по строению, запаху, окраске. | 1. Рассматривание иллюстраций. 2. Дидактические игры: «Собери букет». «Узнай растение» |
ноябрь
неделя | тема | программное содержание | Формы работы |
1неделя понедельник | Учимся любить природу, через произведения К. Паустовского | Познакомить с рассказами и сказками. Показать, что вся красота кроется в повседневности, это просто нужно уметь видеть. | 1.Чтение» Заботливый цветок» 2.Беседа «Как заботиться о природе. 3.Рисование «Кипрей» |
2 неделя четверг | «Перелётные птицы» | Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах в осенний период: собираются в стаи, улетают на юг. Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. | 1. Рассмотреть иллюстрации птиц. 2. Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края». 3. Просмотр мультфильма о птицах «Серая шейка» |
3 неделя понедельник | «Насекомые» | Способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трёх основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их. | 1. Рассмотреть иллюстрации. 2. Рассказ о том, какую пользу приносят насекомые. |
4 неделя четверг | «Домашние животные – друзья человека» | Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). | 1. Беседа о домашних животных. 2. Отгадывание загадок про домашних животных. 3. Игра «Кого не стало». |
декабрь
неделя | тема | программное содержание | Формы работы |
1неделя |
«Красная книга»» | Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями и животными. | 1 Знакомство с красной книгой 2.Д/и «Животное и его тень». 3.Рассматривание иллюстраций. |
2 неделя | «Растения зимой» | Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развивать познавательную активность детей. Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее. | 1. Рассмотреть иллюстрацию зимнего пейзажа 2. Беседа «Для чего растениям снег» 3. Наблюдение за деревьями. |
3 неделя | «Хвойные деревья» | Расширять представление детей о сосне, её полезных свойствах. Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том, как долго растут деревья. Воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства. | 1. Дать понятие хвойные деревья. 2. Беседа о сосне. 3. Рассматривание шишек. |
4 неделя | «Зимующие птицы» | Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц. Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам. | 1. Рассмотреть иллюстрации «Зимующие птицы» 2. Рассказ о жизни птиц зимой 3. Беседа «Чем мы можем помочь птицам. 4.Д/и «Зимующие птицы» |
январь
неделя | тема | программное содержание | Формы работы |
1неделя | праздники | праздники | праздники |
2 неделя | «Зимние явления в неживой природе» | Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе. Развивать способность анализировать и обобщать | 1. Дать определение понятию - зимние явления. 2. Беседа «Если на улице сильный мороз» |
3 неделя | «Лесные животные» | Формировать представления детей о жизни животных в холодный период. Учить распознавать следы лесных обитателей на снегу. Воспитывать любовь и сочувствие к животным. | 1.Рассмотреть иллюстрации «Лесные животные» 2.Рассказать о жизни диких животных в лесу (чем питаются животные зимой, способы передвижения, места обитания) |
4 неделя | «Волшебная льдинка» | Познакомить детей с понятием – лёд. Формировать интерес к определению свойств льда с помощью опытов. Воспитывать осторожность на льду. Активизировать словарь детей: опасный, холодный лед. | 1.Опыты со льдом 2.Беседа о правилах поведения на льду |
февраль
неделя | тема | программное содержание | Формы работы |
1неделя |
Наблюдения «Морозные узоры» | Сформировать представления о том, что вода бывает разной. Развивать познавательный интерес. | 1.Наблюдение за морозными узорами на стекле. Что будет, если дотронуться ладошкой до окон с узорами? 2. Чтение стихотворения «Ледяные цветы» Ю. Марцинкявичус 3. Обсуждение стихотворения. |
2 неделя | Наблюдения «Снег» | Формировать представление детей о свойствах снега, от чего они меняются. Вспомнить о защитных свойствах снега. | 1. Наблюдение за свойствами снега (Какого цвета снег в солнечную погоду, в пасмурную? Когда он блестит? Когда хорошо лепится? В какую погоду он хрустит под ногами? и т.д.) 2. Беседа о защитных свойствах снега. |
3 неделя | «Воздух» | Формировать знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Формировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. | 1. Познакомить детей с воздухом и его свойствами, способами его обнаружения. 2. Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого 3. Игра – эксперимент «Дуем – играем |
4 неделя | «Как рождается ветер» | Дать представление о движении воздуха (ветре). Показать детям роль ветра в природе и жизни человека. Закреплять знания детей о воздухе | 1. Видеофильмы «Что такое воздух?», «Как рождается ветер?» 2. Наблюдение за ветром (использование вертушек |
март
неделя | тема | программное содержание | Формы работы |
1неделя | «Весенние явления в неживой природе» | Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой | 1. Рассмотреть иллюстрацию «Весна» 2. Беседа «Признаки весны» |
2 неделя | «Водоемы родного края» | Сформировать у детей представление о реке Еменке; Дать представление о водоёмах (пруд, болото, озеро, река, море). | 1. Рассматривание иллюстраций. 2. Беседа о водоемах. 3. Д/и «Озёра нашего края» |
3 неделя | «Рыбы наших водоемов». | Расширить сведения детей о многообразии видов рыб. Воспитывать бережное отношение к обитателям рек и к природе в целом. | 1. Беседа о рыбах. 2. Дидактическая игра «Что есть у рыбы». |
4 неделя | «Как солнце жизнь дает земле» | Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. Развивать познавательный интерес | 1. Чтение и рассматривание иллюстраций «География для малышей» 2. Просмотр мультфильма «Краденое солнце» |
апрель
неделя | тема | программное содержание | Формы работы |
1неделя |
«Земля - мой дом» | Дать представление о суше и водном пространстве, разнообразие рельефа земной поверхности, видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. | 1. Беседа «Где я живу» 2. Игра «Кто живёт на суше, а кто в воде». 3. Беседа о звёздах 4. Рисование» Звёздное небо». |
2 неделя | «Огород на окошке» | Показать зависимость роста растений от условий. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность. | 1. Беседа «Что нужно растению?» 2. Посадить лук, петрушку. 3. Дальнейшие наблюдение и уход |
3 неделя | «Первоцветы» | Познакомить детей с понятием первоцветы и с некоторыми их представителями: мать-и-мачеха, подснежник, крокус. Дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек. Побуждать детей радоваться первым в весенним цветам – подснежникам. Продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. | 1. Дать понятие о красной книге. 2. Дать представление о ранних цветах – первоцветах, особенностями внешнего вида и строения |
4 неделя | «Встречаем птиц» | Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить особенности строения птиц, сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) Первый прилет стрижей, ласточек и т. д. | 1. Рассмотреть иллюстрации птиц. Вспомнить их названия 2. Загадать загадки про птиц. 3. Беседа «Для чего нужен скворечник» |
май
неделя | тема | программное содержание | Формы работы |
1неделя |
«Человек – живой организм» | Подвести к осознанию себя как живого существа, которое имеет свои особенности и потребности. Формировать представление детей, о некоторых органах человека, о положительном и отрицательном влиянии на них. | 1. Рассмотреть энциклопедию «Тело человека» Рассказ об органах человека 3. Беседа «Что для человека вредно, а что полезно. |
2 неделя | «Цветущий сад» | Познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением). Продолжать устанавливать связи между изменениями условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства. | 1. Наблюдение за яблоней. 2. Беседа «Почему цветут деревья» (установить связь с погодными условиями) 3 . |
3 неделя | «Что такое облака, дождь, гроза?» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков. Познакомить с явлением весной –грозой в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. | 1 Рассматривание иллюстраций 2. Беседа о правилах безопасности при грозе |
4 неделя | Итоговое развлечение «В мире природы» | Развлечь детей. Формировать положительные эмоции к окружающему нас миру, к природе и всему живому. Развивать чувство красоты, желание участвовать в конкурсах и играх. |
Праздник |
Используемая литература
1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей группы детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева. – 4-е издание. – М.: Просвещение, 2002. – 208 с.
4. Сборник конспектов занятий по экологическому воспитанию детей.
5. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. – 96 с.
6. С.Н. Николаева «Юный эколог» - М. Мозаика-синтез, 2010.
7. Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
8. Л.П. Молодова «Экологические праздники с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
9.Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д». 11. Т.А. Шорыгина «Кустарники. Какие они», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д».
10.Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д».
11.Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д». Хрестоматия для детского сада (Стихи и рассказы о природе), Москва 2006г., Изд. «ДРОФА-ПЛЮС».
12. Интернет -ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка “Эвристика” для детей средней группы
Развитие логического мышления с детства имеет огромное значение для общего развития ребенка. Уже в раннем детстве логические процессы выражаются в играх, служат только отголоском того, что...
Рабочая программа кружка «Творческая мастерская» в средней группе
Рабочая программа в которой описана работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка.Происходит не только сенсо...
Программа кружка "Умелые пальчики"для средней группы.
Кружок "Умелые пальчики" для средней группы....
Рабочая программа кружка «Волшебная бумага» в средней группе на 2017-2018 учебный год
laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словам...
План-программа кружка «Хочу рисовать» В средней группе № 3 «Речецветик» На 2019-2020 уч. Год.
laquo;Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить»В.А. Сухомлинский Пояснительная запискаФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного обра...
Рабочая программа кружка "Зелёный огонёк" в средней группе
Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым языком»...
Программа кружка "Детская STEAM-лаборатория" средняя группа
Годовая программа по кружковой работе в ДОУ. За основу взята авторская программа Е.А.Беляк "Детская универсальная STEAM-лаборатория"...