План-программа кружка «Хочу рисовать» В средней группе № 3 «Речецветик» На 2019-2020 уч. Год.
методическая разработка по рисованию (средняя группа)
«Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить»
В.А. Сухомлинский
- Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает пять образовательных областей, одной из которых является художественно-эстетическое развитие, которое «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового воспитания и понимания детьми произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определенный продукт.
Цель: всестороннее развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности.
Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи.
Образовательные:
- формировать навыки работы с различными материалами;
- способствовать овладению разными технологическими приемами.
Развивающие:
- развивать фантазию, внимание, воображение;
- знакомить с сенсорными эталонами;
- развивать мелкую моторику рук;
- активизировать словарь.
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус;
- воспитывать чувство ответственности, коллективизма;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность;
- вызывать положительные эмоции.
Актуальность разработки и осуществление данной программы определяются необходимостью способствовать развитию и саморазвитию подрастающей личности ребенка. Способность к творчеству — отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавая, преумножать ее дары, не нанося ей вреда.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве, — залог будущих успехов. Желание творить — внутренняя, естественная потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью и непосредственностью. Взрослые должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Программа непосредственно направлена на развитие воображения и творческих способностей в качестве определяющей цели. Уникальность и значимость изобразительной деятельности в том, что она развивает эмоционально-нравственную и сенсорную культуру ребенка, пробуждает способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве.
Цвет — одно из наиболее ярких выразительных средств в дошкольном возрасте. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он и использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею.
Творчество — создание новых ценностей, «продолжение и замена детской игры». Для того чтобы ребенок мог творить, сначала нужно его научить, как переносить на бумагу то, что возникло в воображении. Если этого не сделать, замечательные детские фантазии, которые возникли в сознании ребенка, могут превратиться в бессмысленную мазню, которая вызовет у него разочарование и может даже оттолкнуть от занятий. Психологи считают, что эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка тесно связаны с тем, как и что он рисует. Это не совсем верно. Ребенок в силу того, что он не знаком с изобразительной техникой, просто не может выразить то, что он чувствует и понимает. Задача педагога — научить ребенка этому. По аналогии с музыкой, в которой необходимы знания музыкальной грамоты и владение инструментом для того, чтобы выразить определенные эмоции, в изобразительной деятельности также необходимы знания и владение основами техники. Только после овладения ребенком хотя бы элементарными основами изобразительного искусства можно говорить об отражении в работе его эмоционального и интеллектуального уровня и о восприятии цвета. Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в «белоснежных лошадок», а небо помещается в бутоне цветка. Вспомните, какое значение ребенок придает своим «драгоценностям»: камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам. На взгляд взрослого это ненужные вещи и предметы, а для ребенка они ценнее
и значимее, чем настоящие дорогие игрушки. Так почему бы эти необычные материалы не включить в детское творчество? Именно то, что ближе и понятнее ребенку, должно помочь ему в изобразительной деятельности. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь — открытие, каждый новый навык — достижение и предмет гордости.
В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия, как «линия», «цвет», «форма», «ритм». Это порой происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Ребенок использует возможности ритма и цвета, не имея предварительных знаний о них, он просто увлекается доступным ему на данный момент материалом. Чтобы ребенок лучше представлял, осознавал, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. При этом крайне важно помнить, что направлять ребенка — это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творчества и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний. Любой предмет, даже совершенно неприметный в обычной жизни, в руках ребенка оживает, преображается и несет смысловую нагрузку. Например, веточка кустарника, окрашенная белой краской, в одном случае может стать деревом, а в другом — морским кораллом, а кружево из белоснежного айсберга превращается в крыло бабочки.
Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она может и должна включать в себя и другие изобразительные материалы. Данная программа — пособие для воспитателей дошкольных учреждений и руководителей кружков, изостудий, на практике осваивающих новые виды работы с детьми дошкольного возраста и стремящихся как можно полнее ознакомить их с прекрасным и удивительным миром искусства, приобщить к художественной деятельности, развить их творческие способности.
Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах его проявления. В период дошкольного детства именно изобразительная деятельность наиболее ярко способствует развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию умения творчески передавать свои впечатления в художественной форме. В связи с этим перед педагогом стоит важная задача: заложить основы развития личности, его творческого потенциала, реализоваться которой предстоит в будущем. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
Совершенствование творческого процесса и повышение развивающего эффекта в изобразительной деятельности, образовательной работе с детьми не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании: научные разработки; социокультурная среда — потребность дошкольных образовательных учреждений в новых изобразительных системах; творческая вариативность педагогов; заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в художественном развитии детей. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в изобразительной практике, ориентированные на личность ребенка, развитие его способностей.
- Цели и задачи программы. Педагогические принципы
Цели построения программы.
Через развитие максимально возможной индивидуализации изобразительной деятельности дошкольника, используя интегрированное построение творческого процесса, помочь ребенку стать творческой личностью, проявить свои художественные способности в разных видах изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи:
- развитие чувственно-эмоционального отношения к действительности, художественной культуре;
- формирование художественно-образного мышления средствами разных видов искусств и их взаимопроникновения на основе принципа ассоциативности;
- развитие интеллектуально-творческого потенциала личности дошкольника;
- формирование понимания красоты и гармонии цветового богатства действительности;
- развитие цветового зрения, художественно-образной памяти, воображения
- и фантазии, творческой активности, художественных способностей.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
1. Принцип поэтапности погружения в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.
- Методические рекомендации по организации творческих заданий для совместной деятельности взрослого и ребенка дошкольного возраста
Взрослый, приступая к реализации любой из программ по изобразительной деятельности, прочитав конспект, мысленно задает себе ряд вопросов и не уверен в правильности ответов. Например, «Средний возраст. Тема” Осенние листья “. Рисование контура листьев цветными карандашами, с использованием разных приемов штриховки. Материал: цветные карандаши, бумага». Возможные вопросы: «А можно ли заменить простые карандаши на фломастеры? А как лучше рисовать листья — по трафарету или по памяти? А можно ли показать, как надо рисовать листья? А если в задании прописано, что надо рисовать листья березы или клена, можно ли добавить другие листья, например, дуба, тополя, вяза? А если ребенок захочет вырезать из бумаги эти листья, давать ли ему ножницы?» Новая модель творческого задания по изобразительной деятельности поможет ответить на все эти вопросы. Составлен учебно-тематический план на год, который представлен в виде таблицы. Каждое задание подготовлено в форме подробного конспекта, цветной иллюстрации, рекомендаций по цветоведению.
Модель совместной деятельности взрослого и дошкольника
Существенным отличием программы «Хочу рисовать» от других программ по изобразительной деятельности для дошкольников является представление новой модели задания, в основе которого — специально разработанные методы: «Творческий замысел», основанный на принципах вариативности,
предоставляющих большие возможности для самостоятельного действия и творческого самовыражения; «Ощущение цвета», основанный на развитии природного ассоциативно-образного восприятие цвета.
«Творческий замысел» — метод, выходящий за рамки узкой задачи тематического задания; метод целостного художественно-эстетического воспитания личности; метод художественно-творческой работы. Описание деятельности ребенка в разделе «Творческий замысел» начинается со слова «представить...» Это ключевое слово. Ребенок самостоятельно представляет, воображает, фантазирует себе образ, как будет выглядеть изображение, что в нем особенного, необычного. Эта идея, которая придумана ребенком, а взрослый только помогает ее развить. Можно выделить существенные стороны творческого замысла:
- наблюдательность, накопление материала, который может быть использован в будущей творческой работе. Эти частичные образы, накапливающиеся пока еще без определенной связи с замыслом, просто как характерные или чем-то примечательные черты окружающей действительности. У ребенка начинает развиваться наблюдательность;
- замысел вначале выступает просто как идея будущей работы, как некая задача, которую ребенок поставил перед собой. Эта задача пока еще не получила выражения в определенном образе, для этого необходима дальнейшая деятельность воображения;
- поиски решения задачи и нахождения образного выражения идеи делаются в процессе творческой работы.
«Ощущение цвета» — важное свойство цвета — это использование его в целях самовыражения. Дети любят знать правила, но они любят и делать глупости. Дети, которым позволяют рисовать самостоятельно, дают самим выбирать цвета, обладают большей уверенностью и способностью к самовыражению.
2. Содержательный раздел
2.1. Методические рекомендации. Возрастные особенности
Дети среднего возраста заметно отличаются по своему развитию от ребят младшей группы как физически, так и умственно. Обогащается их словарный запас, активизируется внимание, что помогает выслушать объяснение воспитателя, но детям еще трудно сосредоточиться на длительном объяснении. Они уже начинают выделять некоторые функциональные признаки предметов. У них чаще проявляются эстетические чувства по отношению к окружающему миру. Но несмотря на это, результаты в изобразительной деятельности мало чем отличаются от работ младшей группы. Дети
еще не справляются с изображением формы, искажают пропорциональные соотношения частей предметов, не умеют вполне самостоятельно пользоваться художественными приемами. Взрослый может помочь развить у детей устойчивый интерес к творчеству, координированные движения рук, представления о форме предметов и их строении.
Задачи художественного воспитания
Основная задача — формировать представление о творческом замысле, способах его изображения с помощью взрослого, а на отдельных этапах и самостоятельно; развивать художественное восприятие произведений искусства. В ходе обсуждения, беседы подводят детей к пониманию единства содержания (о чем произведение) и некоторых средств выразительности (как изображено) в разных видах искусств. Формировать навыки и умения собственной творческой, изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности.
2.2. Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Законом Российской Федерации «Об образовании»;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;
- Приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
3. Организационный раздел
3.1. Рекомендации по организации
При создании в ДОУ благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Такими условиями являются:
- Помещение для занятий (светлое, просторное).
- Имеется умывальная зона, где дети могут набрать воды для занятий, помыть руки и пр.
- Столы одноместные и двухместные, которые легко переставляются в зависимости от организации и содержания работы.
- Двухсторонние мольберты занимают меньше места и их легче переносить и располагать так, как удобно.
- пятилепестковый стол, за которым дети работают сидя. Подбор разных столов, мольбертов позволяет детям заниматься каждый раз по-новому, выбирать место в зависимости от задания или замысла, вида деятельности;
- Создание фонда методического и наглядно-иллюстрационного материала.
- Подбор материала для работы с детьми. Чем разнообразнее будет материал, тем выразительнее будут детские работы. Принцип: доступность, аккуратность, безопасность, насыщенность и т.д.
- Технические средства обучения. Целесообразно сосредоточить в изостудии ТСО по знакомству с различными видами изобразительного искусства и изобразительной деятельности (о цвете, композиции, художниках). ТСО используется в зависимости от поставленных задач, для создания выразительного образа или расширения представления детей.
Основные характеристики педагога:
- Любить ребенка, стремиться понять его и принять сердцем и разумом, защитить от деструктивных воздействий, разрушающих его личность.
- Любоваться и восхищаться красотой мира, природой, произведениями искусства и заражать детей своей любовью и восхищением.
- Обладать чуткостью в выявлении художественных интересов ребенка, образной сферы и средств ее выражения, которые его привлекают.
- Уметь увлечь детей творческой идеей, разжечь их воображение и включить в работу художественное мышление.
- Уметь вызвать у ребенка эмоциональный резонанс выразительным предметом или явлением, ассоциативный ряд, порождающий художественный образ.
- Владеть различными технологиями создания художественного образа и художественной формы в материале одного или различных видов искусства.
- Побуждать ученика уважительно относится к творчеству других детей и критически относится к своему творчеству.
- Морально поддержать ученика в трудные периоды его жизни, помочь преодолеть кризисы и неудачи.
- Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление индивидуальности;
- Стена творчества для выставки и анализа детских работ, диалогичности общения ученика и педагога.
3.2. Отбор детей в изостудию достигается следующими мероприятиями:
- Беседа с родителями, анкетирование, с помощью которых удается выяснить любимое занятие ребенка дома, чем он увлечен, его интересы, какое место в его жизни занимает изобразительная деятельность или только один из ее видов рисование, лепка, аппликация.
- Из определения воспитателя, кого в группе она считает наиболее одаренным по изобразительной деятельности.
- Из беседы с ребенком, чем он увлекается, и хотел бы заниматься.
- Желание родителей и детей.
- Способности детей к изобразительной деятельности.
Выход на результат и формы контроля.
- Свидетельством эффективности проделанной работы является рост уровня творческих достижений воспитанников в мероприятиях различного уровня
- Выставки (персональные, передвижные и др.)
Циклограмма рабочего времени
- День работы кружка – вторник
- Время проведения -15:30 (во вторую половину дня).
- Программа предназначена для детей среднего дошкольного возраста.
- Длительность 20 минут
- Один или два раза в неделю (с учетом организации выставок)
- В течение года (сентябрь-май)
Список детей
3.2. Материалы, применяемые в программе
План беседы с ребенком на при отборе в кружок «Хочу рисовать»:
1. Представься, пожалуйста.
2. Сколько тебе лет?
3. Любишь ли ты рисовать, лепить, делать подделки?
4. Что ты изобразил недавно?
Анкета для родителей «Развитие творческих способностей у детей»
Цель: совершенствовать работу по приобщению родителей к совместным занятиям с детьми по рисованию; формирование у родителей чувства ответственности за развитие творческих способностей у детей, как в детском саду, так и дома.
- Рисует ли ваш ребёнок дома?
а) да-1
б) нет-0
2) Как часто ваш ребёнок рисует дома?
а) каждый день-2
б) 2-3 раза в неделю-1
в) реже-0
3) Чем ребёнку больше нравится рисовать?
а) красками-1
б) цветными карандашами-1
в) фломастерами-1
г) ничем-0
4) Ребёнок пользуется любыми из имеющихся у него материалов для рисования, когда сам пожелает или по Вашему разрешению.
а) сам пожелает - 1
б) разрешаю - 0
5) Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы (пальцем, ладошкой, другими предметами?
а) да-1
б) нет-0
6) Аккуратен ли ребёнок во время рисования пачкает ли лист, мебель, лицо, руки?
а) аккуратен-1
б) пачкает-0
7) Если ребёнок пачкается во время рисования, ругаете ли вы его за это?
а) нет-1
б) да-0
8) Обращаете ли вы внимание ребёнка на красоту природы в разное время года?
а) да-1
б) нет-0
9) Часто ли ребёнок просит кого – либо из членов семьи порисовать вместе с ним?
а) часто – 2
б) иногда – 1
в) никогда – 0
10) Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребёнка порисовать с ним:
а) предлагаете ребёнку самому заняться рисованием, объяснив, что сейчас
заняты – 1
б) переносите совместное рисование на другое время (день, неделю, более удобное для Вас) – 0
в) откладываете дело, которым занимались и включаетесь в рисование – 2
11) Рисует ли ваш ребёнок сам или вы помогаете ему?
а) сам-1
б) помогаю-0
12) Сколько времени ребёнок может заниматься рисованием?
а) 5 минут-0
б) 10-15 минут-1
в) дольше-2
13) Тему для рисования ваш ребёнок:
а) выбирает сам-1
б) с вашей помощью-0.
14) Есть ли в убранстве вашей квартиры, комнаты ребёнка произведения изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт и др., декоративно – прикладного искусства (городецкая, хохломская, гжельская роспись и др.) :
а) да – 1
б) нет - 0
• Более 15 баллов. Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
• От 10 до 15 баллов. Вы искренно стремитесь помочь ребёнку, но больше давайте ему самостоятельности.
• Менее 10 баллов. Вам недостаёт знаний, как развить творческие способности в ребёнке, либо желания добиться этого.
Благодарим за сотрудничество!
Я_____________________________________ даю согласие на посещение ________________________
бесплатного кружка по изобразительной деятельности «Хочу рисовать»_________________________
(подпись)
Педагог Бояркина Вера Сергеевна сот. телефон 8-914-233-15-51
Диагностика образного воображения автор Дьяченко
Цель: Определение уровня развития образного воображения.
Материал: Несколько листов бумаги размером 10*12 см. с изображением некоторой фигуры неопределенной формы.
Инструкция: У меня есть рисунок. Посмотри на него внимательно, подумай и дорисуй его так, что бы получилась какая-нибудь картинка. Можешь, поворачивать рисунок как тебе хочется.
Если ребенок затрудняется в рисовании первого рисунка, можно помочь ему: «Посмотри, вот я придумал такую картинку (дорисовать и назвать), теперь ты тоже что-нибудь придумай, но не как у меня, а что-нибудь другое» (дать не использованный лист с фигурой, при этом одному ребенку предлагается один и тот же рисунок).
Если ребенок начинает рисовать однотипные рисунки (ромашку, василек, подсолнух или мальчика, девочку, тетю), необходимо остановить его и сказать: «Цветы (или людей) ты уже нарисовал, придумай еще что-нибудь другое»
Выполнение задания прекращается, если ребенок не может ничего больше придумать: отказывается продолжать или рисует узоры, или начинает повторять то, что уже рисовал ранее.
Нельзя задавать ребенку наводящие вопросы: «Что бывает круглое, что светит на небе? Или посмотри вокруг, что ты видишь, похожее на эту фигуру?». Иначе мы будем диагностировать нечто другое, ноне уровень развития воображения.
К ошибкам можно отнести следующее:
- Ребенок нарисовал букву или какую-либо геометрическую фигуру.
- Ребёнок нарисовал узор (на вопрос «Что это?» отвечает: «Просто так» или «Это такой узор»).
- Рисунок находиться в стороне от заданной фигуры.
- Не все детали фигуры задействованы в рисунке (на вопрос: «А это что значит на твоей картинке?» отвечает: «Ничего просто так»)
Анализ результатов: Для того, что бы определить уровень развития образного воображения, необходимо сосчитать количество адекватно нарисованных рисунков, отбросив ошибочные и повторные. Уровень развития воображения определяется по таблице:
Уровень воображения | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Низкий | 0-2 | 0-2 | 0-4 |
Средний | 3-4 | 3-5 | 5-6 |
Высокий | 5 и более | 6 и более | 7 и более |
Учебный план
№ | Тематика | Количество занятий | Дата |
1. | Вводное занятие: Знакомство Опрос детей. Анкета для родителей «Развитие творческих способностей у детей» | 2 | Сентябрь 3 неделя |
2 | Диагностика
| 1 | Сентябрь 4 неделя |
3 | «Солнышко» (простое) описание на стр. 32 | 1 | Октябрь 1 неделя |
4 | «Красивые цветы» (простое) описание на стр. 37 | 1 | Октябрь 2 неделя |
5 | «В лесу» (с усложнением) описание на стр. 40 | 1 | Ноябрь 1 неделя |
6 | «Петушок» (простое) описание на стр. 52 | 1 | Ноябрь 2 неделя |
7 | «Березки» (сложное) описание на стр. 60 | 1 | Декабрь 1 неделя |
8 | «Фрукты» (сложное) описание на стр. 64 | 1 | Декабрь 2 неделя |
9 | Выставка детских работ в детском саду | 1 | Декабрь
|
10 | «Льдинки» (сложное) описание на стр. 115 | 1 | Январь 2 неделя |
11 | «Птички» (простое) описание на стр. 71 | 1 | Январь 3 неделя |
12 | «Снежные зверюшки» (сложное) описание на стр. 120 | 1 | Февраль 1 неделя |
13 | «Узоры на снегу» (простое) описание на стр. 100 | 1 | Февраль 2 неделя |
14 | «Мимоза» (простое) описание на стр. 151 | 1 | Март 1 неделя |
15 | «Подводное царство» (простое) описание на стр. 82 | 1 | Март 2 неделя |
16 | «Ежик» (с усложнением) описание на стр. 80 | 1 | Апрель 1 неделя |
17 | «Усатый-полосатый» (сложное) описание на стр. 149 | 1 | Апрель 2 неделя |
18 | «Черепашка» (простое) описание на стр. 66 | 1 | Май 1 неделя |
19 | «Радуга» (простое) описание на стр. 174 | 1 | Май 2 неделя |
19 | Персональная выставка детей в доу
| 1 | Май |
20
| Итоговая выставка | 1 | Май |
Литература:
- Дубровская Н.В. Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Средняя группа: Наглядно-методическое пособие для практических работников ДОУ и родителей. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 224 с., ио., цв. вкладка.
- Дубровская Н.В. Цвет творчества. Парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников. От 2 до 7 лет. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 160 с. Цв. ил
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-программа | 51.34 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ОКРУЖНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «город Якутск»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное е учреждение
«Центр развития ребенка – Детский сад № 16 «Золотинка»
______________Городского округа «Город Якутск»________________
Чернышевского 8/2 тел. 45-02-44, 45-01-65
Рассмотрено и принято № ___ | Утверждаю: |
План-программа кружка
«Хочу рисовать»
В средней группе № 3 «Речецветик»
На 2019-2020 уч. Год.
Составитель: воспитатель
Бояркина Вера Сергеевна
Согласованно: Заместитель заведующей
по образовательной и методической работе
Ковалева Ольга Владимировна
Якутск- 2019
Содержание
1. Целевой раздел.....................................................................................................................................3
1.1. Пояснительная записка ....................................................................................................................3
1.2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы.................................................................5
1.3. Методические рекомендации по организации творческих заданий для совместной деятельности взрослого и ребенка дошкольного возраста………………………………...................6
2. Содержательный раздел ......................................................................................................................7
2.1. Методические рекомендации. Возрастные особенности………………………………………...7
2.2. Нормативно-правовые документы ………………………………………………………………..7
3. Организационный раздел ....................................................................................................................8
3.1. Рекомендации по организации………………………….................................................................8
3.2. Материалы, применяемые в программе………………………………………………………......10
3.3.Учебный план………………………………………………………………………………………..13
Литература................................................................................................................................................14
«Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить»
В.А. Сухомлинский
- Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает пять образовательных областей, одной из которых является художественно-эстетическое развитие, которое «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового воспитания и понимания детьми произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определенный продукт.
Цель: всестороннее развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности.
Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи.
Образовательные:
- формировать навыки работы с различными материалами;
- способствовать овладению разными технологическими приемами.
Развивающие:
- развивать фантазию, внимание, воображение;
- знакомить с сенсорными эталонами;
- развивать мелкую моторику рук;
- активизировать словарь.
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус;
- воспитывать чувство ответственности, коллективизма;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность;
- вызывать положительные эмоции.
Актуальность разработки и осуществление данной программы определяются необходимостью способствовать развитию и саморазвитию подрастающей личности ребенка. Способность к творчеству — отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавая, преумножать ее дары, не нанося ей вреда.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве, — залог будущих успехов. Желание творить — внутренняя, естественная потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью и непосредственностью. Взрослые должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Программа непосредственно направлена на развитие воображения и творческих способностей в качестве определяющей цели. Уникальность и значимость изобразительной деятельности в том, что она развивает эмоционально-нравственную и сенсорную культуру ребенка, пробуждает способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве.
Цвет — одно из наиболее ярких выразительных средств в дошкольном возрасте. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он и использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею.
Творчество — создание новых ценностей, «продолжение и замена детской игры». Для того чтобы ребенок мог творить, сначала нужно его научить, как переносить на бумагу то, что возникло в воображении. Если этого не сделать, замечательные детские фантазии, которые возникли в сознании ребенка, могут превратиться в бессмысленную мазню, которая вызовет у него разочарование и может даже оттолкнуть от занятий. Психологи считают, что эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка тесно связаны с тем, как и что он рисует. Это не совсем верно. Ребенок в силу того, что он не знаком с изобразительной техникой, просто не может выразить то, что он чувствует и понимает. Задача педагога — научить ребенка этому. По аналогии с музыкой, в которой необходимы знания музыкальной грамоты и владение инструментом для того, чтобы выразить определенные эмоции, в изобразительной деятельности также необходимы знания и владение основами техники. Только после овладения ребенком хотя бы элементарными основами изобразительного искусства можно говорить об отражении в работе его эмоционального и интеллектуального уровня и о восприятии цвета. Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в «белоснежных лошадок», а небо помещается в бутоне цветка. Вспомните, какое значение ребенок придает своим «драгоценностям»: камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам. На взгляд взрослого это ненужные вещи и предметы, а для ребенка они ценнее
и значимее, чем настоящие дорогие игрушки. Так почему бы эти необычные материалы не включить в детское творчество? Именно то, что ближе и понятнее ребенку, должно помочь ему в изобразительной деятельности. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь — открытие, каждый новый навык — достижение и предмет гордости.
В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия, как «линия», «цвет», «форма», «ритм». Это порой происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Ребенок использует возможности ритма и цвета, не имея предварительных знаний о них, он просто увлекается доступным ему на данный момент материалом. Чтобы ребенок лучше представлял, осознавал, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. При этом крайне важно помнить, что направлять ребенка — это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творчества и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний. Любой предмет, даже совершенно неприметный в обычной жизни, в руках ребенка оживает, преображается и несет смысловую нагрузку. Например, веточка кустарника, окрашенная белой краской, в одном случае может стать деревом, а в другом — морским кораллом, а кружево из белоснежного айсберга превращается в крыло бабочки.
Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она может и должна включать в себя и другие изобразительные материалы. Данная программа — пособие для воспитателей дошкольных учреждений и руководителей кружков, изостудий, на практике осваивающих новые виды работы с детьми дошкольного возраста и стремящихся как можно полнее ознакомить их с прекрасным и удивительным миром искусства, приобщить к художественной деятельности, развить их творческие способности.
Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах его проявления. В период дошкольного детства именно изобразительная деятельность наиболее ярко способствует развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию умения творчески передавать свои впечатления в художественной форме. В связи с этим перед педагогом стоит важная задача: заложить основы развития личности, его творческого потенциала, реализоваться которой предстоит в будущем. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
Совершенствование творческого процесса и повышение развивающего эффекта в изобразительной деятельности, образовательной работе с детьми не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании: научные разработки; социокультурная среда — потребность дошкольных образовательных учреждений в новых изобразительных системах; творческая вариативность педагогов; заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в художественном развитии детей. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в изобразительной практике, ориентированные на личность ребенка, развитие его способностей.
- Цели и задачи программы. Педагогические принципы
Цели построения программы.
Через развитие максимально возможной индивидуализации изобразительной деятельности дошкольника, используя интегрированное построение творческого процесса, помочь ребенку стать творческой личностью, проявить свои художественные способности в разных видах изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи:
- развитие чувственно-эмоционального отношения к действительности, художественной культуре;
- формирование художественно-образного мышления средствами разных видов искусств и их взаимопроникновения на основе принципа ассоциативности;
- развитие интеллектуально-творческого потенциала личности дошкольника;
- формирование понимания красоты и гармонии цветового богатства действительности;
- развитие цветового зрения, художественно-образной памяти, воображения
- и фантазии, творческой активности, художественных способностей.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
1. Принцип поэтапности погружения в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.
- Методические рекомендации по организации творческих заданий для совместной деятельности взрослого и ребенка дошкольного возраста
Взрослый, приступая к реализации любой из программ по изобразительной деятельности, прочитав конспект, мысленно задает себе ряд вопросов и не уверен в правильности ответов. Например, «Средний возраст. Тема” Осенние листья “. Рисование контура листьев цветными карандашами, с использованием разных приемов штриховки. Материал: цветные карандаши, бумага». Возможные вопросы: «А можно ли заменить простые карандаши на фломастеры? А как лучше рисовать листья — по трафарету или по памяти? А можно ли показать, как надо рисовать листья? А если в задании прописано, что надо рисовать листья березы или клена, можно ли добавить другие листья, например, дуба, тополя, вяза? А если ребенок захочет вырезать из бумаги эти листья, давать ли ему ножницы?» Новая модель творческого задания по изобразительной деятельности поможет ответить на все эти вопросы. Составлен учебно-тематический план на год, который представлен в виде таблицы. Каждое задание подготовлено в форме подробного конспекта, цветной иллюстрации, рекомендаций по цветоведению.
Модель совместной деятельности взрослого и дошкольника
Существенным отличием программы «Хочу рисовать» от других программ по изобразительной деятельности для дошкольников является представление новой модели задания, в основе которого — специально разработанные методы: «Творческий замысел», основанный на принципах вариативности,
предоставляющих большие возможности для самостоятельного действия и творческого самовыражения; «Ощущение цвета», основанный на развитии природного ассоциативно-образного восприятие цвета.
«Творческий замысел» — метод, выходящий за рамки узкой задачи тематического задания; метод целостного художественно-эстетического воспитания личности; метод художественно-творческой работы. Описание деятельности ребенка в разделе «Творческий замысел» начинается со слова «представить...» Это ключевое слово. Ребенок самостоятельно представляет, воображает, фантазирует себе образ, как будет выглядеть изображение, что в нем особенного, необычного. Эта идея, которая придумана ребенком, а взрослый только помогает ее развить. Можно выделить существенные стороны творческого замысла:
- наблюдательность, накопление материала, который может быть использован в будущей творческой работе. Эти частичные образы, накапливающиеся пока еще без определенной связи с замыслом, просто как характерные или чем-то примечательные черты окружающей действительности. У ребенка начинает развиваться наблюдательность;
- замысел вначале выступает просто как идея будущей работы, как некая задача, которую ребенок поставил перед собой. Эта задача пока еще не получила выражения в определенном образе, для этого необходима дальнейшая деятельность воображения;
- поиски решения задачи и нахождения образного выражения идеи делаются в процессе творческой работы.
«Ощущение цвета» — важное свойство цвета — это использование его в целях самовыражения. Дети любят знать правила, но они любят и делать глупости. Дети, которым позволяют рисовать самостоятельно, дают самим выбирать цвета, обладают большей уверенностью и способностью к самовыражению.
2. Содержательный раздел
2.1. Методические рекомендации. Возрастные особенности
Дети среднего возраста заметно отличаются по своему развитию от ребят младшей группы как физически, так и умственно. Обогащается их словарный запас, активизируется внимание, что помогает выслушать объяснение воспитателя, но детям еще трудно сосредоточиться на длительном объяснении. Они уже начинают выделять некоторые функциональные признаки предметов. У них чаще проявляются эстетические чувства по отношению к окружающему миру. Но несмотря на это, результаты в изобразительной деятельности мало чем отличаются от работ младшей группы. Дети
еще не справляются с изображением формы, искажают пропорциональные соотношения частей предметов, не умеют вполне самостоятельно пользоваться художественными приемами. Взрослый может помочь развить у детей устойчивый интерес к творчеству, координированные движения рук, представления о форме предметов и их строении.
Задачи художественного воспитания
Основная задача — формировать представление о творческом замысле, способах его изображения с помощью взрослого, а на отдельных этапах и самостоятельно; развивать художественное восприятие произведений искусства. В ходе обсуждения, беседы подводят детей к пониманию единства содержания (о чем произведение) и некоторых средств выразительности (как изображено) в разных видах искусств. Формировать навыки и умения собственной творческой, изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности.
2.2. Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Законом Российской Федерации «Об образовании»;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;
- Приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
3. Организационный раздел
3.1. Рекомендации по организации
При создании в ДОУ благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Такими условиями являются:
- Помещение для занятий (светлое, просторное).
- Имеется умывальная зона, где дети могут набрать воды для занятий, помыть руки и пр.
- Столы одноместные и двухместные, которые легко переставляются в зависимости от организации и содержания работы.
- Двухсторонние мольберты занимают меньше места и их легче переносить и располагать так, как удобно.
- пятилепестковый стол, за которым дети работают сидя. Подбор разных столов, мольбертов позволяет детям заниматься каждый раз по-новому, выбирать место в зависимости от задания или замысла, вида деятельности;
- Создание фонда методического и наглядно-иллюстрационного материала.
- Подбор материала для работы с детьми. Чем разнообразнее будет материал, тем выразительнее будут детские работы. Принцип: доступность, аккуратность, безопасность, насыщенность и т.д.
- Технические средства обучения. Целесообразно сосредоточить в изостудии ТСО по знакомству с различными видами изобразительного искусства и изобразительной деятельности (о цвете, композиции, художниках). ТСО используется в зависимости от поставленных задач, для создания выразительного образа или расширения представления детей.
Основные характеристики педагога:
- Любить ребенка, стремиться понять его и принять сердцем и разумом, защитить от деструктивных воздействий, разрушающих его личность.
- Любоваться и восхищаться красотой мира, природой, произведениями искусства и заражать детей своей любовью и восхищением.
- Обладать чуткостью в выявлении художественных интересов ребенка, образной сферы и средств ее выражения, которые его привлекают.
- Уметь увлечь детей творческой идеей, разжечь их воображение и включить в работу художественное мышление.
- Уметь вызвать у ребенка эмоциональный резонанс выразительным предметом или явлением, ассоциативный ряд, порождающий художественный образ.
- Владеть различными технологиями создания художественного образа и художественной формы в материале одного или различных видов искусства.
- Побуждать ученика уважительно относится к творчеству других детей и критически относится к своему творчеству.
- Морально поддержать ученика в трудные периоды его жизни, помочь преодолеть кризисы и неудачи.
- Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление индивидуальности;
- Стена творчества для выставки и анализа детских работ, диалогичности общения ученика и педагога.
3.2. Отбор детей в изостудию достигается следующими мероприятиями:
- Беседа с родителями, анкетирование, с помощью которых удается выяснить любимое занятие ребенка дома, чем он увлечен, его интересы, какое место в его жизни занимает изобразительная деятельность или только один из ее видов рисование, лепка, аппликация.
- Из определения воспитателя, кого в группе она считает наиболее одаренным по изобразительной деятельности.
- Из беседы с ребенком, чем он увлекается, и хотел бы заниматься.
- Желание родителей и детей.
- Способности детей к изобразительной деятельности.
Выход на результат и формы контроля.
- Свидетельством эффективности проделанной работы является рост уровня творческих достижений воспитанников в мероприятиях различного уровня
- Выставки (персональные, передвижные и др.)
Циклограмма рабочего времени
- День работы кружка – вторник
- Время проведения -15:30 (во вторую половину дня).
- Программа предназначена для детей среднего дошкольного возраста.
- Длительность 20 минут
- Один или два раза в неделю (с учетом организации выставок)
- В течение года (сентябрь-май)
Список детей
- Чирикова Ариана
- Белолюбская Аделина
- Попов Денис
- Варламова Далаана
- Корякина Настя
- Сивцева Наина
7. Харитонова Амелия
8. Эверстов Даниил
9. Иванова Ева
10. Вакантное место
3.2. Материалы, применяемые в программе
План беседы с ребенком на при отборе в кружок «Хочу рисовать»:
1. Представься, пожалуйста.
2. Сколько тебе лет?
3. Любишь ли ты рисовать, лепить, делать подделки?
4. Что ты изобразил недавно?
Анкета для родителей «Развитие творческих способностей у детей»
Цель: совершенствовать работу по приобщению родителей к совместным занятиям с детьми по рисованию; формирование у родителей чувства ответственности за развитие творческих способностей у детей, как в детском саду, так и дома.
- Рисует ли ваш ребёнок дома?
а) да-1
б) нет-0
2) Как часто ваш ребёнок рисует дома?
а) каждый день-2
б) 2-3 раза в неделю-1
в) реже-0
3) Чем ребёнку больше нравится рисовать?
а) красками-1
б) цветными карандашами-1
в) фломастерами-1
г) ничем-0
4) Ребёнок пользуется любыми из имеющихся у него материалов для рисования, когда сам пожелает или по Вашему разрешению.
а) сам пожелает - 1
б) разрешаю - 0
5) Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы (пальцем, ладошкой, другими предметами?
а) да-1
б) нет-0
6) Аккуратен ли ребёнок во время рисования пачкает ли лист, мебель, лицо, руки?
а) аккуратен-1
б) пачкает-0
7) Если ребёнок пачкается во время рисования, ругаете ли вы его за это?
а) нет-1
б) да-0
8) Обращаете ли вы внимание ребёнка на красоту природы в разное время года?
а) да-1
б) нет-0
9) Часто ли ребёнок просит кого – либо из членов семьи порисовать вместе с ним?
а) часто – 2
б) иногда – 1
в) никогда – 0
10) Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребёнка порисовать с ним:
а) предлагаете ребёнку самому заняться рисованием, объяснив, что сейчас
заняты – 1
б) переносите совместное рисование на другое время (день, неделю, более удобное для Вас) – 0
в) откладываете дело, которым занимались и включаетесь в рисование – 2
11) Рисует ли ваш ребёнок сам или вы помогаете ему?
а) сам-1
б) помогаю-0
12) Сколько времени ребёнок может заниматься рисованием?
а) 5 минут-0
б) 10-15 минут-1
в) дольше-2
13) Тему для рисования ваш ребёнок:
а) выбирает сам-1
б) с вашей помощью-0.
14) Есть ли в убранстве вашей квартиры, комнаты ребёнка произведения изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт и др., декоративно – прикладного искусства (городецкая, хохломская, гжельская роспись и др.) :
а) да – 1
б) нет - 0
• Более 15 баллов. Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
• От 10 до 15 баллов. Вы искренно стремитесь помочь ребёнку, но больше давайте ему самостоятельности.
• Менее 10 баллов. Вам недостаёт знаний, как развить творческие способности в ребёнке, либо желания добиться этого.
Благодарим за сотрудничество!
Я_____________________________________ даю согласие на посещение ________________________
бесплатного кружка по изобразительной деятельности «Хочу рисовать»_________________________
(подпись)
Педагог Бояркина Вера Сергеевна сот. телефон 8-914-233-15-51
Диагностика образного воображения автор Дьяченко
Цель: Определение уровня развития образного воображения.
Материал: Несколько листов бумаги размером 10*12 см. с изображением некоторой фигуры неопределенной формы.
Инструкция: У меня есть рисунок. Посмотри на него внимательно, подумай и дорисуй его так, что бы получилась какая-нибудь картинка. Можешь, поворачивать рисунок как тебе хочется.
Если ребенок затрудняется в рисовании первого рисунка, можно помочь ему: «Посмотри, вот я придумал такую картинку (дорисовать и назвать), теперь ты тоже что-нибудь придумай, но не как у меня, а что-нибудь другое» (дать не использованный лист с фигурой, при этом одному ребенку предлагается один и тот же рисунок).
Если ребенок начинает рисовать однотипные рисунки (ромашку, василек, подсолнух или мальчика, девочку, тетю), необходимо остановить его и сказать: «Цветы (или людей) ты уже нарисовал, придумай еще что-нибудь другое»
Выполнение задания прекращается, если ребенок не может ничего больше придумать: отказывается продолжать или рисует узоры, или начинает повторять то, что уже рисовал ранее.
Нельзя задавать ребенку наводящие вопросы: «Что бывает круглое, что светит на небе? Или посмотри вокруг, что ты видишь, похожее на эту фигуру?». Иначе мы будем диагностировать нечто другое, ноне уровень развития воображения.
К ошибкам можно отнести следующее:
- Ребенок нарисовал букву или какую-либо геометрическую фигуру.
- Ребёнок нарисовал узор (на вопрос «Что это?» отвечает: «Просто так» или «Это такой узор»).
- Рисунок находиться в стороне от заданной фигуры.
- Не все детали фигуры задействованы в рисунке (на вопрос: «А это что значит на твоей картинке?» отвечает: «Ничего просто так»)
Анализ результатов: Для того, что бы определить уровень развития образного воображения, необходимо сосчитать количество адекватно нарисованных рисунков, отбросив ошибочные и повторные. Уровень развития воображения определяется по таблице:
Уровень воображения | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Низкий | 0-2 | 0-2 | 0-4 |
Средний | 3-4 | 3-5 | 5-6 |
Высокий | 5 и более | 6 и более | 7 и более |
Учебный план
№ | Тематика | Количество занятий | Дата |
1. | Вводное занятие: Знакомство Опрос детей. Анкета для родителей «Развитие творческих способностей у детей» | 2 | Сентябрь 3 неделя |
2 | Диагностика | 1 | Сентябрь 4 неделя |
3 | «Солнышко» (простое) описание на стр. 32 | 1 | Октябрь 1 неделя |
4 | «Красивые цветы» (простое) описание на стр. 37 | 1 | Октябрь 2 неделя |
5 | «В лесу» (с усложнением) описание на стр. 40 | 1 | Ноябрь 1 неделя |
6 | «Петушок» (простое) описание на стр. 52 | 1 | Ноябрь 2 неделя |
7 | «Березки» (сложное) описание на стр. 60 | 1 | Декабрь 1 неделя |
8 | «Фрукты» (сложное) описание на стр. 64 | 1 | Декабрь 2 неделя |
9 | Выставка детских работ в детском саду | 1 | Декабрь |
10 | «Льдинки» (сложное) описание на стр. 115 | 1 | Январь 2 неделя |
11 | «Птички» (простое) описание на стр. 71 | 1 | Январь 3 неделя |
12 | «Снежные зверюшки» (сложное) описание на стр. 120 | 1 | Февраль 1 неделя |
13 | «Узоры на снегу» (простое) описание на стр. 100 | 1 | Февраль 2 неделя |
14 | «Мимоза» (простое) описание на стр. 151 | 1 | Март 1 неделя |
15 | «Подводное царство» (простое) описание на стр. 82 | 1 | Март 2 неделя |
16 | «Ежик» (с усложнением) описание на стр. 80 | 1 | Апрель 1 неделя |
17 | «Усатый-полосатый» (сложное) описание на стр. 149 | 1 | Апрель 2 неделя |
18 | «Черепашка» (простое) описание на стр. 66 | 1 | Май 1 неделя |
19 | «Радуга» (простое) описание на стр. 174 | 1 | Май 2 неделя |
19 | Персональная выставка детей в доу | 1 | Май |
20 | Итоговая выставка | 1 | Май |
Литература:
- Дубровская Н.В. Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Средняя группа: Наглядно-методическое пособие для практических работников ДОУ и родителей. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 224 с., ио., цв. вкладка.
- Дубровская Н.В. Цвет творчества. Парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников. От 2 до 7 лет. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 160 с. Цв. ил
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - программа работы кружка "Веселая логоритмика" в средней группе
План - программа работы кружка "Веселая логоритмика" в средней группе...
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «КОЛОКОЛЬЧИК» НА 2019-2020 Г.
Нацелить, приобщить родителей к активной, совместной работе в новом учебном году...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитателя средней группы «Смешарики» на 2019-2020 уч. год
Рабочая программа воспитателя средней группы...
Диагностика педагогического процесса в средней группе на начало 2019 - 2020 учебного года
Диагностика педагогического процесса в средней группе на начало 2019 - 2020 учебного года...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕЙ ГРУППЫ № 1 НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Целевой раздел, содержательный раздел, организационный раздел....
Перспективное планирование работы с родителями средней группы «Почемучки» на 2019-2020 уч. год
Взаимодействие с родителями, в целях плодотворной работы по воспитанию и развитию детей....
Рабочая программа средняя группа "Почемучки" на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей средней группы, и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных...