КАРТОТЕКА "НАБЛЮДЕНИЕ НА ПРОГУЛКЕ ВЕСНОЙ"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
В этой картотеке содержится подборка стихов, загадок, подвижных и дидактических игр для проведения прогулки весной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_progulka.docx | 42.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Весна.
- В марте: наблюдать за первыми признаками весны: солнце ярко светит и греет; снег чернеет и становится рыхлым, тает; за сосульками; проталинами; ручейками.
- В апреле: обратить внимание на изменения, происшедшие на участке (снег растаял, земля мокрая, от обуви, остаются следы, появилась травка, весенние цветы .На земле черные прошлогодние листья и трава. Под деревьями лежат семена. Наблюдение за трудом взрослых (обрезают кустарники, поломанные ветки, ухаживают за цветочными клумбами).
- В мае: наблюдение за состоянием погоды (голубое, чистое небо, светит солнце, на людях надета лёгкая одежда, за первой грозой).
Загадка.
Я раскрываю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна, зовут меня…
(Весна)
Стихи.
***
Снег растаял. Снег растаял.
Это новость не простая.
Это значит- наступает
Настоящая весна.
Март.
Мы сегодня рано встали.
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла весна! ***
А на улице мороз. Весна, весна красная
Снег летит колючий, Пришла весна ясная!
И ползут по облакам Птицы громко поют-
В белых шубах тучи. Долго спать не дают.
Ждём, весны, давным-давно,
А ты бродишь где-то!
Без тебя ведь не придет
Солнечное лето!
Дождь.
- В дождливую погоду проводить наблюдения из окна .Предложить детям прослушать ,как стекает струйками вода по стёклам ,какие на дорожках лужи. Отметить, какая погода (дождливая, ненастная)
- Обратить внимание ребят на одежду людей ( на них надеты плащи, на ногах сапожки, в руках зонты). Спросить , почему люди так одеты.
Беседа: «Какой сегодня дождь?»- тёплый, мелкий, сильный, моросящий, ливневый, проливной, грибной грозовой.
Потешка.
Дождик, дождик, лей ,лей ,-
Лето будет веселей.
***
Дождик ,дождик,
Полно лить,
Наших детушек мочить.
Загадка.
Если день нахмурится,
Если дождь пойдёт,
Выйдет он на улицу,
Надо мной вспорхнёт. (ЗОНТ)
***
Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает ? (Дождь)
***
Его просят, его ждут,
А как придёт-
Прятаться начну т. (Дождь)
Трудовая деятельность:
полив дождевой водой растений в группе (заранее вынести ёмкость для накапливания дождевой воды )
Стихи.
***
К нам на длинной
Мокрой ножке
Дождик скачет
По дорожке,
А на лужице круги-
Это дождика шаги.
(З. Александрова)
***
Дождик ,дождик, капелька,
Водяная сабелька,
Лужу резал, лужу резал, ***
Резал, резал Сохнут вымытые чисто
Не разрезал, Лопухов большие листья.
И устал, Это очень хорошо,
И перестал Что сегодня дождик шёл!
З.Александрова
***
Дождик ,дождик.
Кап , Кап ,Кап.
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять!
Мы промочим ножки.
***
Сколько знаю я дождей?-
Сосчитайте поскорей.
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
( Ю. Черных )
П/и «Солнышко и дождик»
- Цель: дать эмоциональный заряд, вызвать двигательную активность.
Солнышко на небе
Весело сияет, весело сияет,
Деток согревает.
(дети поднимают руки и машут раскрытыми ладошками из стороны в сторону.)
Дождик понемножку
Намочил дорожки.
Кап-кап, кап-кап,
Намочил дорожки.
(легко потряхивают кистями рук. )
Дождик, ты не пугай
(грозят пальчиком).
Ты нас ,дождик, догоняй!
(бегут врассыпную)
- Цель: учить детей внимательно слушать слова и выполнять по ним движения.
Дождик, дождик, веселей-
(дети поют песенку дождя).
Капай, капай ,не жалей!
Ты по зонтику стучи
(кап, кап. кап! кап, кап .кап.)
Дождик, дождик
(дождик проходит, капельки падают редко :
ка-а-ап, ка-а-ап, ка-а-ап ),
Что ты льёшь,
Погулять нам не даёшь?
(дети выходят из-под зонтика ,поднимают руки ,а на ладошки дождик не капает.)
***
Дожди, дожди…
Доставай скорей плащи…
А гром над землёй
Так и носится,
В окна стучит,
К людям просится
Аша Дэви
Солнце.
Цель: дать понятие о солнце как о небесном светиле ,которое освещает все вокруг и согревает растения, животных, землю, воду; развивать познавательные интересы, наблюдательность, устойчивое внимание; учить радоваться ясному деньку, тёплому солнечному лучику; обратить внимание на вечернее солнце.
Потешка.
Солнышко, солнышко, Детки-малолетки.
Выгляни в окошко! Взойди поскорей,
Солнышко, нарядись, Освети, обогрей-
Красное, покажись! Телят да ягнят,
Ждут тебя детки, Ещё маленьких ребят
***
Солнышко, солнышко,
Посвети немножечко,
Выйдут детки погулять,
Станут бегать и играть.
Какое солнышко?:
(Огромное, яркое, тёплое)
Стихи.
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнатку,
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку. (А. Барто)
***
Встало утром солнышко
И гулять отправилось,
И на нашей улице
Всё ему понравилось. (Е .Серов)
***
Туча прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес,
И такое чистое,
Доброе, лучистое… (Г. Бойко)
П /и: «Солнышко и дождик»
«Солнечные зайчики»
Цель: уточнять направления ( вверх, вниз ,в сторону; учить выполнять разнообразные движения.
Скачут побегайчики -
Солнечные зайчики.
Прыг! Скок!
Вверх- вниз- в бок!
(дети пытаются поймать солнечного зайчика)
Мы зовём их- По углам
Не идут. Были там-
Были тут- И нет их там.
И нет их тут. Где же побегайчики-
Прыг, прыг Солнечные зайчики?
Продуктивная деятельность:
- рисование палочками на песке солнышка
-выкладывание из бросового материала (пробки)
Стих.
Где ты, солнце ,в самом деле?
Мы совсем окоченели.
Без тебя вода замёрзла,
Без тебя земля промёрзла.
Выйди, солнышко, скорей!
Приласкай и обогрей!
Избу осветило, всех развеселило.
Птицы.
- Наблюдать за птицами на участке (различать ,называть части тела)
- Воспитывать бережное отношение к птицам.
Трудовая деятельность:
-кормление птиц.
-изготовление кормушки
Пальчиковые игры: «Сорока - белобока» «Ворон»
Стихи.
*** ( А. Тараскин )
Воробей, что ты ждешь?
Крошек хлебных не клюёшь.
-Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
***
О чём поют воробушки
В последний день зимы?
-Мы выжили!
-Мы выжили!
-Мы живы! Живы мы!
***
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей,
Воробышек-пташка,
Серая рубашка.
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей !( И.Демьянов)
Голуби. (И. Токмакова)
Голуби, голуби, раз ,два, три.
Прилетели голуби-сизари.
Сели и нахохлились у дверей.
Кто накормит крошками сизарей?
Потешка.
Гулюшки- гули,
Полетели-полетели
И на голову сели.
Сели-посидели,
Снова полетели.
*** (Г.Ладонщиков)
Возвращаются скворцы-
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Птичка.
Птичка, птичка,
Вот тебе водичка.
Вот тебе и крошки
На моей ладошке
П /и:
«Воробышки и кот», «Птичка в гнёздышке»
«Весёлый воробей»(картотека-лето)
«Птички и дождик» (картотека-осень)
«Ворона и собачка»(картотека-зима)
«Собачка и воробьи»(зима)
«Птички, раз! Птички, два!(весна)
Игры-имитации
Снегирь.
Чернокрылый, ясногрудый
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут.
Ветер.
Наблюдать, как раскачиваются деревья, гнутся ветки, летят с деревьев листья. Спросить у детей, почему так неспокойно ведут себя деревья.
Игры с вертушкой:
Ты вертись, моя вертушка,
Самодельная игрушка.
Я с тобой бегу по парку,
Мне и весело, и жарко
Пословицы, приметы о ветре.
- Ветер и без крыльев летает.
- Ветер большой, да дождик маленький
- За ветром в поле не угнаться.
Загадки.
- Без крыл летит, без ног бежит
- Летит- не птица, воет- не зверь.
- Бежит по снегу, да нету следу.
Стихи.
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч. (А.Пушкин)
***
Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена!
Ветер листья с веток
Разогнал по свету.
Е. Токмакова
Загадка.
Кто летает выше туч?
Кто коварен и могуч?
Он бывает не приметен
Озорник, проказник……(ветер)
Ветер- что делает? (дует, свистит, гонит, срывает, воет, кружит, метёт, колышет)
Ветер какой? (сильный, холодный, тёплый )
Цветы.
- На клумбе рассмотреть распустившиеся цветы. Предложить детям назвать их определить цвет. Дать представление об основных частях растения.
- Учить выделять характерные особен-
ности цветов(запах, высота стебля ,форма листьев)
- Посев и наблюдение за рассадой в уголке природы.
- Учить правильно называть инвентарь: лопату, грабли, совок ,лейку.
У меня есть лейка, ой какая лейка!
Видели вы лейку, новую мою?
Как луна сияет …если будет сухо,
Я её наполню и цветы полью.
Трудовая деятельность:
- посев рассады и черенков
- уход за цветами (полив, рыхление, протирание крупных листьев)
Экологические игры: «Найди такой же», «Отгадай ,про какой цветок я говорю» «За каким цветком спряталась матрешка», «Собери цветок из частей»
Стихи.
Уронило солнце лучик золотой
Вырос одуванчик, первый молодой.
У него чудесный золотистый цвет,
Он большого солнца золотой портрет.
О.Высотская
***
Одуванчики везде
По весенней травке:
Замелькали во дворе,
Разбежались по горе,
Спрятались в канавке. (М.Полянская)
Загадка.
Над лугом парашютики качаются на прутике.
***
В горшочек посажу росток,
Поставлю на окне,
Скорей, росток,
Раскрой цветок,
Он очень нужен мне,
В .Шуграева.
***
Белый одуванчик
На солнышке блестит
И лёгкою пушинкой
По воздуху летит!
Малоподвижная игра: «Цветок»
Цель: учить выполнять действия в соответствии со словами стихотворения.
Вырос высокий цветок на поляне
(показать руками цветок),
Утром весенним раскрыл лепесток
( развести пальцы).
Всем лепесткам красоту и питание
(движение пальцами вместе)
Дружно дают под землёй корешки
(ладошки вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы врозь)
Туча. Гроза.
- Наблюдать приближение грозы (тяжёлые, тёмные тучи закрывают небо ,ветер сильно раскачивает деревья, сверкает молния, гремит гром)
***
По-над лесом гром,
Тучи быстро мчатся,
Убегайте в дом
От грозы спасаться. (В. Лодыжец)
***
-Туча, туча, ты откуда?
-А оттуда!
-Туча, туча, ты куда?
-А туда!
Туча медленно плывёт,
Дождик маленький идёт.
Сосулька.
- Показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
Сосулька - замёрзшие капельки воды, превратившиеся в лёд. Предложить посмотреть вокруг через сосульку.
Загадка.
- Что растёт вниз головой?
- Сели дети на карниз и растут всё время вниз?
Стих.
Шаловливые сосульки сели на карниз,
Шаловливые сосульки посмотрели вниз.
Надоело им свисать, стали капельки бросать.
Целый день идёт трезвон: «Кап- кап- кап! Дон- дон -дон!»
*** И.Демьянов.
Под самым карнизом,
Над самым оконцем
Забралось в сосульки
Весеннее солнце.
Сверкая, бегут по сосулькам слезинки
И тают сосульки - весёлые льдинки
Малоподвижная игра: «Кап- кап- кап»
Цель: учить быть внимательными к слову воспитателя.
Каждый слог ребёнок отстукивает.
Кап- кап- кап -звенит капель,
Приближается апрель.
Н. Нищева
Насекомые.
- Учить наблюдать за насекомыми и различать их.
- Расширить и уточнить знание и представление о насекомых, подвести к пониманию, что насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются
Загадки.
Спал цветок и вдруг проснулся-
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (бабочка)
Я - пятнистая букашка,
Если в руки попаду,
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду. (божья коровка)
Не жужжу, когда лежу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (жук)
Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно-
Больше плотника оно. (муравей)
С хоботом ,а не слон.
Не птица, а летает.
Никто не приучает,
А на нос садится. (муха)
Подвижные игры:
- «Жуки» Цель: научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление
Ход игры: по сигналу «Жуки полетели!» дети бегут врассыпную . По сигналу «Жуки сели на землю!» дети приседают и шевелят пальцами, жужжат.
- «Медведь и пчёлки» : («пчёлки» убегают, «медведь» догоняет
Пчёлы в улье сидят
И в окошечко глядят.
А медведь пришёл,
Распугал всех пчёл.
- «Комарики и лягушка»(картотека № 15)
- «Пчёлки»(№29)
- «Мотыльки»(№31)
- Игры на звукоподражание:
Как жужжит пчёлка?- З-з-з-з
Стихи.
(песенка)
Не обижайте муравья,
Его обидеть просто.
Он очень мал, он очень мал,
Он маленького роста.
***
На вид, конечно ,мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Ребята наши- муравьята.
Вся жизнь их связана с трудом.
***
На лужайке, у пенька
Мы в траве нашли жука.
Жук усатый и большой,
Ты нам песенку пропой.
Жук отправился в полёт,
Загудел, как самолёт:
Жу- жу- жу , жу- жу –жу
До свиданья, я спешу ( Е. Трутнева)
Потешка.
Божья коровка, Божья коровка,
Чёрная головка! Чёрная головка,
Лети ,лети за море: Улети на небо,
Там тёпленько, Принеси нам хлеба!
Здесь холодненько. Чёрного и белого,
Только не горелого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прогулка " Весна идет, весне дорогу"
Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение д...
Конспект проведения прогулки во второй младшей группе по теме: «Прогулка весной».
Представлен конспект прогулки во второй младшей группе. Присутствует художественное слово, индивидуальная работа, подвижная игра, наблюдение и самостоятельная деятельность....
Конспект тематической прогулки «Весна, весна на улице…»
Тема: "Весна, весна на улице...."...
Конспект прогулки «Весна, весна на улице…» (подготовительная группа)
Автор: Барабанова Ольга Анатольевна, воспитатль МАДОУ детский сад № 1, г. Балаково...
Консультация «Весна — красна. Прогулки весной»
Консультация «Весна — красна. Прогулки весной»Зима позади. Позади суровые морозы и метели. Солнце с каждым днём пригревает все сильнее и сильнее, на улицах становится светлее и гулят...
Прогулка "Весна, весна, приди скорей"
Конспект прогулки разработан согласно требованиям: основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комар...
"Чем занять ребенка на прогулке весной?", "Расскажите детям о весне"
консультация для родителей...