Образовательная деятельность по экологии в старшей группе на тему: "Поможем птицам зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гатина Айгуль Миннегайсовна

Образовательная деятельность по экологии в старшей группе на тему: "Поможем птицам зимой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomozhem_ptitsam_zimoy.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №41» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Конспект организованной образовательной деятельности

с детьми старшей  группы № 10

на тему «Поможем зимующим птицам»

Подготовила:

Воспитатель, высшей квалификационной категории

Гатина А.М.

Республика Татарстан,

г. Нижнекамск, 2021г.

Дата проведения

02.12.2021

ФИО педагога

Гатина Айгуль Миннегайсовна

ООД в возрастной группе

Старшая группа (5-6 лет) № 10

Тема ООД

«Поможем зимующим птицам»

Цель

формирование представлений о жизни и питании зимующих птиц.

Программные задачи

обучающие задачи:

- расширять представления детей о зимующих птицах,

- учить узнавать по характерным особенностям и внешним признакам птиц и называть их.

 

развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес к миру природы, эмоциональную отзывчивость.

воспитательные задачи:

- формировать у детей желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц).

-  воспитывать желание помогать птицам, особенно в зимнее время.

Предполагаемый результат

дети знают названия зимующих птиц, обобщающее слово «зимующие», отличительные особенности зимующих птиц, чем они питаются и как люди могут помочь птицам зимой.

Виды деятельности

Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, экспериментальная

Формы и методы организации совместной деятельности

Формы и методы:

- наглядный (демонстрация слайдов с изображением времени года, птиц; сюрпризный момент – письмо от птиц; словесный (чтение стихотворений, загадок; беседа); практический – изготовление съедобных кормушек

активизация словаря:

зимний, снежная, морозная, холодная, снегирь, воробей, синица, ворона, сорока, дятел, голубь

обогащение словаря:

съедобная кормушка, зимующие, белобокая, красногрудый, желтогрудый, длиннохвостая

приёмы:

постановка вопросов, указания, показ воспитателя, эксперимент,поощрения

Индивидуальная работа

Тренировать Диму в умении называть отличия между зимующими птицами,работа с Викой в умении отгадывать загадки про зимующих птиц

Предварительная работа

чтение художественных произведений о птицах зимой, наблюдения на прогулке за птицами, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Оборудование

Структура ООД

вводная часть

Организационный момент.

основная часть:

  1. Беседа про зимний лес.
  2. Отгадывание загадок про птиц.
  3. Физминутка «Птички-невелички»
  4. Письмо.
  5. Вопрос-ответ.
  6. Эксперимент «Съедобные кормушки»

заключительная часть:

Подведение итога. Сюрпризный момент.

Вводная часть

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я вас приглашаю, вместе со мной отправится в лес и посмотреть, что же в этом  лесу, что там происходит. Вы готовы со мной отправиться в такое путешествие? (Да)

- Но чтобы добраться в этот лес, мы должны сначала одеться потеплее («надеваем» шапку, куртку, «завязываем» шарф, обуваемся и надеваем варежки) и идём за мной.

 - Мы шагаем по дорожке (ходьба змейкой)

Раз, два! Раз, два! (несколько раз)

Дружно хлопаем в ладоши, (хлопаем в ладоши)

Раз, два! Раз, два!

Вот мы с вами шли, шли и пришли.

(Дети садятся на стульчики перед экраном)

Основная часть

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, где мы оказались? (Ответы детей). А какой это лес? (Зимний) Как вы догадались, что это зимний лес? (Дети говорят о том, деревья голые, нет листочков, много снега и т.д.) Правильно, в этом  лесу наступила зима.

- Скажите, ребята, какая погода стоит зимой? (Холодная)

-  Если зимой снежно, то значит, какая зима? (Зима снежная)

- А если зимой морозно, то какая зима? (Зима морозная)

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

Ребята, а вы не заметили чего-нибудь необычного? Мне кажется, здесь что-то лежит! Посмотрите. (Дети находят письмо под экраном)

- Так это же письмо! Кто-то его нам с вами написал. А чтобы узнать от кого это письмо, я вам предлагаю отгадать загадки.

Загадки:

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь) (Слайд с изображением снегиря)

Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает

Эта птица круглый год

Во дворе у нас живет

И чирикает она

Громко с самого утра:

- Просыпайтесь поскорей. -

Всех торопит (Воробей) (Слайд с изображением воробья)

С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте что за птица?

Называется (Синица) (Слайд с изображением синицы)

Хочет с детства эта птица

Стать известною певицей.

День и ночь неугомонно

«Кар-Кар-Кар!» - поет (Ворона) (Слайд с изображением вороны)           

Непоседа пестрая,

     Птица длиннохвостая,

     Птица говорливая,

     Самая болтливая.  (Сорока)  (Слайд с изображением сороки)           

      Он по-рабочему одет –

      Удобно, просто, ловко.

      На нем малиновый берет

      И пёстрая спецовка. (Дятел) (Слайд с изображением дятла)     

     

  Меня сизокрылым

  Все с детства зовут. 

         Как символа мира 

         И любят, и чтут.(Голубь)  (Слайд с изображением голубя)     

     

- Дети, а кто такие воробей, ворона,  голубь, дятел, синица и снегирь? Как можно их назвать, одним словом? (Птицы). А какие это птицы? (Зимующие)Давайте еще раз их назовем. (Воспитатель показывает указкой на птиц, дети называют)

- Воспитатель: - А сейчас давайте представим, что мы с вами превратились в птичек. Повторяем все вместе:

Упражнение «Птички-невелички».

Птичка-невеличка                                      
В небе летала

Села под окошком,        
Крошек наклевала.                                      

Встрепенулась птичка,   

Выпрямила спинку,

Песенку запела,                                           

В домик полетела.

-Ребята, а что вы можете рассказать про птиц? Что вы о них знаете? (У птицы тело покрыто перьями, у них два крыла, они умеют летать, у них есть хвост, две ноги, клюв) (слайд – строение птицы)

- Какую пользу птицы приносят людям? (Спасают от вредителей поля, огороды, радуют нас песнями, украшают природу).

-  А как мы можем отличить воробья от вороны? (воробей маленький, а ворона большая) Снегиря от синички? (У синички грудка желтая, она желтогрудая,  а у снегиря красная, он -красногрудый). Сороку от дятла? ( у сороки белые бока и длинный хвост, она –белобокая и длиннохвостая, а дятел в красной «шапочке», и у него длинный клюв)

- Молодцы! Вы правильно отгадали загадки, и теперь мы знаем, что это письмо прислали нам птицы, которые не улетели в теплые края, а остались зимовать. Давайте прочитаем, что же они нам пишут. (Воспитатель открывает письмо)

 «- Дорогие ребята, холодно и голодно  нам зимой. Под толстым слоем снега нелегко добывать корм, а голодному и замерзнуть можно. Во время снегопадов, метелей и сильных морозов мы очень голодаем. С утра и до вечера ищем себе еду. Помогите нам»

- Почему птицам зимой трудно находить корм? ( Кругом снег, а под снегом не видно пищи.) 

- Правильно, поэтому птицы просят нас о помощи! Как мы можем им помочь?  (сделать кормушки и покормить птиц) Чем же питаются зимующие птички?

( Семенами трав, деревьев, насекомыми и личинками, которые уснули в коре деревьев). А еще в кормушку  кроме хлебных крошек можно насыпать пшённую или геркулесовую крупу, пшеницу, кукурузу. Очень любят птицы тыквенные и подсолнечные семечки. Для синичек можно подвесить на веревочке кусочек сала.  Но ни в коем случае им нельзя давать жаренные и солёные семечки, солёное сало, ржаной хлеб, свежий белый хлеб, молочные продукты, конфеты, шоколад, чипсы.  

А сейчас, давайте и  мы вернёмся в детский сад, и все-таки поможем птицам.

      Мы шагаем по дорожке (ходьба змейкой)

Раз, два! Раз, два! (несколько раз)

Дружно хлопаем в ладоши, (хлопаем в ладоши)

Раз, два! Раз, два!

Вот мы с вами шли, шли и пришли.

Экспериментальная деятельность.

Воспитатель: Занимайте свои места за столами, находим свой су-джок и сначала мы немного разомнем наши ручки.

Пальчиковая гимнастика.

Снегирь и срока

Клест, и синица

Зимуют у нас эти чудные птицы

И чтоб они жили по-прежнему с нами

Мы будем кормить их конечно же сами.

-Итак, ребята, я предлагаю вам организовать птичью столовую, чтоб помочь зимующим птицам. Пройдите за столы. Сейчас мы с вами сделаем кормушки, но необычные, а съедобные. Для этого нам нужно смешать теплую  воду с желатином, добавить пшено и снова все хорошо перемешать. Затем  формочки залить этой смесью, а посередине вставить трубочку, чтоб было отверстие для ниточки. Чтоб наши съедобные кормушки застыли, нужно будет немного подождать, а потом на прогулке мы развесим их на деревья и таким образом поможем птицам.

Заключительная часть

Итог. Воспитатель: - Молодцы!   А сейчас пока наши кормушки застывают, пойдемте за мной, присаживайтесь на коврик (по-турецки) Скажите, где мы сегодня с вами побывали? (В лесу) В каком лесу? (в зимнем лесу) Как вы думаете, мы помогли птицам? Что для этого сделали (Ответы детей). Запомните, что только мы, люди умеем делать кормушки. Только мы можем развесить их на окрестных деревьях и насыпать в них зернышки и хлебные крошки. Можно сделать кормушку и повесить во дворе, в ближайшем парке, саду или в лесу. А зимующие птицы вам в благодарность прислали вот такие раскраски, они говорят вам большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по экологии в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»

Цели: 1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». 2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела пти...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе на тему: «Поможем птицам зимой».

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе. Тема: «Поможем  птицам  зимой». 1. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественн...

Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе на тему «Поможем Матушке природе»

Воспитатель встречает детей словами:-Тише, детки не шумите, Нашу сказку не спугните.Здесь бывают чудеса… Сказка спряталась пока!Не грустите, улыбнитесь, Сказка дарит нам сюрприз!...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе на тему «Поможем жителям Фиолетового леса»

ЦелЦель: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные: Формировать умения выстраивать серию объектов (домов) от самого высокого д...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе по теме: «Поможем Крошке Еноту»

Цель: включение детей в познавательно-исследовательскую деятельность, стимулирование потребности проверки информации путём опытно-экспериментальной деятельности.Задачи:1. Расширить систему знаний дете...