КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе по теме: «Поможем Крошке Еноту»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Меликян Тамара Вячеславовна

Цель: включение детей в познавательно-исследовательскую деятельность, стимулирование потребности проверки информации путём опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Расширить систему знаний детей о явлениях, связанных с водой: уточнить и дополнить знания о свойствах воды – отражаемости предметов, прозрачности, плотности.

2. Учить устанавливать связи и закономерности в природе, побуждать детей сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать логику рассуждения, 

3. Формировать умение использовать модели-схемы при обобщении результатов опытов.

4. Развивать любознательность, познавательный интерес к явлениям окружающего мира.

5. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, развивать доказательную речь.

6.  Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, поощрять умение выслушать собеседника и принять его мнение.

7. Приучать детей к аккуратности при выполнении работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитатель года России – 2020»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно эстетического направления развития воспитанников № 5 «Солнышко» города Новопавловска

КОНСПЕКТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по образовательной области «Познавательное развитие»

в старшей группе по теме:

«Поможем Крошке Еноту»

                                                                   

                                                       

                                                                                 

Подготовила:

                                                                  воспитатель МКДОУ

                                                               «Детский сад № 5 «Солнышко»

                                                             г. Новопавловска

                                                                 Меликян Тамара Вячеславовна

                              г.  Новопавловск, 2020

Цель: включение детей в познавательно-исследовательскую деятельность, стимулирование потребности проверки информации путём опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Расширить систему знаний детей о явлениях, связанных с водой: уточнить и дополнить знания о свойствах воды – отражаемости предметов, прозрачности, плотности.

2. Учить устанавливать связи и закономерности в природе, побуждать детей сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать логику рассуждения, 

3. Формировать умение использовать модели-схемы при обобщении результатов опытов.

4. Развивать любознательность, познавательный интерес к явлениям окружающего мира.

5. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, развивать доказательную речь.

6.  Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, поощрять умение выслушать собеседника и принять его мнение.

7. Приучать детей к аккуратности при выполнении работы.

          Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие», «Социально–коммуникативное развитие».

         Словарная работа: 

активизация словаря: проблемная ситуация, лаборатория, опыт, результат опыта, выводы, пресная (вода);

обогащение словаря: эксперимент, планшет-схема, плотность.

Материалы и оборудование:

 Демонстрационный материал:

фонограмма  песни «Улыбка» муз. В. Шаинского, картинка из м/ф «Крошка Енот», конверт с письмом, магнитная доска, исследовательский  планшет.

Материалы для проведения опытов:

          таз с водой, стаканчики с водой и молоком (каждому ребенку), по 2 картинки под дно стаканчиков,  салфетки, стакан с водой, ложечки на каждого ребенка для определения вкуса воды, ложка или палочка для размешивания соли, соль, яйцо, шапочки и халат, конверт для планшета. 

Предварительная работа:

просмотр мультфильма «Крошка Енот», работа с исследовательским  планшетом, разучивание  физкультурной минутки « Как приятно в речке плавать!» (гимнастика по Джекобсону).

  Ход образовательной деятельности

Вводная часть

1.Оргмомент: приветствие. 

Придумано кем- то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

- Доброе утро, ребята! (Дети отвечают) Давайте поприветствуем наших гостей.

2.Мотивационно-сюрпризный момент: вовлечение детей в познавательную деятельность.

1) Чтение письма от героя мультфильма

(Звучит фонограмма  песни «Улыбка» муз. В. Шаинского)

 - Ребята, к нам в детский сад пришло письмо, от кого же оно? Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята! Наверняка, вы меня хорошо знаете. Я малыш, который испугался того, кто сидит в пруду. Но когда по совету мамы я улыбнулся ему, он улыбнулся мне в ответ.  Кто же сидит в воде? Я не знаю! Еще хочу узнать, почему вода удерживает большие корабли, а я, маленький, когда прыгнул в пруд, чуть не утонул?  А когда я был на море, почему вода легко удержала меня? Расскажите мне, пожалуйста! Буду ждать от вас ответа».

- Как вы думаете, кто автор письма? Верно, подписано «Крошка Енот».

2) Выяснение знаний детей, апеллирование к их опыту:

- Что же мы можем рассказать о воде Крошке Еноту?

(Дети выясняют, что у них недостаточно знаний, чтобы ответить на вопросы Крошки Енота)

3) Погружение в тему и предъявление проблемной ситуации.

      Цель: активизировать познавательный интерес детей.

- Да, мы должны ответить Еноту на вопросы, но знаний у нас недостаточно! Это проблемная ситуация? (да) Давайте решать ее вместе?

II. Основная часть.

1) Приглашение детей в лабораторию и знакомство с ней.

- Ребята, а вы хотите ответить на вопросы Крошки? Для решения  проблемной ситуации предлагаю пройти в научную лабораторию.

 - А что такое лаборатория? (Это помещение, в котором ученые проводят различные эксперименты и опыты)

- Предлагаю вам сегодня стать работниками научной лаборатории! (воспитатель надевает на детей шапочки, а сама надевает халат и шапочку).

(Рассматривание «лаборатории» и знакомство с исследовательским планшетом «Да-нет» - на магнитной доске расположен исследовательский планшет.)

2) Предъявление плана работы

- Работать мы будем по плану. На планшете вы видите  последовательность нашей работы:

  1. Выяснить, кто «сидит» в пруду?
  2. Предлагаю еще выяснить: какая она, вода?
  3. Почему не тонут корабли?
  4. Почему морская вода легко удержала Крошку Енота?

После каждого опыта нам нужно будет показать результат на планшете, который мы отправим Крошке Еноту: с его помощью он легко найдет ответы на свои вопросы.

C:\Users\Expert\Downloads\IMG_20200204_142120.jpg

3) Совместная исследовательская деятельность.

Опыт 1. Кто сидит в пруду?

         - Итак, давайте посмотрим на изображение Крошки Енота: кто же сидел в пруду? (Никто, Енот увидел в воде себя) А как же это могло быть?

        - Давайте подойдем к емкости с водой и заглянем в нее. Что вы видите? (свое лицо, отражение).

- Где еще можно увидеть свое отражение? (в зеркале, витрине магазина)

- Значит, вода  может отражать предметы также, как зеркало.

- Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в нее. Каким стало ваше отражение? (размытым, нечетким).

- Какой  вывод мы сделаем из этого опыта? (Спокойная вода отражает предметы, а если неспокойная вода -  отражение предметов будет нечетким. размытым).

- Посмотрим на планшет-схему и отметим то, что подходит для нашего вывода. ( Один из детей отмечает результат).

Опыт 2. Какая она, вода ? (Определение прозрачности воды)

- Ребята, перед вами стоят два стакана. Скажите, что в них налито? (Молоко и вода.)

- Поставьте, пожалуйста, стаканы с водой и с молоком на картинки. А  теперь загляните внутрь стаканов. Что наблюдаете?

- Как вы думаете, почему в стакане с молоком не видно картинки, а с водой видно? (В отличие от молока вода прозрачная.) Да, вода прозрачная, поэтому в воде мы можем видеть разные предметы, хорошо видим рыбок в аквариуме и т.д.

- Давайте отметим  на планшете-схеме то, что подходит для нашего вывода. Вода прозрачная?  (Да.) Молоко? (нет).  (Один из детей отмечает результат).

Опыт 3. Почему не тонут корабли?

- Итак, переходим к следующему вопросу: почему не тонут корабли? Подойдите, пожалуйста, к тазу с водой. Возьмите фольгу. Попрошу вас свернуть ее в трубочку. Вот так! (показать) Аккуратно опустите трубочки на воду, так же, как спускают на воду корабли. Что наблюдаете?

- А теперь выньте из воды трубочки и сделайте из фольги мисочки (демонстрирую, как сделать мисочки.) Аккуратно положите их на воду. Что происходит? (Они плавают)

- Достаньте мисочки, скатайте фольгу в плотный шарик и бросьте в воду. Что произошло? Почему же трубочки и мисочки не тонули, шарик утонул? Чем были наполнены трубочки и мисочки? (Воздухом) А есть ли воздух в полости кораблей? Какой же вывод мы сделаем?

Вывод: в полости кораблей есть воздух, поэтому они не тонут. А внутри Крошки Енота воздуха недостаточно, ему нужно учиться плавать, правильно дышать, наполняя легкие воздухом, чтобы удержаться на воде.

- Посмотрим на планшет-схему и отметим то, что подходит для нашего вывода. (Один из детей отмечает результат).

Физкультурная минутка «Как приятно в речке плавать!» (гимнастика по Джекобсону).

Как приятно в речке плавать! (плавательные движения)

Берег слева, берег справа.(повороты влево, вправо)

Речка лентой впереди. (потягивание - руки вперед)

Сверху мостик – погляди (руки вверх)

Чтобы плыть еще скорей,  (плавательные движения)

Надо нам грести быстрей.

А теперь пора нам, братцы, (присесть)

На песочке поваляться. (лечь на индивидуальные коврик)

Опыт 4. Почему морская вода удержала Крошку Енота?

        - Давайте подойдем к следующему столу. Что вы здесь видите?  (Стакан с прозрачной водой, яичко, соль) Возьмите ложечки и попробуйте на вкус воду. Какая она вкус? (Безвкусная, пресная)

        - Положу-ка я в стакан яйцо. Что с ним произошло? Почему оно утонуло? (В нем нет воздуха) Верно.

        - Добавьте осторожно добавим в стакан соли. Что происходит?

        - Какая вода в море? А в пруду? Об этом говорят так: в морской и пресной воде разная плотность! В какой же воде легче плавать?

Вывод: в морской воде много соли, ее плотность выше, чем в пресной, поэтому в морской воде плавать легче, чем в пресной.

III. Заключительная часть.

1. Обобщение полученных знаний.

- Что же мы выяснили, пытаясь ответить на вопросы Крошки Енота? (Приглашает детей пройти к планшету, дети обобщают свои знания).

- А теперь давайте сделаем селфи и отправим Крошке Еноту фото и планшет. Я уверена, что он поможет ему найти ответы на вопросы.

2. Рефлексия.

          - Вы рады, что помогли Крошке Еноту? Вам понравилось работать в лаборатории? А кто хотел бы стать ученым-исследователем?

- Какой опыт вам запомнился больше всего?

- О чем вы хотели бы рассказать дома?

- Что нового вы узнали сегодня?

- Что бы вы  хотели сделать еще раз?

- Какие новые слова сегодня вам запомнились?

Я обещаю, что передам ваши пожелания вашим воспитателям. Спасибо вам, ребята, за работу! Мы очень замечательно поработали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Путешествие с цветиком семицветиком»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе – формирование элементарных математических представлений с использованием те...