КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе по теме: «Поможем Крошке Еноту»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: включение детей в познавательно-исследовательскую деятельность, стимулирование потребности проверки информации путём опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Расширить систему знаний детей о явлениях, связанных с водой: уточнить и дополнить знания о свойствах воды – отражаемости предметов, прозрачности, плотности.
2. Учить устанавливать связи и закономерности в природе, побуждать детей сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать логику рассуждения,
3. Формировать умение использовать модели-схемы при обобщении результатов опытов.
4. Развивать любознательность, познавательный интерес к явлениям окружающего мира.
5. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, развивать доказательную речь.
6. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, поощрять умение выслушать собеседника и принять его мнение.
7. Приучать детей к аккуратности при выполнении работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ | 405.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитатель года России – 2020»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно эстетического направления развития воспитанников № 5 «Солнышко» города Новопавловска
КОНСПЕКТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по образовательной области «Познавательное развитие»
в старшей группе по теме:
«Поможем Крошке Еноту»
Подготовила:
воспитатель МКДОУ
«Детский сад № 5 «Солнышко»
г. Новопавловска
Меликян Тамара Вячеславовна
г. Новопавловск, 2020
Цель: включение детей в познавательно-исследовательскую деятельность, стимулирование потребности проверки информации путём опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Расширить систему знаний детей о явлениях, связанных с водой: уточнить и дополнить знания о свойствах воды – отражаемости предметов, прозрачности, плотности.
2. Учить устанавливать связи и закономерности в природе, побуждать детей сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать логику рассуждения,
3. Формировать умение использовать модели-схемы при обобщении результатов опытов.
4. Развивать любознательность, познавательный интерес к явлениям окружающего мира.
5. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, развивать доказательную речь.
6. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, поощрять умение выслушать собеседника и принять его мнение.
7. Приучать детей к аккуратности при выполнении работы.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Социально–коммуникативное развитие».
Словарная работа:
активизация словаря: проблемная ситуация, лаборатория, опыт, результат опыта, выводы, пресная (вода);
обогащение словаря: эксперимент, планшет-схема, плотность.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал:
фонограмма песни «Улыбка» муз. В. Шаинского, картинка из м/ф «Крошка Енот», конверт с письмом, магнитная доска, исследовательский планшет.
Материалы для проведения опытов:
таз с водой, стаканчики с водой и молоком (каждому ребенку), по 2 картинки под дно стаканчиков, салфетки, стакан с водой, ложечки на каждого ребенка для определения вкуса воды, ложка или палочка для размешивания соли, соль, яйцо, шапочки и халат, конверт для планшета.
Предварительная работа:
просмотр мультфильма «Крошка Енот», работа с исследовательским планшетом, разучивание физкультурной минутки « Как приятно в речке плавать!» (гимнастика по Джекобсону).
Ход образовательной деятельности
Вводная часть
1.Оргмомент: приветствие.
Придумано кем- то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
- Доброе утро, ребята! (Дети отвечают) Давайте поприветствуем наших гостей.
2.Мотивационно-сюрпризный момент: вовлечение детей в познавательную деятельность.
1) Чтение письма от героя мультфильма
(Звучит фонограмма песни «Улыбка» муз. В. Шаинского)
- Ребята, к нам в детский сад пришло письмо, от кого же оно? Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята! Наверняка, вы меня хорошо знаете. Я малыш, который испугался того, кто сидит в пруду. Но когда по совету мамы я улыбнулся ему, он улыбнулся мне в ответ. Кто же сидит в воде? Я не знаю! Еще хочу узнать, почему вода удерживает большие корабли, а я, маленький, когда прыгнул в пруд, чуть не утонул? А когда я был на море, почему вода легко удержала меня? Расскажите мне, пожалуйста! Буду ждать от вас ответа».
- Как вы думаете, кто автор письма? Верно, подписано «Крошка Енот».
2) Выяснение знаний детей, апеллирование к их опыту:
- Что же мы можем рассказать о воде Крошке Еноту?
(Дети выясняют, что у них недостаточно знаний, чтобы ответить на вопросы Крошки Енота)
3) Погружение в тему и предъявление проблемной ситуации.
Цель: активизировать познавательный интерес детей.
- Да, мы должны ответить Еноту на вопросы, но знаний у нас недостаточно! Это проблемная ситуация? (да) Давайте решать ее вместе?
II. Основная часть.
1) Приглашение детей в лабораторию и знакомство с ней.
- Ребята, а вы хотите ответить на вопросы Крошки? Для решения проблемной ситуации предлагаю пройти в научную лабораторию.
- А что такое лаборатория? (Это помещение, в котором ученые проводят различные эксперименты и опыты)
- Предлагаю вам сегодня стать работниками научной лаборатории! (воспитатель надевает на детей шапочки, а сама надевает халат и шапочку).
(Рассматривание «лаборатории» и знакомство с исследовательским планшетом «Да-нет» - на магнитной доске расположен исследовательский планшет.)
2) Предъявление плана работы
- Работать мы будем по плану. На планшете вы видите последовательность нашей работы:
- Выяснить, кто «сидит» в пруду?
- Предлагаю еще выяснить: какая она, вода?
- Почему не тонут корабли?
- Почему морская вода легко удержала Крошку Енота?
После каждого опыта нам нужно будет показать результат на планшете, который мы отправим Крошке Еноту: с его помощью он легко найдет ответы на свои вопросы.
3) Совместная исследовательская деятельность.
Опыт 1. Кто сидит в пруду?
- Итак, давайте посмотрим на изображение Крошки Енота: кто же сидел в пруду? (Никто, Енот увидел в воде себя) А как же это могло быть?
- Давайте подойдем к емкости с водой и заглянем в нее. Что вы видите? (свое лицо, отражение).
- Где еще можно увидеть свое отражение? (в зеркале, витрине магазина)
- Значит, вода может отражать предметы также, как зеркало.
- Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в нее. Каким стало ваше отражение? (размытым, нечетким).
- Какой вывод мы сделаем из этого опыта? (Спокойная вода отражает предметы, а если неспокойная вода - отражение предметов будет нечетким. размытым).
- Посмотрим на планшет-схему и отметим то, что подходит для нашего вывода. ( Один из детей отмечает результат).
Опыт 2. Какая она, вода ? (Определение прозрачности воды)
- Ребята, перед вами стоят два стакана. Скажите, что в них налито? (Молоко и вода.)
- Поставьте, пожалуйста, стаканы с водой и с молоком на картинки. А теперь загляните внутрь стаканов. Что наблюдаете?
- Как вы думаете, почему в стакане с молоком не видно картинки, а с водой видно? (В отличие от молока вода прозрачная.) Да, вода прозрачная, поэтому в воде мы можем видеть разные предметы, хорошо видим рыбок в аквариуме и т.д.
- Давайте отметим на планшете-схеме то, что подходит для нашего вывода. Вода прозрачная? (Да.) Молоко? (нет). (Один из детей отмечает результат).
Опыт 3. Почему не тонут корабли?
- Итак, переходим к следующему вопросу: почему не тонут корабли? Подойдите, пожалуйста, к тазу с водой. Возьмите фольгу. Попрошу вас свернуть ее в трубочку. Вот так! (показать) Аккуратно опустите трубочки на воду, так же, как спускают на воду корабли. Что наблюдаете?
- А теперь выньте из воды трубочки и сделайте из фольги мисочки (демонстрирую, как сделать мисочки.) Аккуратно положите их на воду. Что происходит? (Они плавают)
- Достаньте мисочки, скатайте фольгу в плотный шарик и бросьте в воду. Что произошло? Почему же трубочки и мисочки не тонули, шарик утонул? Чем были наполнены трубочки и мисочки? (Воздухом) А есть ли воздух в полости кораблей? Какой же вывод мы сделаем?
Вывод: в полости кораблей есть воздух, поэтому они не тонут. А внутри Крошки Енота воздуха недостаточно, ему нужно учиться плавать, правильно дышать, наполняя легкие воздухом, чтобы удержаться на воде.
- Посмотрим на планшет-схему и отметим то, что подходит для нашего вывода. (Один из детей отмечает результат).
Физкультурная минутка «Как приятно в речке плавать!» (гимнастика по Джекобсону).
Как приятно в речке плавать! (плавательные движения)
Берег слева, берег справа.(повороты влево, вправо)
Речка лентой впереди. (потягивание - руки вперед)
Сверху мостик – погляди (руки вверх)
Чтобы плыть еще скорей, (плавательные движения)
Надо нам грести быстрей.
А теперь пора нам, братцы, (присесть)
На песочке поваляться. (лечь на индивидуальные коврик)
Опыт 4. Почему морская вода удержала Крошку Енота?
- Давайте подойдем к следующему столу. Что вы здесь видите? (Стакан с прозрачной водой, яичко, соль) Возьмите ложечки и попробуйте на вкус воду. Какая она вкус? (Безвкусная, пресная)
- Положу-ка я в стакан яйцо. Что с ним произошло? Почему оно утонуло? (В нем нет воздуха) Верно.
- Добавьте осторожно добавим в стакан соли. Что происходит?
- Какая вода в море? А в пруду? Об этом говорят так: в морской и пресной воде разная плотность! В какой же воде легче плавать?
Вывод: в морской воде много соли, ее плотность выше, чем в пресной, поэтому в морской воде плавать легче, чем в пресной.
III. Заключительная часть.
1. Обобщение полученных знаний.
- Что же мы выяснили, пытаясь ответить на вопросы Крошки Енота? (Приглашает детей пройти к планшету, дети обобщают свои знания).
- А теперь давайте сделаем селфи и отправим Крошке Еноту фото и планшет. Я уверена, что он поможет ему найти ответы на вопросы.
2. Рефлексия.
- Вы рады, что помогли Крошке Еноту? Вам понравилось работать в лаборатории? А кто хотел бы стать ученым-исследователем?
- Какой опыт вам запомнился больше всего?
- О чем вы хотели бы рассказать дома?
- Что нового вы узнали сегодня?
- Что бы вы хотели сделать еще раз?
- Какие новые слова сегодня вам запомнились?
Я обещаю, что передам ваши пожелания вашим воспитателям. Спасибо вам, ребята, за работу! Мы очень замечательно поработали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Путешествие с цветиком семицветиком»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе – формирование элементарных математических представлений с использованием те...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему: «Профессия повар»
Непосредственно образовательная деятельность по этническому воспитанию дошкольников,...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему «Ждут нас быстрые ракеты…»
Интегрированное занятие по познавательному развитию с элементами логоритмики....