Образовательная деятельность по экологии в старшей группе " Перелетные птицы ".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по зкологии в старшей группе .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_ekologii_pereletnye_ptitsy.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии "Перелетные птицы"
(старший группа)
Цель: уточнить и расширить представления о зимующих и перелетных птицах, об их жизни в весенний период; развивать интерес к жизни птиц, о видах гнезд и их размещении; развивать воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Задачи : закреплять с детьми характерные признаки весны; упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
расширять представления детей о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о видах гнезд и их размещении;
развивать логическое мышление и внимание;
воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа : чтение художественной литературы, беседы о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением времени года - весна, птиц; отгадывание загадок о перелетных и зимующих птицах.
Демонстрационный материал:
Письмо; дерево; иллюстрации зимующих и перелетных птиц; разрезные картинки - игра «Собери птичку»; тексты загадок о перелетных птицах; физкультминутка «Перелетные и зимующие птицы».
Ход занятия:
(Дети входят в группу и становятся вокруг воспитателя).
В: Ребята, сегодня на занятие я приготовила много интересного. Послушайте загадку:
Светает рано по утрам.
Подснежники и тут и там,
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает?…. (весна)
В.: Да, ребята, к нам пришла весна. А какая она?
Д.: Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая.
В: Молодцы! А какие чудеса происходят весной?
Д: Тает снег, появляются проталины, набухают почки, пробивается травка, появляются первые цветы.
(Обращаю внимание на предмет, накрытый покрывалом).
В: Ребята, а что это такое? Да это же чудо – дерево! Посмотрите, какие на нем птицы! Назовите их (дятел, воробей, синица, снегирь). Как одним словом можно назвать этих (зимующие).
- А вот ещё птица прилетела – скворец. Он прилетел из теплых стран. Смотрите, скворец принес нам конверт. Что же в нем? Давайте прочитаем.
«Дорогие ребята, пишут вам перелетные птицы. Мы не сможем к вам прилететь, так как нас заколдовал злой волшебник. Помогите нам, расколдуйте нас. Выполните задания волшебника и злые чары исчезнут. И тогда мы сможем к вам вернуться. Перелетные птицы».
В.: А почему птиц называют перелетными?
Д.: Потому что они улетают на зиму в теплые страны.
В.: Да, так. А почему птицы улетают в теплые края?
Д.: Потому что им страшен голод.
В.: Правильно. А с наступлением весны птицы возвращаются и радуют нас своим пением.
В: Ребята, поможем перелетным птицам ( ответы детей) . Волшебник спрятал конверты с заданиями в нашей группе. Давайте найдем конверт с первым заданием. (дети находят конверт с цифрой 1)
-Мы с вами должны отгадать загадки про перелетных птиц:
1) Не ворона, не синица -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу "ку-ку".
(Кукушка)
2) Быстро над землёй порхает,
Мошек на лету хватает
И мелькает в высоте
С чёрной стрелкой на хвосте.
Домик у неё из глины,
Вроде маленькой корзины. (ласточка)
3) Он весной к нам прилетает
С многочисленною стаей.
Мы ему построим дом,
Чтоб птенцов он вывел в нём.
Станет солнце землю греть,
И начнут все птицы петь!
Чёрный фрак надел певец –
Гимн весне поёт ... (скворец).
4) Он по пашне свежей ходит
Словно в саже весь, носач
Дождевых червей находит,
Возвратившись с юга …
(Грач)
5) Хоть на вид и неказист
Хотя очень голосист
( Соловей)
В: С первым заданием справились. А теперь нужно найти конверт с цифрой 2.(дети находят конверт).
Второе задание - игра «Собери птичку» (дети собирают разрезные картинки и называют птиц, изображенных на них).
В:Вот и со вторым заданием вы справились. А теперь давайте отдохнём и поиграем.
Физкультминутка: "Зимующие - перелетные птицы"
В : Давайте поиграем. Если я назову перелетную птицу – “летите” и “машите крыльями”. Если назову зимующую – приседайте и хлопайте в ладоши.
Дети идут по кругу и проговаривают : “Друг за другом мы идем, дружно, весело идем. Надо думать, не зевать, только верно показать”. (Воробей, ласточка, синица, кукушка, дятел, грач, сорока, соловей)
В: Молодцы, ребята. Продолжим помогать нашим пернатым друзьям? Давайте найдем следующий конверт. Какая цифра должна быть на нем (Ответ детей: 3) Дети садятся на стульчики.
В: Ребята, кто знает - какая первая забота у птиц весной .
Д: Построить новые гнезда .
В :Из чего строят гнезда птицы.
Д: Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, мха, лоскутков, березовой коры ит. д.
В:Где птицы строят свои гнезда.
Д : на деревьях, на земле, под крышей, в кустах .
В: Вот посмотрите, ребята, несколько картинок.
Грачи строят гнезда на высоких деревьях, гнездятся стаями. Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев - а внутри, чтобы мягче было будущим птенцам, выстилают сухой травой и тонкими ветками. Соловей устраивает гнездо очень низко , почти на земле в траве или на небольших кустах и состоит из сухих листьев, залежавшихся с прошлого года. Внутри жилище выстлано тонкими и сухими травинками и веточками . Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария с боковым входом и строится только из комочков размокшей после дождя земли или глины. Скворушка селится в скворечниках, которые ему делают люди. Выстилает его мягким мхом, пухом, травинками.
В : Вот и еще одно задание волшебника выполнено. Мы с вами рассмотрели где и как строят гнезда перелетные птицы. Давайте найдем следующий конверт с цифрой 4.
В: Какая следующая забота у птиц?
Д: Вывести птенцов.
В: А кто заботится, высиживает, согревает, бережет яйца?
Д: Мама птичка, самка.
В: А кто кормит маму, пока она высиживает яйца?
Д: Папа, самец.
В:Ребята , какие правила должны соблюдать люди во время гнездования птиц .
Д :Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Молодцы!
Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю –
Ни ловушками, ни в сетки,
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обижу в жизни я!
В: Мы с вами выполнили все задания злого волшебника и расколдовали перелётных птиц. Теперь можно посадить наших птиц на дерево.
В: Вы молодцы, ребята! Посмотрите, какое чудесное дерево у нас получилось. Давайте вспомним еще раз, о каких птицах мы с вами сегодня говорили? Что нового вы узнали сегодня? (ответы детей).
В:Ребята, перелетные птицы оставили вам подарок – раскраски, где изображены другие перелетные птицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная образовательная деятельность по экологии в старшей группе, тема:" Все в лесу нужны друг другу"
Образовательная деятельность на тему "Все в лесу нужны друг другу", основная цель занятия: формировать представление о том, что все в природе взаимосвязано. занятие предназначено для детей ...
Конспект образовательной деятельности по экологии в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»
Цели: 1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». 2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела пти...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в старшей группе
Интегрированная непоредственной образовательной деятельности по экологии в старшей группе. Цели: развивать навыки проведения лабораторных опытов, актевизировать и обобщать словарь детей, развивать соц...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в старшей группе Тема: «Волшебница вода»
Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;Уточнить представления детей о том, ...
Непосредственная образовательная деятельность по экологии в старшей группе на тему "Как готовятся звери к зиме"
Расширять знания детей о диких животных....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в средней группе «Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать»
Цель: формирование представлений о зимующих птицах и роли человека в их жизни....
Образовательная деятельность по экологии в старшей группе на тему: "Поможем птицам зимой"
Образовательная деятельность по экологии в старшей группе на тему: "Поможем птицам зимой"...