Проект «Музей народного быта как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
проект (старшая группа)

Манина Надежда Михайловна

Образовательный проект "Музей народного быта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzey.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Улыбка»

Образовательный  проект

на тему:

«Музей народного быта как средство патриотического воспитания детей

дошкольного возраста»

                                                Автор проекта: воспитатель

                                     Манина Надежда Михайловна

                                           

г. Краснослободск

Актуальность проекта 

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное и патриотическое  воспитание детей, подростков и молодёжи.

Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Любовь к Родине воспитывается не только словами, а прежде всего делами. Широкое поле деятельности открывает работа в музеях.

Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально.

        В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун,, прялка,  коромысло, самовар  и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

        Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

        Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении,  в нашем детском саду возникла идея организации музея народного быта.

        Важная особенность нашего музея, как элемента развивающей среды -  участие в его создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

        В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и родители. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. «Мини-музей» расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире.

Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира.

Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа через организацию мини – музея  русского быта в детском саду.

Задачи:

-  организовать посещение детей краеведческого музея;

- создать предметно - развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;

- познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с ее устройством. Изготовить макет русской избы. Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, кровля, венец, люлька, лавка, сруб). Привить интерес к предметам старины. Расширить словарный запас детей.

- повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;

- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;

- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;

- провести цикл занятий об истории русского народа (история возникновения Руси, традиции, история: русского костюма, народной игрушки, русской кухни; фольклор)

- научить детей делать: куклы-обереги, куклы-игрушки,  панно с элементами в русской традиции.

- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа;

- изготовление макета «Русская изба» для сюжетно - ролевых игр и обыгрывания сказок;

Тип проекта: познавательно – творческий.

Участники проекта: дети подготовительной  группы, воспитатель Манина Н. М., родители.

Сроки реализации проекта: долгосрочный.

 Формы работы по проекту:

1.Совместная деятельность с детьми: экскурсия,  беседы и занятия о быте русского народа.

2. Самостоятельная деятельность детей в мини – музее: сюжетно-ролевые игры.

3. Интеграция с другими образовательными областями: художественное творчество, конструирование, чтение художественной литературы, музыка, развитие речи.

4. Взаимодействие с семьёй: совместная досуговая деятельность, оформление рекомендаций для родителей, посещение родителей вместе с детьми музеев, анкетирование родителей.

Этапы реализации проекта:

        I  этап. Подготовительный:

  1. Изучение литературы, информации интернет-ресурсов.
  2. Экскурсия в краеведческий музей.
  3. Анкетирование родителей с целью восстребованности и аккуратности данного проекта.
  4. Определение целей и задач исследовательской работы
  5. Сбор материала для музея.
  6. Сбор информации, подготовка наглядного материала;
  7. Подбор дидактических игр.
  8. Оформление наглядного материала для родителей.

Консультации для родителей: «Как люди на Руси жили?» «Предметы быта дедушек и бабушек»

9. Подбор познавательной литературы на тему «Русская изба»

10. Беседы с детьми о русской народной культуре.

        II  этап. Реализация проекта:

  1. Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.
  2. Организация предметно – развивающей среды. Создание музея народного быта.
  3. Работа с детьми (организация совместной деятельности, проведение занятий, бесед, чтение художественной литературы;
  4. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр
  5. Изготовление макета «Русская изба» в группе.
  1. Работа с родителями (организация совместной деятельности родителей и детей)

        III этап. Заключительный: подведение итогов реализации проекта, соотнесение ожидаемых и реальных результатов.

Тематический план:

Мероприятия

Сроки проведения

Беседа с детьми: «Русская изба».

Рисование «Народное творчество».

Познавательное занятие «Как на Руси жили».

Чтение художественной литературы: русские народные сказки.

Сентябрь

Беседа с детьми: « Хлеб да соль».

Посещение краеведческого музея.

Рисование «Кухонная утварь».

Октябрь

Занятие «Чудеса в русской избе», Досуг «Покров»

Ноябрь

Изготовление макета «Русская изба».

Лепка «Посуда из глины».

Консультация для родителей «Русские народные праздники», «Бабушкины наряды».

Декабрь

Развлечение «Пришла коляда накануне Рождества».

Семинар-практикум для педагогов «Мастер-класс по изготовлению кукол-оберегов». 

Игра с использованием интерактивной песочницы – «Я - археолог».

Сюжетно – ролевые игры с макетом «Русская изба».

Январь

Занятия: «История русского костюма», «История русской народной игрушки»

Посещение родителей совместно с детьми библиотек и музеев.

Лепка «Народная игрушка».

Февраль

Инсценировка сказки: «Три медведя».

Сюжетно - ролевые игры с макетом «Русская изба»,

Аппликация «Русский народный костюм».

Семинар для педагогов «Организация проведения русской народной игры». Досуг  «Масленица».

Март

Занятие «Прялка».  

Консультация для родителей «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Досуг «Вербное воскресенье. Пасха»

Апрель

Досуг «Праздник березки» и «Жаворонки».

Дидактические игры «Скажи для чего этот предмет», «Устаревшие слова».

создание папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота».

Май

Ожидаемые результаты

        При правильной организации работы в результате реализации   должны произойти следующие изменения: у детей будет отмечена положительная динамика, повысится уровень знаний по ознакомлению с окружающим миром, стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность; сформируются представления о своей стране, ее истории, чувство любви к Родине. Дети научатся анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать; повысится результативность воспитательно-образовательного процесса.

        Педагоги внедрят в свою практику использование музея при организации образовательной деятельности.

        Повысится активность родителей при участии в жизни ДОУ, заинтересованность родителей в пополнении мини-музея новыми экспонатами. Будут  созданы условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.

        Будем продолжать пополнять и обновлять экспонаты в мини-музей народного быта.

        В целом будет сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ, родителей и детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что создание музея создает благоприятные условия для патриотического воспитания детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Педагогический проект«Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста» Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов совреме...

Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Воспитатель найдет здесь полезную информация при создании мини-музея в группе детского сада....

Проект "Русская народная сказка, как средство патриотического воспитания" детей дошкольного возаста"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой...

ПРОЕКТ «РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. ...

Представление опыта работы по теме: «Мини-музей тряпичной народной куклы как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ориентация современной педагогики на народную культуру и приобщение к условиям народного быта, дает положительные результаты в воспита...

Представление опыта работы по теме: «Мини-музей тряпичной народной куклы как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ориентация современной педагогики на народную культуру и приобщение к условиям народного быта, дает положительные результаты в воспита...