Проект «Музей народного быта как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад «Улыбка»
Образовательный проект
на тему:
«Музей народного быта как средство патриотического воспитания детей
дошкольного возраста»
Автор проекта: воспитатель
Манина Надежда Михайловна
г. Краснослободск
Актуальность проекта
В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей, подростков и молодёжи.
Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Любовь к Родине воспитывается не только словами, а прежде всего делами. Широкое поле деятельности открывает работа в музеях.
Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально.
В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун,, прялка, коромысло, самовар и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, в нашем детском саду возникла идея организации музея народного быта.
Важная особенность нашего музея, как элемента развивающей среды - участие в его создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и родители. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. «Мини-музей» расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире.
Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира.
Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа через организацию мини – музея русского быта в детском саду.
Задачи:
- организовать посещение детей краеведческого музея;
- создать предметно - развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;
- познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с ее устройством. Изготовить макет русской избы. Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, кровля, венец, люлька, лавка, сруб). Привить интерес к предметам старины. Расширить словарный запас детей.
- повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;
- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;
- провести цикл занятий об истории русского народа (история возникновения Руси, традиции, история: русского костюма, народной игрушки, русской кухни; фольклор)
- научить детей делать: куклы-обереги, куклы-игрушки, панно с элементами в русской традиции.
- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа;
- изготовление макета «Русская изба» для сюжетно - ролевых игр и обыгрывания сказок;
Тип проекта: познавательно – творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель Манина Н. М., родители.
Сроки реализации проекта: долгосрочный.
Формы работы по проекту:
1.Совместная деятельность с детьми: экскурсия, беседы и занятия о быте русского народа.
2. Самостоятельная деятельность детей в мини – музее: сюжетно-ролевые игры.
3. Интеграция с другими образовательными областями: художественное творчество, конструирование, чтение художественной литературы, музыка, развитие речи.
4. Взаимодействие с семьёй: совместная досуговая деятельность, оформление рекомендаций для родителей, посещение родителей вместе с детьми музеев, анкетирование родителей.
Этапы реализации проекта:
I этап. Подготовительный:
- Изучение литературы, информации интернет-ресурсов.
- Экскурсия в краеведческий музей.
- Анкетирование родителей с целью восстребованности и аккуратности данного проекта.
- Определение целей и задач исследовательской работы
- Сбор материала для музея.
- Сбор информации, подготовка наглядного материала;
- Подбор дидактических игр.
- Оформление наглядного материала для родителей.
Консультации для родителей: «Как люди на Руси жили?» «Предметы быта дедушек и бабушек»
9. Подбор познавательной литературы на тему «Русская изба»
10. Беседы с детьми о русской народной культуре.
II этап. Реализация проекта:
- Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.
- Организация предметно – развивающей среды. Создание музея народного быта.
- Работа с детьми (организация совместной деятельности, проведение занятий, бесед, чтение художественной литературы;
- Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр
- Изготовление макета «Русская изба» в группе.
- Работа с родителями (организация совместной деятельности родителей и детей)
III этап. Заключительный: подведение итогов реализации проекта, соотнесение ожидаемых и реальных результатов.
Тематический план:
Мероприятия | Сроки проведения |
Беседа с детьми: «Русская изба». Рисование «Народное творчество». Познавательное занятие «Как на Руси жили». Чтение художественной литературы: русские народные сказки. | Сентябрь |
Беседа с детьми: « Хлеб да соль». Посещение краеведческого музея. Рисование «Кухонная утварь». | Октябрь |
Занятие «Чудеса в русской избе», Досуг «Покров» | Ноябрь |
Изготовление макета «Русская изба». Лепка «Посуда из глины». Консультация для родителей «Русские народные праздники», «Бабушкины наряды». | Декабрь |
Развлечение «Пришла коляда накануне Рождества». Семинар-практикум для педагогов «Мастер-класс по изготовлению кукол-оберегов». Игра с использованием интерактивной песочницы – «Я - археолог». Сюжетно – ролевые игры с макетом «Русская изба». | Январь |
Занятия: «История русского костюма», «История русской народной игрушки» Посещение родителей совместно с детьми библиотек и музеев. Лепка «Народная игрушка». | Февраль |
Инсценировка сказки: «Три медведя». Сюжетно - ролевые игры с макетом «Русская изба», Аппликация «Русский народный костюм». Семинар для педагогов «Организация проведения русской народной игры». Досуг «Масленица». | Март |
Занятие «Прялка». Консультация для родителей «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Досуг «Вербное воскресенье. Пасха» | Апрель |
Досуг «Праздник березки» и «Жаворонки». Дидактические игры «Скажи для чего этот предмет», «Устаревшие слова». создание папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота». | Май |
Ожидаемые результаты
При правильной организации работы в результате реализации должны произойти следующие изменения: у детей будет отмечена положительная динамика, повысится уровень знаний по ознакомлению с окружающим миром, стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность; сформируются представления о своей стране, ее истории, чувство любви к Родине. Дети научатся анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать; повысится результативность воспитательно-образовательного процесса.
Педагоги внедрят в свою практику использование музея при организации образовательной деятельности.
Повысится активность родителей при участии в жизни ДОУ, заинтересованность родителей в пополнении мини-музея новыми экспонатами. Будут созданы условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.
Будем продолжать пополнять и обновлять экспонаты в мини-музей народного быта.
В целом будет сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ, родителей и детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что создание музея создает благоприятные условия для патриотического воспитания детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Педагогический проект«Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста» Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов совреме...
Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Воспитатель найдет здесь полезную информация при создании мини-музея в группе детского сада....
"Музей народного быта как средство развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста"
Проектная деятельность...
Проект "Русская народная сказка, как средство патриотического воспитания" детей дошкольного возаста"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой...
ПРОЕКТ «РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. ...
Представление опыта работы по теме: «Мини-музей тряпичной народной куклы как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ориентация современной педагогики на народную культуру и приобщение к условиям народного быта, дает положительные результаты в воспита...
Представление опыта работы по теме: «Мини-музей тряпичной народной куклы как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ориентация современной педагогики на народную культуру и приобщение к условиям народного быта, дает положительные результаты в воспита...