Программа профессионального саморазвития педагога «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста».
проект по окружающему миру (старшая группа)
«Любовь к природе, впрочем,
Как и всякая человеческая любовь
Несомненно, закладывается в нас с детства»
И. Соколов-Никитов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Нарышкинский детский сад «Солнышко».
Программа
профессионального саморазвития педагога
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста».
на 2018-2019г.
Разработала:
Орехова М.И., воспитатель
высшей квалификационной категории.
с.Нарышкино, 2018 год.
«Любовь к природе, впрочем,
Как и всякая человеческая любовь
Несомненно, закладывается в нас с детства»
И. Соколов-Никитов.
Введение.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).
Актуальность:
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Цель - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Ожидаемые результаты:
- Дети должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными).
- Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам.
- Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Источники самообразования:
-Изучение методической литературы, журналов, информации в сети интернет.
-Проводить семинары, мастер-классы.
-Участвовать в конкурсах.
-Проходить курсы повышения квалификации.
-Проводить и посещать открытые занятия.
План мероприятий по реализации программы | |||||
№ п/п | Мероприятия | Цель | Сроки | ||
Этап самопознания | |||||
1 | Проведение диагностики уровня саморазвития профессионально-педагогической деятельности Л.Н. Бережкова (Приложение 1) | Проанализировать уровень саморазвития | 2018 год | ||
2 | Изучение методической литературы по экологии | Изучить направление работы по проблеме экологии | 2018 год | ||
(Приложение 2) Создание нормативно-правовой базы для работы в экологическом уголке. Изучение опыта работы воспитателей через сеть интернет. | Повышение собственной профессиональной компетенции по проблеме | ||||
Этап реализации | |||||
3 | Подобрать формы и методы работы, с детьми и родителями, соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду. (Приложение 3, 4) | Обеспечение необходимых условий для реализации программы Повышение качества воспитательно-образовательного процесса | |||
4 | Внедрение в практику собственной профессиональной деятельности, современных педагогических технологий. Проводить работу с воспитанниками и их родителями. Как правильно организовать экологическую деятельность дома. | Развивать творческий потенциал воспитанников и создать необходимые условия для экологии. Повышение качества образования посредством эффективного взаимодействия с семьёй. | |||
5 | Участвовать во всех профессиональных конкурсах на региональном, федеральном уровнях. Принимать активное участие в работе муниципального педагогического совета и Районного МО воспитателей детских садов. Организовывать мастер-классы, семинары-практикумы. | Повышение собственной профессиональной компетенции, профессионального уровня. Выступать с научными докладами о достижениях педагогической науки, передового педагогического опыта. | 2019 год | ||
Этап самоконтроля | |||||
6 | Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности | Видеть личностные недостатки и уметь организовать себя на их устранение, систематически заниматься самовоспитанием. | 2019 год | ||
7 | Проводить психолого-педагогическую диагностику | Фиксировать уровень развития на каждом этапе воспитания и обучения. Выявление трудностей в профессиональной деятельности. | 2019 год |
Список литературы:
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 128 с.
Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 2014. - 320 с.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение –2014. . - 207 с.
http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac409.html
Приложение 3.
План работы с воспитанниками.
Старшая и подготовительная группа.
Месяц | Тема | Литература, автор |
Сентябрь | Диагностика | |
Октябрь |
| программа С.Н. Николаевой «Юный эколог» |
Ноябрь |
| программа С.Н. Николаевой «Юный эколог» |
Декабрь |
| программа С.Н. Николаевой «Юный эколог» |
Январь | « Зимушка – зима». 2. «Жизнь птиц зимой». 3. «Как животные проводят зиму в лесу». | программа С.Н. Николаевой «Юный эколог» |
Февраль |
| программа С.Н. Николаевой «Юный эколог» |
Март |
| программа С.Н. Николаевой «Юный эколог» |
Апрель |
| программа С.Н. Николаевой «Юный эколог» |
Май |
| программа С.Н. Николаевой «Юный эколог» |
Приложение№4
План работы с родителями.
Старше - подготовительная группа.
Месяц | Тема |
Октябрь | Консультация «Ребенок и природа». Консультация по экологическому воспитанию «Птичья столовая». Анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей». Развлечение: «Праздник урожая» |
Ноябрь | Консультация «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка». Анкетирование по экологии. Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Волшебный сундук осени». |
Декабрь | Помощь родителей в изготовлении кормушек. Участие родителей в проектах, акциях, выставках, фотовыставках, конкурсах. Индивидуальные беседы, консультации. |
Январь | Круглый стол «Воспитание доброты к природе». Консультация «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье». Индивидуальные беседы. |
Февраль | Анкетирование родителей «Книга в семье». Консультация «Совместная деятельность родителей и детей по выращиванию комнатных растений». |
Март | Тематическая беседа: «Не причиняя вреда природе». Консультация «Роль леса в жизни человека». Родительское собрание: «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к природе». |
Апрель | Экологические акции «Мои добрые дела – для твоей пользы, Земля», «Птичья столовая». Тематическая беседа: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Досуг: «В весенний лес за приключениями». Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала. |
Май | Привлечение родителей к пополнению уголка природы. Беседа с родителями на тему: «Огонь-беда для леса!» Акция: «Украсим клумбу» Консультация: «Играя на природе –познаём её» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Роль экологических акций в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста
Цель акций: формирование ответственного отношения дошкольников и их родителей к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.Задачи:Вовлечение родителей в обсуждение актуал...
Рабочая программа по "Формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста" старшая группа 5-6 лет
Данная рабочая программа разработана в силу актуальной проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические проблемы и необходимость их преодоления пор...
Программа профессионального саморазвития воспитателя «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохр...
Проект "Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывают...
Программа профессионального саморазвития педагога.«Формирование конструктивных умений у детей 5-6 лет в процессе плоскостного моделирования с использованием Лего мозаики».
laquo;Формирование конструктивных умений у детей 5-6 лет в процессе плоскостного моделирования с использованием Лего мозаики»....