Рабочая программа по "Формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста" старшая группа 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа) по теме
Данная рабочая программа разработана в силу актуальной проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя, а для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность за природу с самого раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ekologii_.docx | 62.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята: УТВЕРЖДАЮ:
педагогически советом заведующий МБДОУ
протокол № 2 детского сада
от 28.08.2016 г. общеразвивающего вида № 51
_____________ Н.В. Усольцева
Рабочая программа
«Формирование экологической
культуры у детей
дошкольного возраста»
(старшая группа 5-6 лет)
Воспитатель: Фомина Надежда Юрьевна
г. Екатеринбург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана в силу актуальной проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя, а для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность за природу с самого раннего возраста.
- В Федеральном Законе об охране окружающей среды в статье 72, написано: «В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях независимо от их профиля и организационно - правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний». Этот Закон подписан Президентом и принят Государственной Думой 10 января 2002 года.
- В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплены экологические права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В статье 58 Конституции Российской федерации определены экологические обязанности граждан - сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273 – ФЗ.
- Занятия по экологическому воспитанию в ДОУ проводятся в соответствии с требованиями Сан-ПиНа 2.4.1.2660.10 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москвы.
"Об утверждении Сан-ПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"
Актуальность создания рабочей программы
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. И понимать это надо с детства.
Самые маленькие жители Земли - дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей, соседей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
В результате наблюдения за деятельностью детей, был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до "Я и природа". Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи.
Новизна
Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Особенности развития детей группы 5-6 лет:
Дети имеют представления о знакомых природных явлениях, которые образуются на основе комплекса существенных характерных признаков, доступных наблюдению. Умеют пользоваться календарем природы, в котором фиксируются различные состояния меняющихся природных объектов. Дети понимают зависимость роста и развития растений от наличия условий (влага, питательная почва, свет, тепло). Умеют определять по виду растения недостаток тех или иных условий и подобрать соответствующие способы ухода.
А также, дети имеют представление о том, что животное – это животное существо с определенным строением тела, оно может двигаться, чувствовать, его необходимо кормить, тогда оно не болеет и растет. Знает, что животное имеет приспособительные признаки, связанные со средой обитания и необходимостью защиты от врагов.
Дети имеют представление о культуре поведения в природе – не загрязнять места отдыха, бережно относиться к растениям животным и т. д.
Знакомы с различными явлениями природы снегопад, метель, ледоход, гроза, град, туман, иней. Представляют, как осуществляется переход от одного состояния в другое. Понимают, что жидкость (вода) при охлаждении может превратиться в лед, а лед при нагревании расплавиться. Знакомы с явлениями перехода жидкости в пар и наоборот.
Имеют представление о механическом движении: многие предметы, окружающие человека, движутся по-разному (быстро или медленно) и в разных направлениях.
Цель программы:
формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края. Создавать условия для развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края.
Задачи:
1) Формировать первичные представления об объектах окружающего мира;
2) Развивать познавательный интерес к миру природы, понимание взаимосвязей в природе и место человека в ней;
3) Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Педагогические принципы:
1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность, на основе сведений об окружающей природе родного края.
4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений по экологическому воспитанию. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка об экологии в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
5. Преемственность. Формирование экологической культуры у дошкольников продолжается в начальной школе.
6. Наглядность. Наличие дидактических материалов.
7. Последовательность. Планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
8. Занимательность. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.
9. Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без вполне определенного обеспечения, включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации.
10. Личностно-ориентированное общение – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
Условия реализации программы
- Создание образовательной среды, способствующей формированию экологической культуры у детей.
- Образовательное сотрудничество детей и взрослых.
- Создание фонда методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
- Создание мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
При разработке программы использованы следующие нормативно-правовые документы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Закон РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.
СаНПиН 2. 4. 1. 3049 – 13.
Устав МБДОУ детского сада общеразвивающего вида № 51 (новая редакция), утвержденный Распоряжением Управления образования Администрации города Екатеринбурга № 2441/46/36 от 7 декабря 2015г;
Парциальные программы: «Юный эколог» С.Н. Николаева, «Наш дом – природа». Программа экологического образования дошкольников. Н.А. Рыжова, «Живая экология». Программа экологического образования 3 -7 лет. А.И. Иванова.
При разработке программы учитываются следующие факторы: возраст детей, индивидуальные особенности, склонности и интересы, запросы, рекомендации на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой издание 3-е, исправленное и дополненное (Москва, «Мозаика – Синтез» 2014 год).
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Срок реализации программы: 2016 – 2017 учебный год
Планируемые результаты программы
- создана творческая группа по реализации программы проекта «Юные исследователи»
- создана экологически благоприятная среда на территории ДОУ;
- повысится уровень знаний по экологии у детей;
- усовершенствуется уровень знаний, экологическая компетентность родителей по теме проекта;
- собрана коллекция семян, камней, листьев,
- изготовлены макеты силами родителей и детей (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, кто в море живет).
- пополнение «Красной книги»
-оформлен альбом «деревья Урала»
Ожидаемые результаты:
К концу реализации программы дети будут знать:
- основы экологической культуры;
- некоторые особенности природы своего края;
- основные признаки времен года;
- значение природы для человека;
- группы растений и животных;
- некоторые растения и животные своего края, страны;
- правила поведения в природе.
А так же смогут уметь:
- различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;
- выполнять правила личной гигиены;
- различать изученные растения и животных;
- вести наблюдения в природе под руководством воспитателя;
- подкармливать птиц в кормушках;
- ухаживать за комнатными растениями;
- Проявлять интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
- самостоятельно наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
- проявлять желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
- стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе;
- пытаться самостоятельно оценивать свое поведение.
- использовать полученные знания в повседневной жизни.
В процессе работы по проекту предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
Описание опыта работы.
Знакомлю детей с животным миром, с растительным миром, временами года, неживой природой, правилам поведения в природе.
Содержание рабочей программы реализую через образовательные области, в непрерывной образовательной деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
Интегрируемые образовательные области:
Познавательное развитие
Психологи установили, что чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучие объекта природы. Преимущество в ознакомлении с природой в дошкольном возрасте отдается наблюдениям, играм, опытам, уходу за объектами природы.
Наблюдение целесообразно использовать на занятиях разных видов. Занятия обеспечивают широкое пространство для творческой реализации содержания наблюдений, которое предопределено включением детей в разные виды экологической деятельности с участием в ней воспитателя. Целью каждого вида такой деятельности неизменно выступает формирование первооснов экологического сознания, экологического поведения, а, следовательно, и экологической культуры личности.
Физическое развитие
Физическое развитие - составная часть общего воспитания. Основная ее задача укрепление здоровья детей, формирование знаний о здоровом образе жизни, физическое совершенствование и всестороннее развитие личности. В образовательной системе экология и физкультура тесно переплетаются. Формы и методы организации учебного и внеурочного процесса по физической культуре могут эффективно содействовать решению различных задач экологического воспитания, развивать и расширять знания по экологии. Повышение эффективности образования детей в области физической культуры и в области экологии возможно путем интеграции этих предметов. Достичь этого можно за счет использования на занятиях физкультурой различных средств и методов: игры с экологической направленностью, различные конкурсы, викторины, экскурсии и походы.
Во время образовательной деятельности по физической культуредети получают знания об организме, охране своего здоровья. Узнают, что такое здоровый образ жизни. Дети узнают, как с помощью природных факторов закалять свой организм.
При воздействии неблагоприятных факторов внешней среды (перепад температуры, сильный ветер, снег и т.д.) укрепляется иммунитет. Происходит адаптация организма к условиям внешней среды (процессы терморегуляции). Занятия физическими упражнениями стимулируют умственную деятельность.
При движении (выполнении различных упражнений на воздухе) происходит взаимодействие организма с окружающей средой, происходит приспособление к изменяющимся условиям.
В образовательном учреждении в процессе физкультурно-экологической работы мы используем такие формы как: игры с экологической направленностью, различные конкурсы, экскурсии, походы, различные физкультурно-экологические праздники и т.д.
Социально - личностное развитие
Важно отметить, что экологическая культура является интегральной категорией, вбирающей в себя знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-ценностное и деятельностно - практическое отношение к природе, обществу, к действительности, а так же сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении природопользования, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и т.д.).
Соответствующий дошкольному возрасту объём знаний основ экологической культуры ребёнок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Влияние семьи на развитие начал экологической культуры ребёнка определяется отношением её членов к окружающей природе, обще культурой. Роль детского сада в этой связи определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, условиями воспитания.
В структуре экологической культуры дошкольника выделяют четыре (когнитивный, эмоционально-эстетический, ценностно-смысловой и деятельный) взаимосвязанных и взаимопроникающих компонентов, когда с учетом возрастных особенностей на каждом этапе развития личности доминирующим выступает один из них.
Экологические убеждения, ценности, ответственность, нравственное отношение к природному миру, любовь к природе(экологическая сознательность). Экологические знания, представления, умения, навыки(экологическая образованность). Экологические поступки, поведение участие в экологических мероприятиях (экологическая деятельность).
Художественно-эстетическое развитие
Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Он получает разного рода информацию, накапливает впечатления – цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем зарождается интерес к гармонии цветов, звуков и пластике предметов. На основе интереса появляется простейшая эстетическая избирательность, эстетическое чувство и эстетический вкус. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность.
Речевое развитие
В группах желательно подобрать библиотечки художественных произведений, сказок, энциклопедий, по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Воспитатели вместе с детьми читают художественную литературу, рассматривают иллюстрации в книгах о природе, проводят беседы, обсуждение прочитанного. При знакомстве с поэзией детям легче и доступнее дается возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, уяснить ее значение в жизни человека, где они учатся сравнивать, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтических строках. Это и народное творчество: загадки, пословицы, поговорки, легенды. Через литературу ребенок учится правильно выражать своё мнение, озвучивать чувство.
Тематический план по формированию экологической культуры
Октябрь
«Небесные явления»
Тема недели | Задачи | Предварительная работа | Формы работы |
«Плыли по небу тучки» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Развитие наблюдательности. Активизировать словарь детей: перистые, слоистые, кучевые. | Наблюдение на прогулке и мультимедийном варианте различные виды облаков | Игра-путешествие |
«Сколько знаю я дождей» | Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный. | Рассматривание иллюстраций и за явлениями в природе (атмосферными осадки) | Наблюдение в природе и сравнение |
«Осень в белые туманы» | Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров | Наблюдение в природе за туманом | Экспериментальная деятельность (создание тумана) |
«Лаборатория добрых дел» | Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей. | Отгадывание загадок, рассматривание видеофильма «Забота о своем здоровье» ; «Забота о больном друге» | Турнир знатоков |
Ноябрь
«Таинственное лесное царство»
Тема недели | Задачи | Предварительная работа | Формы работы |
«Что мы сажаем, сажая леса?» | Обогатить представления детей о значении леса в жизни человека, объяснить причину исчезновения леса, систематизировать представления о лесе как об экосистеме. Ввести в словарь: сообщества, многоярусность, исчезновение. Воспитывать экологически грамотное поведение в лесу. | Отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе. | Беседа |
«Удивительный лес. Кора дерева» | Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; упражнять в составлении рассказов с подбором эпитетов. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу. | Рассматривание иллюстраций, сравнение кусочков коры, проведение опыта, экспозиция «Дары леса». | Игра-путешествие |
«Что было бы, если…» | Расширить представления детей о лесе, как об экосистеме. Ввести в словарь: обитатели, хищники, травоядные, цепи питания. Воспитывать бережное отношение к лесу. | Чтение и обсуждение рассказов и стихов о лесе, проведение экологических игр. | Экологическая игра |
«Растения и животные леса» | Уточнить знания детей о растениях (травах, кустарниках, деревьях), грибах и животных леса нашего края. Развивать память, быстроту реакции; связную речь через умение рассказывать об особенностях растений. Воспитывать уважительное отношение к живой природе. | Рассматривание репродукций картин русских художников, посвященных лесу. | Викторина |
Декабрь
«Экология родного края»
Тема недели | Задачи | Предварительная работа | Формы работы |
«Красная книга нашего региона» | Выявить какие растения и животные являются редкими в нашем регионе. Составить Красную книгу своего региона. Формировать представления о Красной книге Урала. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе. | Продолжать знакомить с Красной книгой Урала. | Экологический проект |
«По заповедным местам природы Урала» | Формировать представления об охранных природных территориях (местах) – заповедниках. Развивать познавательную активность детей, экологическое мышление на основе представлений о заповедниках Урала. Воспитывать бережное отношение к природе. | Мастерская по изготовлению атрибутов к игре: эмблемы заповедника, карты-маршрута. | Игра-путешествие |
«Город, в котором хотел бы я жить» | Формировать представления детей о городе, как о доме с экологически полноценной средой, где все гармонично. Развивать творческие способности. Воспитывать ценностное отношение к природе родного города. | Экскурсия по городу совместно с родителями в выходной день, беседа «Мой город», различные строительные игры. | Экологическая игра |
«Твой город – твое здоровье» | Расширить представления детей о родном городе, как о доме с экологически полноценной окружающей человека средой. Развивать творческое воображение, любознательность, эстетическое отношение к природе, коммуникативность. Воспитывать любовь к родному городу. Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью. | Экскурсия в парк, беседа о роли воздуха в жизни человека. | Конкурс по созданию творческих композиций |
Январь
«Царица – водица»
Тема недели | Задачи | Предварительная работа | Формы работы |
«Путешествие по глобусу» | Расширить знания детей о глобусе – модели Земного шара, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны…). Развивать экологическую культуру; обогатить словарь: круговорот. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу. | Рассматривание иллюстраций (использование воды человеком); игры «Ручеек», «Мы – капельки». | Беседа |
«Свойства воды» | Расширить знания детей о воде и ее свойствах. Развивать мышление, любознательность; формировать умение делать умозаключения. Воспитывать экономное отношение к воде. | Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде и т. п. | Проведение опытов |
«В гостях у жителей подводного царства» | Углубить представления детей об обитателях морей и океанов. Развивать любознательность, умение видеть новое в знакомом мире «подводного царства». Воспитывать доброту, отзывчивость. | Рассматривание иллюстраций, предметных картинок. | Сюжетно-ролевая игра |
«Источники загрязнения воды. Меры охраны» | Дать представление об основных источниках загрязнения воды в природе, ее последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Способствовать развитию речи, активизировать словарь: водоочиститель, завод, нефть, нефтепродукты. Воспитывать экологическую культуру. | Беседа «Что было бы, если бы не было воды?», чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций. | Экологическая игра |
Февраль
«Загадочные явления в природе»
Тема недели | Задачи | Предварительная работа | Формы работы |
«Что такое снег?» | Расширить представления детей о снеге, помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы, грамотно формулировать свой ответ; активизировать речь словами: тает, замерзает. Воспитывать чувство прекрасного, вызвать радость от открытий. | Наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение стихов и рассказов. | Беседа о снеге и его свойствах (Загадки Деда Мороза). |
«Зимние явления в природе» | Закрепить знания о зимних явлениях. Развивать игровой замысел. Развивать творческую фантазию и воображение. Воспитывать бережное отношение к природе | Лепка снеговика. | Исследовательская деятельность (встреча со Снеговиком) |
«Тайна воздушного пузырька» | Расширить знания детей о воздухе, его свойствах. Познакомить детей с природным явлением «ветер», с причинами его возникновения. Формировать интерес к экспериментальной работе. Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе. | Определение направления ветра (ветреной рукав), игры с вертушками, игра «Откуда прилетел ветер?» | Опыты «Свойства воздуха» (Встреча с воздушным шариком «Летунчиком») |
«Рисунок на бархатной бумаге» (мукой, ватой) | Вызвать у детей желание заниматься творчеством. Развивать творческое воображение, эстетический вкус; активизировать речь словами: «снежная крупа», «снежные хлопья», «снегопад». Воспитывать желание любоваться зимней природой. | Наблюдения в природе. | Изо творчество |
Март
«В царстве комнатных растений»
Тема недели | Задачи | Предварительная работа | Формы работы |
«Комнатные растения в уголке природы» | Расширить знания детей о комнатных растениях и об уходе за ними. Познакомить детей с правилами поливки. Развивать умение рассказывать об особенностях строения растений, составлять загадки-описания. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость. | Наблюдения за развитием и ростом растений в уголке природы, беседа «О чем рассказывают растения (о потребностях растений), игра «Угадай растение». | Исследовательская деятельность (встреча с Кузей) |
«Изучаем строение цветка» | Учить детей определять части цветка. Учить описывать растения, опираясь на модели. Воспитывать бережное отношение к растениям. | Рассматривание растений в уголке природы. | Моделирование (создание моделей цветка) |
«Что будет, если…» | Формировать представления детей об отношениях различных комнатных растений к воде, теплу и свету. Развивать понимание того, как важен правильный уход за комнатными растениями. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями. | Знакомство с моделями «Потребности растений», установление правил ухода согласно «паспорту растения». | Экспериментальная деятельность |
«Посадка комнатных растений» | Учить правильной посадке комнатных растений. Развивать у детей трудовые умения, развивать связную речь через умение рассказывать о выполнении своих действий, о предметах труда и действиях с ними. Воспитывать желание самостоятельно выращивать растения. | Моделирование трудового процесса. | Практическая деятельность «Мы – цветоводы» |
Апрель
«Защитим природу!»
Тема недели | Задачи | Предварительная работа | Формы работы |
«Человек – верный сын природы» | Формировать у детей способностьвыявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди» Развивать у детей творческие способности. Воспитывать бережное отношение к родной природе. | Беседа о правилах поведения людей на природе; чтение произведений литературы. | Дидактическая игра с элементами драматизации |
«Разработка экологических знаков» | Продолжать знакомство детей с природоохранительными знаками, создать с детьми экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся правильно вести себя в окружающей природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | Экскурсия –путешествие по территории ДОУ, игра «Угадай знак». | Проект |
«Юные спасатели» | Закрепить правила поведения людей в природе на примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации. Способствовать развитию основ экологического сознания детей. Формировать навыки правильного поведения в природе через игру. Воспитывать экологическую культуру. | Чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях, беседа о правилах поведения людей в природе. | Сюжетно-ролевая игра |
«Сказа ложь, да в ней намек» | Познакомить детей с экологическими сказками. Развивать у детей познавательную активность, экологическое мышление. Воспитывать любовь к природе. | Чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций. | Чтение экологических сказок |
Май
«В царстве лекарственных растений»
Тема недели | Задачи | Предварительная работа | Формы работы |
«Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека» | Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. | Изготовление атрибутов к игре (набор пакетиков с лекарственными травами). | Эколого-природоведческая игра |
«Удивительное рядом» | Продолжать учить детей называть лекарственные растения. Формировать навыки поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе. | Заучивание стихов об объектах природы, изготовление атрибутов. | Экскурсия по экологической тропе |
«Лесная аптека на страже человека» (3-4 недели) | Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы. Пополнить словарный запас (отвар, настой) Воспитывать бережное отношение к природе. | Беседа о лекарственных травах (Встреча с Красной шапочкой). | Подготовка и проведение праздника |
Основные формы и методы работы:
- Экскурсия
- Наблюдение
- Беседа
- Исследовательская деятельность
- Экспериментальная деятельность
- Проектная деятельность
- Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия
- Работа с энциклопедической и природоведческой литературой
Рекомендации, необходимые для проведения непрерывной организованной образовательной деятельности
- Добровольное участие детей.
- Учебная и развивающая нагрузка сочетается с динамической паузой.
- Продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности 25 минут.
- Регулярность проведения непрерывной организованной образовательной деятельности – 2 раза в неделю, во второй половине дня.
- Создание и поддержание в ходе непрерывной организованной образовательной деятельности эмоционально-позитивного фона.
- Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещение, проветривание, время проведения).
- В программе обучения задействованы: дети, родители воспитанников, воспитатели группы.
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Материально - техническое обеспечение:
дидактические и наглядные пособия;
аудио проигрыватель, мультимедийный проектор;
грамзаписи и аудиозаписи с голосами птиц, животных;
методическая литература;
репродукции картин;
художественная литература;
Красная Книга Урала;
Карты России, глобус;
Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:
«Маленький ученый»
- Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
- Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложечки, вата, бинт;
- Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
- Детские халаты, фартуки;
«Уголок природы»
- Календарь природы, модель календаря природы
- Уголок цветов
- Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки)
- Воронки
- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)
- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
- Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…) «Огород на подоконнике»
«Умелые ручки»
- Центр оборудован столом, открытыми стелажами.
- Детям предложены различные материалы:
- Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…)
- Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
- Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…)
- Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.
Список литературы для реализации данной программы
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой издание 3-е, исправленное и дополненное (Москва, «Мозаика – Синтез» 2014 год).
2. Николаева С.Н. «Юный эколог» программа экологического воспитания в детском саду / Под ред. С.Н.Николаевой. – Москва «Мозаика - синтез» 2010.
3. Меремьянина О.В., Суворова С.А. «Давайте сохраним…» учебно-методическое пособие по краеведению. – Барнаул: АКИПКРО, 2007.
4. Путешествие в мир природы. Игры Натальи Рыжовой в экологическом образовании дошкольников.//"Дошкольное образование" март 2008 №6 (222) с.4
5. «Мы»: Программа экологического образования детей. Н.Н. Кондратьева и др. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 240 с.
6. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) – М.: ВАКО, 2005 г.
7. «Добро пожаловать в экологию» Часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. / Сост. О. А. Воронкевич. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 336 с.
8. С. Н Николаева «Формирование экологической культуры в дошкольном детстве», - Москва: Новая школа, 1995 г.
9. «Наш дом – природа». Программа экологического образования дошкольников. Н.А. Рыжова.
10. «Живая экология». Программа экологического образования 3 -7 лет. А.И. Иванова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»
Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1) Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...
Дополнительная общеразвивающая программа по развитию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста «Почемучка»
Кружок «Почемучка» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологическ...
Рабочая программа: «Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой Алтайского края».
Рабочая программа: «Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой Алтайского края»....
Рабочая программа «Развитие экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой села Мамонтово».
Рабочая программа «Развитие экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой села Мамонтово»....
Рабочая программа по физической культуре для детей младшего дошкольного возраста
Рабочая программа – это учебно-методический документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Программа помогает созданию целостной и четкой системы планирован...
Рабочая программа по физической культуре для детей дошкольного возраста
Рабочая прграмма - это индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого он определяет оптимальное и наиболее эффективные для данного возраста содержание, формы, методы и приемы организации образ...