ПРОЕКТ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
материал по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
САМА ПРИРОДА ДАЁТ НАМ В ПОМОЩЬ СВОИ ДАРЫ, А НАМ ЛИШЬ ТОЛЬКО ОСТАЁТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИХ РАЗУМНО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно - творческий проект
«Природные дары для поделок и игры».
Цель проекта: Развитие способностей дошкольников через использование природного материала в детском саду.
Задачи:
- Развивать эстетическое восприятие, воображение, творческие способности.
- Использовать природный материал в занятиях по ФЭМП (в качестве счетного материала) , в занятиях по развитию речи (составление рассказов, подбор прилагательных,глаголов и т.д.).
- Формировать интерес к работе с природным материалом и положительные эмоции у детей от совместной творческой деятельности.
- Обучать способам конструирования из природного материала. Учить детей самостоятельно задумывать тему для поделок.
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Участники проекта: воспитатели, дети и родители.
Актуальность:
Сегодня общение ребенка с природой является большой проблемой, Камешки разного размера и формы, шишки, плоды и семена, сухие листья – все это материалы для экспериментирования, игры, творчества. Самодельные скульптуры и аранжировки из природного материала – это не только осязаемый результат увлекательных занятий с красивым, благодатным, отзывчивым материалом. Но и невидимое для глаз развитие восприятия, мышления и воображения. Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Творческое воображение – ценнейшее приобретение детства, остающееся с человеком навсегда. В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Межпредметные связи: проект реализуется в регламентированной деятельности в занятиях по: ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и ознакомлению с художественной литературой, изодеятельности; конструированию и аппликации. Внерегламентированной деятельности: прогулки, экскурсии, наблюдения игры, свободная деятельность детей.
Методы и формы реализации проекта: Объяснение, показ, беседа, исследования, игровые приемы, самостоятельная деятельность, совместная деятельность.
Механизм реализации проекта: данный проект согласуется по содержанию с программой воспитания и обучения М. А. Васильевой и осуществляется посредством проведения занятий по различным видам деятельности.
Вид проекта: среднесрочный, групповой
тип проекта: познавательно – творческий
Ожидаемые результаты проекта:
1.Повышение уровня познавательной активности детей, художественно - творческое развитие детей и раскрытие индивидуальных творческих способностей.
2.Осуществляя воспитательные задачи, сформировать в детях такие качества личности, как:
- Умение одухотворять (очеловечивать) живую и неживую природу;
- Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы,
- Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом - выразительное, любоваться уголками родной природы;
3.Эффективное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения.
4. Формирование ощущения удовлетворенности и удовольствия от совместной деятельности детей, воспитателей, родителей.
Основные этапы реализации проекта:
1 этап - Организационно - подготовительный:
- Подборка программно - методического обеспечения для реализации проекта, перспективное планирование творческой деятельности по использованию природного материала.
- Создание и пополнение предметно – развивающей среды для свободного и совместного творчества взрослых и детей, с учетом их потребностей и интересов. Оборудование в группе уголка «Природная мастерская»
2 этап – Основной
Работа с детьми:
- Познавательное развитие:
- Экспериментирование с природным материалом: «Путешествие в мир природы», для формирования у детей познавательного интереса к природному материалу и творческому применению его в самостоятельной деятельности («Волшебные камни», «Страна листопадия», «Цветочная страна», «Зеленое царство», «Загадочная скорлупа», «Водное царство»
- Исследовательская деятельность, наблюдения на прогулке, походы и экскурсии в природу, опыты и самостоятельная деятельность в уголке природы и ручного труда: «Художества в природе», «Скорлупа, песок и ветки, листья, палки и ракушки», «Соломка, какая она?» «Путешествие к старичку - лесовичку», «Окошко в природу»
- Создание коллекции раковин, и камней, сбор и оформление гербария.
- Беседы с детьми: «Я собираю гербарий», «Золотая соломка и золотые руки», «История одного листочка», «Что такое флористика», «О ракушках и камнях», «Природа и художник»
- Создание практического пособия-альбома «Природная копилочка» с образцами и эскизами поделок, аппликаций, аранжировок и коллажей из природных материалов, направленное на повышение интереса детей к работе с природным материалом.
- Создание и оформление библиотеки с наглядным и иллюстративным материалом (загадки, стихи, пословицы и поговорки )
-Продуктивная деятельность:
Раздел 1. Работа с растительным материалом:
«Листопад в ладошках» (аппликация, коллажи из осенних листьев и цветочных лепестков, сюжетные композиции, флористика). Аппликации из природных материалов: «Угощение для зайчика», «Грибная полянка», «Цветы на полоске», «Бабочка», «Веселые цыплята», «Красивый еж», «Кто спрятался в траве? »; «Букеты и приветы» - аранжировки из цветов, листьев, веток.
Раздел 2. Лесные скульптуры (конструирование из шишек, веточек). Художественные образы и композиции – инсталляции: «Лесная сказка», «Веселый лужок», «Карнавал», «Совушка - сова», «Шишка – это просто мишка, а может, и мышка», «Гнездышко».
Елочные игрушки и новогодние подарки из шишек, скорлупы орехов, яичной скорлупы и цветной бумаги.
Раздел 3. Игрушки из соломки, бересты. Картины – аппликации, игрушки и сувениры из «золотой соломки»: «Игрушка – забава «солнышко», «Пасхальное яйцо», « Туесок»
Раздел 4. Работа с ракушками. Композиции из ракушек и камней. Песочные картины.
«Рыбки из камушков», «Цветики-цветочки», «Красивая ваза», «Зверушки из камней». «Песочные картинки», «Украшения из раковин», «Подводное царство»
Раздел 5. Аппликации из опилок и стружки «Березка», «Нарядный домик», «Мышки у нас в гостях», «Цветик – семицветик» - коллаж из карандашных стружек.
-Игровая деятельность:
- Тематические игры с природным материалом «Природа и мы»;
- Сюжетно-ролевые игры с поделками;
- Дидактические игры с природным материалом;
- Самостоятельная игровая деятельность детей.
Работа с родителями:
1.Анкетирование родителей «Совместный труд детей и родителей».
2. Творческие задания для совместной деятельности детей и родителей с целью развития творческих способностей детей.
3. Консультации для родителей:
- «Осенняя мастерская»
- «Поделки из натуральных материалов»
- «Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом».
- «Как развить творческие способности у детей»
- «О пользе ручного труда для детей»
- «Тайные дары природы, или что дает и как развивает ребенка общение с природным материалом»
- памятки для родителей: «Занимательные прогулки в природу», «Сбор и подготовка материала», «Мастерим вместе с детьми»
4.Рубрика в родительском уголке: «Сделайте дома с детьми», где даются советы и рекомендации родителям по выполнению различных поделок.
5.Организация выставки детских и семейных работ на тему: «Природа и мы»
3этап - Заключительный:
• Выставка семейных и детских творческих работ.
• Фоторепортаж из жизни группы «Мы делаем сами».
• Мультимедийная презентация «Природные дары для поделок и игры»
Познавательно - творческий проект
«Природные дары для поделок и игры».
Цель проекта: Развитие способностей дошкольников через использование природного материала в детском саду.
Задачи:
- Развивать эстетическое восприятие, воображение, творческие способности.
- Использовать природный материал в занятиях по ФЭМП (в качестве счетного материала) , в занятиях по развитию речи (составление рассказов, подбор прилагательных,глаголов и т.д.).
- Формировать интерес к работе с природным материалом и положительные эмоции у детей от совместной творческой деятельности.
- Обучать способам конструирования из природного материала. Учить детей самостоятельно задумывать тему для поделок.
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Участники проекта: воспитатели, дети и родители.
Актуальность:
Сегодня общение ребенка с природой является большой проблемой, Камешки разного размера и формы, шишки, плоды и семена, сухие листья – все это материалы для экспериментирования, игры, творчества. Самодельные скульптуры и аранжировки из природного материала – это не только осязаемый результат увлекательных занятий с красивым, благодатным, отзывчивым материалом. Но и невидимое для глаз развитие восприятия, мышления и воображения. Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Творческое воображение – ценнейшее приобретение детства, остающееся с человеком навсегда. В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу, тем больше мы начинаем любить её.
Межпредметные связи: проект реализуется в регламентированной деятельности в занятиях по: ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и ознакомлению с художественной литературой, изодеятельности; конструированию и аппликации. Внерегламентированной деятельности: прогулки, экскурсии, наблюдения игры, свободная деятельность детей.
Методы и формы реализации проекта: Объяснение, показ, беседа, исследования, игровые приемы, самостоятельная деятельность, совместная деятельность.
Механизм реализации проекта: данный проект согласуется по содержанию с программой воспитания и обучения М. А. Васильевой и осуществляется посредством проведения занятий по различным видам деятельности.
Вид проекта: среднесрочный, групповой
тип проекта: познавательно – творческий
Ожидаемые результаты проекта:
1.Повышение уровня познавательной активности детей, художественно - творческое развитие детей и раскрытие индивидуальных творческих способностей.
2.Осуществляя воспитательные задачи, сформировать в детях такие качества личности, как:
- Умение одухотворять (очеловечивать) живую и неживую природу;
- Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы,
- Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом - выразительное, любоваться уголками родной природы;
3.Эффективное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения.
- Формирование ощущения удовлетворенности и удовольствия от совместной деятельности детей, воспитателей, родителей
Заключение
Природа - замечательная мастерская. В руках умельца все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Разнообразие природных материалов таит в себе необыкновенные возможности. Поделки из природных материалов - это не только детская забава или игрушки, а настоящие произведения искусства.
Доступность природных материалов, находящихся рядом с нами в городе,парке или на садовом участке, на морском побережье или в лесу, дают возможность творить и быстро достигать прекрасных результатов.
В поделки из природного материала дети вкладывают и вкус, и фантазию, и умения - это процесс воплощения творческого замысла, предполагающий развитие ребенка. При работе с природными материалами дети получают большой положительный эмоциональный заряд, возможность проявить свои творческие возможности. Каждое такое занятие - это занятие вдохновения и радости. Прелесть этих работ - в их неповторимости.
Список используемой литературы
Голубева Н. Н. Аппликация из природных материалов. - М.: Культура и традиции, 2002. - 112 с.
Гульянц Э.К., Что можно сделать из природного материала-М.: Просвещение, 2004г.
Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству - СПб: Детство-Пресс, 2004г.
Панфилова Т.Ф. Обучение детей с природными материалами. Методика и практика. - Издательство «Школьная пресса», 2004.
Черныш И.В. Поделки из природных материалов. «АСТ ПРЕСС» 1999.
Этапы реализации проекта
I этап – Подготовительный
№ | Направление предварительной работы | Содержание деятельности |
1 | Работа с детьми |
|
2 | Взаимодействие с родителями |
|
3 | Работа педагогов | Воспитатели: Рассматривание картин «Времена года» , альбома « Осенний пейзаж ». Муз. Руководит : Прослушивание песен о весне , музыки Чайковского, Вивальди из альбомов «Времена года»
|
II этап - Внедренческий
Сроки проведения | Формы работы | ||||
Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность Предметно-развивающая среда | ||||
НОД | ОД в режимных моментах | ||||
Составление рассказа по картинкам «Как собирают урожай» Беседы : «Что нам осень подарила ?» «Где и как растут овощи ?» «Хлеб всему голова» | Отгадывание загадок об овощах , фруктах и грибах Цель :вспомнить и закрепить названия овощей и фруктов , грибов Рассматривание альбома «Овощи », «Фрукты » Рисование « Нарисуй , какой хочешь овощ .»(по замыслу ) | Иллюстрации с изображением овощей, фруктов, грибов, осенней природы. | |||
Познавательное развитие: Рассказ воспитателя об овощах с огорода, о фруктах и ягодах, собираемых в садах. ФЭМП «Форма предметов » | Игра: «Чудесный мешочек » цель: закреплять умение детей определять фрукты и овощи на ощупь), Чтение и заучивание стихотворений об осени . | Складывание пазлов | |||
Чтение стихотворений Ю. Тувима «Овощи» , «Яблоко» Слушание Б. Можжевелова «Огородная-хороводная » | Д\и« Разложи по тарелкам» (цель: закреплять представления детей о фруктах, овощах и ягодах) . | Раскрашивание раскрасок | Привлечение родителей к участию в выставке «Поделки из природного материала». | ||
Аппликация: «Яблоко-спелое, красное , сладкое » | Создание совместно с детьми дидактических игр: «Собери овощи из частей», «Четвертый лишний» Инсценировка р.н.с. «Репка» Подвижные игры: «Огуречик-огуречик » , «Урожай », «Картошка» Наблюдение за красотой осенней природы во время прогулок. | Составление картинок из кубиков | Информационный материал для родителей: «Овощи и фрукты ценные продукты» | ||
Познавательное развитие Рассказ воспитателя « В лес за грибами» Рисование «Мухомор» | Д/игры «Съедобное-несъедобное» (цель: закрепить представление об особенностях съедобных и несъедобных грибах). Разучивание песен об осени. | Настольные игры : «Моё первое лото », «Овощи ,фрукты ». Домино «Фрукты ». | Информационный материал для родителей «Не все грибы съедобны». | ||
Чтение Русских народных сказок « Мужик и медведь», «Вершки и корешки» Цель : Познакомить детей со сказками . | Изготовление книжки –раскраски «Овощи и фрукты » | Сюжетно-ролевые игры « Делаем салат », «Машины везут фрукты в магазин .» , «Продавец овощей и фруктов » | Информационный материал для родителей «Живые витамины» | ||
Познавательная деятельность «У бабушки в огороде » ФЭМП «Один-много» | Рассматривание альбомов Цикл наблюдений "Изучаем жизнь природы осенью". Игра с массажными мячиками «Слива » | Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок . | |||
Аппликация: «Цветы в вазе» с использованием сухих листьев | Рисование овощей и фруктов по трафаретам . | ||||
Лепка : «Морковки для зайчика». | Чтение стихов В.Степанов, «Доброе утро» , Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин ». | Для лепки из пластилина необычных овощей | Информационный материал для родителей «Как приучить ребенка есть овощи и фрукты» | ||
Лепка: «Ежик с грибами», с использованием семе. Составление описат .рассказов : «Овощи-фрукты », «С какого дерева лист ». | Пальчиковая гимнастика «Домик», Мы капусту рубим», «Пальчики в лесу», «По грибы», Дидактическая игра «Собери урожай » | Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин». | |||
Итог проекта : Выставка из природного материала «Дары осени». |
III этап – итоговый
№ | Направление работы | Содержание деятельности |
1 | Работа с детьми | Составление рассказа по картинкам «Как собирают урожай» Познавательное развитие: Рассказ воспитателя об овощах с огорода, о фруктах и ягодах, собираемых в садах. Чтение стихотворений Ю. Тувима «Овощи» , «Яблоко» Рисование: «Овощи на зиму» Познавательное развитие Рассказ воспитателя « В лес за грибами» Чтение Русских народных сказок « Мужик и медведь», «Вершки и корешки» Аппликация: «Грибы на поляне» Рисование : «Мои любимые фрукты». Лепка: «Фрукты на тарелке». Отгадывание загадок об овощах , фруктах и грибах Создание совместно с детьми дидактических игр: «Собери овощи из частей», «Четвертый лишний» Игра-инсценировка «Таня и овощи». Участие в выставке из природного материала «Дары осени». Пальчиковая гимнастика «Домик», Мы капусту рубим», «Пальчики в лесу», «По грибы», |
2 | Взаимодействие с родителями | Помощь родителей в подборе материалов для создания тематических альбомов «Овощи », «Фрукты Сбор природного материала, экскурсии со своими детьми в лес, ». Участие в выставке «Поделки из природного материала». |
3 | Работа педагогов | Проведение осеннего праздника. |
Результаты проектной деятельности:
- в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
- на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
- появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;
- большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.
Конспект непосредсвенно — образовательной деятельности в средней группе по теме» Дары осени»
Цель: Формирование представлений об осени.
Задачи. Развивать любознательность, творческое воображение, координацию движений. Воспитывать в детях эстетическое восприятие окружающего мира.
Оборудование: Сюжетные картины с изображением осени, магнитофонные записи с осенними песнями, муляжи фруктов и овощей, краски, кисти, листы, салфетки, листья деревьев.
Содержание организованной деятельности.
Под музыку П.И. Чайковского «Времена года» дети входят в группу, их встречает воспитатель в костюме осени.
Воспитатель.
-Здравствуйте, мои детушки, мои ребятушки!
Здравствуйте мои хорошие, мои пригожие!
Узнаете вы меня? Послушайте загадку про меня.
Несу я урожаи
Поля вновь засеваю
Птиц к югу отправляю
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен.
А зовут меня все…
Дети хором (Осень).
Воспитатель. Правильно, угадали, молодцы! Дети а вы любите осень?
(Да). А за что вы любите это время года? (Ответы детей).
-Послушайте, пожалуйста песню про осень.
Воспитатель. Дети о чем поется в песенке? (о листьях).
А какого цвета листья осенью (Желтые, красные, оранжевые).
Молодцы! А у меня, посмотрите, сколько листьев разноцветных!
-Давайте ребята с ними поиграем в игру «С какого дерева лист»
(Показываю детям листья, они называют деревья).
Воспитатель. А сейчас, ребята давайте мы с вами превратимся в осенние листья. Раздаю каждому ребенку листья.
Физминутка.
Мы- листочки
Мы- листочки (Дети стоят с поднятыми вверх руками)
Мы-осенние листочки
Мы на веточках сидели (Покачиваются из стороны в сторону)
Ветер дунул-полетели (Разбегаются по группе)
Мы летали, мы летали
А потом летать устали (Бегают, кружаться, приседают на корточки).
Воспитатель. Ребята, а что бывает осенью? А что собирают осенью?
Дети. Урожай фруктов и овощей.
Воспитатель. Правильно, молодцы! А у меня есть фрукты и овощи.
Расскажите мне о них. Какие они на вкус? Какого цвета, формы?
Показываю детям муляжи фруктов и овощей. Дети рассказывают про них.
Воспитатель. Дети, теперь посмотрите на иллюстрации. Что вы там видите?
Дети. Красавицу осень. Расскажите как художник изобразил это замечательное время года? (Дети рассказывают).
Воспитатель. А вы хотите быть художниками и сами нарисовать картину про осень?.
Дети. Да!
Воспитатель. Перед вами лежат листочки, краски, кисти. Нарисуйте пожалуйста осень. Дети под музыку рисуют.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, какие замечательные рисунки у вас получились. Да, вы настоящие художники! Спасибо вам. Мы с вами откроем выставку и пригласим ребят из других групп, посмотреть на ваши работы. Дети, скажите, сколько осенних месяцев вы знаете? Как они называются? Может кто-нибудь стихотворение нам расскажет про осень.
Ребенок.
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый-осинке,
Бусы красные-рябинке
Зонтик желтый-тополям,
Фрукты осень дарит нам.
Воспитатель. Молодцы! А за вашу работу я хочу вас угостить вкусными фруктами. (Раздача яблок).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Игры с природными материалами" (с водой, песком, природным материалом) (старший дошкольный возраст).
По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством во...
Доклад на тему "Как развить природный голос" (по материалам авторского проекта "Школа природного голоса" Кирилла Плешакова-Качалина)
Очень часто бывает так, что люди сразу приступают к постижению высот исполнительского мастерства, минуя первый – настройку. И даже достигают определённых успехов. Но, ни один музыкант, даже самы...
Проект по ознакомлению с окружающим миром с использованием природных материалов и нетрадиционных техник рисования: «ЗАГАДОЧНЫЕ ДОМИКИ»
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Золотой ключик» Проект по ознакомлению с окружающим миром с использован...
Проект для родителей "Игры с природным материалом"
Дается описание игр с использованием природного материала для развития речевых, моторных навыков у детей 3-7 лет в работе с родителями....
Проект мини – музей: «Природные материалы Сибири».
Цель: Развивать мелкую моторику рук посредством художественно-продуктивной деятельности лепки.Задачи:1. Расширять представления детей о природных материалах, учить создавать поделки из природного мате...
Проект по ИЗО деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Коллаж из природных материалов."
Проект по ИЗО деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Коллаж из природных материалов на основе пластилина." В рамках реализации проекта была проведена совместная работа с детьм...
Проект по ИЗО деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Коллаж из природных материалов."
В ходе реализации проекта по нетрадиционной технике аппликации по теме: " Коллаж из природных материалов"., было проведено открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста. Использов...