Проект для родителей "Игры с природным материалом"
проект по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Дается описание игр с использованием природного материала для развития речевых, моторных навыков у детей 3-7 лет в работе с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_s_prirodnym_materialom.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект для родителей «ИГРЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ».
М. Монтессори писала: «Если понаблюдать за 3-х летним ребенком, то можно увидеть, что играет он всегда с каким-либо предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная, могучая сила ведет ребенка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком».
Игры с природным материалом (водой, песком, плодами, деревянными игрушками и пр.) являются базовой основой для формирования у детей физической картины мира. Именно в процессе взаимодействия человека с природными материалами и зародились первые игры. Игры с природным материалом как бы оживляют генетическую память ребенка, дают возможность ему прикоснуться к «большому» миру.
Ученые отмечают, что психическое развитие человека обусловлено его способностью усваивать общественный опыт, накопленный человечеством. Это утверждение очень важно для определения роли игр с природным материалом в развитии ребенка.
Передача ребенку социального опыта происходит в макро, -мезо и макросреде. Первой и постоянной микросредой для ребенка является его семья. Тот бытовой и социальный опыт, который ребенок получает в семье, становится его основой для дальнейшего развития. Естественное усвоение ребенком опыта в семье происходит в процессе подражания близким, «личностно значимым» для малыша. Семья удовлет-воряет потребности ребенка в эмоциональном общении, защищенности, доверии к окружающему миру. Значительную часть такой информации доверия к миру ребенок может получать в играх с природным материалом. Второй микросредой для него яв-ляется коллектив сверстников. Расширение и обогащение игрового опыта происхо-дит в процессе общения с другими детьми при посещении детского сада. Дальней-шее познание окружающего мира ребенком в социально созданной развивающей среде возможно через игры с естественным материалом. Для поделок и игр можно использовать: листья, ягоды, желуди, каштаны, фасоль, ракушки, камешки, различ-ные крупы, хвою, тополиный пух, птичьи перья, скорлупу ореха, яиц и пр.
К факторам мезосреды относится этнокультурные условия: язык, традиции, и пр. В любой культуре всегда присутствовали игры с природным материалом.
Планета Земля относится к мегафакторам среды. Такие материалы, как вода, кам-ни, песок, плоды, ткани и т.д. – мы можем отнести к общепланетарным.
Таким образом, обучение детей играм с природным и рукотворным материалом спо-собствует усвоению сенсорно-перцептивного (чувственного) опыта, накопленного человечеством.
Совместное творчество с ребенком доставит Вам огромное удовольствие. Творите.
ИГРЫ И ПОДЕЛКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
- «Мамины помощники». Предложите малышу разделить в 2 тарелки разных цветов каштаны и желуди. Начните с 2-3 плодов каждого вида. Это игра научит вашего ребенка различать цвет и величину предмета, разовьет навыки счета, координацию движений пальцев рук, выработает терпение и трудолюбие. Постепенно увеличивайте до 5 количество каштанов и желудей. С течением времени можно заменить крупные плоды на мелкие, например, бобовые.
- «Шорох листьев». Вместе с малышом так весело идти по тропинке и шуршать опавшими листьями. Произнесите, как шуршат листья? «Ш-Ш-Ш». Малыш повторяет за Вами. А теперь вы все вместе шуршите. Вот в такой веселой форме вы провели гимнастику языка и научились слушать и выделять звуки.
- «Осенний букет». Соберите 3-5 листьев, одинаковых по форме. Для начала собирайте листья клена. Они яркие, разноцветные, большие. Покажите ребенку лист и скажите: «Это лист клена. Давай собирать такие же». Вместе сосчитайте листья и поставьте в вазу. У вас получился чудесный букет. Постепенно вы можете узнать листья дуба и липы.
- «Каждому листику своя ваза». Соберите кленовые листья разных цветов. Обклейте вазы бумагой такого цвета, какого и листья (зеленые, желтые, красные). Разделите листья по цвету и поставьте в вазу. Обязательно проговаривайте цвет листьев и вазы: «Это желтый лист, я его поставлю в желтую вазу».
- «Собираем каштаны для ежика». Как увлекательно собирать для ежика каштаны! Они такие круглые, гладкие и блестящие! Попробуйте разделить каштаны - в большую тарелку кладите большие каштаны, а в маленькую – маленькие. Постепенно у ребенка сформируется понятие величины: большой или маленький. А сколько каштанов поместится в большую чашку? А в маленькую? Попросите малыша: «Хлопни в ладоши столько раз, сколько каштанов в маленькой чашке?» Интересно, а в какую бутылочку поместится этот каштан? В такую маленькую? Или побольше? Попробуйте вместе выполнить это задание. Вы не только закрепите понятие «большой-маленький», но и разовьете мышление и координацию движений. Вот сколько интересных дел вы сделали с обыкновен-ными каштанами.
- «Собираем ягоды рябины для куклы». Игра проводится по аналогии с каштанами. В этой игре вы закрепите понятие красного цвета, круглой формы и маленькой величины. Ягоды можно сосчитать и насыпать в любую емкость.
- Поделка «Осенний лес». Прогладьте утюгом собранные листья. Выберите лист цветного картона такого цвета, чтобы он контрастировал с цветом листа. Отберите листья с черешками. Пусть ребенок намазывает кисточкой клей на листья и приклеивает их на картон. Поделка готова. Осенний лес перед вами.
- Поделка «Бусы для куклы». Вам понадобятся: тарелка, ягоды рябины, фасоль, иголка с ниткой. Вместе с ребенком вы будете наряжать любимую куклу. Ей нужны бусы. Сейчас бусы будут готовы. Попросите ребенка из тарелки выбирать и давать Вам ягоды рябины, а сами нанизывайте их на нитку. В процессе работы проговаривайте, какие ягоды круглые, красные, маленькие и блестящие. Кукла вам скажет: «Спасибо!».
ИГРЫ И ПОДЕЛКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
- «Мамины помощники». Предложите ребенку разделить в 2 тарелки разного цвета каштаны и желуди. Начните с 3 плодов каждого вида. Постепенно увеличивайте до 5 количество каштанов и желудей. Это игра научит вашего ребенка различать цвет и величину предмета, разовьет навыки счета, координацию движений пальцев рук, выработает терпение и трудолюбие. С течением времени вы научитесь играть с мелкими плодами, например, фасолью и горохом.
- «Шорох листьев». Вместе с ребенком так весело идти по тропинке и шуршать опавшими листьями. Произнесите, как шуршат листья? «Ш-Ш-Ш». А теперь вы все вместе шуршите и произносите «Ш-Ш-Ш». Устройте соревнования: «Кто тише скажет?», «Кто дольше произнесет Ш-Ш-Ш?». Чередуйте силу голоса, говорите то тихо, то громко. Вот в такой веселой форме вы провели гимнастику языка и научились слушать и выделять звуки.
- «Осенний букет». Соберите по 4-5 листьев клена, дуба, липы и березы. Они такие разные. Найдите лист клена, рассмотрите его и расскажите, какой он по цвету? По форме? По величине? А какой лист липы? Аналогично рассмотрите остальные листья. Можно устроить дождь из листьев, затем выбрать названные листья. Поставьте листья в вазу- какой красивый букет!
- «Каждому листику своя ваза». Соберите листья с разных деревьев. Принесите их домой. Обклейте вазы бумагой разного цвета (зеленый, желтый, красный, синий). Поставьте в каждую вазу по 1 листу с каждого дерева. Проговаривайте: «В желтую вазу я поставлю кленовый лист, смотри», «В красную вазу я поставлю дубовый лист» и так далее. Попросите ребенка помочь вам поместить оставшиеся листья. В этой игре Вы поможете ребенку запомнить эталоны цвета, названия деревьев, научитесь сравнивать листья по форме.
- «Собираем каштаны для ежика». Как увлекательно собирать для ежика каштаны! Они такие круглые, гладкие и блестящие! Соберите 10-15 каштанов. Попробуйте разделить их: вот большие, вот средние, вот маленькие. Постепенно у ребенка сформируется понятие величины. Сложите каждую группу каштанов в свою емкость. Можно пересчитать каштаны. Интересно, а каких каштанов больше? Может быть их поровну? Вы не только закрепите понятие величины, но и разовьете мышление, координацию движений, повторите навыки счета до 5.
- Поделка «Осенний букет». Прогладьте утюгом собранные листья. Выберите лист цветного картона такого цвета, чтобы он контрастировал с цветом листа. Из цветной бумаги вырежьте вазу. Приложите вазу к картону. Примерьте, где будут располагаться листья. Можно провести линии карандашом для ориентира. Пусть ребенок намазывает кисточкой клей на листья и приклеивает их к картону. Потом совместно приклейте вазу. Поделка готова.
- Поделка «Семья ежей». Предложите ребенку сделать из каштанов семью ежей. Пусть он выберет каштаны сам. Проколите шилом в каштане дырки. Попросите ребенка помочь вам вставить в эти дырки спички. Глаза и нос можно вылепить из пластилина. Расставьте лесное семейство. Обговорите, кто где? Куда они идут? Зачем? Вместе придумаете сказку или историю. Это так интересно!
ИГРЫ И ПОДЕЛКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
- «Угадай, что в мешочке?» В непрозрачный мешочек или коробку насыпьте несколько различных плодов (каштаны, желуди, орехи, бобы). Предложите ребенку, не заглядывая в мешок, определить пальцами рук, что лежит в мешочке? А сколько там желудей? Каштанов? И пр. Переложите плоды из мешка на стол и проверьте, -это те плоды, о которых говорилось? Они правильно сосчитаны? Пересчитайте. Эта игра разовьет у ребенка восприятие, мышление, закрепит навыки счета до 10.
- «Чуткие стопы». Посадите ребенка на стул и завяжите ребенку глаза. Положите на пол какой-нибудь плод. Попросите ребенка тактильно стопой определить, что это за плод. Потом снимите повязку и проверьте правильность ответа. Игру можно усложнить, если положить несколько плодов и попросить узнать их и сосчитать.
- «Бугорки на дорожке». Под ткань спрячьте на полу несколько плодов. Предложите ребенку пройти по «дорожке» и определить, из чего бугорки? Пусть ребенок пройдет несколько раз, это доставит ему удовольствие. Можно дать задание, узнать какие плоды и сколько их? В этой игре вы не только закрепите навыки счета, но и выполните массаж стопы.
- «Чего не стало». Выложите на столе перед ребенком 5-7 различных плодов. Попросите внимательно посмотреть на них и запомнить. Когда ребенок отвернется, уберите 1 плод. Спросите: «Чего не стало?» Эта игра разовьет внимание, мышление и речь.
- «Узоры». Эта игра разовьет у ребенка внимание, мышление, координацию движений и мелкую моторику кистей рук. Из различных плодов выложите на столе «узор-дорожку» из 10 предметов. Например: 1 каштан – 2 желудя -1 каштан -2 желудя -1 каштан -2 желудя. Попросите ребенка рядом выложить такой же узор. Вы можете изменить плоды в узоре и принцип их чередования. Игра усложниться, если Вы выложите часть узора и попросите ребенка продолжить. Справится ли ребенок, если Вы дадите ему только речевую инструкцию, без зрительного образца? Высшим уровнем игры является выкладывание узора по схеме, где каждому символу соответствует какой-нибудь плод. Например, круг – это каштан, овал – это желудь и т.д. Предоставьте ребенку возможность самому выбрать символы для каждого плода. Пусть он проявит творчество и воображение.
- Поделка «Бусы». Из собранных ягод рябины предложите ребенку самостоятельно изготовить бусы в подарок. Вам понадобятся иголка и нитка. Контролируйте процесс изготовления, чтобы ребенок не поранился иглой. Ваш ребенок получит огромное удовольствие от своего труда, ведь это подарок!
- Поделка «Осенний лес». Соберите листья разных деревьев, прогладьте их утюгом. Обговорите с ребенком сюжет будущей аппликации. Приготовьте необходимое оборудование: клей, ножницы, клеенку, кусочек ткани и приступайте к работе. Творите вместе с ребенком.
- Поделка «Морские обитатели». Выполняется по принципу поделки «Осенний лес». Вместе с ребенком Вы можете выбрать любую тему для творчества. Желаем успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Игры с природными материалами" (с водой, песком, природным материалом) (старший дошкольный возраст).
По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством во...
Проект по ознакомлению с окружающим миром с использованием природных материалов и нетрадиционных техник рисования: «ЗАГАДОЧНЫЕ ДОМИКИ»
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Золотой ключик» Проект по ознакомлению с окружающим миром с использован...
Проект мини – музей: «Природные материалы Сибири».
Цель: Развивать мелкую моторику рук посредством художественно-продуктивной деятельности лепки.Задачи:1. Расширять представления детей о природных материалах, учить создавать поделки из природного мате...
Проект по ИЗО деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Коллаж из природных материалов."
Проект по ИЗО деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Коллаж из природных материалов на основе пластилина." В рамках реализации проекта была проведена совместная работа с детьм...
Проект по ИЗО деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Коллаж из природных материалов."
В ходе реализации проекта по нетрадиционной технике аппликации по теме: " Коллаж из природных материалов"., было проведено открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста. Использов...
Проект "Почему песок является удивительным природным материалом"
Цель: развитие у детей интереса к познанию и практическому исследованию важной части окружающей среды - песку. Развитие мыслительной и коммуникативной деятельности. Расширение представления о сферах п...
Проект «Украшение цветочного горшка природными материалами и крупами»
В данном проекте мы будем декорировать цветочный горшок материалами, которые имеются дома - это крупы, также для оригинальности добавим элементы морского стиля....