Проект для родителей "Игры с природным материалом"
проект по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Дается описание игр с использованием природного материала для развития речевых, моторных навыков у детей 3-7 лет в работе с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект для родителей «ИГРЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ».
М. Монтессори писала: «Если понаблюдать за 3-х летним ребенком, то можно увидеть, что играет он всегда с каким-либо предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная, могучая сила ведет ребенка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком».
Игры с природным материалом (водой, песком, плодами, деревянными игрушками и пр.) являются базовой основой для формирования у детей физической картины мира. Именно в процессе взаимодействия человека с природными материалами и зародились первые игры. Игры с природным материалом как бы оживляют генетическую память ребенка, дают возможность ему прикоснуться к «большому» миру.
Ученые отмечают, что психическое развитие человека обусловлено его способностью усваивать общественный опыт, накопленный человечеством. Это утверждение очень важно для определения роли игр с природным материалом в развитии ребенка.
Передача ребенку социального опыта происходит в макро, -мезо и макросреде. Первой и постоянной микросредой для ребенка является его семья. Тот бытовой и социальный опыт, который ребенок получает в семье, становится его основой для дальнейшего развития. Естественное усвоение ребенком опыта в семье происходит в процессе подражания близким, «личностно значимым» для малыша. Семья удовлет-воряет потребности ребенка в эмоциональном общении, защищенности, доверии к окружающему миру. Значительную часть такой информации доверия к миру ребенок может получать в играх с природным материалом. Второй микросредой для него яв-ляется коллектив сверстников. Расширение и обогащение игрового опыта происхо-дит в процессе общения с другими детьми при посещении детского сада. Дальней-шее познание окружающего мира ребенком в социально созданной развивающей среде возможно через игры с естественным материалом. Для поделок и игр можно использовать: листья, ягоды, желуди, каштаны, фасоль, ракушки, камешки, различ-ные крупы, хвою, тополиный пух, птичьи перья, скорлупу ореха, яиц и пр.
К факторам мезосреды относится этнокультурные условия: язык, традиции, и пр. В любой культуре всегда присутствовали игры с природным материалом.
Планета Земля относится к мегафакторам среды. Такие материалы, как вода, кам-ни, песок, плоды, ткани и т.д. – мы можем отнести к общепланетарным.
Таким образом, обучение детей играм с природным и рукотворным материалом спо-собствует усвоению сенсорно-перцептивного (чувственного) опыта, накопленного человечеством.
Совместное творчество с ребенком доставит Вам огромное удовольствие. Творите.
ИГРЫ И ПОДЕЛКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
- «Мамины помощники». Предложите малышу разделить в 2 тарелки разных цветов каштаны и желуди. Начните с 2-3 плодов каждого вида. Это игра научит вашего ребенка различать цвет и величину предмета, разовьет навыки счета, координацию движений пальцев рук, выработает терпение и трудолюбие. Постепенно увеличивайте до 5 количество каштанов и желудей. С течением времени можно заменить крупные плоды на мелкие, например, бобовые.
- «Шорох листьев». Вместе с малышом так весело идти по тропинке и шуршать опавшими листьями. Произнесите, как шуршат листья? «Ш-Ш-Ш». Малыш повторяет за Вами. А теперь вы все вместе шуршите. Вот в такой веселой форме вы провели гимнастику языка и научились слушать и выделять звуки.
- «Осенний букет». Соберите 3-5 листьев, одинаковых по форме. Для начала собирайте листья клена. Они яркие, разноцветные, большие. Покажите ребенку лист и скажите: «Это лист клена. Давай собирать такие же». Вместе сосчитайте листья и поставьте в вазу. У вас получился чудесный букет. Постепенно вы можете узнать листья дуба и липы.
- «Каждому листику своя ваза». Соберите кленовые листья разных цветов. Обклейте вазы бумагой такого цвета, какого и листья (зеленые, желтые, красные). Разделите листья по цвету и поставьте в вазу. Обязательно проговаривайте цвет листьев и вазы: «Это желтый лист, я его поставлю в желтую вазу».
- «Собираем каштаны для ежика». Как увлекательно собирать для ежика каштаны! Они такие круглые, гладкие и блестящие! Попробуйте разделить каштаны - в большую тарелку кладите большие каштаны, а в маленькую – маленькие. Постепенно у ребенка сформируется понятие величины: большой или маленький. А сколько каштанов поместится в большую чашку? А в маленькую? Попросите малыша: «Хлопни в ладоши столько раз, сколько каштанов в маленькой чашке?» Интересно, а в какую бутылочку поместится этот каштан? В такую маленькую? Или побольше? Попробуйте вместе выполнить это задание. Вы не только закрепите понятие «большой-маленький», но и разовьете мышление и координацию движений. Вот сколько интересных дел вы сделали с обыкновен-ными каштанами.
- «Собираем ягоды рябины для куклы». Игра проводится по аналогии с каштанами. В этой игре вы закрепите понятие красного цвета, круглой формы и маленькой величины. Ягоды можно сосчитать и насыпать в любую емкость.
- Поделка «Осенний лес». Прогладьте утюгом собранные листья. Выберите лист цветного картона такого цвета, чтобы он контрастировал с цветом листа. Отберите листья с черешками. Пусть ребенок намазывает кисточкой клей на листья и приклеивает их на картон. Поделка готова. Осенний лес перед вами.
- Поделка «Бусы для куклы». Вам понадобятся: тарелка, ягоды рябины, фасоль, иголка с ниткой. Вместе с ребенком вы будете наряжать любимую куклу. Ей нужны бусы. Сейчас бусы будут готовы. Попросите ребенка из тарелки выбирать и давать Вам ягоды рябины, а сами нанизывайте их на нитку. В процессе работы проговаривайте, какие ягоды круглые, красные, маленькие и блестящие. Кукла вам скажет: «Спасибо!».
ИГРЫ И ПОДЕЛКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
- «Мамины помощники». Предложите ребенку разделить в 2 тарелки разного цвета каштаны и желуди. Начните с 3 плодов каждого вида. Постепенно увеличивайте до 5 количество каштанов и желудей. Это игра научит вашего ребенка различать цвет и величину предмета, разовьет навыки счета, координацию движений пальцев рук, выработает терпение и трудолюбие. С течением времени вы научитесь играть с мелкими плодами, например, фасолью и горохом.
- «Шорох листьев». Вместе с ребенком так весело идти по тропинке и шуршать опавшими листьями. Произнесите, как шуршат листья? «Ш-Ш-Ш». А теперь вы все вместе шуршите и произносите «Ш-Ш-Ш». Устройте соревнования: «Кто тише скажет?», «Кто дольше произнесет Ш-Ш-Ш?». Чередуйте силу голоса, говорите то тихо, то громко. Вот в такой веселой форме вы провели гимнастику языка и научились слушать и выделять звуки.
- «Осенний букет». Соберите по 4-5 листьев клена, дуба, липы и березы. Они такие разные. Найдите лист клена, рассмотрите его и расскажите, какой он по цвету? По форме? По величине? А какой лист липы? Аналогично рассмотрите остальные листья. Можно устроить дождь из листьев, затем выбрать названные листья. Поставьте листья в вазу- какой красивый букет!
- «Каждому листику своя ваза». Соберите листья с разных деревьев. Принесите их домой. Обклейте вазы бумагой разного цвета (зеленый, желтый, красный, синий). Поставьте в каждую вазу по 1 листу с каждого дерева. Проговаривайте: «В желтую вазу я поставлю кленовый лист, смотри», «В красную вазу я поставлю дубовый лист» и так далее. Попросите ребенка помочь вам поместить оставшиеся листья. В этой игре Вы поможете ребенку запомнить эталоны цвета, названия деревьев, научитесь сравнивать листья по форме.
- «Собираем каштаны для ежика». Как увлекательно собирать для ежика каштаны! Они такие круглые, гладкие и блестящие! Соберите 10-15 каштанов. Попробуйте разделить их: вот большие, вот средние, вот маленькие. Постепенно у ребенка сформируется понятие величины. Сложите каждую группу каштанов в свою емкость. Можно пересчитать каштаны. Интересно, а каких каштанов больше? Может быть их поровну? Вы не только закрепите понятие величины, но и разовьете мышление, координацию движений, повторите навыки счета до 5.
- Поделка «Осенний букет». Прогладьте утюгом собранные листья. Выберите лист цветного картона такого цвета, чтобы он контрастировал с цветом листа. Из цветной бумаги вырежьте вазу. Приложите вазу к картону. Примерьте, где будут располагаться листья. Можно провести линии карандашом для ориентира. Пусть ребенок намазывает кисточкой клей на листья и приклеивает их к картону. Потом совместно приклейте вазу. Поделка готова.
- Поделка «Семья ежей». Предложите ребенку сделать из каштанов семью ежей. Пусть он выберет каштаны сам. Проколите шилом в каштане дырки. Попросите ребенка помочь вам вставить в эти дырки спички. Глаза и нос можно вылепить из пластилина. Расставьте лесное семейство. Обговорите, кто где? Куда они идут? Зачем? Вместе придумаете сказку или историю. Это так интересно!
ИГРЫ И ПОДЕЛКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
- «Угадай, что в мешочке?» В непрозрачный мешочек или коробку насыпьте несколько различных плодов (каштаны, желуди, орехи, бобы). Предложите ребенку, не заглядывая в мешок, определить пальцами рук, что лежит в мешочке? А сколько там желудей? Каштанов? И пр. Переложите плоды из мешка на стол и проверьте, -это те плоды, о которых говорилось? Они правильно сосчитаны? Пересчитайте. Эта игра разовьет у ребенка восприятие, мышление, закрепит навыки счета до 10.
- «Чуткие стопы». Посадите ребенка на стул и завяжите ребенку глаза. Положите на пол какой-нибудь плод. Попросите ребенка тактильно стопой определить, что это за плод. Потом снимите повязку и проверьте правильность ответа. Игру можно усложнить, если положить несколько плодов и попросить узнать их и сосчитать.
- «Бугорки на дорожке». Под ткань спрячьте на полу несколько плодов. Предложите ребенку пройти по «дорожке» и определить, из чего бугорки? Пусть ребенок пройдет несколько раз, это доставит ему удовольствие. Можно дать задание, узнать какие плоды и сколько их? В этой игре вы не только закрепите навыки счета, но и выполните массаж стопы.
- «Чего не стало». Выложите на столе перед ребенком 5-7 различных плодов. Попросите внимательно посмотреть на них и запомнить. Когда ребенок отвернется, уберите 1 плод. Спросите: «Чего не стало?» Эта игра разовьет внимание, мышление и речь.
- «Узоры». Эта игра разовьет у ребенка внимание, мышление, координацию движений и мелкую моторику кистей рук. Из различных плодов выложите на столе «узор-дорожку» из 10 предметов. Например: 1 каштан – 2 желудя -1 каштан -2 желудя -1 каштан -2 желудя. Попросите ребенка рядом выложить такой же узор. Вы можете изменить плоды в узоре и принцип их чередования. Игра усложниться, если Вы выложите часть узора и попросите ребенка продолжить. Справится ли ребенок, если Вы дадите ему только речевую инструкцию, без зрительного образца? Высшим уровнем игры является выкладывание узора по схеме, где каждому символу соответствует какой-нибудь плод. Например, круг – это каштан, овал – это желудь и т.д. Предоставьте ребенку возможность самому выбрать символы для каждого плода. Пусть он проявит творчество и воображение.
- Поделка «Бусы». Из собранных ягод рябины предложите ребенку самостоятельно изготовить бусы в подарок. Вам понадобятся иголка и нитка. Контролируйте процесс изготовления, чтобы ребенок не поранился иглой. Ваш ребенок получит огромное удовольствие от своего труда, ведь это подарок!
- Поделка «Осенний лес». Соберите листья разных деревьев, прогладьте их утюгом. Обговорите с ребенком сюжет будущей аппликации. Приготовьте необходимое оборудование: клей, ножницы, клеенку, кусочек ткани и приступайте к работе. Творите вместе с ребенком.
- Поделка «Морские обитатели». Выполняется по принципу поделки «Осенний лес». Вместе с ребенком Вы можете выбрать любую тему для творчества. Желаем успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/29/picture-717214-1448804498.jpg)
Консультация для педагогов "Игры с природными материалами" (с водой, песком, природным материалом) (старший дошкольный возраст).
По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством во...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/18/picture-1022306-1521366319.jpg)
Проект по ознакомлению с окружающим миром с использованием природных материалов и нетрадиционных техник рисования: «ЗАГАДОЧНЫЕ ДОМИКИ»
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Золотой ключик» Проект по ознакомлению с окружающим миром с использован...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/03/picture-1195881-1609691757.jpg)
Проект мини – музей: «Природные материалы Сибири».
Цель: Развивать мелкую моторику рук посредством художественно-продуктивной деятельности лепки.Задачи:1. Расширять представления детей о природных материалах, учить создавать поделки из природного мате...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/06/picture-1312522-1612628284.jpg)
Проект по ИЗО деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Коллаж из природных материалов."
Проект по ИЗО деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Коллаж из природных материалов на основе пластилина." В рамках реализации проекта была проведена совместная работа с детьм...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/06/picture-1312522-1612628284.jpg)
Проект по ИЗО деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Коллаж из природных материалов."
В ходе реализации проекта по нетрадиционной технике аппликации по теме: " Коллаж из природных материалов"., было проведено открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста. Использов...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/15/picture-1322119-1615830834.jpg)
Проект "Почему песок является удивительным природным материалом"
Цель: развитие у детей интереса к познанию и практическому исследованию важной части окружающей среды - песку. Развитие мыслительной и коммуникативной деятельности. Расширение представления о сферах п...
Проект «Украшение цветочного горшка природными материалами и крупами»
В данном проекте мы будем декорировать цветочный горшок материалами, которые имеются дома - это крупы, также для оригинальности добавим элементы морского стиля....