Доклад на тему "Как развить природный голос" (по материалам авторского проекта "Школа природного голоса" Кирилла Плешакова-Качалина)
материал на тему
Очень часто бывает так, что люди сразу приступают к постижению высот исполнительского мастерства, минуя первый – настройку. И даже достигают определённых успехов. Но, ни один музыкант, даже самый лучший виртуоз – не станет играть на расстроенном инструменте!
Перед тем как давать концерт – музыканты всегда тщательно настраивают свои музыкальные инструменты.
Как Вы уже догадались, голос – тоже уникальный музыкальный инструмент, подаренный природой каждому из нас! И каждый из нас – музыкант!
Когда мы общаемся с друзьями, начальниками или подчинёнными, проводим переговоры, выступаем с докладом и т.д. – звучит музыка!
Мы разговариваем в определенном ритме и тональности, определённым тембром – от этого во многом зависит наше взаимодействие с собеседником! Я уже не говорю о тех случаях, когда мы поём песни.
И качество нашей музыки в большей степени зависит даже не от исполнительского мастерства, а от того – настроен наш инструмент – голос или нет.
Большинство певцов во время пения используют излишние мускульные усилия. Контролируя свой голос при помощи внешних мышц, стесняется свободное колебание голосовых связок внутри гортани и изменяется взаиморасположение резонансных полостей вне её. Результатом является неестественный и несбалансированный звук. Только при расслабленной гортани голосовые связки могут легко взаимодействовать с потоком выдыхаемого воздуха, определяя высоту и интенсивность исходного звука. Расслабленное и стабильное положение гортани обеспечит звуку баланс низких, средних и высоких гармонических составляющих, как в хорошем музыкальном центре.
Наверное, у вас бывало так, что вы хотите что-то сказать или спеть. А голос – будто не ваш, не слушается, не подчиняется, и в результате – звучит совсем не то, что вы изначально хотели выразить. Это оттого, что ваш голос недостаточно настроен – потому и звучит фальшь.
Как же настроить голос?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на тему "Как развить природный голос" | 39.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования
администрации Балаковского муниципального района
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 39 «Солнышко» г. Балаково Саратовской области
Доклад на тему:
«Как развить природный голос»
Музыкального руководителя
I квалификационной категории
Шенберг Н. А.
Проведено: 18.11.14 г.
Очень часто бывает так, что люди сразу приступают к постижению высот исполнительского мастерства, минуя первый – настройку. И даже достигают определённых успехов. Но, ни один музыкант, даже самый лучший виртуоз – не станет играть на расстроенном инструменте!
Перед тем как давать концерт – музыканты всегда тщательно настраивают свои музыкальные инструменты.
Как Вы уже догадались, голос – тоже уникальный музыкальный инструмент, подаренный природой каждому из нас! И каждый из нас – музыкант!
Когда мы общаемся с друзьями, начальниками или подчинёнными, проводим переговоры, выступаем с докладом и т.д. – звучит музыка!
Мы разговариваем в определенном ритме и тональности, определённым тембром – от этого во многом зависит наше взаимодействие с собеседником! Я уже не говорю о тех случаях, когда мы поём песни.
И качество нашей музыки в большей степени зависит даже не от исполнительского мастерства, а от того – настроен наш инструмент – голос или нет.
Большинство певцов во время пения используют излишние мускульные усилия. Контролируя свой голос при помощи внешних мышц, стесняется свободное колебание голосовых связок внутри гортани и изменяется взаиморасположение резонансных полостей вне её. Результатом является неестественный и несбалансированный звук. Только при расслабленной гортани голосовые связки могут легко взаимодействовать с потоком выдыхаемого воздуха, определяя высоту и интенсивность исходного звука. Расслабленное и стабильное положение гортани обеспечит звуку баланс низких, средних и высоких гармонических составляющих, как в хорошем музыкальном центре.
Наверное, у вас бывало так, что вы хотите что-то сказать или спеть. А голос – будто не ваш, не слушается, не подчиняется, и в результате – звучит совсем не то, что вы изначально хотели выразить. Это оттого, что ваш голос недостаточно настроен – потому и звучит фальшь.
Как же настроить голос?
Это можно сделать в любом возрасте, независимо от предварительных навыков и знаний, за рекордно-короткие сроки.
Существуют специальные упражнения, которые если выполнять регулярно – дают очень мощный и быстрый эффект!
Как правило, любую работу над песней предваряет работа над постановкой певческого голоса. Это трудоёмкий процесс, в который входит исполнение вокальных упражнений. Здесь можно выделить 2 функции:
1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе;
2) развитие вокальных навыков, достижения качественного и красивого звучания в произведениях.
Прежде чем начинать занятия пением, певцам необходимо снять внутреннее напряжение, ощутить психологическую и физическую раскованность. Для этого существуют специальные разминки. Приведу пример некоторых из них.
(I вариант). Упражнения на расслабление мышц:
- «Круговые вращения головой» - ставим руки на пояс, закрываем глаза и делаем вращательные движения головой по 3 вращения в каждую сторону. (Расслабляем шею).
- «Замочек» - складываем руки «в замок» за спину тыльной стороной вниз. Тянем плечи назад и вниз, при этом максимально их напрягая. Повторить 3 раза.
Затем меняем положение рук – держим их перед собой внизу тыльной стороной вверх. Тянем плечи вверх и внутрь, не забывая их напрягать.
- «Вертолётик» - спина прямая, руки кладём на плечи и делаем повороты в стороны. Ноги стоят неподвижно. Выполняем по 3 движения в каждую сторону по очереди. (Расслабляем плечи, грудную клетку и спину).
(II вариант). Упражнения на расслабление мышц:
(каждое упражнение повторить 8-10 раз)
- «Потягивания» - сложить руки в замок, поднять над головой тыльной стороной вниз и потянуться в разные стороны, с удовольствием постонать при этом.
Руки слегка сжатые в кулаках и чуть согнутые в локтях отводим назад, сводя лопатки, и перед собой вниз.
- «Зевки» - зеваем в голос пару раз.
- «Кривлялки» - активно работаем челюстью со звуком, строим гримасы глазами. Выполняем это упражнение 30 секунд, после чего выполняем лёгкие поглаживания щёк.
Гимнастика для позвоночника:
- «Наклоны головы» - выполняем наклоны головой вниз-вверх, вправо-влево.
- «Повороты головы» - выполняем повороты головой вправо-влево.
- «Круговые движения головой» - вращаем головой влево-вправо с лёгким постаныванием.
- «Потягивания с наклонами головы» - выполняем наклоны головой вперёд-назад с одновременным движением рук. Прогибаемся в спине, руки отводим за спину, голова назад, сводим лопатки, затем голова вперёд – руки вперёд, округляем спину. Не забываем постанывать.
- «Незнайка» - на вдохе тянем плечи вверх и резко опускаем с шумным выдохом.
- «Вращения плечами» - руки сгибаем в локтях и кладём на плечи. Делаем круговые движения вперёд-назад, одновременно подключая работу мышц лица (см. упражнение № 3 «Кривлялки»).
- «Наклоны корпуса» - стоим ровно, руки вдоль туловища. Выполняем растягивающие движения влево-вправо с постаныванием. (Снимаем напряжение с рёбер).
- «Скручивания шейного и грудного отдела позвоночника» - руки перед собой чуть согнуты в локтях. Делаем повороты вправо-влево. Ноги не отрываем от пола. Постанываем.
- «Наклоны корпуса» - руки поднимаем над головой и выполняем медленные наклоны вперёд с касанием пола несколько раз подряд, постанываем. Затем выполняем наклоны назад, очень важно голову при этом не запрокидывать, а наоборот держать её чуть вперёд. Мышцы спины и рук при этом напрягаются, как будто поднимаем тяжёлый арбуз. При этом издаём протяжный стон на гласный «о». Важно почувствовать напряжение и вибрацию в кончиках пальцев.
- «Круговые движения плечами» - руки чуть согнуты в локтях перед собой. Выполняем круговые движения назад и вперёд, как будто бежим и одновременно подключая работу мышц лица (см. упражнение № 3 «Кривлялки»). Плечи работают активно.
- «Наклоны корпуса» - руки за головой. Выполняем наклоны вперёд-назад, вправо-влево. Постанываем. (Чтобы в области рёбер всё прогибалось как следует, чтобы снимались все застои и зажимы).
- «Прогибание спины» - руки, слегка сжатые в кулак, кладём в нижней области живота и тянем локти за спиной друг к другу, сводя лопатки. Постанываем.
- «Шалтай-болтай» - руки разводим в сторону и выполняем скручивания, руки при этом свободно болтаются. Постанываем.
- «Потягивания» (см. упражнение № 1).
- «Попрыгушки» - лицо расслаблено, челюсть опущена. Выполнять лёгкие потрясывающие движения вверх-вниз с звучанием голоса, ноги при этом не отрывать от пола.
По окончании зарядки можно приступать к любым голосовым упражнениям.
Автор проекта «Школа природного голоса» Кирилл Плешаков-Качалин утверждает, что после 40 дней непрерывных тренировок голос приобретает природный тембр. Он предлагает упражнения по раскрепощению природного голоса и его постановке за короткий срок.
Упражнения по раскрепощению природного голоса:
I. Снятие зажимов
1. «Зевок» - зеваем в голос, сладко, от души.
2. «Природный тон» - стонать с закрытым ртом. (Стон идёт из глубины груди от солнечного сплетения).
3. «Природный тон» - стонать. Зубы сжаты, рот приоткрыт.
4. «Природный тон» - озвучивание выдоха с зажатым носом. Челюсть расслаблена и свободно опущена (не менее, чем на два пальца), нос зажат. Дышим через рот.
5. «Природный тон» - озвучивание выдоха. Челюсть расслаблена, рот слегка приоткрыт, как при вдохе через рот. Специально рот не надо открывать широко. Ничего не должно напрягаться. Делаем вдох через нос, выдох через рот, но с голосом.
Стон ко всему прочему, как и вибрации, которые ощущаются при выполнении упражнений, очень полезны для здоровья – происходит массаж внутренних органов.
II. Добавление низких частот
- «Интонация утверждения» - с закрытым ртом даём утвердительный ответ «а-га». (Губы сомкнуты, зубы разомкнуты). Руку положить на грудь в область бронхов и ощутить вибрации.
- «Интонация утверждения» - с открытым ртом даём утвердительный ответ «а-га». (Украинский звук «г»)
В этих упражнениях звуки берутся с глиссандо сверху-вниз-вверх. При этом помогаем себе рукой, показывая направление движения голоса.
III. Прочистка голоса (от хрипов, сипов) - Упражнения Шаляпина
- «Рычалка» - рычим по-собачьи. (Опуститься на четвереньки). Произношение звука «р» снизу вверх.
- «Собачий лай» - лаем по-собачьи на расслабленной гортани, коротко произносим гласные «а», «у», как один слог. (Это упражнение для продвинутых учеников, как упрощённый вариант см. упражнение ниже).
- «Злодейский (театральный) смех» - звуки идут от живота, как бы из глубины. Следить, чтобы не было лишних призвуков со звуком «х». Произносим гласный звук «а» на природном тоне с расслабленной гортанью на глиссандо сверху-вниз-вверх. Когда идём наверх, звук подбрасываем на стаккато и ещё последующие два звука тоже произносятся с этим же штрихом, но уже в нисходящем движении. А в конце произносим протяжно. (Получается, что гласный «а» повторяется 4 раза: 1-й на глиссандо, в конце подбросить на стаккато, 2-й и 3-й – на стаккато, 4-й – протяжно.)
Выполняя это упражнение, добавляем потряхивающие движения тела, имитирующие езду по кочкам, стопы при этом не отрывать, одновременно делаем лёгкие постукивания кулаками по груди.
IV. Улучшение дикции
«Чревовещание» - с закрытым ртом активно проговариваем какой-нибудь текст (стихи, сказки и т.д.). Губы сомкнуты, зубы разомкнуты. (Эффект наступает через 30-40 минут занятий).
V. Добавление глубины и объёма голосу
«Злой начальник» - с зажатыми зубами и приоткрытым ртом проговариваем какой-нибудь текст (стихи, сказки и т.д.).
VI. Очистка тембра (убираем гнусавость)
Любой текст (стихи, сказки и т.д.) произносим с зажатым носом. Губы и зубы при этом разомкнуты.
VII. Снятие усталости голоса
«Джакузи для горла (скрип)» - расслабляем челюсть и гортань. Вдох носом, выдох ртом, при выдохе издаём скрип голосом.
VIII. Убираем страх микрофона
«Кривлялки» - расслабляем мышцы лица, шевелим челюстями в разные стороны, одновременно двигаем и моргаем глазами (движения хаотичные) и при этом озвучиваем выдох. (Строим гримасы).
IХ. Развиваем эмоциональность
«Ода голосу» (автор Сергей Белецкий из г. Омска) – стихотворение про голос. Читать вслух закрытым и открытым ртом, максимально вкладывая те эмоции, которые там описаны.
Как альтернатива этому стихотворению – полезно читать сказки в лицах, изображая того или иного персонажа, с соответствующей интонацией и эмоцией.
Х. Добавляем звонкость и полётность голосу
Прочищение головных резонаторов:
- «Корова» - мышцы лица расслаблены, губы сомкнуты, зубы разомкнуты. На согласном «м» имитируем мычание коровы, извлекая звук как бы из глубины, от солнечного сплетения, резко посылая в голову. При этом звук протягивается на глиссандо и, дойдя до верхней точки, резко сбрасывается с дыхания.
- «Волк» - челюсть расслаблена, рот приоткрыт, нос зажат. На нечётко сформированном гласном «у», воем, как волки на луну.
- «Кукушка» - вибрирует затылочная часть головы. На высоких звуках имитируем голос кукушки. При этом звучит чистый гласный «у». Поём интервал б.3 сверху вниз от разных звуков.
ХI. Интонируем чисто и попадаем в ноты
«Вертолёт» - расслабленными губами издаём звук на одной высоте на долгом выдохе, имитируем звук мотора. Затем производим поступенное движение голоса вверх и вниз по хроматизмам.
(Полезно пропевать таким образом мелодии разучиваемых песен).
ХII. Расширяем диапазон
- «Останкинский лифт» - движение голоса на звук «р» от самого нижнего до самого верхнего звуков диапазона. Имитируем подъём и спуск лифта. Помогаем себе рукой, показывая направление движения голоса.
- «Интонация отрицания» - на звук «а» двигаем голос вверх-вниз на глиссандо по всему диапазону от самого нижнего до самого верхнего звука.
Рекомендации к выполнению упражнений:
- Перед каждым упражнением следует расслабить гортань, для чего нужно выполнить упражнение «Зевок» - 3 раза будет достаточно.
- Все упражнения следует выполнять сидя или стоя, но желательно стоя, не напрягая мышцы лица и гортани. Следить за осанкой, грудь должна быть приподнята, живот подобран. (Для этого автор рекомендует заниматься плаванием, чтобы укрепить мышцы спины и увеличить объём лёгких).
- Все упражнения выполняются на природном тоне (в примарной зоне)
- Помещение, в котором будут проходить занятия, должно быть проветрено.
(Доклад подготовлен по материалам авторского проекта Кирилла Плешакова-Качалина «Школа природного голоса»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческого воображения детей через работу с природным и бросовым материалом"
Обобщение опыта по работе с природным материалом....
МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Тема «Работа с природным и растительным материалом ».
материал для работы с родителями в активной форме...
Активизация речевой деятельности детей с ОНР средствами природных и бросовых материалов
В даном материале описывается работа с нетрадиционным материалом...
Тема: «Развитие творческих способностей детей с нарушениями речи в процессе конструирования из природных и бросовых материалов»
Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, дети не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, ...
Работа с природным и бросовым материалом в ДОО
Природный материал - это кладовая для развития детского творчества. Формирование любви и интереса к труду - одна из основных задач воспитания детей. В различных видах детского труда содержатся истоки ...
Методическая разработка. Ознакомление детей старшей группы с природным материалом «дерево». Древесина- природный конструкционный материал.
Занятие по изо-деятельности в старшей группе. Тема «Перелетные птицы».Аппликация «Прилетели скворцы в наши дворцы». (Скворечник)...
Мастер-класс «Как услышать свой природный голос»
Цель: раскрытие природного голоса.Задачи: - совершенствовать знания о природном голосе;- научить правильно использовать упражнения для снятия напряжения с голосовых связок;- закреплять умение выступат...