"Поможем ежику определить погоду"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а, наоборот, активно помогать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_na_meteoploshchadke.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
на метеоплощадке «Поможем Ежику определить погоду»
Цель: закрепить и обобщить знания детей о метеоплощадке, ее назначении; закрепить знания о состоянии погоды (показания температуры воздуха, силе и направлении ветра, наличии осадков, состоянии неба и солнца, влажности воздуха); учить детей определять направление ветра по окружающим предметам, предсказывать погоду по растениям-барометрам, отмечать погоду в календаре природы; развивать память, воображение, наблюдательность, логическое мышление, расширять кругозор детей; воспитывать в детях экологическую культуру, любовь к родной природе, умение видеть красоту природы.
Предварительная работа: знакомство с метеоплощадкой, беседы о погоде, временах года, о погодных явлениях, знакомство с народными приметами, наблюдения за погодой на метеоплощадке, работа с календарем природы в группе, разучивание стихов о погодных явлениях, погоде, временах года, просмотр мультфильма Ю.Норштейна «Ежик в тумане».
Словарная работа: метеоплощадка, вертушка, ветряной рукав, «ловушка ветра», термометр, барометр, солнечные часы, погодные явления, ясная, облачная, пасмурная, ветреная погода, осадки.
Традиционное оборудование: вертушка, термометр, ветряной рукав, компас, дождемер, календарь погоды, мольберт.
Самодельное оборудование: стенд с маршрутным листом экологической тропы, ветряные рукава, султанчики, вертушки, рамки для наблюдения за облаками, солнечные часы.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, вам известно, что в нашем детском саду есть удивительный почтовый ящик, куда приходят письма от разных животных . Проверим, нет ли там нового послания.
(Воспитатель вместе с детьми отправляется к почтовому ящику, вынимает оттуда письмо).
Воспитатель: Давайте посмотрим, от кого же пришло это необычное письмо. (Читает)
Откуда: Лесная страна, опушка смешанного леса. Заросли кустарников.
От кого: от Ежа обыкновенного.
Профессия: насекомоядное животное.
Особые приметы: маленькие глазки, черный подвижный носик, низкие лапки с коготками, шумное пыхтение.
Одежда: колючки.
Меню: насекомые, мыши, молоко.
Воспитатель: Хотите узнать, что он нам написал? (Ответы детей)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам старый друг Ежик. Я рад, что с вами познакомился и очень надеюсь на вашу помощь. А дело вот в чем. У меня есть замечательный друг - Медвежонок. Мы любим ходить друг к другу в гости, сидеть у самовара, пить чай с малиновым вареньем и считать звезды. Вот сегодня я как раз и собрался его навестить. Только путь к нему неблизкий. Живет он в берлоге у старой ели. Как-то раз мне уже довелось по пути к нему заблудиться в тумане, вот я и решил на этот раз, прежде чем
отправиться в дорогу спросить совета у вас, мои друзья. Ведь вы уже большие, а значит многое знаете. Помогите мне узнать, какая будет сегодня погода. Может быть мне захватить с собой зонтик, или надеть кепочку от жаркого солнца?
Заканчиваю письмо. Спешу собрать гостинцы для Медвежонка. С нетерпением жду ответа. Ваш Ежик».
Воспитатель: Ну, что, ребята, вы готовы помочь нашему другу.(Ответы детей). Давайте вместе с вами посмотрим на маршрут нашей экологической тропы. Как вы думаете, на какой из станций экологической тропы мы сможем получить информацию о погоде? (Ответы детей). Давайте определим направление к метеоплощадке с помощью стрелок. (Дети размещают стрелки на маршрутном листе экологической тропы).
Чтож, нам нужно торопиться, ведь Ежик должен как можно раньше получить наше письмо. Кстати, вы не знаете, который час? (Нет).
А как мы можем узнать об этом? (Ответы детей).
Но у нас нет с собой часов, нет телефона. ( Можно воспользоваться солнечными часами).
Дети вместе с воспитателем отправляются к солнечным часам, расположенным на территории детского сада.
Воспитатель: Для определения времени много-много лет назад были придуманы солнечные часы (воспитатель показывает изображение солнечных часов), которые состояли из циферблата и гномона (вертикальной палочки). Тень, которую отбрасывала палочка, указывала на определенное деление на циферблате и, тем самым, помогала определить время. Но, посмотрите, ребята, на наших солнечных часах палочка-гномон исчезла.
Как же мы сможем определить время? (Ответы детей)
Оказывается, достаточно кому-либо из вас занять место гномона, и тень от вашего тела укажет нам время.
Дети определяют данным способом время с помощью солнечных часов.
Мы смогли определить время с помощью солнечных часов, теперь смело отправляемся к метеоплощадке.
Воспитатель вместе с детьми заходит на территорию метеоплощадки.
Воспитатель: Вот мы и на метеоплощадке. Как вы считаете, для чего нужна метеоплощадка? (Для того, чтобы наблюдать за погодой). Верно. Слово «метеор» пришло к нам из Греции и означает « небесные явления». А людей, которые наблюдают за погодой, строят прогнозы называют метеорологи.
Наш колючий друг просил сообщить ему о погоде на сегодняшний день. Но, как вы думаете, что такое погода? (Ответы детей)
- показания температуры воздуха;
- состояние неба и солнца;
- сила и направление ветра;
- наличие осадков;
- влажность воздуха;
- атмосферное давление.
Воспитатель: Совершенно верно. Мы предлагаем вам стать на несколько минут метеорологами. Согласны? Что ж, наши юные ученые, приступим, к определению состояния погоды. Но сначала отгадайте загадку:
Это важный показатель,
Градусник – её приятель.
Если жарко – высока,
А в мороз, она низка. ( Температура)
Ребята, как мы можем определить температуру воздуха? С помощью какого прибора? ( Термометра) Давайте подойдем к метеорологической будке и посмотрим на показания термометра. Итак, температура воздуха составляет…….. Холодно, прохладно, тепло или жарко сейчас? Давайте запишем эти показания в таблице наблюдений.
Дети записывают на доске показания термометра.
Воспитатель: Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит.
И не пекарь, а печет? (Солнце)
А вот ещё:
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако)
Подумайте и ответьте. Как можно определить: пасмурная, облачная или ясная погода сегодня? (Посмотреть на небо). Что мы там видим? (Солнце,
облака). А давайте понаблюдаем за облаками через наши волшебные рамки. Какого цвета облака? На что они похожи? А теперь найдите похожие облака на картинках, расположенных на рамке. Как называются такие облака?
Подумайте и ответьте, какая же сегодня погода?(Ответы детей). Почему вы так считаете?(Ответы детей) Давайте занесем наш ответ в таблицу.
Дети делают запись в таблице наблюдений.
Воспитатель: Послушайте новую загадку:
Хоть бескрылый, а летает,
Безголовый, а свистит,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде,
Миг – и нет его нигде. (Ветер)
А как же узнать ветрено ли на улице, наблюдая за окружающей природой? ( Посмотреть на деревья, если ветки колышутся, и дерево гнется, значит, на улице есть ветер. Почувствовать на своем лице дуновение ветра). Верно, ребята. Но наличие ветра и его силу можно определить и с помощью специальных приборов, которые находятся на метеоплощадке. Как вы думаете, что это за устройства? (Вертушка, ветряной рукав). Лопасти вертушки крутятся или находятся в спокойном состоянии? О чем это говорит? ( Значит на улице ветер). Чем сильнее ветер, тем быстрее они вертятся.
Понаблюдайте за вертушкой и скажите, какой сейчас ветер? Как вы это поняли? (Ответы детей)
А теперь обратите внимание на «ветряной рукав», его еще называют «ловушка ветра». Как вы думаете, почему? Для чего он используется? (Ответы детей). Верно, сего помощью можно узнать силу и направление ветра.
Давайте изобразим, как дует ветер. Если я скажу «Сильный ветер», вы произнесете звук «ш» громко, если скажу «Слабый ветер», произнесете звук «ш» тихо. Приготовились. (Речевая игра «Ветер-ветерок!) - Ветерок поёт песенку (ш-ш-ш). «Дует сильный ветер» (дети произнося звук «ш» громко) .«Дует слабый ветер» (произносят звук «ш» тихо).
Так какой силы сегодня ветер? Отметим это наблюдение в таблице.
Итак, ребята, посмотрите на нашу таблицу наблюдений. Благодаря специальным приборам и нашим наблюдениям мы смогли определить состояние погоды на сегодняшний день. Давайте повторим результаты наших наблюдений.
А теперь я приглашаю вас отправится на станцию «Привал». Это место, где вы сможете немного отдохнуть, а самое главное, написать письмо нашему другу.
Дети отправляются на станцию «Привал», усаживаются на бревнах.
Воспитатель: Ребята, хочу вам открыть один секрет. Очень часто сама природа, не хуже приборов, подсказывает человеку, какой погоды ему следует ожидать.
- Цветы календулы развернули свои лепестки рано утром – ожидается ясная погода , после полудня – дождь, гроза.
- Одуванчик сжимает свой шар – быть дождю.
- Листья клена начинают «лить слезы» еще за 3-4 суток перед дождем (выделяют капельки сока у основания черешков).
- Ветки ели опускаются книзу – к дождю.
- Воробьи летом в пыли купаются – быть дождю. В хорошую погоду они веселые, подвижные.
- Вороны летом летают высоко, поднимаются под тучи – к ненастью.
- Кошки к дождливой погоде становятся вялыми, много спят.
Будьте внимательны, и природа вам откроет свои секреты .
Ребята, я думаю пришло время написать письмо нашему колючему другу. Только я предлагаю написать не обычное письмо, а нарисованное. Погоду мы с вами обозначали при помощи специальных знаков, как это делаем в календаре природы в группе, и такое письмо мы отправим нашему Ежу.
Дети пишут (рисуют) письмо Ежику.
Ребята, как вы думаете, пригодится ли Ежику зонтик от дождя, а кепка от солнца? Почему вы так думаете? ( Воспитатель дописывает письмо. Письмо помещается в конверт) Что ж, остается только отправить наше письмо. Я думаю, Ежик будет доволен. Его встреча с Медвежонком обязательно состоится, и друзья будут счастливы. Давайте вернемся в детский сад и положим письмо в почтовый ящик.
Дети возвращаются в здание детского сада и отправляют письмо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по математике и экологии в старшей группе «Поможем ежику собрать грибы»
Цель: Продолжать учить детей количественному счету в пределах 10, пользуясь при этом правильными приемами счета.Продолжать учить детей порядковому счету в пределах 10.Продолжать знакомить детей с дня...
Коллективная работа. Аппликация. "Поможем ежику лечь спать."
Учить слушать и выполнять задания. Пополнить словарный запас с названиями деревьев....
"Поможем Незнайке определить точный адрес друга"
.закрепить четные и не четные числа...
Квест - игра для старших дошкольников " Поможем Маше определиться с выбором профессии работника детского сада"
Дети старшего возраста познакомились с профессиями своих родителей, профессиями работников детского сада. Как итоговое занятие по данной теме можно использовать игру - квест...
Конспект проведения ООД на тему: "Учим Бабу-Ягу определять погоду"
В конспекте представлен вариант организации познавательной деятельности детей 5-6 лет по теме «Погода и её прогнозирование». В ходе различных дидактических игр дети помогают Бабе-Яге, мечт...
Конспект образовательной деятельности на метеоплощадке "Поможем Ёжику определить погоду"
Мероприятие проводилось на метеоплощадке детского сада. Основной целью его являлось: в игровой форме закрепить и обобщить знаний детей о метеоплощадке, её назначении, закрепи...
Конспект по экспериментированию в I младшей группе «Поможем зайчику определить какие предметы тяжелые, какие легкие»
Систематизирование познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментирование, формирование навыков классификации предметов. Формировать у детей умение определять легкие и тяжелые пр...