Проект по познавательному развитию (долгосрочный) ТЕМА: « Я познаю мир » (группа раннего возраста)
проект по окружающему миру
Долгосрочный проект по познавательному развитию " Я познаю мир", реализовался в группе раннего возраста с целью развития познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования. Данный проект развивает познавательную активность малышей, запоминать, сравнивать, наблюдать, экспериментировать, узнавать новое. Развивает любознательность детей, понимание причинно-следственных отношений в системе "действие - результат". Формирует у детей представление о свойствах и качествах предметного окружения. Воспитывает познавательный интерес к окружающему миру. Обогащает словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект "Я познаю мир" | 27.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность
Проект по познавательному развитию
(долгосрочный)
ТЕМА: « Я познаю мир »
(группа раннего возраста)
Место проведения: МБОУ «Начальная школа – детский сад №14»
Воспитатель: Тимченко О.Ю.
Актуальность.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, основами математических знаний, с этическими правилами жизни, с этическими правилами жизни в обществе.
Рассматривая детское экспериментирование, как самоценную для ребенка творческую деятельность, в результате которой он познает возможности художественных материалов, как способ получения ребенком новых знаний, сведений и как один из основных мотивов деятельности. Свою задачу я определяю следующим образом - поддержать и развивать в ребенке интерес к исследовательской деятельности в процессе экспериментирования с разнообразными материалами.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
Цель:
Развитие познавательной сферы детей раннего возраста через включение в процесс экспериментирования.
Задачи:
1. Развивать познавательную активность малышей, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать.
2. Развивать любознательность детей, понимание простейших причинно-следственных, отношений в системе «действие-результат».
3. Формировать у детей представления о свойствах и качествах предметного окружения.
4. Воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру.
5. Обогащать словарный запас.
Формы работы по проекту:
- Проведение игр с песком, водой, бумагой и т.д.
- Проведение игровых занятий.
- Пополнение предметно - развивающей среды группы.
- Опытно-экспериментальная деятельность.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети второй группы раннего возраста, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: октябрь - май.
Образовательная область: познавательное развитие
Перспективный план работы.
Месяц | Тема | Цель, программные задачи | Оборудование |
Сентябрь | Выбор темы | Изучение литературы | Подбор материала |
Октябрь | «Вода волшебница» | -Дать знания детям о свойствах воды: прозрачная, ее можно окрашивать. -Вкус воды: меняем вкус воды (сахар, соль) -Учить окрашивать; воспитывать любознательность, интерес. -Закрепить знания цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный). | Вода, прозрачные баночки, краска. |
«Крош и вода» | -Закрепить знания детей о свойствах воды: льется, имеет разную температуру: холодная условно горячая, теплая. -Учить переливать из одной емкости в другую: стаканчики. -Способствовать воспитанию любознательности, интереса: при погружении предметов – одни плавают, другие тонут | Вода горячая и холодная, стаканчики, емкости большого размера. Предметы: ракушка, деревянный кубик, шишка, пластмассовая игрушка. | |
Ноябрь | «Мыло фокус покажи» | Закрепить знания детей о свойствах и значении мыла. Учить соблюдать правила безопасности при обращении с мылом. Способствовать развитию любознательности, наблюдательности. | Мыло, вода, емкость с водой. |
«Воздушный шарик» | Расширять знания о воздухе. Знакомить с силой потоков воздуха (сильный, слабый). Способствовать развитию наблюдательности, любознательности. | Бумажная полоска по количеству детей. | |
Декабрь | «Песок испачкал все вокруг» | Познакомить детей со свойствами песка, его качествами (сыпучий, мокрый) Что нельзя делать во время работы с песком (не брать песок в рот; не обсыпаться песком; не тереть глаза грязными руками) Свойства песка смешанного с водой | Песок, вода, стол для исследований. |
«Песок сухой и мокрый» | Закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка. Работа с кинетическим песком. | Песок сухой, вода, Формочки, кинетический песок | |
Январь | «Льдинка нам секрет открыла» | Дать представление о свойстве воды превращающейся в лед. Льдинка превращающаяся в воду. | Вода, лед, формочки. |
«Какой снег?» | Формировать у детей представления о зимних природных явлениях. Дать представление о свойстве снега превращаться в воду. Закреплять знание цвета (белый). | Снег и емкости для снега. | |
Февраль | «Бумажные фокусы» | Обогатить представление детей о разнообразных качествах и свойствах бумаги.(мягкая, тонкая, плотная, рвется, мнется, намокает) | Листы бумаги. |
«Лоскутное одеяло» | -Познакомить детей со свойствами ткани (можно мять, не порвется, мягкая, пушистая, жесткая) -Учить детей определять и называть свойства предметов, находить по словесному указанию воспитателя предметы, слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них предложениями из 2-4 слов. | Герои занятия Маша и медведь. Ткани с разными свойствами. Кусочки ткани синего и красного цвета, квадратной формы. | |
Март | «Тянем, потянем» | Закреплять представления о свойствах бумаги и ткани, о соотношении между материалом, из которого изготовлен предмет и способом его использования. | Кусочки ткани, бумажные листы. |
«Выглянуло солнышко» | Познакомить детей с происхождением солнечных зайчиков, их движением. | Зеркало. | |
Апрель | «Черная и мягкая» | Знакомить детей со свойствами земли. Правила безопасности во время занятия (нельзя брать руки в рот, тереть глаза и лицо) | Земля, вода, емкости. Веточка дерева. |
« Посадили мы лучок» | Знакомить детей с растениями. Научить детей сажать лук в землю и воду. | Вода, стаканчик, лук, земля. | |
Май | «Разные» | Знакомство детей со свойствами предметов. (твердость или мягкость, шероховатость и т.д.; звуки, издаваемые каким-либо предметом) | Губки для мытья посуды разного цвета и размера, деревянные кубики, морские камушки. Разнообразные пластиковые контейнеры и крышки к ним. |
«Легкий и тяжелый» | Знакомство с легкими и тяжелыми предметами. Научить группировать предметы по весу (легкие – тяжелые). | Игрушки из одного материала, но разные по размеру и весу. | |
«Волшебные краски для Маши» | Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух красок. | Синяя, желтая, красная, зеленая краски, кисточки, палитра. |
Ожидаемый результат в конце года:
1. Изменение в познавательном развитии у детей:
- появятся знания о свойствах, качествах предмета;
- появятся представления о форме, цвете и величине предмета.
2. Расширятся знания об окружающем мире.
3. Расширится словарный запас.
Литература.
- Е.В.Баранова. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома – Ярославль: Академия развития, 2009
- А.И. Иванова. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
- Н.Рыжова. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
- Н.Рыжова Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием Блоков Дьенеша в группе раннего возраста .Тема «Домик для Матрешки».
Цель: развитие элементарных конструктивных навыков в процессе действия со строительными деталями....
Конспект познавательно-речевого занятия Тема: «Самолёты» во второй группе раннего возраста.
Конспект для речегого развития...
Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром в группе раннего возраста по теме: «Зимующие птицы»
Программное содержание: Учить детей узнавать на картинках птиц (воробей, ворона) и называть их....
конспект нод по познавательному развитию на тему:"чайная посуда" в группе раннего возраста.
конспект по позновательному развитию в группе раннего возраста на тему: "чайная посуда"...
НОД по познавательному развитию по теме «Водичка, водичка» в группе раннего возраста.
НОД по познавательному развитию по теме «Водичка, водичка» в группе раннего возраста.Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное ...
Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром в группе раннего возраста по теме: «Признаки лета»
ознакомление с окружающим миром в группе раннего возраста по теме: «Признаки лета»...
Конспект занятия по познавательному развитию «Сказка в стране сенсорики» в группе раннего возраста 1,5-2 лет Автор: воспитатель группы раннего возраста No1 «Малышок» Ниязметова Ирина Бакбергеновна
Цели: Создание условий для закрепления у детей сенсорных эталонов.Задачи:Образовательные: - обогащать сенсорный опыт детей, закрепить знанияцветов (красный, синий, жёлтый, зелёный); побуждать называть...