Проект по познавательному развитию (долгосрочный) ТЕМА: « Я познаю мир » (группа раннего возраста)
проект по окружающему миру

Долгосрочный проект по познавательному развитию " Я познаю мир", реализовался в группе раннего возраста с целью развития познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования. Данный проект развивает познавательную активность малышей,  запоминать, сравнивать, наблюдать, экспериментировать, узнавать новое. Развивает любознательность детей, понимание причинно-следственных отношений в системе "действие - результат". Формирует у детей представление о свойствах и качествах предметного окружения. Воспитывает познавательный интерес к окружающему миру. Обогащает словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект "Я познаю мир"27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

Проект по познавательному развитию

(долгосрочный)

ТЕМА: « Я познаю мир  »

(группа раннего возраста)

Место проведения: МБОУ «Начальная школа – детский сад №14»

Воспитатель: Тимченко О.Ю.

Актуальность.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, основами математических знаний, с этическими правилами жизни, с этическими правилами жизни в обществе.

Рассматривая детское экспериментирование, как самоценную для ребенка творческую деятельность, в результате которой он познает возможности художественных материалов, как способ получения ребенком новых знаний, сведений и как один из основных мотивов деятельности.  Свою задачу я определяю следующим образом - поддержать и развивать в ребенке интерес к исследовательской деятельности в процессе экспериментирования с разнообразными  материалами.

Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

Цель:  

Развитие познавательной сферы детей раннего возраста  через включение в процесс экспериментирования.

Задачи:

1. Развивать познавательную активность малышей, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать.

2. Развивать любознательность детей, понимание простейших причинно-следственных, отношений в системе «действие-результат».

3. Формировать у детей представления о свойствах и качествах предметного окружения.

4. Воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру.

5. Обогащать словарный запас.

Формы работы по проекту:

  1. Проведение игр с песком, водой, бумагой и т.д.
  2. Проведение игровых занятий.
  3. Пополнение предметно - развивающей среды группы.
  4. Опытно-экспериментальная деятельность.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети второй группы раннего возраста, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: октябрь - май.

Образовательная область: познавательное развитие

Перспективный план работы.

Месяц

Тема

Цель, программные задачи

Оборудование

Сентябрь

Выбор темы

Изучение литературы

Подбор материала

Октябрь

«Вода волшебница»

-Дать знания детям о свойствах воды: прозрачная, ее можно окрашивать.

-Вкус воды: меняем вкус воды (сахар, соль)

-Учить окрашивать; воспитывать любознательность, интерес.

-Закрепить знания цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный).

Вода, прозрачные баночки, краска.

«Крош и вода»

-Закрепить знания детей о свойствах воды: льется, имеет разную температуру: холодная условно горячая, теплая.

-Учить переливать из одной емкости в другую: стаканчики.

-Способствовать  воспитанию любознательности, интереса: при погружении предметов – одни плавают, другие тонут

Вода горячая и холодная, стаканчики, емкости большого размера.

Предметы: ракушка, деревянный кубик, шишка, пластмассовая игрушка.

Ноябрь

«Мыло фокус покажи»

Закрепить знания детей о свойствах и значении мыла.

Учить соблюдать правила безопасности при обращении с мылом.

Способствовать развитию любознательности, наблюдательности.

Мыло, вода, емкость с водой.

«Воздушный шарик»

Расширять знания о воздухе.

Знакомить с силой потоков воздуха (сильный, слабый).

Способствовать развитию наблюдательности, любознательности.

Бумажная полоска по количеству детей.

Декабрь

«Песок испачкал все вокруг»

Познакомить детей со свойствами песка, его качествами (сыпучий, мокрый)

Что нельзя делать во время работы с песком (не брать песок в рот; не обсыпаться песком; не тереть глаза грязными руками)

 Свойства песка смешанного с водой

Песок, вода, стол для исследований.

«Песок сухой и мокрый»

Закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.

Работа с кинетическим песком.

Песок сухой, вода, Формочки, кинетический песок

Январь

«Льдинка нам секрет открыла»

Дать представление о свойстве воды превращающейся в лед. Льдинка превращающаяся в воду.

Вода, лед, формочки.

«Какой снег?»

Формировать у детей представления о зимних природных явлениях.

Дать представление о свойстве снега превращаться в воду.

Закреплять знание цвета (белый).

Снег и емкости для снега.

Февраль

«Бумажные фокусы»

Обогатить представление детей о разнообразных качествах и свойствах бумаги.(мягкая, тонкая, плотная, рвется, мнется, намокает)

Листы бумаги.

 «Лоскутное одеяло»

-Познакомить детей со свойствами ткани (можно мять, не порвется, мягкая, пушистая, жесткая)

-Учить детей определять и называть свойства предметов, находить по словесному указанию воспитателя предметы, слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них предложениями из 2-4 слов.

Герои занятия Маша и медведь.

Ткани с разными свойствами.

Кусочки ткани синего и красного цвета, квадратной формы.

Март

«Тянем, потянем»

Закреплять представления о свойствах бумаги и ткани, о соотношении между материалом, из которого изготовлен предмет и способом его использования.

Кусочки ткани, бумажные листы.

«Выглянуло солнышко»

Познакомить детей с происхождением солнечных зайчиков, их движением.

Зеркало.

Апрель

«Черная и мягкая»

Знакомить детей со свойствами земли.

Правила безопасности во время занятия (нельзя брать руки в рот, тереть глаза и лицо)

Земля, вода, емкости. Веточка дерева.

« Посадили мы лучок»

Знакомить детей с растениями.

Научить детей сажать лук в землю и воду.

Вода, стаканчик, лук, земля.

Май

«Разные»

Знакомство детей со свойствами предметов.

(твердость или мягкость, шероховатость и т.д.; звуки, издаваемые каким-либо предметом)

Губки  для мытья посуды разного цвета и размера, деревянные кубики, морские камушки.

Разнообразные пластиковые  контейнеры и  крышки к ним.

«Легкий и тяжелый»

Знакомство с легкими и тяжелыми предметами. Научить группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

Игрушки из одного материала, но разные по размеру и весу.

«Волшебные краски для Маши»

Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух красок.

Синяя, желтая, красная, зеленая краски, кисточки, палитра.

Ожидаемый результат в конце года:        

1. Изменение в познавательном развитии у детей:

- появятся знания о свойствах, качествах предмета;     

- появятся  представления о форме, цвете и величине предмета.       

2. Расширятся знания об окружающем мире.

3. Расширится словарный запас.

 

 

                    

Литература.

  • Е.В.Баранова. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома – Ярославль: Академия развития, 2009
  • А.И. Иванова. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
  • Н.Рыжова. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
  • Н.Рыжова Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром в группе раннего возраста по теме: «Зимующие птицы»

Программное содержание: Учить детей узнавать на картинках птиц (воробей, ворона) и называть их....

конспект нод по познавательному развитию на тему:"чайная посуда" в группе раннего возраста.

конспект по позновательному развитию в группе раннего возраста на тему: "чайная посуда"...

НОД по познавательному развитию по теме «Водичка, водичка» в группе раннего возраста.

НОД по познавательному развитию по теме  «Водичка, водичка» в группе раннего возраста.Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное ...

Конспект занятия по познавательному развитию «Сказка в стране сенсорики» в группе раннего возраста 1,5-2 лет Автор: воспитатель группы раннего возраста No1 «Малышок» Ниязметова Ирина Бакбергеновна

Цели: Создание условий для закрепления у детей сенсорных эталонов.Задачи:Образовательные: - обогащать сенсорный опыт детей, закрепить знанияцветов (красный, синий, жёлтый, зелёный); побуждать называть...