« Необычные жители Донского края».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Тема: « Необычные жители Донского края».
Цели:
1.Познакомить детей с необычными жителями Донского края - змеями . Дать представление о неразрывной связи человека с природой.
2.Раскрыть необоснованность преследования людьми этих жителей Донского края.
3.Воспитывать у детей гуманные чувства к незаслуженно преследуемым людьми змеям . Расширять представления детей о правилах поведения в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neobychnye_zhiteli_donskogo_kraya_-zanyatie.docx | 939.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Необычные жители Донского края».
Цели:
1.Познакомить детей с необычными жителями Донского края - змеями . Дать представление о неразрывной связи человека с природой.
2.Раскрыть необоснованность преследования людьми этих жителей Донского края.
3.Воспитывать у детей гуманные чувства к незаслуженно преследуемым людьми змеям . Расширять представления детей о правилах поведения в природе.
Оборудование: Иллюстрации с изображением змей.
Ход образовательной деятельности :
1. Организационный момент.
-Быстро строим мы кружок, становись и ты, дружок.
Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
( Дети присаживаются на стульчики.)
2.Сообщение темы занятия..
-Ребята, сегодня я предлагаю вам отправится в путешествие по родному краю и продолжить знакомство с удивительным миром природы и с его обитателями.
В природе не существует ничего вредного и ненужного. Люди всегда любили деревья, травы, цветы. А вот возьмем, к примеру, животный мир. Все ли животные любимы человеком? К сожалению нет. Многих обитателей нашей местности люди бояться и считают вредными и ненужными. Сегодня мы с вами познакомимся с такими нелюбимыми человеком обитателями донского края. С какими именно, попробуйте отгадать.
Нет ни рук, ни ног у зверя,
И не нужно, не потеря -
Она легко в траве скользит,
А приблизишься – шипит. (Ответы детей)
- Что в загадке подсказало вам правильный ответ? (Ответы детей)
3. Познавательная деятельность.
.-Люди издавна не любят и боятся змей. Люди придумали много сказок, в которых змеи не всегда хорошие животные. Некоторые, увидев змею, хватают палку и гонятся за ней, чтобы убить. Но змея никогда не нападает на человека первая, она сама его боится.
Давайте попробуем представить, что чувствует змея, когда ее тревожат. Представьте, что вы – змеи. Выползайте на травку-ковер. Лежите вы в высокой траве, вас не видно. Вы греетесь на солнышке, наслаждаетесь пением птиц. Вот свернулись, вот выгнулись. А теперь сон разморил вас. И вдруг на вас идет огромный великан. Он кричит, он топает ногами. Вот-вот наступит на вас и раздавит. Страшно вам стало? И змее страшно, потому и шипит она, предупреждает: «Я здесь, осторожно, ближе не подходи, а то укушу.» Конечно, змея будет защищаться. Но перед броском она зашипит – первое предупреждение, затем изогнется – второе предупреждение, и только после этого бросится на обидчика. Но если человек ведет себя осторожно, змея первая услышит шелест травы под его ногами и уползет поскорее в укромное местечко. Умный человек при встрече со змеей скорее в сторонку отойдет и будет топать и кричать, а сама змея с большим удовольствие спрячется в укромное местечко, чем будет атаковать неприятеля.
В Ростовской области известны несколько видов змей, среди них есть и ядовитые. Эти змеи встречаются чаще всего в степи, в балках и на меловых обнажениях. Давайте познакомимся с самыми распространенными из них.
1.Уж обыкновенный не ядовит и безобиден. Живет на всей территории области и в больших количествах. Бывает разных расцветок. Часто пристанищем ему служат норы, выкопанные кротами, мышами и другими, иногда же он и сам роет себе норы в мягкой земле и навозе. Живет уж также и по берегам степных рек, придерживаясь обрывистых берегов рек и камышовых зарослей. С наступлением весны уж первый из змей появляется после спячки (примерно с половины марта), но в воду входит обычно не раньше конца апреля. С наступлением осенних заморозков, под конец сентября или октября, он уходит глубоко в землю и там впадает в зимнюю спячку.
Питается обыкновенный уж лягушками, но поедает также ящериц, мелкую рыбу и крупных жуков. Иногда он питается также жабами и мелкой птицей. Маленькие ужата появляются из яйц, которые уж кладет на сухие листья или навоз или на мягкую и рыхлую землю, но всегда в местах, доступных действию солнечных лучей. Никакой дальнейшей заботы о яйцах и детенышах уж не проявляет, и молодые ужата сейчас по вылуплении из яйца расползаются в разные стороны и начинают самостоятельно добывать себе корм.
2.Уж водяной не ядовит. Большую часть времени проводит в воде, питаясь мелкими позвоночными и рыбой. Его часто убивают, принимая за гадюку.
3.Полоз желтобрюхий не ядовит. Одна из самых крупных змей . Охотится на все, что сможет заглотнуть: сусликов, мышей, крыс, разного рода птиц, детенышей млекопитающих. Мелкую добычу заглатывает живьём, более крупную предварительно убивает, прижимая к земле. Полоз желтобрюхий известен своим крайне агрессивным характером. Обычно он сворачивается в клубок и совершает бросок на 2 метра, стремясь попасть в лицо человека. Укус его весьма болезнен, но серьезных последствий не влечет, желтобрюхий полоз не ядовит. В настоящее время его численность в Ростовской области сокращается из-за активной хозяйственной деятельности человека, включен в список уязвимых видов фауны Дона
4. Полоз узорчатый не ядовит.
Внесен в Красную книгу России. Характеризуется множеством расцветок и изменчивостью окраски. Обитает преимущественно во влажных пойменных лесах. Великолепно лазает и быстро передвигается по веткам деревьев, где любит охотиться за птицами, птенцами и птичьими яйцами. В качестве укрытий использует пустоты под корнями, дупла и трещины почвы. Отличается от желтобрюхого полоза спокойным и мирным нравом, всеми способами стараясь избежать встречи с людьми.
5. Полоз четырехполосый не ядовит. Внесен в Красную книгу области. Его можно встретить на опушках и окраинах островных лесов, в речных поймах, на поросших кустарником каменистых склонах, садах и виноградниках. В качестве убежищ выбирает каменистые расщелины, глубокие трещины в почве и норы грызунов, а также дупла деревьев. Питается птицами и мелкими млекопитающими.
6.Медянка ядовита условно - яд действует только на мелких животных. Распространена на территории практически всех природных зон донского края , но несмотря на это численность змей сильно сократилась из-за сокращения природных мест обитания (обработка земли человеком, пашня .)Змея очень пуглива, предпочитает жить вдали от человеческих жилищ. Питается преимущественно ящерицами, молодыми змеями, насекомыми. Для убийства жертвы использует ядовитые зубы, находящиеся в глубине пасти. Опасности для человека не представляет.
7. Гадюка степная ядовита, обитатель равнинных степей и лесостепей, ее можно встретить на всей территории области.
Несмотря на это, численность степных гадюк сокращается. Раньше степная гадюка использовалась для получения яда, но в связи с резким сокращением численности этот промысел прекращен. Во многих районах области в связи с распашкой земель она практически исчезла или сохранилась лишь на небольшой территории. Считается видом ,находящийся под угрозой исчезновения.
При встрече с человеком степная гадюка стремится уползти и выбрасывает голову в сторону врага, только когда путь к отступлению отрезан.
8. Гадюка Никольского (черная гадюка) ядовита. Обитает в долинах рек по берегам широколиственных и балочных лесов в бассейнах реки Дон и Северский Донец. Занесена в Красную книгу России. Питается преимущественно змеями, лягушками, мелкими млекопитающими и птицами, падалью.
Яд гадюки Никольского намного сильнее яда степной гадюки.
- Такие интересные обитатели проживают на территории нашей области.
-Язык змей часто называют «жалом». Почему, как вы думаете?
(Ответы детей).
-Название это произошло от слова «жалить» - кусать. Но жалят, кусают змеи не языком, а зубами. Зубы эти ядовиты только у степной и черной гадюки. Высовывая язык-жало, змеи определяют запахи. Почуяв, например, след лягушки, змея идет по этому следу, все время высовывая и втягивая язычок. Перед броском змея замирает, трепещет только язык-жало, а лягушка принимает его за насекомое и движется прямо к змеиной пасти. Аппетит у змей отменный. Голодный желтобрюх за один раз может съесть девять мышей. Но зато и без пищи они могут обходиться месяцами. Змеи никогда не убивают просто так, «ради убийства», а только для того, чтобы утолить голод.
4.Динамическая пауза.
- А сейчас предлагаю поиграть в интересную игру « Змейка»
А у змейки язычок
Узок, тонок, как сучок.
Ходит-ходит взад-вперед:
Как же он не устает?
Описание: Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»).
5.Рассказ воспитателя о жизни змей.
-Несколько раз за лето змея меняет свой «костюм» - линяет. Молодые змеи быстро растут и вырастают из своей шкурки, а у взрослых она быстро изнашивается и становится непригодной для «носки». Вот и приходится менять кожу. Змея забирается в нору или расщелину и давай тереться в узких местах, пока старая кожа не треснет. В эту трещину змея протискивается и вылезает из старой кожи, как из изношенного носка. Новая кожа блестящая, яркая, свеженькая, а старая так и остается валяться на месте линьки. Все змеи дневные животные и только в очень уж жаркие дни охотятся ночью. Зимуют змеи компаниями в одних и тех же местах. Сначала одни залезут, а потом к ним под бочок сползаются другие мерзнущие змеи. Ужи зимуют с ужами, полозы с полозами, гадюки с гадюками. Живут змеи подолгу. Почти столько же, сколько люди. К змеиным врагам надо отнести домашних и диких свиней, лис, куниц. Барсуков, ворон, сорок, хищных птиц и, конечно же, человека. Молодых змей часто поедают ежи.
- Как вы думаете , можно ли змей назвать полезными животными ? ( Ответы детей) - Змей смело можно назвать полезными животными. Ведь поедая насекомых и мышей, они помогают людям сохранить урожай на полях и огородах. И кроме этого, с давних-предавних времен змеи лечат людей. Именно из змеиного яда люди научились делать бесценные лекарства, которые помогают больным излечиться от серьезных болезней. Один грамм змеиного яда стоит в десять раз дороже золота.
6. Физминутка.
-Пришло время немного поиграть в знакомую вам игру «Змейка».
Становитесь друг за другом, положите руки на плечи товарищу впереди вас. И вот наша змея поползла на охоту. А сейчас – свернулась клубком. (Ходьба и бег в колонне друг за другом в разных темпах и направлениях).
7. Знакомство с правилами поведения при встрече со змеями .
- Итак , что же делать если все таки вы встретили змею у себя на пути ?
-Увидев змею, старайтесь не приближаться к ней близко. Если она совсем рядом, возмите себя в руки и стойте спокойно. Пусть она сама уползет.
-Ни в коем случае не бегите и не нападайте на змей. Любое неосторожное движение для змеи — это угрожающий знак и сигнал для атаки. Кроме того, змеи живут семьями, и, активно двигаясь, вы можете незаметно наступить на другую, находящуюся рядом змею. И никогда не бейте змею палкой. Это ее еще больше разозлит.
-Если змея заползла к вам в сумку, в палатку или под машину, которые находятся от вас на достаточном расстоянии, можете немного пошуметь. В большинстве случаев змея среагирует на вибрацию, вызванную шумом, и уползет.
-Змеиный яд сохраняет свои свойства долгое время. Случайный укол ядовитым зубом мертвой змеи тоже может вызвать отравление. Поэтому не берите ее в качестве сувенира.
7.Итог занятия.
- Что интересного сегодня вы узнали на занятии ? - Какие змеи обитают на территории Ростовской области ? - Нападают ли змеи на людей без причины?
- В каком случае змея может напасть на человека?
- Сразу же бросается, или предупреждает?
- Чем питаются змеи?
- Как зимуют змеи?
- Какую пользу приносят змеи? - Что такое змеиное «жало»? Как используют его змеи?
- Чем на самом деле змеи кусают?
- Долго ли живут змеи?
- Какую ценность представляет змеиный яд?
- Как нужно правильно вести себя при встрече со змеей?
- Вот такие необычные жители живут в нашем крае. И в конце нашего занятия очень хочется прочесть стихотворение:
Все-все-все на свете
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых,
И даже без хищников,
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки –
Не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Все-все-все на свете
На свете нужны!
Список литературы :
- Природа и история родного края. М.П. Астапенко, Е.Ю. Сухарская. Издательство « БАРО-ПРЕСС»,2006 г.
- « Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О.А. Издательство « ДЕТСТВО- ПРЕСС». 2006 г
- « Юный эколог» С.Н. Николаева. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Донской край"
Расширять представления детей о родном крае....
Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»
Данный материал направлен на знакомство детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...
Конспект по ознакомлению детей с природой Донского края Тема: «Донская аптека».
Цель: Создать условия для ознакомления детей с лекарственными растениями Донского края.Задачи:Познакомить детей с растениями: чабрец, подорожник, крапива, одуванчик, ромашка; их внешним видо...
"Путешествие в страну необычных жителей"
Материалы для родителей во время самоизоляции по математике...
"Путешествие в страну необычных жителей"
Материалы для родителей во время самоизоляции по развитию речи...
"Путешествие в страну необычных жителей"
Материалы для родителей во время самоизоляции по художественно - эстетическому развитию...
ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ» (средняя группа)
ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ»(средняя группа)...
- Мне нравится (2)