Конспект по ознакомлению детей с природой Донского края Тема: «Донская аптека».
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель: Создать условия для ознакомления детей с лекарственными растениями Донского края.

Задачи:

Познакомить детей с растениями: чабрец, подорожник, крапива, одуванчик, ромашка; их внешним видом, значением в нашей жизни, посредствам включения детей в беседу и игровую ситуацию.

Способствовать развитию мышления, памяти, внимания, используя иллюстративный материал и давая характеристику каждому растению.

Воспитывать интерес и внимательное отношение к растениям, посредствам ознакомления с их особыми лечебными свойствами.

Предполагаемый результат:

Узнавание детьми растений по внешнему виду.

Умение детей описать растение по внешнему виду.

Знания детей о лечебных свойствах растений.

 

Ход занятия:

 

Воспитатель: Ребята, сегодня утром сорока принесла нам это письмо! Хотите узнать, кто нам его прислал? (да)

Послушайте Они бывают разные:

загадку. Если вы её разгадаете, то поймёте от кого оно:

Полезные, опасные,

Красивые, пахучие.

С листьями, колючие.

Лекарства заменяют

И лакомством бывают,

И чаем нас напоят,

И даже дом построят,

Земли они творенья

Зовём мы их… (растения)

Воспитатель:  Ребята, а что мы называем растениями? (травы, кусты, цветы, деревья)

- Где мы можем встретить много различных растений? (в лесу, в парке, в огороде, степи).

-В каком краю мы с вами живем? (Донском)

- А кто из вас знает основные природные зоны Донского края? (степь, лес)

Воспитатель: Степь – это сообщество растений и животных. В степи растет множество различных трав высоких и пониже.

( слышится плач – появляется лисичка, держится за колено).

Воспитатель: Здравствуй, лисонька, что случилось?

Лиса: Я играла с зайчишкой в догонялки, упала и поранила коленку. Ой-ой-ой, больно!

Воспитатель: Ребята, что делать? (нужно помочь лисичке).  – Что мы будем делать, как лечить ранку? (помазать йодом)

— Молодцы, ребята! Сейчас найдём йод в нашей аптечке и полечим лисичку.

Лиса: Нет! Я боюсь йода, он жжется! Моя мама-лиса мои ранки лечит травкой   и листиками.

Воспитатель: Это что же за травка и листики такие?

Лиса: А вы попробуйте, догадайтесь!

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь.

Сорвёшь листочек осторожно,

Кто нас лечит? (подорожник) – показ картинки

Воспитатель: Ребята, кто из вас пользовался подорожником? (ответы детей)

Сейчас у нас какое время года? (весна) . Мы можем найти подорожник весной ? Я шла в д/с и нашла это растение. Посмотрите вот оно.

 Подорожник люди использовали с давних времён как кровеостанавливающее, ранозаживляющее средство.

Воспитатель рассматривает с детьми лист: темно-зеленого цвета, широкий округлый гладкий лист с выраженными продольными жилками. А вот как выглядит все растение на картинке. Широкие округлые листья собраны в розетку с прожилками зеленоватым колоском на тонких стебельках. 

Воспитатель: Садись лисичка, сейчас мы полечим твое колено. (воспитатель прикладывает лист к коленке и с помощью детей бинтует его)

Воспитатель гладит лисичку, лисичка благодарит детей.

Воспитатель: Лисонька, какая у тебя шёрстка мягкая и блестящая.

Лиса: Хотите узнать, что помогает моей шёрстке быть такой красивой? (да). – Угадайте:

Растёт зелёною стеной,

Её обходят стороной.

Колючая и злая дива,

А зовут траву?…  Крапива (Показ картинки)

Воспитатель: Да, людям есть, за что благодарить лекарственное растение – крапиву. В ней есть вещества, убивающие микробов, а отвар крапивы укрепляет волосы.

Воспитатель: Рассмотрите на картинке крапиву: Травянистое растение. Листья с зубчатыми краям. Листья растения, как и стебли, часто покрыты жгучими волосками. Цветки мелкие, с колосками.

Воспитатель: Кто запомнил название этого растения? (крапива)

Лиса: Кто угадает моё любимое лекарственное растение? Оно такого же золотистого цвета, как моя шубка.

Лисичка читает стихотворение:

«На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
и развеял этот шар.»

Воспитатель: Мне кажется, лисонька, я догадалась. А вы, ребята, знаете это растение? (одуванчик)

Показ картинки и рассматривание одуванчика.

Воспитатель: Листья у одуванчика продолговатые, глубоко надрезанные голые собраны в прикорневую розетку.

Цветки с лепестками, похожими на язычок золотисто-желтого цвета. Плоды похожи на маленькие парашюты серого цвета.

Лиса: Когда у меня плохой аппетит, мама-лиса делает мне салат из листиков одуванчика.

Воспитатель: Значит, одуванчик тоже лекарственное растение. Он помогает улучшить аппетит.

Лиса: Послушайте загадку о другом лекарственном растении

Стоят в поле сестрички:

Желтый глазок, белые реснички. (ромашки) – показ картинки.

Воспитатель: Стебель у ромашки высокий, сильно ветвистый. Листья рассечённые. Цветки белые с желтыми серединками.

 

Воспитатель: Отваром ромашки полощут горло, когда оно болит. Кому мама уже делала такой отвар? (ответы детей)

Лиса: Моя мама таким отваром меня тоже поила.

Воспитатель: Да, природа подарила нам много лечебных трав. Многие из них мы видели каждый день, но не знали, что они – лекарства от разных болезней.

Кто может назвать и показать лекарственные растения, с которыми мы сегодня познакомились? (подорожник, крапива, одуванчик, ромашка)

Спасибо, лисонька, за интересный рассказ. Теперь мы не только знаем лекарственные травы, но и умеем ими пользоваться.

Лиса: Ребята, а я хочу проверить, как вы запомнили лечебные растения. Хотите со мной поиграть?

Игра называется «Беги к растению»

Кто хочет быть растениями?

Каким растением ты хочешь быть? А ты? И т.д. (раздает шапочки)

«Растения» - дети наши растут в степи, а остальные дети пошли гулять в степь. Под музыку дети гуляют по залу. С окончанием музыки лисичка хлопает в ладоши и говорит: «Раз, два, три к ромашке… беги» и т.д. Дети находят растение и становятся в кружок (игра повторяется несколько раз)

Дети могут поменяться местами и игра повторяется.

Лиса: Мне пора к мамочке. На прощание хочу угостить вас  лесным чаем. Я купила лекарственную травку – чабрец, в лесной аптеке (даёт коробку) посмотрите здесь нарисована еще одна лечебная травка. Я заварила для вас чай. Мама всегда на ночь заваривает мне ароматный чай. В нем много витамин и всяких полезных веществ. Он применятся при лечении простудных заболеваний. Попробуйте, вам понравится. До свидания. Не болейте.

(Дети благодарят лисичку за угощение и прощаются).

Воспитатель:   Предлагаю вам выпить чай из чабреца и угостить им всех наших гостей. (Заваривание чая, чаепитие).

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опытом на тему: "Ознакомление детей с природой родного края".

Обобщение опытом на тему: «Ознакомление детей с природой родного края.» Составила Фендель Галина Николаевна, воспитатель Iкв. категории, МДОУ «Детский сад №29» Каширский район д. Каменка. На зан...

Проект По ознакомлению детей с природой родного края, формированию у них предпосылок экологического сознания. Старшая группа.

Формирование у детей познавательного интереса к природе родного края, предпосылок экологического сознания, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности, создание в груп...

«Значение экскурсий в ознакомлении детей с природой местного края» выступление на заседании педагогического совета

Экскурсия — один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсий ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преоб...

Педагогический опыт по экологическому воспитанию на тему: «Ознакомление детей с природой родного края».

Педагогический опыт по экологическому воспитаниюна тему: «Ознакомление детей с   природой  родного края»....

тема: «Ознакомление детей с природой родного края»

. Воспитание гуманных чувств детей в процессе ознакомления с природой. Расширять знания детей о природе родного края, знакомить с ее разнообразием, животным и уникальным растительным миром, форми...

Выступление на РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"

Выступление на РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края"...

Презентация к РМО на тему: «Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края» старшая группа

Презентация к РМО на тему: "Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края" старшая группа...