Познавательно-творческий проект «Зимушка-зима» для детей второй младшей группы
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Актуальность темы: в последнее время остро стоит вопрос экологии окружающей среды, поэтому на занятиях с детьми дошкольного возраста необходимо прививать любовь к природе и бережное отношение к ней. Чтобы любить природу, ее надо знать, а чтобы знать, необходимо изучать и наблюдать за изменениями, происходящими в природе. В процессе познания природы не только формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы, но и чувство ответственности за свои поступки.
Творя своими руками объекты зимней природы, дети понимают красоту зимы и воспринимают краски природы как нечто волшебное и неповторимое. Они узнают, что такое великолепие непросто создать в картинах на холсте.
Если ребенок научится наблюдать за природой, то он научится и ценить окружающий его мир. В связи с этим, главная задача педагога – учить детей наблюдать и делать выводы из своих наблюдений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zima.docx | 570.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №86 Красносельского района
Санкт- Петербурга
Познавательно-творческий проект
«Зимушка-зима»
вторая младшая группа №9 «Улыбка»
Подготовили воспитатели:
Воробьева Ю.А.,
2020год
Вид проекта: Познавательный, творческий, групповой, краткосрочный
Продолжительность проекта –краткосрочный -2 недели
Участники проекта: дети, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность темы: в последнее время остро стоит вопрос экологии окружающей среды, поэтому на занятиях с детьми дошкольного возраста необходимо прививать любовь к природе и бережное отношение к ней. Чтобы любить природу, ее надо знать, а чтобы знать, необходимо изучать и наблюдать за изменениями, происходящими в природе. В процессе познания природы не только формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы, но и чувство ответственности за свои поступки.
Творя своими руками объекты зимней природы, дети понимают красоту зимы и воспринимают краски природы как нечто волшебное и неповторимое. Они узнают, что такое великолепие непросто создать в картинах на холсте.
Если ребенок научится наблюдать за природой, то он научится и ценить окружающий его мир. В связи с этим, главная задача педагога – учить детей наблюдать и делать выводы из своих наблюдений.
Цель проекта:
- расширять знания ребенка о растительном и животном мире, разнообразии погодных явлений и состоянии природы в зимний период;
- формировать интерес к красоте окружающего мира;
- воспитывать нравственные и эстетические чувства дошкольника.
Задачи проекта:
Дети:
Образовательные:
- расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом зимы (растительный и животный мир родного края, погодные явления);
- обогащать словарь детей образной лексикой, упражнять в подборе эпитетов, сравнений к заданному слову;
- учить детей чувствовать настроение, выраженное в музыке, поэтическом слове, живописи.
Развивающие:
- развивать воображение, мышление, речь в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
- воспитывать у детей любознательность, эстетические чувства;
- развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру детей;
- воспитывать коммуникативные навыки (свободное общение со сверстниками, педагогом, родителями).
Родители: формировать у родителей позицию активного участника педагогического процесса.
Педагоги: В совместной деятельности с детьми педагог совершенствует свое профессиональное мастерство.
Ожидаемые результаты проекта по образовательным областям:
- познавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах; совершенствовать знания о видах изобразительного искусства.
- речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу; знание стихотворений о зиме.
- социально-коммуникативное развитие: формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;
- художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи, поэзии и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;
- физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.
Содержание проекта:
Задачи | Деятельность с детьми | Деятельность с родителями | Материалы и средства реализации | Сроки и ответственный | ||||||
Подготовительный этап | ||||||||||
НОД, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; Совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции. Самостоятельная деятельность детей. Предполагаемый результат в работе с родителями: усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности в ДОУ; укрепление сплочённости родительского коллектива. обогащение детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности. Заключительный этап: Закрепление у детей поведенческих навыков в процессе проведения праздника Ожидаемый результат: - У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. - Поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым. - Появится интерес к явлениям и объектам природы. - Научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
| подбор литературных произведений об осени, подбор бесед, подготовка методических и дидактических материалов, видео и аудио материалов. Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта. • Проведение НОД, бесед о зиме • Рассматривание рисунков и фотографий о зиме • Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры. • Чтение и заучивание стихов о зиме • Вернисажи детских работ • Чтение детской литературы, заучивание стихотворений и пословиц о зиме • Во второй половине дня: - Индивидуальное заучивание стихов. - Чтение художественной литературы. - Игры. Тематический план работы с детьми – Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок из природного материала - Заучивание пословиц и поговорок о зиме - Разучивание стихов, песен о зиме - Подготовка с детьми к новогоднему празднику Приложение 7 - Участие в новогоднем утреннике. | Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы. Выставка рисунков «Волшебные снежинки» - коллективная работа. - Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы по теме. - Разучивание с детьми стихотворений, загадок, пословиц по теме. - Рекомендации по рассматриванию картин русских и зарубежных художников о зиме. Экскурсия выходного дня «В парк с родителями» | -подготовка методических и дидактических материалов. - подбор видео и аудио материалов. - проведение познавательных НОД, бесед. -Чтение художественной литературы - подбор пословиц и поговорок о зиме | 2 недели Воспитатели Муз.рук | ||||||
Основной этап - Реализация проекта | ||||||||||
Презентация проекта в виде выставки совместных творческих работ детей и родителей, а также коллективной работы. | Приложение 1 Наблюдение: — Наблюдения за сезонными изменения природы во время прогулок (за солнцем, небом, ветром, снегопадом, клумбой, деревьями и т. д.) Цель: Закрепить знания о взаимосвязи живой и неживой природе. Учить выделять изменения в природе. — Наблюдения за красотой и богатством осеннего леса (золотые краски осени) Цель: Закрепить название деревьев, отметить, какие изменения произошли с деревьями. Развивать мышление, речь. — Наблюдения за перелетными птицами Цель: Расширить представления о птицах, об изменении жизни птиц зимой, когда наступают холода. Воспитывать любовь и заботу о птицах. Беседы: «Здравствуй, зимушка-зима» «Дарит чудеса зима» «Сколько красок у зимы?» «Зимняя прогулка «Зима бывает разная» «Зимующие птицы» Дидактические игры: «Чудесный мешочек» Учить детей угадывать на ощупь. «Кто больше знает примет зимы» «Найди дерево по описанию» «Четвертый лишний» «Один – много» «Скажи со словом «зимний» «Съедобно – несъедобно» «Отгадай по описанию» «Собери картинку» «Подбери пару» Сюжетно ролевые игры: «Путешествие в лес»; Магазин новогодних игрушек: «Автобус» Пальчиковые игры «Лыжи,санки и коньки», Пальчиковая гимнастика «Зима», «Снежки», «Снежинка» Инсценировка: «Приключения в зимнем лесу» Подвижные игры: «Метелица» «Два Мороза» «Снежная карусель» «Мы-весёлые ребята» «Найди снеговика»- с помощью интерактивного пола Рисование: «Снегопад», «Вьюга-завируха», Трафареты, раскраски с зимними фрагментами, Лепка: «Снеговик», «Снежинка», Аппликация: «Волшебные снежинки», «Береза зимой», «Праздничная ёлочка». Конструирование: «Ёлочка», Работа с трафаретами и шаблонами Раскрашивание, штрихование Составление узоров и рисунков из круп Чтение: Украинская сказка «Рукавичка», Сказка «Заячья избушка» И.Мазнин «Зимняя песенка» В.Степанов «Зима» Рассказывание сказок «Снегурочка», Разучивание пословиц и поговорок о зиме Разучивание примет и поговорок о зиме. Разучивание стихов о зиме: И.Никитин «зашумела-разгулялась…» И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»; Ф.Тютчев «Зима»; И.Суриков «Зима» Составление рассказов о зиме из личного опыта и по картинам и иллюстрациям; Рассматривание репродукции картин А.Аверин «Зимние забавы», Э. Панов «В лесу.Зима»», Е.Плесовских «Зимние игры», Прослушивание музыкальных произведений: П. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года», | Праздник осени - Выставка поделок из природного материала «Новогодняя сказка» Приложение 2 Коллективная работа :Новогодняя игрушка» Приложение 3 Оформление папки-передвижки для родителей «Покормите птиц зимой», «Зимние травмы» «Деревья зимой» Приложение 4 -Рекомендовать экскурсию с детьми по зимнему парку, посмотреть снегопад. -Консультации , «Одежда детей для прогулок зимой». | -НОД; беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры, конструирование, самостоятельная деятельность детей, выставка детского творчества, чтение и обсуждение литературных произведений, составление рассказов, музыкальная образовательная деятельность, работа с родителями, опыты и исследования; просмотр мультфильмов, использование интерактивного пола, консультация для родителей. | Воспитатели Муз.рук. | ||||||
Заключительный этап | ||||||||||
Подведение итогов оценка результатов | Общение детей и педагога организовывалось так, чтобы ребенок сам стремился ответить на вопросы. | Продукт проектной деятельности: -коллективная работа «Новогодние игрушки» | - выставка поделок из природного материала совместно с родителями «Новогодняя сказка» - новогодний утренник | Воспитатели |
Вывод: В ходе работы над проектом были расширены и систематизированы знания детей о зиме. Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно – речевую, музыкально – игровую). Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта, с интересом знакомились с предложенным информационным материалом. Этот проект значим для всех его участников:
Дети: - расширили свои знания о сезонных изменениях в природе, об их причинах.
- активизировали и обогатили словарного запас по теме проекта, сформировали умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу; знание стихотворений об осени.
- формировали у детей ответственное отношение к природе как к основе экологических условий жизни;
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Приложение №1. Тема. Светит солнце в морозный денёк.
Цель. Продолжать знакомить с природными явлениями, показать, что солнце светит во все времена года не одинаково, а по - разному. Побуждать детей к словесному описанию: как светит, греет солнце; долгий или короткий день зимой. Учить видеть красоту природы.
Ход наблюдения. Воспитатель предлагает детям понаблюдать за солнцем. В каком месте оно поднимается по утрам? Какой сегодня день: солнечный или пасмурный? Прячется ли солнышко за тучкой? В солнечный день, обратить внимание на красоту зимнего пейзажа. (Кругом бело, светло, снег сверкает на солнце.) Воспитатель читает стихотворение детям:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. А. С. Пушкин.
Какое солнце? (Тусклое, яркое, закрытое тучами.) Зимой солнышко греет? (Солнышко светит, но на улице морозно. Зимой солнце светит, но не греет.)
Д/игра «Что бывает зимой». Цель. Закрепить признаки зимы.
П/игры «Кому флажок?». Цели. Упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч. Воспитывать ловкость, целеустремленность.
«Встречные перебежки». Цели. Повышать двигательную активность на прогулке;
развивать меткость, ловкость, выносливость.
Труд. Расчистка дорожек, запорошенных снегом. Цель. Учить правильно пользоваться лопатой, доводить начатое дело до конца.
Индивидуальная работа. Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.
Приложение №4.
Приложение № 3.
Приложение№ 2.
Приложение №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-творческий проект «Путешествие по сказкам» для детей второй младшей группы
Актуальность применения сказок, связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых...
Познавательно-творческий проект «Воспитание навыков безопасного поведения детей через сказку» для детей второй младшей группы
В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира. Младший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развивают...
Проект "Зимушка-зима" для детей второй младшей группы
Проект "Зимушка - зима" для детйе второй младшей группы...
Проект Познавательно - творческого направления «Зачем нужен транспорт» для детей второй младшей группы
Ведение Транспорт играет важную роль в нашей жизни. Он представляет собой все виды путей сообщения, транспортных средств, технических устройств, которые перемещают людей и грузы различного н...
Познавательно — творческий проект «Котенок по имени Гав» во второй младшей группе №9 «Фантазеры»
Проект "Котенок по имени Гав" направлен на расширение представлений детей 3-4 лет о домашних кошках и обучение правилам заботы о них. Реализуемый на протяжении недели, проект предоставляет д...