Проект "Зимушка-зима" для детей второй младшей группы
проект по окружающему миру (младшая группа)

Якимова Вера Фёдоровна

Проект "Зимушка - зима" для детйе второй младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_zima_polnyy_s_konspektami.docx184.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 180» г.о. Самара

Паспорт проекта «Зимушка-зима»

(2 младшая группа)

https://sun9-71.userapi.com/impf/SUsxxgKq3Co4PK4TdeuYz45RWS60XFHmiaLasA/k-XU8RFuUzk.jpg?size=720x540&quality=96&proxy=1&sign=80fd5900de412b34bdaeb004daa3b35c&type=album

                                                                                                        Автор проекта : воспитатель: Якимова Вера Фёдоровна

                                                                       
       



Информационная карта проекта

Тип проекта: краткосрочный, познавательно-творческий

Вид проекта:  групповой

Краткая аннотация проекта: проект направлен на то, чтобы дети обрели новые знания о зиме, имели  представление о природе родного края, знакомились  с правилами с правилами безопасного поведения на природе.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители

Возраст детей: 3-4 лет(вторая младшая группа)

Продукт проекта: выставка детских работ


Технологическая карта проекта

Актуальность

 Дети, особенно младший дошкольный возраст, всегда путают времена года. Что способствует отсутствию знаний о сезонных изменениях в природе. Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей сближает, делает их настоящими партнерами. Это способствует эмоциональному благополучию.

Цель проекта. Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы. Учить видеть и называть предметы и действия в жизни, на картине, находить причинно-следственные связи. Обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года, о зимних явлениях, о снеге.

Задачи: 

1. Формировать у детей представление о временах года: зиме и зимних забавах; 2. Знакомство со свойствами снега; 3. Развитие логического мышления; 4. Формировать у воспитанников умение выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.

5. Развивать у детей элементарные экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки; 6. Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в продуктивной деятельности.

7. Формировать у детей представления о жизни птиц зимой, о необходимости помогать пернатым в зимнее время года.

Ожидаемые результаты проекта:

 - Сформировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе

 - Умение отражать полученные знания в речи, участвовать в обсуждениях прочитанных рассказов, стихотворений.

 - Замечать красоту зимней природы.

-Участвовать в сезонных наблюдениях, зимних забавах ( игры в снежки, игры со снеголепами  и т.д.)

- Организовать выставку детских работ.

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный этап

- Подобрать методическую литературу по теме, художественную литературу для чтения детям.
- Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (картины, иллюстрации для рассматривания, альбомы, настольные игры).

-Оформление панно « Зимние забавы», игра на липучках «Зима пришла».

-Оформление дидактических игр с прищепками «Украсим ёлочки», «Украсим деревья красивыми снежинками», «Какое время года».

-Изготовление дидактических  игр «Нарядим Машу на зимнюю прогулку», «Нарядим Серёжу на зимнюю прогулку».
-Составить картотеку игр, прогулок.
- Составить перспективный план.
- Консультации для родителей.

Методы исследования:

-Сбор информации

-Беседы

-Наблюдения

-Эксперименты

Интегрируемые области:

-Социально-коммуникативное развитие

-Познавательное развитие

-Речевое развитие

-Художественно-эстетическое развитие

-Физическое развитие

2.Основной этап

Непосредственно образовательная деятельность  с детьми:
Речевое развитие:
- Чтение и заучивание стихотворения В. Берестов «Снегопад».
- Чтение русской народной сказки «Снегурочка».
- Дидактические игры с целью развития звуковой культуры речи: «Звуки вокруг нас», «Помоги найти маму», «Часы».
Познавательное развитие:

Экологическая тропа «В гости к Зимушке-зиме»

 ФЭМП « Зимушка-зима»
Художественно – эстетическое развитие:
- Рисование пальчиками «Зимушка-зима».
- Плоскостная лепка на картоне «Ночь в зимнем лесу».
- Аппликация  «Зимний лес» 

Совместная деятельность педагога с детьми:

Чтение художественной литературы:

Л.Воронкова «Снег идёт», украинская сказка «Рукавичка».

Беседы на темы:

  • «Что мы знаем о зиме?»
  •  «Как нужно одеваться зимой?»
  • «Откуда берётся снег ?»
  •  «Кому нужен снег?»
  • «За что мы любим зиму?»

Экспериментальная деятельность:

«Рассматривание снежинок»

«Таяние снежинок»

«Следы на снегу»

«Сугробы»

Дидактические игры:

«Нарядим Машу на зимнюю прогулку»

«Нарядим Серёжу на зимнюю прогулку»

«Собери снеговика»

Словесные игры:

«Что нам нравится зимой?», « Зимняя прогулка»

Пальчиковые игры:

«Любим мы зимой играть», « Чтобы ручки не замёрзли»

Сюжетно-ролевые игры:

« Поездка в зимний лес», «Прогулка по зимнему парку»

 Подвижные игры:

« Ты, Мороз, Мороз, Мороз!»

«Снежная карусель»
«Снежки и ветер»
«Снежные шары»

Взаимодействие с родителями:
-Предложить организовать прогулку с ребёнком по зимнему парку и рассмотреть снежные деревья.

-Изготовить кормушку для птиц из подручного материала.

-Изготовить поделку для конкурса «Зимняя сказка».

Заключительный этап:
выставка детского творчества

Вывод:

Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;  имеют представление о природе родного края; знакомы с правилами с правилами безопасного поведения на природе. Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Зима»,оформлена выставка творческих работ.

Реализация проекта:

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «Зимушка-зима»

Цель: Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Формировать умения сравнивать контрастные по величине предметы.

Закреплять понятия « много» и «один» , « большой и маленький»,

« высокий и низкий» , названия основных цветов.

Развивать мелкую моторику рук через действия с предметами.

Воспитывать нравственные качества, такие как, умение дружить, приходить на помощь другим.

Оборудование:

Пейзажная композиция, предварительно выполненная воспитателем на большом листе бумаги с голубым фоном, на котором изображен снегопад, сугробы и несколько деревьев; рукавички для снеговиков; кисточки, клей ПВА, тряпочки или салфетки, клеенки; игрушка - снеговик.

Предварительная работа:

Чтение стихотворений о зиме, снеговике и снеге, рассматривание иллюстраций по теме «Зима»; дидактичская игра «Найди пару»; наблюдение за снегом и экспериментирование на прогулке.

Ход занятия.

 Ну-ка , дети, встаньте в круг

Ты мой друг и я твой друг,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

 – Дети, какое сейчас время года?

 – А зимой тепло или холодно?

      – Давайте мы с вами согреемся!

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдёт ко мне мороз

Тронет руки, тронет нос.

Значит надо не зевать

Прыгать бегать и играть!

 – А во что можно играть зимой? (Ответы детей)

– А из чего можно слепить снеговика?

-Сколько нужно комков (один – много?)

-Какие они должны быть (большие – маленькие?)

- Ребята, сегодня утром почтальон принес письмо, давайте посмотрим от кого. Письмо от Зайчика. Давайте я прочитаю его.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Мне нужна ваша помощь. Я начал рисовать картину и у меня закончилась белая краска.

 – Давайте с вами посмотрим, что же рисовал зайчик?

 - Посмотрите, ребята, зайчик нарисовал деревья, снег, сугробы.

 – А какие деревья высокие или низкие? Сколько высоких деревьев?  А сколько низких деревьев?(один – много?)

 – А кого зайчик не дорисовал?

 – Давайте поможем и раскрасим снеговичков , только не красками, а волшебными снежками. Но сначала нам надо согреть наши пальчики, чтобы не замерзнуть.

Перед нами елочка –

Шишечки, иголочки

Шарики, фонарики

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки!

 – Ну что, а теперь можно помочь зайчику! Только очень аккуратно.

 – Ой, посмотрите, что это под «снегом»?

 –Ребята,  почему то рукавичка  одна? Давайте подберем к ней вторую такую же.

Дид/ игра «Найди пару»

 – Вот теперь снеговики похожи на настоящих, и их можно вернуть в картину.

 – Спасибо большое вам ребята. Вы очень помогли зайчику.

– Ребята, а зайчик говорит вам всем « спасибо». И он приготовил для вас сюрприз. Посмотрите, что это такое? Морковка! Но что же нам делать, морковка одна, а вас  сколько?

 – Давайте мы все вместе произнесём волшебные слова: «Крибле-крабле-бумс!».

–Ребята, смотрите, а морковка то не простая, попробуем открыть её, что же внутри морковки?

 –Конфеты! Посмотрите, сколько конфет? Ай-да , зайка молодец! Сколько много конфет спрятал  в морковке! Всем хватит! Давайте скажем зайке спасибо!

.

Конспект НОД по ФЦКМ во второй младшей группе

 Тема: «Зимушка-зима»

Цель:

Расширять кругозор детей, развивать свободное общение, приобщать к словесному искусству, формировать эмоциональную отзывчивость.

Задачи:

Формировать знания детей о характерных признаках зимы (зимой холодно, идет снег, снег лежит на крышах, дорогах, деревьях.); понятие о свойстве снега (состоит из снежинок, холодный, пушистый, мягкий);

Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи (снег тает на теплой руке и в теплой комнате)

Развивать исследовательский и познавательный интерес к экспериментированию со снегом , произвольное внимание, умение действовать по словесной инструкции

Воспитывать бережное отношение к природе, способности замечать красоту зимней природы.

Предварительная работа:

Просмотр мультипликационных фильмов: «Времена года» из серии «Уроки тетушки Совы», «Снегурочка».

Чтение стихов о зиме.

Рассматривание иллюстраций о зиме.

Цикл наблюдений за снегом на прогулке.

Дидактические игры: «Когда это бывает?». «Времена года», «Нарядим Машу на зимнюю прогулку», « Нарядим Серёжу на зимнюю прогулку»

Словарная работа:

Белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, блестящий, серебристый, хрустящий, мягкий, тает, лежит, летят, меховая, зимняя.

Материалы и оборудование:

 Письмо в конверте, картинки « Снег идёт», «Зима в городе»

Шкатулка с вырезанными бумажными снежинками

Декорация: сугробы, елочки в снегу.

 Таз со снегом.

Предметные картинки: «Одежда».

Ход работы:

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Ты мой друг и я твой друг

Вместе мы огромный круг

- Ребята, сегодня утром почтальон принёс к нам в группу письмо, на конверте не написано кто его нам отправил, давайте откроем и прочитаем, что же там написано.

- Дорогие ребята, отгадайте загадку:

«Дел немало у меня.

Я белым одеялом всю землю укрываю.

Белю поля, дома. Зовут меня…» (Зима)

- Молодцы, конечно же, это зима. А у нас за окном, какое время года?

-Ребята, а как вы догадались, что сейчас на улице зима?

-Зима – это одно из красивых времен года! Какая же она, зима?

- Действительно, зима может быть разной, и поэтому ее так любят взрослые

и дети.

- Ребята, посмотрите, в письме лежит какая- то картинка и там что-то написано.

-Ребята, я дарю вам в подарок картинки, чтобы вы рассказали о том , какая  погода бывает зимой.

(Рассматривание картинки « Снегопад»)

- Посмотрите, как красиво!

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

(И. Суриков).

-Какой бывает снег?

-Когда много снега падает с неба, это называется- снегопад.

А когда снежинки кружатся, ветер их несет, это-Вьюга, метель.

-Ребята, а как воет вьюга?

- Из чего состоит снег?

- А вот ещё картинка от зимы «Зимний город»

- Где мы видим снег?

-С чем можно сравнить снег, когда он покрывает улицы, дома, деревья. На

что он похож? (на полотно, ковер, одеяло, шапку и т. д.)

- А знаете для чего снег на деревьях и под деревьями?

-Чтобы деревья не замерзли. А зачем еще зимой нужен снег?

- Чем хороша зима?( много снега, можно играть в снежки, кататься на горке, на коньках, на лыжах, лепить снежную бабу.)

- А когда можно сказать, что плохо зимой?

(зимой холодно, сильные морозы, метели, надо тепло одеваться, нельзя долго гулять).

-Ребята, я вам предлагаю совершить прогулку в зимний лес, полный сказок

и чудес! Хотите отправиться вместе со мной?

-А что нам нужно сделать, чтоб не замёрзнуть в лесу? 

Д/и « Подбери зимнюю одежду»

-Ну, вот мы теперь готовы к зимней прогулке, вставайте друг за другом, идём дружно, чтобы никто не потерялся в лесу.

(Логоритмическое упражнение «Зимняя прогулка»)

Вот сугробы на пути - поднимают руки вверх.

Здесь ребятам не пройти! - качают головой.

Чтобы сделать нам дорожку, - имитируют

Покопаем мы немножко. - показ

Ох, устали мы копать. - вытирают «пот» со лба,

Дорожку надо протоптать - двигаются за воспитателем -топающим шагом.

(Воспитатель с детьми подходят с сугробу)

- Ой, ребята посмотрите, сколько снега намело под елочку!

(Дети подходят к елочке, воспитатель достаёт ведро со снегом. Дети трогают снег ладошкой)

-Рассмотрим, какой снег?

-А как вы думаете, снег состоит из чего?

- А теперь возьмите немного снега в ладошки.

-У моей Иринки

Две красивые снежинки.

Всем хотела показать,

Глядь – снежинок не видать.

- Дети, откройте ладошки (снега нет). Куда исчез снег?

- Во что превратился?

- Почему?

-Рука у нас теплая, поэтому снег постепенно тает.

- Какой холодный снежок, давайте вытрем ручки.

-Ребята, посмотрите, а что это под ёлочкой лежит?

- Да, это нам Зимушка-зима  подарок оставила, давайте скорее откроем шкатулку и посмотрим , что в ней лежит.

- Посмотрите ,сколько много  снежинок, да  они не настоящие, а бумажные, такие не растают.

- Хорошо мы с вами погуляли по снежному лесу, пора обратно в сад

возвращаться. Давайте в снежинки превратимся и мигом в группе очутимся.

- Раз-два-три, повернись,

И в снежинки превратись!

( Логоритмическое упражнение «Снежинки»)

-Дует, дует ветер,

Дует, задувает,

Белые снежинки

В поле разметает.

Снежинки, снежинки по ветру летят.

Снежинки, снежинки на землю хотят.

А ветер все дует сильней и сильней,

Снежинки кружатся быстрей и быстрей.

Вдруг ветер утих, стало тихо кругом.

Раз-два-три, повернись,

И в ребяток, превратись!

- Ребята, ну вот наше путешествие закончилось, напомните мне, чем мы с

вами сегодня занимались?

Конспект НОД    Экологическая тропа « В гости к Зимушке-зиме»

                                  во второй младшей группе

                            Воспитатель Якимова Вера Фёдоровна

Цель  экологической тропыэкологическое воспитание дошкольников в зимний период времени, с учетом регионального компонента, климатических особенностей Самарского региона

 Задачи:

Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе зимой, развивать умение выделять взаимосвязи в природе;

 Продолжать знакомить со свойствами снега, уточнение знаний детей о  снегопаде, развитие мышления и речи, воспитание эстетических чувств, желание любоваться красотой снежинок

- Снег пушистый стелиться, улица бела,

И летит метелица, к нам пришла… (зима).

Ребята, сегодня мы поговорим о времени года, стоящем на улице. Это зима. На улице холодно, мы одеты в шубы, куртки, теплые шапки, шарфы, варежки.

1 Станция « Поэтическая»

Послушайте одно очень красивое стихотворение о зиме:

Белый снег пушистый

 В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

 И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

-Вам понравилось это стихотворение? О чем это стихотворение? (о снеге, о зиме) На что похож снег? ( на одеяло, которое укутывает землю и все живое). Правильно, дети! Как вас мамочка укрывает теплым одеялом перед сном, так и снег укутал растения, деревья, кустарники. Для них пушистый снег зимой настоящее спасение от мороза и ветра. Чем больше зимой снега, тем теплее всем растениям и деревьям.

2. Станция экспериментальная

Знакомимся со свойствами снега

- А какой он по цвету? (белый).

- А давайте возьмем снег в руку. Что вы чувствуете? (холод).

- А снег чистый или грязный? (чистый).

- Снег падает и большая куча снега называется сугроб. А на нашей игровой площадке есть сугроб? (есть).

- Так давайте мы поиграем. Прыгаем в сугроб. Кто дальше? (прыжки).

- Ребята, обратите внимание, снег в сугробе пушистый, мягкий.

 Игра- эксперимент « Снежинка»

С неба падают зимой

И кружатся надо мной

Легкие пушинки

Белые… (снежинки).

Наблюдение за снежинками. Цель: уточнение знаний детей о снегопаде, развитие мышления и речи, воспитание эстетических чувств, желание любоваться красотой снежинок.

Вопросы:

-Как сегодня падает снег?

-На что похожи снежинки?

Рассматривание, любование снежинками (использовать лупу) .

Воспитатель предлагает детям поймать снежинку на рукавичку, а потом – на ладошку

-Где дольше мы можем рассматривать снежинку: на рукавичке или на ладошке?

-Почему снежинка исчезла на ладошке?

-Что осталось от снежинки?

Давайте попробуем поймать снежинку на ладошку. Кто поймал, тот превращается в снежинку .

 Играющие гурьбой двигаются вокруг снежной постройки, раскруживаясь, вокруг себя. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону.

3.Станция игровая

- Дети посмотрите как красиво на улице.

На деревья, на лужок

Выпал беленький снежок.

Ребятки, где лежит снег?

Игра на внимание « Где снег?

-Я пушистый снег люблю

И в ладонь его ловлю.

Вот снежинка прилетела

И на варежку мне села.

Я найду подружку ей

Вместе будет веселей.

-Вот это сугроб! Какого он размера? Большой или маленький?

Игра « Большой- маленький»

4.Станция физкультурная

 П/и «Ты, Мороз, Мороз» (выполнение движений в соответствии с текстом, бег, развитие воображения, фантазии) .

-Ты, Мороз, ты, Мороз,

 (В кругу присесть на корточки и постепенно подниматься)

Через дуб перерос,

Через дуб перерос,

Притащил подарков воз: (развести руки встороны)

Снега сыпучие, ( махи руками сверху вниз)

Ветра завьюжные,(  движения руками над головой)

Морозы трескучие,(  обхватить себя руками)

И метели дружные,(  «Вьют» руками)

На реке лед намостил( притоптывать ногами)

Холод, стужу напустил.

Ты, Мороз, нас догоняй,

С нами весело играй! ( Разбегаются, Мороз ловит, замораживает.)

5 Станция конечная

Подведение итога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному и физическому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Тема: «День Победы» для детей второй младшей группе . Автор: Кочергина Елена Ивановна, воспитатель МКДОУ детский сад

Конспект непосредственно-образовательной деятельности предназначен для детей второй младшей группы. НОД носит характер познавательного и физического развития детей. Занятие основную цель преследует: п...

Проект по эстетическому воспитанию детей второй младшей группы 3-4 лет "Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста"

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о на...

Конспект НОД во второй младшей группе по теме «Активизация связной речи детей второй младшей группы в процессе театрализованной деятельности».

Цель: Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать речь через театрализованную деятельность.Задачи:·...

Дополнительная программа фольклорного кружка «Ладушки» для детей второй младшей группы Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа).

Данный вид кружковой деятельности рекомендуется 10-15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю всего 38 занятий Организация развивающей предметно-пространственной среды.В группе организов...