Познавательно – исследовательский проект в подготовительной группе «Чудо - огород»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Познавательно – исследовательский проект
в подготовительной группе
«Чудо - огород»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ogorod_1_prosmotrennyy.docx | 26.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно – исследовательский проект
вподготовительной группе
«Чудо - огород»
Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети 5-6 лет, их родители, воспитатели.
Срок реализации: 5 месяцев (май – сентябрь).
Актуальность:каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. От этой проблемы и возникла идея создать проект«Чудо- огород», который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними. Каждый год функционал работы на огороде передается подготовительной группе. В этом году огородниками стали наша группа.
Выполняя трудовые поручения на огородедети перенимают опыт, начиная с подготовкой почвы для сеяния семян укропа, подсолнухов, кабачков; посадки лука, рассады помидор, перца, цветов. Развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности, внимательность, наблюдательность, активность.
Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.
Проектная идея: получить урожай овощей, выращенных самими детьми.
Цель: создание условий в огороде, стимулирующих интерес к опытно- исследовательской деятельности детей.
Задачи:
- Формировать представления о работах, проводимых в весенний, летний, осенний период в огороде.
- Расширять представление детей о жизни растений.
- Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
- Учить детей делать выводы на основе наблюдений.
- Участвовать в посильной практической деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к растениям.
-Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.
-Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее через рисунок, лепку, аппликацию.
Прогнозируемый результат
Для педагогов:
Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.
Внедрение инновационных технологий.
Для воспитанников:
Получение знаний и умений за жизнью растений и возможностью ухаживать за ними,пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.
Развитие любознательности, коммуникативных навыков.
Вовлечение родителей в жизнь детского сада.
Для родителей:
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, педагогами.
Повышение педагогической компетенции родителей в экологическом направлении.
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1. Составление плана работы над проектом. Распланировать работу над проектом поэтапно.
2. Организация грядок, посадка семян в огороде. Создать условия для реализации проекта.
3. Работа с методической литературой. Создать методическое обеспечение проекта.
4. Разработка консультаций для родителей «Витаминная корзина», «Полезные свойства овощей», «Огород на подоконнике в домашних условиях», «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Экологическое воспитание ребенка в семье». Просвещать родителей по теме.
5. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала.
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ
1. Беседа с детьми о том, что такое огород и для чего он нужен. Расширение знаний детей о культурных растениях на огороде.Беседы «Овощи», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Овощи на грядки и здоровье в порядке», «Что растет в огороде», «Вода и растения». Расширение познания детей о овощах, их свойствах .
2. Рассматривание энциклопедий иллюстраций о культурных растениях. Развитие интереса детей к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.
3. Чтение художественной литературы: Свен Нурдквист: «Переполох в огороде», «Чужак в огороде», Агния Барто: «Нарисуем огород», «Было у бабушки сорок внучат». Ю. Тувим«Овощи», Т. Шорыгина: «Летний дождик», «Корзина овощей», «Росток», Я. Бжехва«Помидор», Т. Бокова «Праздник урожая». Расширение знаний детей о значении огорода для людей.
4. Экспериментирование: рассматривание семян через увеличительное стекло, выявление благоприятных
условий для прорастания семян. Расширение знаний детей о семенах, откуда они берутся и как появляются из них растения .
5. Дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Опиши овощ», «Угадай, что это», «Вершки-корешки», «Четвёртый лишний», Игра-лото «В саду, на поле, огороде», «Один - много». Расширение словарного запаса, классификация растений по месту произрастания: различие овощей и фруктов .
6.Сюжетно-ролевые игры: «Магазин: сюжет - продукты», «Приятного аппетита: сюжет - столовая», «Кафе», «Ярмарка». Развитие игровой деятельности. Развитие речи.
7. Практическая деятельность: полив растений, прополка грядок, рыхление земли. Развивать ответственность по уходу за растениями. Развитие интереса детей к выращиванию огородной культуры.
8. Опыт – наблюдение за всходами и ростом овощных культур. Формирование умений детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих семян.
9. Экспериментирование «растение - человек». Выявление детьми насколько растения нуждаются в уходе человека .
10. Труд в природе. Сбор созревших овощей.
11. Употребление созревших плодов. Формирование интереса детей к результату своего труда.
12. Художественно - эстетическое развитие: «Лепка овощей из пластилина», аппликация«Корзина с овощами».Развитие продуктивной деятельности детей,
детского творчества в художественном конструировании. Формирование трудовых умений и навыков.
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1. Оформление фотовыставки «Наш урожай». Формирование положительных эмоции, чувства радости.
2. Анализ и обобщение результатов по реализации проекта.
Дети участвовали в проекте с большим энтузиазмом, они получили удовлетворение от процесса ухаживания и наблюдения за цветами и огородом, что является важным фактором в воспитании трудолюбивого, активного, любознательного, дисциплинированного, социально адаптированного человека.
Для диагностики уровня сформированности по поисково- исследовательской деятельности мы применяем методику диагностики экологических знанийстарших дошкольников (основана на методике О. Соломенниковой). По результатам диагностики на начало года мы выявили, что дети с высоким уровнем - 3 ребенка (10%), со средним – 23 ребенка (80%), с низким - 3 ребенка ( 10%).
Таким образом, данный проект способствовал тому что, уровень интереса детей старшего возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическая компетентность детей: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. У детей появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями.
Результат проведения работ в проекте «Чудо- огород» :
- Изучили методическую литературу.
- Дети познакомились с культурными растениями, у детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений.
-В результате практической и опытнической деятельности дети узнали о необходимых условиях роста и развития растений.
-Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
-Дети стали более уважительно относиться к труду и результатам труда.
- Дети приняли участие в конкурсе поделок из овощей в детском саду.
- Мы презентовали свой проект на педсовете в детском саду.
В дальнейшем планируем развитие проекта в т.ч.этого года:
- Разработать с детьми правила алгоритма «Как правильно ухаживать за растениями в огороде».
- Пополнить центр природы книжками – самоделками «Наш – огород».
- Разработать методическое пособие «Витаминный огород».
- Инсценировать сказку «Овощи в огороде» для малышей.
- Изготовить дидактические игры«Узнай на ощупь»,«От какого овоща эта часть?», «От семени к плоду».
Использованная литература:
- Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. «Опыты и эксперименты для дошкольников»
- Иванова А.И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
- Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»
"У ворот щумит народ.Где тут зимний огород?Говорят, что там растет.Огуречная рассада.И укропчик и лучок. Смотрят все на огород,И уходят открыв рот"...
Познавательно - исследовательский проект: Наш уголок природы - «Чудо огород на участке»
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Вся работа по проек...
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы «Чудо природы – радуга»
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы «Чудо природы – радуга»...
Познавательно – исследовательский проект в подготовительной группе « Мини огород на участке».
Актуальность проблемы.Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться. Наблюдая, за явлениями и объектами природы ребёнок обогащает свои знания. Чем глубже ребёнок познаёт окружающу...
Познавательно - исследовательский проект в подготовительной группе «Целый год кормит всех наш огород».
Данный материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений в целях организации совместной проектной деятельности с воспитанниками, педагогами, родителями....
Презентация познавательно – исследовательского проекта в подготовительной группе «Чудо - огород»
Презентация познавательно – исследовательского проекта в подготовительной группе «Чудо - огород»...
Познавательно - исследовательский проект в подготовительной группе "Вот так чудо - Снеговик!"
Цель: Создать условия для знакомства детей со свойствами снега и льда.Задачи:Познакомить со свойствами снега и льда.Формировать умение у детей устанавливать элементарные причинно - следственные связи:...