Познавательно – исследовательский проект в подготовительной группе «Чудо - огород»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Калинчикова Наталья Александровна

Познавательно – исследовательский проект

в подготовительной группе

«Чудо - огород»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogorod_1_prosmotrennyy.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – исследовательский проект

вподготовительной группе

«Чудо - огород»

Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети 5-6 лет, их родители, воспитатели.

Срок реализации: 5 месяцев (май – сентябрь).

Актуальность:каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. От этой проблемы и возникла идея создать проект«Чудо- огород», который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними. Каждый год функционал работы на огороде передается подготовительной группе. В этом году огородниками стали наша группа.

      Выполняя трудовые поручения на огородедети перенимают опыт, начиная с подготовкой почвы для сеяния семян укропа, подсолнухов, кабачков; посадки лука, рассады помидор, перца, цветов. Развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности, внимательность, наблюдательность, активность.

Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.

Проектная идея:  получить урожай овощей, выращенных самими детьми.

Цель: создание условий в огороде, стимулирующих интерес к опытно- исследовательской деятельности детей.

Задачи:

- Формировать представления о работах, проводимых в весенний, летний, осенний период в огороде.

 - Расширять представление детей о жизни растений.

- Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

- Учить детей делать выводы на основе наблюдений.

- Участвовать в посильной практической деятельности.

- Воспитывать бережное отношение к растениям.

-Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.

-Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее через рисунок, лепку, аппликацию.

Прогнозируемый результат

Для педагогов:

Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.

Внедрение инновационных технологий.

Для воспитанников:

Получение знаний и умений за жизнью растений и возможностью ухаживать за ними,пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.

Развитие любознательности, коммуникативных навыков.

Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

Для родителей:

Улучшение работы по взаимодействию с родителями, педагогами.

Повышение педагогической компетенции родителей в экологическом направлении.

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1. Составление плана работы над проектом. Распланировать работу над проектом поэтапно.

2. Организация грядок, посадка семян в огороде. Создать условия для реализации проекта.

3. Работа с методической литературой. Создать методическое обеспечение проекта.

4. Разработка консультаций для родителей «Витаминная корзина», «Полезные свойства овощей», «Огород на подоконнике в домашних условиях», «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Экологическое воспитание ребенка в семье». Просвещать родителей по теме.

5. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала.

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ

1. Беседа с детьми о том, что такое огород и для чего он нужен. Расширение знаний детей о культурных растениях на огороде.Беседы «Овощи», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Овощи на грядки и здоровье в порядке», «Что растет в огороде», «Вода и растения». Расширение познания детей о овощах, их свойствах .

2. Рассматривание энциклопедий иллюстраций о культурных растениях. Развитие интереса детей к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.

3. Чтение художественной литературы: Свен Нурдквист: «Переполох в огороде», «Чужак в огороде», Агния  Барто: «Нарисуем огород», «Было у бабушки сорок внучат». Ю. Тувим«Овощи», Т. Шорыгина: «Летний дождик», «Корзина овощей», «Росток», Я. Бжехва«Помидор», Т. Бокова «Праздник урожая». Расширение знаний детей о значении огорода для людей.

4. Экспериментирование: рассматривание семян через увеличительное стекло, выявление благоприятных
условий для прорастания семян. Расширение знаний детей о семенах, откуда они берутся и как появляются из них растения .

5. Дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Опиши овощ», «Угадай, что это», «Вершки-корешки», «Четвёртый лишний», Игра-лото «В саду, на поле, огороде», «Один - много». Расширение словарного запаса, классификация растений по месту произрастания: различие овощей и фруктов .

6.Сюжетно-ролевые игры: «Магазин: сюжет - продукты», «Приятного аппетита: сюжет - столовая», «Кафе», «Ярмарка». Развитие игровой деятельности. Развитие речи.

7. Практическая деятельность: полив растений, прополка грядок, рыхление земли. Развивать ответственность по уходу за растениями. Развитие интереса детей к выращиванию огородной культуры.

8. Опыт – наблюдение за всходами и ростом овощных культур. Формирование умений детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих семян.

9. Экспериментирование «растение - человек». Выявление детьми насколько растения нуждаются в уходе человека .

10. Труд в природе. Сбор созревших овощей.

11. Употребление созревших плодов. Формирование интереса детей к результату своего труда.

12. Художественно - эстетическое развитие: «Лепка овощей из пластилина», аппликация«Корзина с овощами».Развитие продуктивной деятельности детей,

детского творчества в художественном конструировании. Формирование трудовых умений и навыков.

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1. Оформление фотовыставки «Наш урожай». Формирование положительных эмоции, чувства радости.

2. Анализ и обобщение результатов по реализации проекта.

Дети участвовали в проекте с большим энтузиазмом, они получили удовлетворение от процесса ухаживания и наблюдения за цветами и огородом, что является важным фактором в воспитании трудолюбивого, активного, любознательного, дисциплинированного, социально адаптированного человека.

         Для диагностики уровня сформированности по поисково- исследовательской деятельности мы применяем методику диагностики экологических знанийстарших дошкольников (основана на методике О. Соломенниковой). По результатам диагностики на начало года мы выявили, что дети с высоким уровнем - 3 ребенка (10%), со средним – 23 ребенка (80%), с низким  - 3 ребенка ( 10%).

Таким образом, данный проект способствовал тому что, уровень интереса детей старшего возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическая компетентность детей: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. У детей появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями.

Результат проведения работ в проекте «Чудо- огород» :

- Изучили методическую литературу.

- Дети познакомились с культурными растениями, у детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений.

-В результате практической и опытнической деятельности дети узнали о необходимых условиях роста и развития растений.

-Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

 -Дети стали более уважительно относиться к труду и результатам труда.

- Дети приняли участие в конкурсе поделок из овощей в детском саду.

- Мы презентовали свой проект на педсовете в детском саду.

        В дальнейшем планируем развитие проекта в т.ч.этого года:

- Разработать с детьми правила алгоритма «Как правильно ухаживать за растениями в огороде».

- Пополнить центр природы книжками – самоделками «Наш – огород».

- Разработать методическое пособие «Витаминный огород».

- Инсценировать сказку «Овощи в огороде» для малышей.

- Изготовить дидактические игры«Узнай на ощупь»,«От какого овоща эта часть?», «От семени к плоду».

Использованная литература:

  1. Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. «Опыты и эксперименты для дошкольников»
  3. Иванова А.И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
  4. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:  «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»

"У ворот щумит народ.Где тут зимний огород?Говорят, что там растет.Огуречная рассада.И укропчик и лучок. Смотрят все на огород,И уходят открыв рот"...

Познавательно - исследовательский проект: Наш уголок природы - «Чудо огород на участке»

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Вся работа по проек...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы «Чудо природы – радуга»

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы  «Чудо природы – радуга»...

Познавательно – исследовательский проект в подготовительной группе « Мини огород на участке».

Актуальность проблемы.Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться. Наблюдая, за явлениями и объектами природы ребёнок обогащает свои знания. Чем глубже ребёнок познаёт окружающу...

Познавательно - исследовательский проект в подготовительной группе «Целый год кормит всех наш огород».

Данный материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений в целях организации совместной проектной деятельности с воспитанниками, педагогами, родителями....

Презентация познавательно – исследовательского проекта в подготовительной группе «Чудо - огород»

Презентация познавательно – исследовательского проекта в подготовительной группе «Чудо - огород»...

Познавательно - исследовательский проект в подготовительной группе "Вот так чудо - Снеговик!"

Цель: Создать условия для знакомства детей со свойствами снега и льда.Задачи:Познакомить со свойствами снега и льда.Формировать умение у детей устанавливать элементарные причинно - следственные связи:...