Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы «Чудо природы – радуга»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы «Чудо природы – радуга»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 52 «МАЯЧОК»
Автор: Ступникова Юлия Алексеевна, воспитатель первой квалификационной
категории
ТАМБОВ, 2017
Цель: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательных интересов и познавательной активности
Задачи:
Образовательные:
- расширение представлений детей о радуге как об атмосферном
- явлении;
- развитие экологического мышления, интереса к жизни природы;
- развитие диалогической, словесно-логической и обобщающих форм речи, обогащение словаря детей (лунная радуга, зимняя радуга-гало, преломление, отражение, призма)
Развивающие:
- развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности;
- развитие психических процессов: памяти, внимания, образного мышления;
- развитие уверенности в собственных силах и знаниях.
Воспитательные:
- формирование умения сотрудничать в коллективе, учитывать мнение
- других;
- формирование умения замечать и эмоционально откликаться на красоту природы, передавать свои ощущения, эмоции, впечатления в продуктивной деятельности (по выбору детей: рисование, лепка, аппликация)
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, компактные диски, мыльные пузыри, призма, 7 стаканов, кисти, гуашь (5 цветов), акварель, пластилин, клей, заготовки для радуги (цветные полоски разной длинны), вата.
Ход занятия:
Дети входят в зал (аудиозапись дождя).
- Ребята, вы слышите, что это? (Дождь).
- Однажды я попала под дождь, а когда он закончился, и из-за тучек выглянуло солнышко, я взглянула на небо и увидела необыкновенной красоты чудо... Как вы думаете, что я увидела? (Радугу)
(Слайд - Радуга)
«Радуга»
Что за диво! Что за чудо!
Серый, скучный дождик шел.
Вдруг, возьмись из ниоткуда - разноцветный капюшон.
Ну, какой же он красивый - этот чудо капюшон!
Он зеленый, красный, синий - радугой зовется он!
Силина Н.
- Дети, кто из вас видел радугу? Конечно, радугу видели все, и взрослые и дети!!!
- Какое настроение было, когда вы увидели радугу? (веселое, радостное)
- Да, ребята, ведь слово «радуга» похоже на слово «радость». И взрослые, и дети радуются, когда на небе вдруг возникает удивительно красивая радуга.
- Сколько цветов у радуги? (семь)
- Кто знает, из каких цветов состоит радуга? И в каком порядке?
- Ребята, так как же появляется радуга! Кто ее строит или рисует, так быстро и так красиво?
Проблемный вопрос.
- Ведь капелька дождя бесцветная и лучик бесцветный. Почему же радуга разноцветная? Как вы думаете? (ответы детей)
- Давайте сейчас с вами посмотрим мультфильм и все узнаем.
Использование ИКТ (просмотр обучающего мультфильма о радуге).
- Так кто же все-таки строит радугу? (Солнечный луч и дождик)
- Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики, давайте это проверим. Солнечный луч нам заменит - лучик от нашего проектора, а капельку воды нам заменит призма.
Опыт №1. Волшебный лучик
Цель: показать, что солнечный луч может превратиться в разноцветный. Прохождение луча света через стеклянную призму.
Делаем вывод: Лучик проходит через призму и распадается на 7 цветов радуги.
- Ребята, на что похожа радуга? (Дуга, коромысло, полукруг).
(Слайд - круглая радуга)
- Оказывается радуга-это не дуга, как мы с вами ее видим, а круг и это можно увидеть только с высоты птичьего полета или, если летишь на самолете. Ученым, удалось сфотографировать радугу с самолета.
(Слайд - лунная радуга)
- Но это еще не все чудеса. Иногда радугу можно увидеть ночью, когда после дождя из-за туч выглядывает луна. И называют ее .... (лунная радуга). Конечно она не такая яркая, как солнечная.
- Ребята, а бывает радуга зимой? (выслушиваем предположения детей)
- Оказывается, бывает, и это, по-моему, самое удивительное чудо!!!
(Слайд - радуга зимой)
- Зимняя радуга называется - гало.
- Ребята, а где можно встретить радугу без дождя?
(Слайд - радуга в фонтане, радуга в водопаде, радуга в поливочном шланге)
- Понаблюдайте летом на даче или около фонтана, и вы обязательно увидите там радугу. Для радуги нужны - вода и солнце!
- Ребята, если быть внимательными и наблюдательными, можно увидеть, что некоторые предметы, которые нас окружают, при попадании на них солнечных лучей или яркого света, вдруг начинают переливаться всеми цветами радуги!!! Вы когда-нибудь видели такое чудо? (мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день)
(Дети рассматривают радугу на компакт дисках и в мыльных пузырях).
- Я вам предлагаю поселить цвета радуги в эти стаканчики.
Проблемная ситуация - нет оранжевой и фиолетовой краски.
- Какой будет первый цвет - красный, а второй - оранжевый.
- Но у нас нет оранжевой краски, что делать? (Дети высказывают свои предположения).
- А хотите сделать свою радугу?
(Дети выбирают материал и способ изготовления «своей» радуги – рисование гуашью, акварелью, конструирование из цветной бумаги, лепка из пластилина).
- За этим столом можно нарисовать радугу! А здесь можно слепить радугу! А здесь можно сконструировать радугу! Выбирайте, какую радугу вы хотите сделать! (продуктивная деятельность детей под музыку Ф.Шопена «Осенний вальс»).
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
- Что тебя больше всего удивило сегодня?
- Что тебе сегодня особенно запомнилось?
- Что ты расскажешь дома?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
Экспериментирование является эффективным средством формирования реалистичной картины мира у детей старшего дошкольного возраста, в данном конспекте специально организованной образовательной деятельнос...
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной технологии, мнемотехники
В конспекте представлены цель, задачи и ход совместной познавательно-исследовательской деятельности....
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга»
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной техн...
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы на тему: "Откуда появляется радуга"
Конспект СОД по познавательному развитию с использованием опытно-экспериментальной деятельности и мнемотехники.Цель: создать условия для получения знаний о происхождении радуги в процессе совместного ...
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной технологии, мнемотехники
Цель: создать условия для получения знаний о происхождении радуги в процессе совместного экспериментирования.Обучающие задачи:-Формировать представления детей о возникновении радуги;-Закрепить ц...
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной технологии, мнемотехники
Цель: создать условия для получения знаний о происхождении радуги в процессе совместного экспериментирования.Обучающие задачи:-Формировать представления детей о возникновении радуги;-Закрепить ц...
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной технологии, мнемотехники
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной техн...